Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для обсуждения. сообщений не нуждается в одобрении общественным мнением




I


сообщений не нуждается в одобрении общественным мнением. Как уже говорилось, власть может формировать односторонние ком­муникации без обратной связи. Но наряду с этим существуют и попытки установления контакта с общественным мнением и со всем обществом. Так что обобщив сложившиеся в науке подходы и учитывая непостоянную потребность власти в суждениях граждан, можно сказать, что общественное мнение представляет собой сово­купность суждений и оценок, характеризующих состояние массово­го (группового) сознания, оказывающее влияние на содержание и характер разнообразных политических процессов (изменений в сфе­ре государственной власти).

С этой точки зрения оно является элементом представления центром власти интересов населения, механизмом презентации наиболее острых и значимых для граждан проблем. С содержатель­ной точки зрения это не все массовое сознание, а лишь его вер­хушка, совокупность оценок и представлений, которая объединя­ет ту или иную группу (в том числе и большинство) людей. Фор­мируя духовный климат, влияя на политическую атмосферу в обществе, эти оценки неизбежно приобретают политический смысл и значение для властей предержащих.

Общественное мнение как устойчивый политический механизм презентации социальных интересов возникло в результате разви­тия демократии и институтов гражданского общества. В структуре общественного мнения складываются как массовые, так и локаль­ные точки зрения. Их возникновение и соотношение зависит от уровня конкурентности в обществе, наличия в нем механизмов политической презентации, заявляемых людьми претензий на все­общность собственной позиции.

В качестве объекта общественного мнения могут выступать лю­бые факты и явления социальной жизни (в том числе высказыва­ния отдельных политиков, чья оценка вызывает политически зна­чимую реакцию населения). Таким образом, общественное мне­ние всегда концентрируется вокруг определенных идей и явлений. При этом люди могут многократно изменять свои взгляды и суж­дения, позиции и выводы, интерпретировать одни и те же явле­ния. Высказываемые общественным мнением оценки не всегда адек­ватно отражают события, происходящие в обществе (У. Липпман). В общественном мнении велика роль предрассудков, стереотипов, заблуждений. В силу своего во многом эмоционального характера оно подчас бывает весьма односторонним, предвзятым. Поэтому наряду с позитивным воздействием на власть, стремлением заста­вить государство прислушаться к голосу граждан общественное мнение нередко опасно в силу своей некомпетентности.


Структура и функции в структуру общественного мнения,

общественного мнения как правюю входят массовые (фуП-

повые) настроения, эмоции, чув­ства, а также формализованные оценки и суждения. В этих рамках происходит определенная динамика его развития от абстрактных представлений, неясных и неопределившихся эмоций к более стро­гим и рациональным понятиям и оценкам. В условиях кризиса та­кая динамика отличается крайней противоречивостью, многократ­ным возвращением от более или менее сформулированных оценок к неясным предчувствиям.

Для каждой из этих форм доминирующих в обществе полити­ческих образов существуют особые каналы коммуницирования с властью. Так, чувственные мнения выражаются на митингах, сти­хийных сходках, собраниях. Формализованные же оценки обычно транслируются при помощи выступлений говорящих от лица об­щественности независимых экспертов,- лидеров, в виде газетных статей, комментариев и пр.

К наиболее существенным функциям общественного мнения можно отнести: репрезентацию текущей политики в глазах обще­ственности; обеспечение обратной связи в системе государствен­ного управления, предполагающей коррекцию проводимого ре­жимом курса; повышение степени легитимности правящего режи­ма; социализацию граждан, включающихся в сферу политических отношений.

У общественного мнения нет однозначной направленности на преобразование действительности. Властные органы при принятии решений могут как учитывать (целиком или частично) высказан­ные общественностью позиции и оценки, так и не принимать их во внимание. Однако они должны отреагировать на общественное мнение, зафиксировать свое отношение к нему.

Реалии политической борьбы свидетельствуют о том, что и сама власть порой берет на себя функции выражения общественного мнения. В частности, используя близкие к режиму СМИ, правя­щие круги выдвигают своих «лидеров общественного мнения», распространяют материалы о событиях, определенным образом комментируют их, чтобы создать в обществе необходимое настро­ение. Даются публичные оценки произошедшего от имени тех или иных групп, на которые впоследствии власти реагируют исходя из собственных интересов.

Политическая практика дает примеры многообразных типов общественного мнения, обладающих собственными параметрами. Так, мнения общественности можно различать по характеру их влияния на власть; степени иллюзорности, отражающей господ-


[ствующие в них заблуждения и предрассудки; уровню конструк-I тивности; степени директивности в отношении власти. Специали­сты выделяют также гомогенные (где идеи и позиции жестко це­ментируют общественное мнение) и негомогенные (в которых конкурируют разнообразные оценки и позиции). В зависимости от формы выражения и степени близости к позициям властей обще­ственное мнение может носить официальный или неофициаль­ный характер. Например, в бывшем СССР большое распростране­ние получили формы «единодушной» (вызванной как работой парторганов, так и пассивностью населения) поддержки населе­нием любых политических действий властей (в просторечии — «одобрямс»).

К универсальным, постоянно проявляющимся свойствам об­щественного мнения относятся: внутренняя противоречивость и:. несбалансированность, создающие возможность переориентации i общественного мнения с одной точки зрения на другую; ситуа-тивность, зависимость от динамики политических изменений; от­носительная устойчивость сформулированных позиций, дающая возможность тиражировать и распространять их быстрее, чем они поменяют значения; упрощенность и поверхностность оценок.

Формирование общественного мнения

Механизмы формирования обще­ственного мнения весьма разнооб­разны и существенно зависят от

способов коммуницирования гражданского общества с властью, уровня институализации демократии, организованности обществен­ности. В самом общем виде различают эмоциональные, стихийные и рационально-сознательные способы его формирования.

Эмоциональные, чувственные способы и механизмы складыва­ются, как правило, на основе межличностной коммуникации. Од­нако должно пройти немало времени, чтобы через такого рода каналы выкристаллизовались групповые позиции и тем более мас­совое мнение. Здесь велика роль механизмов психологического вну­шения, заражения.

Стихийные способы формирования чаще всего основываются на мнении лидера и выступлениях СМИ. В первом случае выска­занные авторитетным лидером позиции оформляют неявно суще­ствующие мнения граждан. Люди присоединяются к ним, усили­вая тем самым их звучание и расширяя их политические возмож­ности.

В рамках данного способа концентрации общественности вок­руг определенных явлений и идей СМИ стремятся избавиться от


противоречивости в изображении событий, добиться определенно­сти в понимании происходящего. Здесь культивируются определен­ные отношения, эмоциональные состояния, шаблоны и стереотипы. В этом контексте нередко используются методы подсознательного стимулирования: в поток новостей внедряются стандартизирован­ные и упрощенные представления, содержащие определенные оце­ночные ассоциации, стереотипы или стандарты, что вызывает ав­томатическую положительную или отрицательную реакцию обще­ственности на то или иное событие. К таким закрепленным на подсознательном уровне ассоциациям, например, относятся этни­ческие или социальные предрассудки, провоцирующие ценност­ное отношение к проблеме «свои—чужие».

При таком способе формирования общественной позиции вы­сока роль не только лидеров мнений, но и интеллектуальной эли­ты. Однако нет никаких гарантий, что власть и в этом случае будет специально реагировать на высказанные мнения и оценки.

Общественное мнение формируется также в результате дей­ствия специальных структур, партий, движений, аналитических структур, которые на профессиональном уровне занимаются вы­работкой и трансляцией определенных оценок от лица обществен­ности. Такая профессионализация неразрывно связана с укрепле­нием рациональных процедур подготовки общественных позиций, формированием каналов, отслеживанием способов распростране­ния информации и ее доведения до властных структур.

1. Какие информационно-коммуникационные системы существуют в
пространстве политики?

2. Каковы отличительные черты массовой информационно-коммуни­
кационной системы?

3. В чем специфика позиционирования СМИ в политической сфере?

4. СМИ зачастую рассматривают как центральный элемент организа­
ции публичной власти в современную эпоху. Есть ли весомые возражения
этому тезису?

5. В чем специфика действия общественного мнения в формирующей­
ся политической системе современной России?


Зшьберт Б. А. Тексты массовой коммуникации. Саратов, 1991.

Кадандаров К. X. Управление общественным сознанием: роль коммуника­ционных процессов. М., 1998.

Кузьмин О. В. Социология общественного мнения. Новосибирск, 1996.

Массовая информация и коммуникация в современном мире. М., 1991. 4.2.

Морозова Е. Г. Политический рынок и политический маркетинг. М., 1999.

Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 1999.

Социология средств массовой коммуникации / Под ред. Ю. А. Буданцева. М., 1991.

Федотова Л. Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб., 2003.

Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997.

Agents of Power. The media and public policy / Ed. by J. Actchull. N.Y., 1995.

Baker С. Е. Media, Markets, and Democracy. Cambridge, 2002.

McCormack G. A model of Post-Soviet Media Control in Election. The European Institute for the Media. Dusseldorf, 2002.

Mass media and society/ Ed. by G. Curran and M. Gurevitch. N.Y., 1991.

Feather J. The Information Society. A Study of Continuity and Change. L., 1998.


Рекомендуемая литература

Андрунас А. Л. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1997.

Дмитриев А. В., Латынов В. В. Массовая коммуникация: пределы полити­ческого влияния. М., 1999.


Глава 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.