Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука как источник иллюстраций. Астрономия 1 страница




Я хочу, братья, прочесть вам несколько лекций о РАЗЛИЧНЫХ НАУКАХ, КАК ИСТОЧНИКЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ. Мне кажется, что каждый студент, собирающийся стать христианским проповедником, должен хотя бы что-то знать о каждой науке. Он должен интересоваться каждой формой знания, которая может быть полезна в его работе. Бог создал все вещи в этом мире для того, чтобы они были нашими учителями, и у каждой из них можно чему-то научиться; никогда не станет хорошим студентом тот, кто не посещает все лекции, которые он должен посещать; так и тот, кто не учится у всего, что сотворил Бог, никогда не будет иметь пищи, необходимой его душе, и не овладеет знаниями, позволяющими ему стать всесторонне образованным учителем других.

Я начну с АСТРОНОМИИ. Вы сразу же увидите, что я не собираюсь читать вам лекции по астрономии, ни говорить о важных фактах и деталях этой увлекательной науки. Я просто использую астрономию как одним из многих источников иллюстраций, которые предусмотрел для нас Господь. Однако самой этой науке мы все должны уделять большое внимание, потому что она касается многих великих чудес природы, и ее влияние на наш ум действительно чудодейственно. Темы, которые рассматривает астрономия, столь важны, и чудеса, которые раскрывает нам телескоп, столь велики, что очень часто люди, которые не могут овладеть знанием, получаемым из других источников, легко овладевают им, когда изучают астрономию. Так, например, в нашем колледже учился брат, который казался настолько тупым, что мы посчитали, что ничему его не научим и должны отчислить его. Но я дал ему маленькую книжицу под названием "Молодой астроном", и он потом сказал мне, что когда читал ее, почувствовал, что будто что-то треснуло в его голове или какая-то струна лопнула в ней. Его кругозор так расширился, что фактически, я думаю, расширился и его череп, что должно было бы произойти в детстве, а произошло только теперь под влиянием огромной силы, которую оказало на него изучение даже азов астрономии.

Эта наука должна особенно нравиться проповеднику Евангелия, потому что она позволяет приблизиться к Богу гораздо ближе, чем всякая другая. Говорят, что неверующий астроном - это безумец, а я бы сказал, что всякий неверующий - это человек, страдающий самой тяжелой формой безумия; и, конечно же, тот, кто познал тайну на небе, но не познал великого Отца светил, Господа, Который их сотворил, должен быть поражен страшным безумием. И несмотря на все его знания, он страдает отсутствием ума, что ставит его в положение ниже даже зверей, которым нет спасения.

Великий математик - астроном Кеплер, так хорошо объяснивший многие законы, по которым устроена вселенная, заканчивает одну из своих книг "Гармония мироздания" таким выражением своих чувств: "Благодарю Тебя, Господь и Творец, что Ты дал мне радость наслаждаться Твоим творением, потому что я восторгаюсь работой рук Твоих. Я показал людям славу Твоих дел, насколько мой ограниченный разум смог вместить их бесконечность. Если я сказал что-то недостойное Тебя или искал своей собственной славы, будь милосерден и прости меня". И вы также знаете, что великий Ньютон, самый выдающийся ученый среди сынов человеческих, всегда падал на колени, когда смотрел на небо и обнаруживал новые чудеса на звездном небе. Поэтому наука, которая заставляет людей смиренно склоняться перед Господом, должна быть для нас всегда любимым предметом изучения, потому что целью нашей работы является вызывать благоговение перед Богом у всех, на кого имеет влияние.

Астрономия никогда не стала бы для нас доступной, во всех ее деталях, если бы не изобретение телескопа. Истина велика, но она не принесет нам спасения, пока мы лично не узнаем ее. Знание Евангелия, открытое нам в Слове Божием, делает его истиной для нас; и часто Библия для нас - это то, что телескоп для астронома. Священное Писание не создает истины, но оно открывает ее нам так, чтобы наш бедный, слабый разум, посвященный Святым Духом, мог воспринять и понять ее.

Из книги Томаса Мильнера "Небо и земля", из которой привожу в этой лекции много цитат, я узнал, что телескоп был изобретен таким вот особым образом: "Один человек в Миддльбурге, который изготовлял очки, сделал это открытие благодаря своим детям, обратившим его внимание на увеличенный размер флюгера на церкви, если смотреть на него через два очковых стекла, помещенных между пальцами на некотором расстоянии друг от друга. Это было одним из бессознательных действий ребенка, и редко можно найти такой огромный результат, полученный при таких простых обстоятельствах. Трудно себе даже представить, что такие детские шалости привели вскоре к расширению известных связей планетарной системы, проникновение через туманность Ориона и открытию богатств, которые таит в себе небосвод". Точно так простой случай часто является средством открытия людям чудес божественной благодати. То, что человек считает пустяком с религиозной точки зрения, Бог обращает во спасение его души. Он приходит в церковь послушать проповедь, как если бы пришел в театр посмотреть пьесу, но Святой Дух открывает ему истину и глубину Царства Божия, и его личную заинтересованность в них.

Думаю, что случай с открытием телескопа может послужить хорошей иллюстрацией связи между незначительными причинами и большими результатами, показывающими, как Промысел Божий всегда делает незначительные вещи средством чудесных и важных изменений. Часто бывает, что то, что кажется нам чистой случайностью, ничего из себя не представляющей, может изменить весь образ нашей жизни и повернуть жизнь многих других людей в совершенно ином направлении.

При помощи телескопа мы можем видеть количество, положение и движение звезд и изучать удивительные вещи, происходящие на звездном небе, и все больше и больше наблюдать чудеса, творимые рукой Божией. Телескоп позволил нам узнать гораздо больше о солнце, луне и звездах, чем мы узнали бы о них без его помощи. Д-р.Ливингстон, путешествуя по Африке, часто пользовался сектантом, и туземцы называли его белым человеком, который мог снять с неба солнце и нести его под мышкой. Вот что сделал для нас телескоп, и вот что сделала для нас в духовной сфере вера в Евангелие. Она дала нам Отца и Сына и Святого Духа и непреходящие вечные ценности, которыми мы теперь обладаем и которым постоянно радуемся.

Итак, братья, вы видите, что сам телескоп может стать для нас источником многих ценных иллюстраций. Мы можем также извлечь большую пользу из изучения звезд в целях навигации. Моряк, бороздящий по нехоженным морям, может при помощи астрономических наблюдений, привести свой корабль, не сбиваясь с пути, в желаемую гавань. Капитан Холл рассказывает, что однажды он плыл из Сан Блаза, что на Западном берегу Мексики, и проплыв за восемьдесят девять дней восемь тысяч миль, пришел в Рио-де-Жанейро, пройдя за это время через Тихий Океан, вокруг мыса Горн и Южный Атлантический океан, не заходя ни в одну гавань и не встретив ни одного корабля, кроме американского китобойного судна. За неделю до прихода в Рио-де-Жанейро он решил по положению луны вычислить местонахождение своего корабля и затем повел его, следуя общим принципам навигации, которые могут быть использованы для короткого расстояния между одной неизвестной точкой и другой. Дойдя до берега, который, по его вычислениям, находился на расстоянии около двадцати миль, он остановил корабль в четыре часа утра, ожидая рассвета, и затем очень осторожно, так как был густой туман, двинулся дальше. Когда туман рассеялся, экипаж с радостью увидел мыс "Сахарная голова", выступающий у входа в гавань, так что им не надо было ни на йоту менять курса, чтобы войти в порт. Это была первая земля, которую они увидели за почти три месяца плаванья, пройдя так много морей, двигаясь то вперед, то назад из-за бесчисленных течений и плохого ветра. Все на корабле пришли в восторг, и моряки приветствовали своего капитана восторженными криками троекратного "ура!"

Так и мы, братья, плывем по морю нашей жизни, руководствуясь небесными телами, долго не видя земли, а иногда даже и проходящего мимо нас корабля; и все же, если мы будем точно следовать ориентирам, которые указывают нам правильный путь, то в конце нашего странствия получим великую милость Божию, увидев перед собой не только мыс "Сахарная голова", но и прекрасную Гавань Славы. Нам не надо будет ни на йоту менять свой курс; и когда мы войдем в небесную гавань, какие песни восторга мы будем петь, но прославляющие не свое собственное умение, а во славу чудесного Капитана и Лоцмана, Который провел нас через бушующий океан жизни и дал возможность плыть в полной безопасности, даже тогда, когда мы не видели своего пути!

Кеплер делает правильное замечание, когда говорит о математической системе, благодаря которой можно предсказать движение звезды. После описания своих наблюдений и выражения уверенности, что законы природы подчиняются воле Божией, он говорит: "Но если кто не в состоянии овладеть этой наукой, то я советую ему оставить это занятие блуждания по вселенной и пойти по своему собственному пути, открыв свои собственные глаза, только которыми он может видеть, и излить свои чувства в прославлении Бога Творца; и будучи уверенным, что он поклоняется Богу не менее, чем астроном, и что Бог дал ему внутреннее зрение, которым он видит лучше, чем астроном, он может и будет славить Господа за то, что он сам смог увидеть".

Это, я думаю, самая замечательная иллюстрация к тому, что вы можете сказать любому несчастному невежде в своем приходе; "Дорогой друг, если ты не можешь понять богословской системы, которую я только что старался объяснить тебе, если эти доктрины тебе совершенно не понятны, если ты не можешь понять моего критического разбора греческого текста, уловить поэтическую идею, которую я пытался тебе сейчас объяснить и которая столь для меня восхитительна, но если ты знаешь только то, что твоя Библия это есть истина, что сам ты грешник и что Иисус Христос есть твой Спаситель, то иди своим путем и поклоняйся, люби и думай о Боге так, как ты можешь. Не обращай внимания на астрономов, на телескопы, звезды, солнце и луну, по-своему поклоняйся Господу, как ты сам можешь. Совершенно не зависимо от моих богословских знаний, моих объяснений доктрин Священного Писания сама Библия и та драгоценная истина, которую ты познал своим собственным сердцем через учение Святого Духа, сделает тебя достойным поклонником Всевышнего Бога".

Думаю, что все вы знаете одну из древних астрономических систем, согласно которой в центре находится земля, вокруг которой вращаются солнце, луна и звезды. Ее фундаментальными принципами были неподвижность земли, ее центральное положение и ежедневное вращение вокруг нее всех небесных тел по их циркулярным орбитам.

Таким же образом можно создать богословскую систему, согласно которой человек находится в центре, а Христос и Его искупительная жертва существует только ради человека, Святой Дух является просто великим Работником от имени человека, и что даже великий и всеславный Отец существует только ради того, чтобы сделать человека счастливым. Некоторые, может быть, и являются сторонниками такой богословской системы, но мы, братья, не можем впадать в такое заблуждение, потому что, как и то, что земля не есть центр вселенной, так и человек не есть величайший из всех существ. Богу было угодно возвыситься над человеком, но мы должны помнить, что говорит о Нем псалмопевец: "Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, что Ты посещаешь его?" В другом месте Давид говорит: "Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что Ты обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению, дни его - как уклоняющаяся тень". Человек не может быть центром вселенной Божией, он слишком не значителен, чтобы занимать в ней такое положение, и план искупления существует совершенно для той цели, чем просто сделать человека счастливым или даже святым. Спасение человека должно быть прежде всего ради славы Божией; и вы нашли правильную форму христианской доктрины, когда признали систему, в которой центром является Бог властвующий и управляющий по Своей доброй воле. Не умаляйте человека до такой степени, чтобы создавалось впечатление, будто Бог не заботится о нем; потому что тем самым вы порочите Бога. Поставьте человека в то положение, которое определил ему Бог - тогда вы получите богословскую систему, в которой все истины откровения и опыта будут двигаться в божественном порядке и гармонии вокруг великого центрального светила, Верховного Божественного Владыки вселенной, Всевышнего Бога, властвующего над всеми и на все века.

Но, возможно, кто-то из вас впадает в другую ошибку, вообразив себя центром системы. Думаю, что это глупое замечание является хорошей иллюстрацией. Есть люди, основными принципами которых является, во-первых, их собственная неподвижность: они есть то, что они должны быть, они правы, и никто не может сдвинуть их с места; и, во-вторых, они занимают центральное положение, для них восходит и заходит солнце и для них прибывает и убывает луна. Жены их существуют для них, для них рождаются их дети; для них все занимает то место, которое оно занимает во вселенной Божией; и они судят обо всем согласно одному единственному правилу: "Какую это принесет мне пользу?" Это начало и конец их великой системы, и они считают, что все земные тела, если не все небесные, ежедневно вращаются вокруг них. Солнце, луна, одиннадцать звезд сотворенные для того, чтобы поклоняться им. Что касается земли, то эта устарелая система не имеет никакого к ним отношения. Может быть, кому-то из вас и нравится эта идея, но большинство людей не станет разделять ее, и чем скорее мы, с помощью Божией, отбросим ее, тем это будет лучше; тогда мы сможем занять подобающее нам место в самой высшей системе, чем в любой из тех, в которой мы можем быть центром.

Тогда СОЛНЦЕ, а не земля, являются центром солнечной системы, которая, заметьте, занимает только один малюсенький уголок вселенной, хотя она и настолько огромна, что если я назову вам ее настоящие размеры, то вы не сможете даже представить их себе, настолько они велики. Однако эта огромная система, по сравнению со всей вселенной Божией, подобна единственной маленькой песчинке на берегу моря, и могут существовать "мириады" систем, некоторые из которых состоят из таких же огромных, как наша, система. Само солнце является только планетой, вращающейся вокруг более огромного солнца, а этот мир - лишь маленький спутник этого солнца, которое никогда не видели астрономы, быть может, живущие в этой значительно далекой от нас солнечной системе. Бог создал замечательную вселенную, и тем не менее, сколько бы мы о ней ни знали, мы никогда не должны воображать, что увидели больше, чем только маленькую часть всех миров, которые создал Бог.

Земля и все планеты, и все твердые тела вселенной управляются, как вы знаете, силой притяжения. Мы удерживаемся на своем месте в этом мире, вращаясь вокруг солнца под воздействием двух сил - одна называется центростремительной, притягивающей нас к солнцу, а другая - центробежной, которая обычно сравнивается с тенденцией капель воды, стремящихся, на вращающемся колесике отлететь по касательной от круга, который они описывают.

Так, я думаю, существует и две силы, всегда действующие на нас, одна из которых притягивает нас к Богу, а другая отталкивает от Него и тем самым удерживает нас в кругу жизни. Но я был бы счастлив, если бы вырвался из этого круга и вышел бы из-под влияния центробежной силы, и тогда, думаю, в тот момент, как прекратится действие, которое отталкивает меня от Бога, я окажусь с Ним на небе; и в этом я не сомневаюсь. Как только одна их этих сил, влияющих на жизнь человека, прекратит оказывать на нас свое действие, мы либо под воздействием центробежной силы, далеко отлетим от Бога, - что Бог запрещает(!) - либо, под воздействием центростремительной силы влетим в центральный небосвод; и чем скорее наступит этот славный конец жизни, тем для нас это будет лучше. И я скажу с Августином: "Все вещи притягиваются к своему центру. Будь Ты Центром моего сердца, О Боже, мой Свет, моя единственная Любовь!"

Само солнце - это огромное тело, размеры его известны, но я не стану вас утруждать цифрами, потому что вы все равно не сможете себе представить его истинного размера. Достаточно сказать, что если землю и луну поместить внутрь этого солнца, то им хватит места продолжать вращаться по своим собственным орбитам, как они это делают сейчас, и не надо будет бояться, что они натолкнутся на внешнюю поверхность этого солнца, которая для них будет представлять небо.

Свет с солнца достигает нас за восемь минут. И мы можем судить о скорости, с которой движется этот свет, если сравнить ее с наивысшей скоростью пушечного ядра, которому, если запустить его на солнце, понадобится семь лет, или с поездом, которому, двигающемуся со скоростью тридцать миль в час без остановок, понадобится триста пятьдесят лет. Так что вы можете хотя бы приблизительно представить себе, на каком расстоянии мы находимся от солнца; и это, я думаю, является для нас хорошей иллюстрацией веры. Никто не может знать, кроме как через веру, что солнце действительно существует. То, что оно существовало восемь минут назад, я знаю, потому что луч солнца, который дошел до нас, говорит мне об этом, но я не могу быть уверенным, что оно существует сейчас. Некоторые звезды находятся на таком огромном расстоянии от земли, что луч света с них доходит до нас за сотни лет, и потому откуда нам знать, что они давно уже не потухли. Однако мы все равно отмечаем их на нашей небесной карте, потому что верим в их существование, ибо как и то, что "верно познаем, что веки устроены словом Божиим", так и только верою можем мы знать, что они существуют. Когда мы глубже изучаем этот вопрос, то видим, что наше зрение и все наши способности и чувства не дают нам уверенности в существование этих небесных тел, и потому мы должны только верить в это; так и в духовной сфере, мы ходим верою, а не зрением.

То, что солнце имеет на своей поверхности пятна, - это факт, о котором все говорят. Так и если вы являетесь солнцем и ярко светите, но у вас есть недостатки, то люди их очень быстро заметят и привлекут к ним внимание других. Часто о пятнах на солнце говорят гораздо больше, чем о его светящейся поверхности; так и люди больше будут говорить о недостатках и слабостях, которые замечают в нашем характере, чем о наших лучших качествах, которые они видят в нас. Одно время утверждали, что на солнце нет пятен, ни даже пятнышек. Многие же астрономы, без помощи телескопа, обнаружили эти пятна на поверхности солнца; но досточтимые отцы Церкви, которые все знают, заверили их, что ничего подобного такого рода не возможно. В книге, которую я выше цитировал, говорится: "Когда немецкий иезуит Шайнер поведал главе своего ордена о своих сомнениях по этому поводу, тот наотрез отказался ему поверить. "Я много раз прочел, - сказал он, - "всего Аристотеля от корки до корки, и могу заверить тебя, что ничего подобного нигде у него не нашел. Иди, мой сын, и успокойся, будь уверен, что то, что ты принимаешь за пятна на солнце, - это только дефект твоих очков или твоего зрения". Итак, братья, мы знаем, какую силу имеет ханжество, и что люди не видят того, что совершенно ясно видим мы, и даже, когда даются факты, они не верят им и видят в них все, что угодно, только не реальную правду. И я опасаюсь, что и само Слово Божие часто так видится. Четко и ясно открытые, нам истины упрямо отрицают, потому что они не соответствуют предвзятым теориям неверующих.

Было сделано много попыток объяснить, что в действительности представляют собой эти пятна на солнце. Согласно одной теории солнце окружено светящейся атмосферой, а пятна - это дыры этой атмосферы, через которые мы видим твердую поверхность солнца. И я не вижу причин считать эту теорию неправильной; мне кажется, что она объясняет первую главу Бытия, где сказано, что в первый день Бог сотворил свет и только в четвертый - солнце. Не сотворил ли он сначала свет, а потом взял солнце, которое могло быть темным шаром, и поместил на него свет в виде святящейся атмосферы? Эти две вещи вполне соответствуют друг другу, и если пятна действительно дыры в светящейся атмосфере, то они могут служить прекрасной иллюстрацией пятен, которые люди в нас видят. Мы облачены праведностью, как светящейся одеждой, но время от времени в ней появляются трещины, через которые можно заглянуть в темное тело порочной природы, все еще существующей в лучших из нас.

Вы знаете, что опасно смотреть на солнце незащищенным глазом. Некоторые отваживались смотреть на него через простое незатемненное стекло и слепли. Другие пренебрегали специальными телескопическими стеклами и также слепли. Это является хорошей иллюстрацией нашей необходимости в Посреднике и необходимости смотреть на Бога через посредство Господа Нашего Иисуса Христа, иначе чрезмерная слава Божества может совершенно лишить нас возможности видеть Бога.

О влиянии солнца на землю я не стану здесь говорить, так как это относится совершенно к другой науке и не касается астрономии. Достаточно сказать, что живые растения иногда растут и без солнца, как, например, в темном погребе; и как прекрасно они существуют в таких условиях! Как счастлив должен был быть великий естествоиспытатель Гумбольдт, когда он спустился в подземную пещеру, в которой обитали птицы, питавшиеся только плодами. Он пишет: "Зерна, которые птицы приносили своим птенцам, падали на землю, и из них вырастали высокие, бледные, прозрачные стебли, покрытые полуоформленными листьями, и невозможно было понять, к какому виду они относятся, так как отсутствие света изменило их форму, цвет и вид. Индийские туземцы смотрели на эти странные растения с любопытством и страхом, как если бы это были бледные и уродливые призраки, уже исчезнувшие с лица земли".

Итак, братья, подумайте, кем бы были вы и я без света Божиего. Представьте себе церковь, а такие есть, живущие без света небесного, пещеру, полную странных птиц и бесцветных растений. Какое это страшное место! Такая пещера есть в Риме и в других местах на земле; и горе тем, кто пойдет жить в таких мрачных логовах!

Какой изумительный эффект оказывает свет Божий на людей, имеющих в себе искру Божию, но живущих в темноте! Путешественники рассказывают нам, что в обширных лесах Амазонки и Ориноко можно иногда видеть влияние света на окраску растений во время почкования. Один путешественник пишет: "Тучи и дождь на несколько дней иногда покрывают небо, и в это время почки раскрываются, но листья остаются бледными, пока не покажется солнце; и уже через несколько часов чистого неба и солнечного света они становятся ярко-зелеными. Мне рассказывали, что когда в течение двадцати дней стояла мрачная, пасмурная погода и ни разу не показалось солнце, листья выросли до их полных размеров, но были бледными. Но когда утром засветило солнце, листья стали зеленеть, буквально на глазах, и уже днем весь лес был одет в свои обычные летние одежды".

Мне кажется, что это прекрасная иллюстрация влияния на нас Господа нашего Иисуса Христа. Мы можем сказать с д-р. Уоттсом, что,

Когда Он появляется в самой глубокой тьме,

Начинается заря моей жизни;

Он прекрасная утренняя звезда моей души

И мое восходящее солнце.

Тогда мы облачаемся красотой, как листья окрашиваются лучами солнечного света. Каждым атомом цвета в наших добродетелях, каждым дуновением благоухания наших плодов мы обязаны тем ярким солнечным лучам, изливающимся на нас с Солнца Правды, Который под своими крыльями несет нам, кроме исцеления, много других даров.

Влияние солнца на растения можно наблюдать и в цветах в вашем саду. Посмотрите, как они, когда могут, поворачиваются к нему; подсолнух, например, поворачивается за солнцем, будто он сам сын солнца, и с любовью взирает на лицо своего отца. По своему виду он очень похож на солнце, и, я думаю, это потому, что он так любит поворачиваться к солнцу. Все листья клеверного поля изгибаются к солнцу, и все растения преклоняются перед солнцем, которому они столь многим обязаны. Даже в оранжерее растения не станут расти в том направлении, в каком вы хотите, когда им надо тепло, то есть, в сторону дымохода, откуда идет тепло, ни того места, откуда поступает больше воздуха, но они всегда будут, если могут, направлять свои ветви и свои цветы в сторону солнца. Так и вы должны расти в сторону Солнца Правды, и потому для исцеления нашей души должны мы обращать наше лицо к Солнцу, как Даниил молился у открытых окон, смотрящих на Иерусалим.

Где Иисус, там наше Солнце. Будем же всем своим существом поклоняться Ему.

Совсем недавно я прочел об одном поразительном случае действия солнечных лучей. Несколько водолазов в водолазном колоколе работали под водой на глубине тридцати футов. Выпуклое стекло колокола полностью сконцентрировало на них солнечные лучи, которые сожгли шлемы на их головах. Когда я прочел эту историю, я подумал, что она является прекрасной иллюстрацией силы Евангелия Господа нашего Иисуса Христа. Некоторые из наших слушателей находятся тридцать футов под водами греха, если и не глубже, но милостью Божией мы еще можем заставить их почувствовать зажигающую силу истины, которую мы им проповедуем, даже если нам не удается зажечь их огромной силы огнем этого мощного стекла. Может быть, кто-нибудь из вас имел в детстве зажигательное стекло, и когда где-нибудь в саду или на улице вы сидели со своим другом, который не знал, что у вас в кармане, вы вынимали это стекло и прикладывали его незаметно к тыльной стороне его руки, держали его до тех пор, пока он не почувствует, что что-то жжет его руку. Мне нравится проповедник, который сосредотачивает лучи Евангелия на грешнике, пока оно не начнет жечь его. Никогда не рассеивайте лучи света; вы можете повернуть это стекло так, что, вместо того чтобы сосредоточить его лучи, вы рассеиваете их. И самый лучший путь проповеди - это тот, который сосредотачивает Иисуса Христа, Солнце Правды на сердце грешника. Это самый лучший в мире путь добраться до него, и если он находится тридцать футов под водой, это зажигательное стекло позволит вам сделать это. Только не вздумайте использовать для этого свою собственную свечу вместо Солнца, потому что она служит совсем другой цели.

Иногда, как вы знаете, бывает затмение солнца. Луна становится между вами и солнцем, и тогда яркий дневной свет тускнеет. Думаю, все мы видели затмение солнца, можем быть, увидим еще. Это очень интересное зрелище; но мне кажется, что люди гораздо больше обращают внимание на солнце во время его затмения, чем когда оно ярко светит. Они не в состоянии смотреть на него день за днем, когда оно ярко светит. Но как только наступает его затмение, они тысячами высыпают на улицу со своими стеклами, и каждый маленький мальчик имеет кусочек дымчатого стекла, через которое его наблюдает.

Так я не верю, что люди уделяют Господу нашему Иисусу Христу столько внимания, как тогда, когда Он предстает перед ними как страдающий Спаситель, "распятый у них". Когда наступает великое затмение Солнца Правды, тогда все их глаза сосредоточены на Нем, и это хорошо. Не переставайте же постоянно говорить своим слушателям об этом страшном затмении на Голгофе, но также говорите им и о действии его, чтобы никогда не повторялось это ужасное событие.

Говоря о солнечном затмении, я вспомнил рассказ из книги, о которой говорил выше, об одном солнечном затмении. Его описал один человек в своем письме к астроному Галилею. Он стоял на Хардоу Хилл, восточном конце Стоунхендж Авеню, прекрасном месте для наблюдения, и оттуда наблюдал солнечное затмение. И он пишет: "Нас окутал полный и осязаемый мрак, если можно так выразиться. Он наступил внезапно, но я наблюдал его так внимательно, что видел, как это происходило. Он опустился подобно огромному черному плащу, брошенному на нас, или завесе, отодвинутой с той стороны. Лошади, которых мы держали за уздечки, так испугались, что прижались к нам, выражая крайнее удивление. Насколько я мог заметить, лица моих друзей выражали ужас. И я сам невольно воскликнул от удивления, видя, что в этот момент происходило вокруг меня. Это было самое ужасное зрелище, которое я когда-либо видел во всей своей жизни".

Такое, думаю, происходит и в духовной сфере. Когда произошло затмение Солнца Правды, все люди оказались во тьме; и когда бесчестится Крест Христовый или Сам Христос, каждый христианин оказывается в ужасной тьме. Он не может стоять в свете, когда его Господь и Учитель находится в тени.

Один наблюдатель описывает, что происходило во время солнечного затмения в Австрии, свидетелем которого он сам был. Казалось, что для всех людей это был праздник. Они собрались на открытом месте, чтобы наблюдать это чудесное зрелище. И этот наблюдатель пишет: "Всем своим величием это явление восторжествовало над нетерпеливостью молодежи, легкомыслием, которое некоторые принимают за признак превосходства, над выражением равнодушия. В воздухе царила глубокая тишина, птицы перестали петь". Более поразительным является то, что в Лондоне после затмения солнца, когда петухи увидели, что солнце снова светит, они все начали кричать, будто с радостью подумали, что дневной свет пробился сквозь мрак ночи.

Однако это изумительное явление не всегда привлекает внимание людей, которые должны были бы его видеть. Из истории мы знаем, что во время битвы, думаю, в Греции наступило полное затмение солнца, но воины все равно продолжали бороться, они просто не заметили этого исключительного явления. Это говорит о том, что сильные страсти могут заставить нас забыть происходящее вокруг, и в то же время показывает, что дела человека на земле могут заставить его забыть обо всем, что происходит на небе. Вы только что слышали, что лошади дрожали от страха во время затмения солнца. А другой писатель пишет, что во время солнечного затмения в Лондоне лошади, которые перед тем тащили экипажи, не обратили ни малейшего внимания на это явление и, как обычно, продолжали свой путь. Так земные дела человека часто столь обременительны по своему характеру, что мешают ему почувствовать душевные эмоции, которые чувствуют те люди, которые предпочитают задумываться над ними.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.