Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и отличительные черты массовой информационно-коммуникационной системы




МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

J


Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под ред. В. С. Комаровского. М., 2001.

СМИ в странах СНГ. Анализ политической, законодательной и социаль­но-экономической структур / Под ред. Дж. МакКормак, Европейский Институт СМИ. Берлин, 1999.

Смирнов В., Чумиков А. Информационный менеджмент в искусстве поли­тического управления // Власть. 1995. № 4.

Corrado A. and Firestone С, eds. Electronic in Cyberspace: Towards a new era in American Politics. N.Y., 1996.

Grossman L. K. The Electronic Republic: Reshaping Democracy in America. N.Y., 1995.

TofflerA., Toffler H. The Third Wave. N.Y., 1980.

Sparks C. (with A. Reading) Communism, Capitalism and the Mass Media. London, 1998.


Глава 3

Понятие массовой информационно-коммуникационной системы

Первостепенным значением для политики обладает массовая инфор­мационно-коммуникационная систе­ма (МИКС). Именно она характе­ризует контакты власти и общества,

правящих элит с гражданами, населением страны, отражает взаи­модействие их интересов, раскрывает институты и технологии ком­муникации, которые используются обеими сторонами для под­держания политического общения.

В науке сложились различные подходы к характеристике МИКС и ее оценке. Массовая коммуникация рассматривается учеными то как своеобразная форма распространения информации с целью контроля граждан, то как процесс создания и трансмиссии куль­турных образцов поведения, то как форма презентации классовых интересов и т.д. Среди этих позиций выделяется подход Г. Лассуэл-ла, полагавшего, что массовая коммуникация представляет собой форму (адекватного/неадекватного) отображения реалий, лежа­щую в основании процесса передачи масштабных сообщений боль­шим анонимным получателям информации — массам населения. Таким образом, массовая коммуникация ставилась ученым в зави­симость от характера передаваемых сообщений, а позиция реци­пиента трактовалась как преимущественно пассивная.

Оппоненты Лассуэлла полагают, что первостепенное значение для массовой коммуникации имеет формирование коллективных образов и смыслов, необходимых для поддержания коммуника­ции власти и общества, а истинность или ложность сообщений роли не играют. Иными словами, суть массовой коммуникации


сводится к процессу производства определенной, рассчитанной на массового потребителя информационной продукции.

Действительно, массовая коммуникация в целом предназначе­на для формирования и передачи от власти к обществу (и в обрат­ном направлении) определенных образов, смыслов, значений. Од­нако такое перемещение коллективных воззрений может не толь­ко вовлекать население во власть, но и дистанцировать от нее. В любом случае данные информационные обмены совершаются в публичном пространстве политики с использованием определен­ных институтов и норм. Таким образом, массовая коммуникация является содержанием публичной сферы, т.е. того институциональ­ного пространства, в котором люди удовлетворяют свои интересы или, как подчеркивал Ю. Хабермас, стремление к знаниям и сво­боде через получение информации. Как считает сторонник этой позиции П. Далгрен, политика «является специфической облас­тью публичной сферы, которая вынуждена иметь дело с медиап-редставлениями, имеющими отношение к принятию конкретных государственных решений»'.

Будучи разновидностью публичных отношений, массовая ком­муникация выступает как механизм и одновременно как сфера организации общественных дебатов, ведения открытых дискуссий, поддержания полемики власти и населения по поводу затрагиваю­щих их интересы вопросов. В этой области существует множество источников (партии, клубы, СМИ и др.) и средств (прямых и опосредованных) получения информации, а также разнообраз­ных (технических и социальных) каналов передачи сообщений и способов (рекламных, пропагандистских и пр.) поддержания ком­муникаций. Часть массовых коммуникаций может инициироваться государством или же финансироваться бизнесом, осуществляться стихийно или же предполагать сознательный обмен сведениями и налаживание контактов. Но во всех случаях (в том числе учитывая наличие множества локальных пространств, где общение проис­ходит весьма специфическим образом) участники массовой ком­муникации объединены интересами, которые так или иначе со­прикасаются с распределением власти, и вовлечены в открытую дискуссию по общим для них политическим вопросам.

Памятуя о том, что массовая информационно-коммуникаци­онная система отражает упорядоченный и институализированныи характер такого рода процессов, ее можно определить как устой­чивую совокупность коммуникационных ролей и потоков, обслужи­вающих публичные контакты элитарных и неэлитарных слоев по поводу достижения ими опосредованных властью интересов и целей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.