Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интернет-среда и новые политико-коммуникационные возможности 3 страница




Рис. 41

[c.264]

 

Развитие электронной инфраструктуры государственного и муниципального управления предполагает значительно больше, чем создание системы сайтов органов власти и иных учреждений: указанная мера, равно как и простое увеличение количества компьютеризированных рабочих мест государственных и муниципальных служащих, позволит, на наш взгляд, только автоматизировать часть административно-управленческой деятельности, перевести ее из «мира бумаги» в сетевое пространство. С точки зрения политической теории, речь должна идти о серьезной трансформации самих принципов взаимодействия власти и гражданского общества, когда гражданин из объекта властно-управленческого воздействия превращается в компетентного потребителя услуг, предоставляемых корпусом государственных и муниципальных служащих, и одновременно становится полноправным участником процесса принятия политических решений как на местном, региональном, так и на общенациональном уровне.

По мнению Исполнительного директора неправительственной организации «Центр демократии и технологий» (СDТ) Дж. Демпси, процесс становления системы «электронного правительства» можно условно разделить на три стадии: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции» [ 72, с. 24–25]. По мнению автора, эти стадии не находятся в жесткой зависимости друг от друга: для начала одной из них вовсе не обязательно завершение другой, однако такая разбивка позволяет теоретически осмыслить цели и перспективы создания сетевых механизмов взаимодействия органов власти и гражданского общества. Воспользуемся этой схемой применительно к концепции развития электронной инфраструктуры государственного и муниципального управления в современных российских условиях.

Стадия «публичности» предполагает использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к интересующей их информации органов государственной власти и местного самоуправления. Возможные стратегии реализации этой стадии [c.265] могут сильно различаться как по своей форме, так и по содержанию, однако в качестве первого шага видится целесообразным размещение на соответствующих сайтах текстов законов и других нормативно-правовых актов, статистических данных, а также форм документов, необходимых для обращения в органы власти, – заявлений, деклараций, квитанций и т.п. Отметим, что, по справедливому замечанию Дж. Демпси, обеспечение гражданам свободного доступа к информации подобного рода без необходимости лишний раз посещать государственные и муниципальные учреждения, записываться по этому поводу в очередь на прием к служащим того или иного ранга и предлагать либо давать им взятки может быть особенно полезным там, где значительна неэффективность бюрократии и высок уровень коррупции [ 72, с. 25]. Одной из перспективных стратегий развития данной стадии в Российской Федерации может стать создание на базе существующего Интернет-портала «Официальная Россия» (http://www.gov.ru) универсальной справочной системы, предоставляющей возможность доступа к информационным ресурсам федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов федерации «через одно окно» путем использования развернутой и рубрицированной системы гиперссылок.

Стадия «участия», как следует из ее названия, подразумевает расширение возможностей конвенционального участия граждан в управлении государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении всего цикла подготовки и принятия политических решений. Развертывание этой стадии, несомненно, будет способствовать повышению степени общественного доверия к органам государственной власти и местного самоуправления. Что же касается начала этой стадии, то оно может быть положено публикацией на соответствующих сайтах контактных адресов электронной почты государственных и муниципальных служащих, а также форм для обратной связи, позволяющих гражданам, представителям партий, движений и иных общественных объединений, а также неправительственным [c.266] организациям давать свои комментарии по проектам законодательных актов и предложения, касающиеся законодательных инициатив и других аспектов текущей и перспективной политики. Данная стадия может также включать в себя и создание дискуссионных Интернет-форумов с участием граждан и представителей органов власти.

Последовательное развитие электронной инфраструктуры государственного и муниципального управления в рамках этой стадии будет, на наш взгляд, способствовать постепенному вытеснению из политической практики лоббизма в его традиционном понимании – как высококвалифицированной деятельности, призванной, согласно известному определению С.А. Зубкова, «реализовать интересы различных групп (союзов, объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов» [ 87, с. 83]. От себя уточним – на деятельность не только органов государственной власти, но и институтов местного самоуправления – с целью добиться их поддержки и принятия как на федеральном и региональном, так и на муниципальном уровне необходимых решений, которые бы отвечали соответствующим групповым интересам. Повышение уровня информационной «прозрачности» процесса подготовки и принятия решений на протяжении всего его цикла, свободное обсуждение на дискуссионных Интернет-форумах органов власти законодательных проектов и инициатив, по существу, сужает поле деятельности профессионального лоббиста, отличительной чертой и главным достоинством которого, как отмечает Д.А. Ненашев, является информированность о системе власти, позволяющая «заранее знать о готовящихся решениях…, чтобы вовремя подготовить аргументацию и общественное мнение для влияния на них» [ 142, с. 126]. Информационная «открытость» системы органов государственного и муниципального управления предполагает постепенное вытеснение института лоббизма таким эффективным инструментом воздействия общества на власть, как механизм публичного выражения общественного мнения, нередко называемый в современной литературе также и механизмом [c.267] публичной политики. В данном отношении следует согласиться с Ю.А. Нисневичем в том, что «именно свобода публичного выражения и степень влияния на власть общественного мнения являются общепризнанными критериями оценки уровня демократичности политической системы любого государства» [ 144, с. 117]. Поскольку информационные контакты, предполагающие доведение до органов власти определенных сведений по поводу отношения той или иной социальной общности к какому-либо конкретному законопроекту или готовящемуся решению, так или иначе затрагивающему ее непосредственные интересы, и информационный прессинг, под которым понимается инициирование непосредственного обращения общественных организаций, групп граждан, физических лиц в органы власти с выдвижением требований о необходимости принятия либо отмены определенных решений, все более будут смещаться из сферы лоббистской деятельности в сферу публичной политики, представляется целесообразным говорить не только и не столько о «лоббировании посредством компьютерных сетей», как предлагает Д.А. Ненашев, а скорее о сетевых механизмах публичной политики как о новом инструменте политического влияния.

Стадия «онлайн-транзакций» предполагает предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет – оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций и сбор налогов, регистрацию общественных объединений, а в перспективе – также и предпринимателей без образования юридического лица, предприятий малого бизнеса и т.п. Среди возможных преимуществ от таких нововведений следует назвать упрощение бюрократических процедур и значительное сокращение сроков при оформлении необходимых документов, обеспечение более строгой налоговой подотчетности юридических и физических лиц посредством введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и, соответственно, рост доверия граждан к институтам власти. Помимо этого, как отмечает Д.Н. Песков со ссылкой на данные департамента правительственной информации аппарата Правительства [c.268] Российской Федерации: «…Как только Интернет начнет предоставлять услуги, которые заинтересуют большинство населения, его аудитория резко возрастет. Один из примеров прямой зависимости числа пользователей от количества и качества услуг – опыт Новосибирска, где после внедрения автоматизированной системы коммунальных платежей “Город” резко увеличилась доля подключенных к Интернету компьютеров. На начало 2001 г. этот показатель был самым высоким в России – 35% от общего числа компьютеров» [ 157, с. 33]. Иными словами, на сегодняшний день именно данная стадия может сыграть ключевую роль в развитии электронной инфраструктуры государственного и муниципального управления в Российской Федерации.

Рассматривая стадии формирования сетевых механизмов взаимоотношений органов власти с гражданами (G2C) и институтами гражданского общества (G2B), не следует забывать о том, что не менее серьезной является и проблема совершенствования электронных каналов взаимодействия между разными государственными и муниципальными учреждениями (G2G). По мнению ведущих отечественных специалистов в области информационного обеспечения государственного управления В.А. Никитова, Е.И. Орлова, А.В. Старовойтова и Г.И. Савина: «…Настоятельно необходима разработка единой системы организационно-распорядительных документов – классификаторов проблем, видов работ и услуг, которая могла бы стать базовой основой государственной политики, направленной на унификацию информационного обеспечения властных и управленческих органов страны. Такой подход позволяет сконцентрировать ограниченные финансовые возможности…, избежать дублирования аналогичных исследований и разработок, предназначенных для использования другими федеральными и региональными органами трех ветвей власти» [ 143, с. 6–7]. Далеко не случайно в Федеральной целевой программе «Электронная Россия» на 2002–2010 гг. (см.: [ 9 ]) проблеме повышения эффективности функционирования и взаимодействия органов власти уделяется самое пристальное внимание. [c.269]

По поводу критического замечания Д.Н. Пескова в адрес данной программы касательно того, что в ней «под “Россией” понимаются федеральные и региональные органы власти, министерства и ведомства, комиссии и комитеты», тогда как «западный подход… предусматривает, наоборот, усиление контроля граждан над правительством, что связано прежде всего с введением публичных оценочных показателей деятельности последнего» [ 157, с. 37], заметим, что создание и совершенствование канала G2G отнюдь не является достаточным, но, без сомнения, выступает необходимым условием формирования эффективно действующей электронной инфраструктуры государственного и муниципального управления. Следует также подчеркнуть, что «Электронная Россия» – не единственная государственная программа, нацеленная на создание условий для перехода страны к информационному обществу, способствующего ее устойчивому развитию и достойному вхождению в мировую экономику, где в качестве долгосрочного приоритетного фактора, определяющего будущие изменения в международном разделении труда, выступает степень освоения и развития информационно-коммуникационных технологий.

Подписание Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в июле 2000 г. Окинавской Хартии глобального информационного общества означает, что государство взяло на себя обязательства обеспечить поддержку экономической и социальной трансформации, суть которой, согласно тексту документа, «заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей» [ 1, с. 51]. В условиях современной российской действительности наряду с необходимостью преодоления относительной неразвитости информационно-коммуникационной инфраструктуры, о чем так любят упоминать многие исследователи, не менее существенной представляется задача освоения потенциала новейших технологий не только кадрами специалистов, но и населением в целом. Решению данной задачи должна способствовать реализация Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)», основными разработчиками которой [c.270] выступили Министерство образования Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по связи и информатизации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации (см.: [ 8 ]). В перечне мероприятий Программы предусматривается реализация за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и внебюджетных источников на базе ведущих вузов и научно-исследовательских институтов России ряда инвестиционных проектов по созданию системы общеобразовательных и специализированных Интернет-порталов. С концептуальной и содержательной точки зрения данную систему следует рассматривать как один из элементов развития «электронного правительства» на стадиях «публичности» и «участия», поскольку речь идет об использовании федеральными органами исполнительной власти новейших коммуникационных технологий для предоставления научно-педагогическому сообществу и всем заинтересованным гражданам широкого спектра информационных услуг, связанных в данном случае с вопросами образования. [c.271]

5.3. Система образовательных Интернет-порталов: опыт предоставления информационных услуг «электронного правительства»

 

В качестве одного из приоритетных направлений реализации Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)» выдвигается задача формирования информационно-технологической инфра-структуры системы образования. Существенная роль в этом вопросе отводится использованию возможностей Интернета, позволяющих обеспечить оперативную публикацию необходимых образовательных и научных ресурсов и предоставить доступ к ним любому пользователю – от учащегося средней школы до профессора и академика – независимо от его географического местонахождения. [c.271]

В области науки и образования Интернет-технологии способствуют, как отмечает А.Н. Кулик, решению «весьма болезненной проблемы информационного обслуживания – проблемы длительного разрыва между созданием научного документа и временем, когда он, пройдя все стадии традиционного издательского процесса и комплектования фондов (последнее особенно болезненно, когда речь идет об иностранных источниках), становится доступным для читателя, включается в коммуникативный процесс развития научного знания» [ 111, с. 109]. К настоящему времени во Всемирной Сети на серверах учебных заведений, исследовательских центров, общественных объединений, иных организаций, а также на сайтах индивидуальных Интернет-проектов в открытом доступе имеется немало материалов, которые могли бы быть полезны как образовательному, так и научному сообществу. Однако, по справедливому замечанию того же автора, пока лишь немногие из исследователей, преподавателей, аспирантов и студентов «способны уверенно ориентироваться в информационном континууме “Всемирной паутины”, преодолевая имманентно присущий ее самоорганизующейся природе “информационный хаос”» [ 111, с. 119]. Для обеспечения эффективного доступа к необходимым Интернет-ресурсам, повышения степени релевантности их поиска, а также для предоставления услуг, связанных с размещением информации и взаимодействием пользователей в сетевой среде, создаются специализированные порталы, которые ориентируются на информационные запросы и потребности конкретной аудитории.

Термин «портал», по своему первоначальному смыслу означающий архитектурно оформленный вход в здание, в системе понятий информационно-коммуникационных технологий используется в качестве названия точки входа пользователя в Интернет. Первыми Интернет-порталами стали сайты поисковых машин (AltaVista, Yahoo, Rambler, Yandex и др.), наделяющие пользователей навигационным инструментарием для доступа к [c.272] ресурсам Всемирной Сети. Однако, будучи ориентированными на поиск любой, неспециализированной информации, указанные порталы далеко не всегда обеспечивают эффективный доступ к качественным ресурсам, ограниченным рамками определенной тематики, поскольку объем материалов, найденных по запросу пользователя, обычно таков, что для его анализа требуется довольно много времени. В этой связи закономерно возникло новое направление развития средств Интернет-навигации, связанное с созданием специализированных порталов, которые бы обеспечивали не только быстрый и удобный поиск необходимых ресурсов, но также и их публикацию и, кроме того, предоставляли возможности для взаимодействия и совместной работы пользователей, входящих в различные профессиональные сообщества, связанные с решением тех или иных задач в пределах какой-либо конкретной области знания или специальности.

Федеральная целевая программа «Развитие единой образова-тельной информационной среды (2001–2005 годы)» предусмат-ривает создание системы специализированных порталов, которая ориентируется на удовлетворение информационных потребностей всего образовательного сообщества – обучаемых, обучающих, а также руководителей и специалистов организационно-управленческих структур сферы образования. Данная система предполагает, во-первых, расширение использования уже имеющихся во Всемирной Сети материалов образовательного и научного характера; во-вторых, подготовку и размещение в Интернете новых ресурсов с одновременной организацией работы механизмов общественного рецензирования в виде распределенных редакций по каждому направлению, гарантирующих необходимое качество этих ресурсов; в-третьих, создание условий для профессионального общения, обмена идеями и информацией между представителями научного и образовательного сообщества в интерактивном режиме. С точки зрения концепции «электронного правительства», система федеральных образовательных порталов является инструментом, который используется государством для [c.273] предоставления информационных услуг: по каналу G2C – индивидуальным клиентам (учащиеся школ, абитуриенты, студенты, аспиранты, преподаватели, ученые и специалисты, родители учащихся и др.); по каналу G2B – корпоративным пользователям (образовательные учреждения всех уровней, научные и научно-исследовательские организации, бизнес-структуры, общественные объединения, СМИ и др.); по каналу G2G – органам управления образованием федерального, регионального и местного уровней, а также иным государственным и муниципальным структурам, способствующим развитию образования (государственные архивы, библиотеки и др.).

Создаваемая система образовательных Интернет-порталов включает в себя горизонтальный портал «Российское образование», ориентированный на максимально широкий охват общих интересов всего научно-образовательного сообщества, и вертикальные порталы, которые создаются как по областям знаний («Экономика, социология, менеджмент», «Социально-гуманитарное и политологическое образование», «Естественно-научный образовательный портал» и др.), так и по отдельным направлениям образовательной деятельности (портал информационной поддержки единого государственного экзамена, специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании и др.). По состоянию на начало августа 2004 г. в систему входили 15 образовательных порталов *:

 

1. Федеральный портал «Российское образование»

http:// www.edu.ru

2. Образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»

http://www.ecsocman.edu.ru

3. Российский образовательный правовой портал

http:// www.law.edu.ru

4. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»

http://www.humanities.edu.ru [c.274]

5. Естественно-научный образовательный портал (физика, химия, биология, математика)

http://www.en.edu.ru

6. Российский общеобразовательный портал

http://www.openet.edu.ru

8. Портал информационной поддержки единого госу-дарственного экзамена (ЕГЭ)

http://www.ege.edu.ru

9. Образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ

http://www.sng.edu.ru

10. Специализированный федеральный портал «Инженерное образование»

http://www.techno.edu.ru

11. Специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании

http://www.ict.edu.ru

12. Специализированный портал «Здоровье и образование»

a href="http://www.valeo.edu.ru

13. Федеральный портал по дополнительному образованию детей

http://www.vidod.edu.ru

14. Cпециализированный информационный портал «Реализация федеральных и региональных программ развития образования»

http://www.development.edu.ru

15. Специализированный портал «Международное образование»

http://www.international.edu.ru

 

Система образовательных Интернет-порталов построена таким образом, что горизонтальный портал «Российское образование» осуществляет интегрированный поиск размещенных во Всемирной Сети материалов образовательного плана, навигацию по близким к проблеме образования сайтам и порталам, содержащим, например, подборки научных публикаций, а также обеспечивает обращение пользователей к ресурсам вертикальных порталов. В свою очередь, вертикальные порталы, концепция содержательного наполнения которых была разработана при непосредственном участии ректора Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики [c.275] (технического университета) В.Н. Васильева и декана естественно-научного факультета, заведующего кафедрой физики того же университета С.К. Стафеева (см.: [ 45 ]), автоматически направляют в интегрированный каталог горизонтального портала сведения об имеющихся на них информационных ресурсах – как первичных, то есть находящихся непосредственно на самих этих порталах, так и вторичных, представляющих собой описания и адреса материалов, расположенных на других сайтах. Навигация в системе порталов основана на использовании единого четырехмерного рубрикатора информационных ресурсов, включающего в себя следующие рубрики: 1) предметная область; 2) тип электронного документа (учебный план, программа, курс лекций, иллюстративный материал и др.); 3) уровень образования (начальное, среднее, высшее, послевузовское, переподготовка и повышение квалификации); 4) целевая аудитория, которой адресуется данный материал (учащийся, абитуриент, преподаватель, менеджер системы образования, исследователь и т.д.). Выбирая соответствующие значения по каждой из этих рубрик, пользователь определяет границы области поиска материалов, что позволяет ему достаточно быстро найти необходимую публикацию, на странице размещения которой находится также список гиперссылок на материалы с такими же ключевыми словами.

Средством информационного сопровождения учебного, учебно-методического и исследовательского процессов в области общественных и гуманитарных наук выступает вертикальный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование», который предполагает размещение в режиме свободного доступа электронных ресурсов по шести предметным областям: «Философия», «История», «Психология», «Политические науки», «Государственное и муниципальное управление» и «Международные отношения». Данный проект реализуется при совместном участии Российского университета дружбы народов (РУДН), Томского государственного университета, Уральского государст-венного университета им. А.М. Горького, Московского городского [c.276] психолого-педагогического университета (МГППУ), а также ЗАО «Группа компаний Стек» – одной из ведущих отечественных организаций, занимающихся разработкой поисковых машин, программно-технологических платформ и решений для поддержки крупных информационных и телекоммуникационных систем, Ассоциации «Интернет-Социум» (Информационно-образовательный портал Auditorium.ru), целью деятельности которой является содействие развитию регионов России путем внедрения современных информационных технологий в сферы образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и управления, и ЗАО «ИНИНГ БИЗНЕС СОФТ» – поставщика комплексных специализированных компьютерных программ, работающих в среде Windows 95/98 и Windows NT. Научным руководителем проекта является декан факультета гуманитарных и социальных наук РУДН, доктор философских наук, профессор Н.С. Кирабаев, ответственным исполнителем и координатором проекта – доктор философских наук, профессор В.В. Ванчугов.

На рис. 42 представлена схема заглавной страницы портала. В верхней ее части расположен логотип «Социально-гуманитарное и политологическое образование» (1), на поле которого размещены гиперссылки на сайт главного заказчика разработки – Министерства образования Российской Федерации (2) и на горизонтальный портал «Российское образование» (4). Кроме того, в правой части поля логотипа находится меню, дающее возможность пользователю в зависимости от настроек его персонального компьютера выбрать соответствующую кодировку для просмотра Интернет-страниц – win, koi или mac (3). Непосредственно под логотипом располагается верхнее горизонтальное меню (5), позволяющее перейти к специализированным разделам портала (Интернет-форумы, консультации, конференции и круглые столы, глоссарий, сведения об участниках проекта, регистрация пользователей) или вернуться к главной странице.

В левой части основного поля размещен рубрикатор материалов портала (6), который имеет следующую структуру: [c.277]

 

 

Рис. 42

 

1. Типы документов

 

1.1. Учебные планы и программы

1.2. Учебные и учебно-методические материалы

1.3. Научные и официальные материалы

1.4. Курсы лекций [c.278]

1.5. Учебная, научная и специальная литература

1.6. Иллюстративный материал

1.7. Законы и нормативные акты

1.8. Ссылки на библиотеки

1.9. Периодические электронные издания

1.10. Студенческие работы

1.11. Диссертации (авторефераты, аннотации)

1.12. Преподаватели и ученые

1.13. Образовательные и научные центры

1.14. Государственные и муниципальные органы власти

1.15. Научные научно-практические конференции, семинары и симпозиумы

1.16. Ссылки на форумы, интернет-конференции, чаты

1.17. Профессиональные союзы, ассоциации, общества

1.18. Тематические сайты

1.19. Новости

1.20. Все типы документов

 

2. Целевые аудитории

 

2.1. Преподаватель

2.2. Учащийся

2.3. Менеджер

2.4. Исследователь

2.5. Абитуриент

2.6. Все целевые аудитории

 

3. Уровни образования

 

3.1. Дошкольное

3.2. Начальное

3.3. Среднее

3.4. Высшее

3.5. Послевузовское

3.6. Подготовка и повышение квалификации

3.7. Все уровни образования [c.279]

 

Некоторые разделы рубрикатора содержат вложенные рубрики второго и третьего уровней. Так, например, в разделе «Учебные планы и программы» созданы отдельные подразделы по учебным планам и учебным программам; в разделе «Учебная, научная и специальная литература» подраздел «Библиография» содержит вложенную рубрику третьего уровня «Книжные новинки» и т.д.

Центральную часть страницы занимают предметные области тематического рубрикатора портала (7). Для удобства пользова-телей каждая из них разделена на более узкоспециализированные рубрики второго, а при необходимости – и третьего уровня, которые определялись как общей структурой действующих государственных образовательных стандартов по конкретным направлениям подготовки бакалавров, магистров, специалистов, так и спецификой содержания отдельных дисциплин. В частности, для предметной области «Политические науки» на данном этапе представляется достаточной двухуровневая рубрикация материалов с выделением на втором уровне рубрик по дисциплинам федерального компонента Государственного образовательного стандарта (история политических учений, политическая история России, теория политики, политические отношения и политические процессы в современной России, мировая политика и международные отношения, политический анализ и прогнозирование и др.). Напротив, для предметной области «Философия» в целом ряде случаев требуется б?льшая детализация: так, для дисциплины «История философии», находящейся на втором уровне рубрикатора, введены рубрики третьего уровня – «История восточной философии», «История западной философии», «История философии в России», «История латиноамериканской философии». Следует также отметить, что один и тот же документ, представляющий интерес с точки зрения нескольких дисциплин, одновременно фиксируется и в соответствующих разделах разных предметных областей. Например, заглавная страница полнотекстовой электронной версии «Двух трактатов о правлении» Дж. Локка, содержащая [c.280] библиографическое описание публикации и оглавление произведения, получила тройную рубрикацию: в предметной области «Политические науки» – «История политических учений», в предметной области «Философия» – «Политическая философия» и «История философии» – «История западной философии».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.