Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые методические рекомендации к проведению занятий по лечебной физкультуре




1) Формирование движений должно производиться в строго определенной
последовательности, а именно: начиная с головы, затем идут руки - туловище,
руки-туловище-ноги и совместные двигательные действия.

2) Движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах (плечевом и тазобедренном), а затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному,

3) На начальных этапах коррекционной работы с маленькими детьми, или в случаях тяжелой степени заболевания эффективнее проводить индивидуальный метод взаимодействия с ребенком.

4) В дальнейшее работе большое значение, наряду с индивидуальным, имеет индивидуально-групповой метод занятий. Группы от 3 до 6 детей. В этом случае лучше всего использовать метод однородной группы (по схожести форм ДЦП).

5) Дальнейшая социализация ребенка приводит к' необходимости усиления группового метода в коррекционно-восстановительном процессе, не исключая при этом индивидуальньш метод.

6) С детьми раннего и дошкольного возраста основу ЛФК должен составлять игровой метод (коррекция через игру).

7) Важное значение, особенно для детей раннего и дошкольного возраста, имеет метод повторно-кольцевого построения занятий, суть которого состоит в том,

что упражнения, выполняемые на каждом занятии, должны постепенно, по частям восстанавливать последовательность развития здорового ребенка.

8) Для детей, больных ДЦП, важен метод предметно-практического взаимодействия в процессе занятий по физическому воспитанию (конкретность в познавании форм предметов, их предназначение, способ действия).

9) Кроме основных, существует целая группа новых перспективных специфических методов работы с этой категорией детей:

• метод музыкально-ритмической терапии;

• метод цветовой терапии;

• метод аналогии с животным и растительным миром;

• метод «театра физического воспитания».

Для уменьшения сйастичности мышц рекомендуется проводить лечебную гимнастику в воде (ванна, бассейн), при температуре 36-37º, в течение 10-30 мин, ежедневно, на курс до 12- 15, иногда до 40 процедур.

Из методов физиотерапии при спастической диплегии проводят СВЧ на височную область каждого пораженного полушария головного мозга поочередно. Воздействия проводят от аппарата «Ромашка», мощность 4-6 Вт, до ощущения легкого тепла, 5-7 минут на каждое поле, ежедневно или через день, на курс 8-10 процедур. Также проводят СВЧ на икроножные мышцы мощностью 6-8 Вт, время воздействия 5-8-10 минут на поле, ежедневно, на курс 10 процедур.

Назначают УВЧ на икроножные мышцы в слаботепловой дозе, 20-30 Вт 7-10 минут на поле, ежедневно, на курс до 10 процедур.

Проводят также иидуктотермию вдоль позвоночника в чередовании с воздействием (или поэтапно) на нижние конечности (бедро-голень), доза слаботепловая, 6-10-12 минут (в зависимости от возраста ребенка), ежедневно или через день, на курс до 10 процедур.

У детей дошкольного возраста применяют ЭВТ на шейно-грудную область, мощность 30 Вт, в течение 8-10 мин, ежедневно, на курс до 10 процедур. Повторные курсы проводят через 3-4 месяца. Рекомендуется электростимуляция СМТ прямых мышц спины и антагонистов спастических мышц. Повторный курс - через 3-4 мес. Электростимуляция противопоказана при резко выраженных гиперкинезах, значительном нарушении интеллекта, резко повышенной возбудимости ребенка, фиксированных деформациях суставов, ограничивающих движения.

При тяжелом поражении ног с гиперкинезами применяют СВЧ на грудопоясничный отдел позвоночника, мощность 6-8- Ювт, время воздействия 8-10-12 минут (в зависимости от возраста), ежедневно или через день, на курс до 10 процедур.

Широко используется ДДТ, гальванизацию или электрофорез кальция, брома, магния, новокаина.

При наличии речедвигателъных расстройств применяют воздействие СМТ на область шеи, аппликации озокерита по типу «высокого воротника» (температура 38-40*С), массаж, пассивную и активную гимнастику артикулярных мышц. Для уменьшения гиперкинезов проводят электрофорез новокаина по шейно-лицевой методике Келлата. Обязательно после проведения тепловых процедур и отдыха в течение 15-30 мин. включать занятия логопеда с детьми.

Для улучшения кровоснабжения мозга, усиления процессов торможения, условнорефлекторной деятельности проводят электросон от 20-40 до 10-5 Гц. Электросон противопоказан при выраженной гидроцефалии, эпилепсии, непереносимости тока, общих противопоказаниях.

Ультразвук применяют при контрактурах у детей старшего возраста, интенсивность 0,1-0,2 Вт/см, режим непрерывный, методика лабильная, продолжительность 4-5 мин, через день, на курс 8-10 процедур.

3. Санаторное лечение больных ДЦП осуществляется в специализированных санаториях или отделениях, начиная с 3-летнего возраста, не менее 60 дней. В местных санаториях лечат детей в возрасте от 1 года, продолжительность лечения 3 месяца.

Показания: церебральный паралич различной этиологии, сопровождающийся двигательными расстройствами легкой и средней тяжести на фоне задержки психического развития или олигофрении в умеренной степени дебильности.

Противопоказания: церебральный паралич при наличии:

1) обездвиженности; гиперкинезов, мозжечковых расстройств (дети, требующие постоянного индивидуального ухода);

2) выраженных нарушений функции тазовых органов;

3) олигофрении с выраженной дебильностью, эпилепсии;

4) общих противопоказаний.

Комплексное санайгорно-курортяое лечение включает санаторный режим дня, климатотерапию, ЛФК и массаж, бальнеотерапию, грязелечение, учебно-воспитательную работу, занятия с логопедом, по показаниям - ортопедические мероприятия, медикаментозное лечение, физиотерапию.

Санаторный редким, имеет существенное значение для лечения детей с заболеваниями нервной системы ввиду их повышенной раздражимости, утомляемости, эмоциональной неустойчивости. Важно всячески способствовать развитию процессов охранительного торможения, рационально подбирать и распределять с течение дня режим движения, занятий,
отдыха, лечебных процедур, физических упражнений, максимально использовать климатические факторы. Климатолечение проводят по щадящей методике, учитывая пониженную устойчивость организма детей с ДЦП к факторам внешней среды. Аэротерапия осуществляется в течение всего года - прогулки, дневной сон на воздухе, воздушные ванны. Курс воздушных ванн начинают при ЭЭТ не ниже, 21ºС, продолжительность их в первые дни 5 мин, через 1-2 дня ее увеличивают на 2-3-5 мин (в зависимости от возраста детей, сезона года), доводя до 20-30 мин в зимнее время и до 60 мин летом. Проводят воздушные ванны на специальной площадке, защищенной от ветра, в тени. Аэротерапия улучшает оксигенацию крови, функцию нервной системы, повышает устойчивость организма ребенка к охлаждению.

Солнечные ванны проводят после 2-3 воздушных. Продолжительность облучения в первые дни 2-3 мин, увеличивают ее очень постепенно от 15-20 мин для детей дошкольного, младшего школьного возраста, до 25-30 мин - для более старших детей с легкой степенью поражения. Курс лечения включает 20-25 процедур. Зона* комфорта для больных ДЦП на юге ограничена величиной РЭЭТ от 21 до 25*С. Под влиянием гелиотерапии улучшается общее состояние детей, повышается резистентность организма.

Противопоказанием для гелиотерапии является резко повышенная нервная возбудимость, щдроцефалия, истощение.

Грязелечение - один из основных методов санаторного лечения ДЦП. Процедуры способствуют усилению обменных процессов в тканях, расширению сосудов, усилению крово-и лимфообращения, улучшению трофических и регенераторных процессов, снижению мышечного тонуса, увеличению эластичности мышц и связок, уменьшению контрактур. Наряду с изменениями в области воздействия рефлекторно изменяется состояние органов дыхания, кровообращения, нервной системы, обмена веществ. Действие грязелечения во многом зависит от реактивности организма и методики проведения процедур. Установлено, что аппликации грязи на шейно-воротниковую зону улучшают регуляторную функцию головного мозга и его вегетативных центров, улучшают кровообращение, трофические процессы в нервных клетках, способствуют ускорению процессов миелинизации, уменьшению очаговых Рубцовых изменений в нервной такни и мозговых оболочках. Аппликации на конечности после лечения этапными гипсовыми повязками способствуют ликвидации дистрофических нарушений в длительно бездействующих мышцах. У больных в послеоперационном периоде они способствуют более быстрому восстановлению функцищпредотвращают развитие поздних осложнений, грубых рубцоь\ Грязевые аппликации на поясничную область стимулирую! пониженную функцию надпочечников.

Грязелечение проводят через день. Целесообразно чередовать грязевые процедуры с приемом минеральных или радоновых ванн. После процедуры обязателен отдых 30-40 мин. курс лечения 8-10-12 процедур, через день. Чаще всего применяются следующие методики грязелечения.

1. Грязевые аппликации на шейно-воротниковую зону (по А.Е.Щербаку). Температура грязи 38-40ºС, продолжительность первой процедуры 8-10 мин, с увеличением в последующем до 12-15 мин.

Грязевой воротник стимулирует кровообращение в сосудах мозга, активизируя функцию симпатических шейных узлов. Грязь в этом случае накладывают на заднюю и боковые поверхности шеи, иногда в сочетании с грязевыми аппликациями в виде «трусов», «перчаток» или «брюк». Для лечения больных спастическим параличом более эффективны процедуры с невысокой температурой грязи — 38-40ºС.

2. Грязевые аппликации на пораженные конечности в виде «перчаток», «чулок», «трусов», «шаровар», температура грязи 38-40-42*С в зависимости от возраста и общего состояния пациента; продолжительность воздействия 8-10 15 мин. Показаны при всех спастических формах ДЦП, при наличии рефлекторных контрактур у детей с гиперкинетической формой
заболевания. Рекомендуются также после лечения гипсовыми повязками и в
послеоперационном периоде. У детей среднего школьного возраста при наличии истинных контрактур, после операций при удовлетворительном общем состоянии температуру грязи можно доводить до 43ºС, продолжительность воздействия до 20 мин. если необходимо
наложить аппликации на конечности, воздействие проводят поочередно. Аппликации на пораженные конечности можно сочетать с аппликацией на воротниковую зону.

3. Грязевые аппликации на поясничную область проводят с целью стимуляции недостаточной функции надпочечников у больных с задержкой физического развития, гипотрофией центрального происхождения, при наличии данных об аутоиммунном конфликте. Температура грязи 38-40*С, продолжительность процедуры 8-15 мин. Можно одновременно назначать аппликации на поясничную и воротниковую область.

4. Грязевые аппликации на воротниковую зону и вдоль позвоночного столба, включая поясничную область («большая аппликация»), рекомендуются больным с гиперкинетической формой параличей, при наличии обратимого спазма скелетных мышц. Температура грязи при этом 38-40*С, продолжительность процедуры 8-15 мин.

При спастических дизартриях рекомендуются грязевые аппликации по методике Н.Я.Анашкина. На слой марли от носа до подбородка и кнаружи от углов рта на 3-5 см накладывают грязевую лепешку. Температура грязи 38-40*С, время воздействия 10-15 мин в зависимости от возраста и тяжести состояния ребенка, на курс 10-12 процедур. Грязевые аппликации способствуют улучшению кровоснабжения этой области, снижению тонуса спастических мышц, что создает благоприятные условия для проведения логопедических занятий.

У больных с явлениями вторичной гидроцефалии, с неустойчивой компенсацией или при возникновении симптомов декомпенсации аппликации проводят только местно на пораженные конечности в сочетании с дегидратационной терапией. Больным, у которых в прошлом были
судорожные припадки или на ЭЭГ зарегистрирована высокая судорожная готовность, грязелечение проводят в сочетании с введением противосудорожных препаратов за 1 ч до процедуры.

Для лечения физически ослабленных детей в возрасте до 3 лет используют вместо грязевых аппликаций гальваногрязевьге процедуры или электрофорез грязевого раствора по общепринятой методике. Марлевые мешочки с грязью температурой 38*С помещают на область, подлежащую воздействию, сверху накладывают электрод и фиксируют его; плотность тока 0,03-0,05'мА, продолжительность 10-15 мин, через день, на курс 10-12 процедур.

Противопоказанием для грязелечения являются судорожный синдром, вторичная гидроцефалия в стадии субкомпенсации, выраженная адинамия, глубокая церебрастения, психомоторное возбуждение,- общие противопоказания.

Повторный курс грязелечения можно проводить не ранее чем через 4-6 месяцев.

Во время пелоидотерапии не рекомендуется купание в море, противопоказано пребывание на солнце. Эпизодически появляющееся ухудшение общего состояния, усиление ригидности, спастичности, гиперкинезов, атаксии чаще всего являются результатом несоблюдения правил санаторного лечения.

Бальнеотерапия играет важную роль в комплексе восстановительного лечения церебральных параличей. Применяют хлоридные натриевые, радоновые, сульфидные, хвойные и кислородные ванны. Бальнеотерапия благоприятно влияет на функцию нервной системы, кровообращение, обменные процессы, двигательные функции. В теплой воде уменьшается спастичность мышц, болевые ощущения, рефлекторные контрактуры, стихают гиперкинезы. Учитывая, что вес конечности в воде уменьшается и движения требуют меньше усилий, лечебные ванны сочетают с пассивными и активными корригирующими упражнениями.

Хлоридные натриевые ванны для лечения ДЦП применяются концентрацией 10 г/л, температурой воды 37-36*С, продолжительностью от 8-10 до 12-15 мин, через день, курс лечения 10-12-15 ванн. Под влиянием ванн улучшается общее состояние больных, кровоснабжение пораженных мышц, головного мозга, увеличиваются двигательные возможности, улучшаются показатели биоэлектрической активности мозга, что свидетельствует о снижении общего уровня возбудимости.

Рапные ванны (20-30 г/л) проводят детям школьного возраста, с температурой воды 36-35*С, продолжительность 8-10 мин, через день, курс 8-10 ванн. Они оказывают более выраженное раздражающее действие на рецепторы кожи, усиливают кровообращение, обмен веществ.

Радоновые ванны с содержанием радона 20-40 нКи/л (в зависимости от возраста) назначают для больных в возрасте отЗ до 6 лет с температурой воды 37-36*С, продолжительностью 5-8 мин; для больных 7-14 лет с такой же температурой и продолжительностью 8-10-12 мин, 2-3 раза в неделю, на курс от 8-10 до 14 ванн (старшим
детям).

Сульфидные ванны (с концентрацией сероводорода от5 до 50 мг/л) проводят детям с ДЦП, т.к. они оказывают, помимо общего, неспецифического, весьма важное специфическое действие. Сульфиды, легко проникающие во внутренние среды организма, непосредственно воздействуют на нервную ткань, улучшают кровообращение.

Корригирующие упражнения в ванне рекомендуют начинать после 2-3 мин адаптации, сначала пассивные, а через 4-5 мин переходить к активным, наблюдая за реакцией пульса.

Купание в бассейне, гидрокинезотерапию проводят при температуре воды 32-34*С, продолжительностью от 10-15 до 20 мин, на курс лечения 12-15 процедур.

Подводный душ-массаж назначают детям школьного возраста при наличии контрактур. Давление струи воды не более 2 атм., продолжительность от 5 до 15 мин, на курс 10-15 процедур.

Курс водолечения можно повторить после 2-3-месячного перерыва.

УФО проводят осенью и зимой, т.к. недостаток естественных УФ-лучей неблагоприятно отражается на состоянии фосфорно-кальциевого обмена, течении окислительно-восстановительных процессов, иммунологической реактивности организма.

Методы бальнеотерапии можно сочетать или применять поэтапно с физиотерапией, а именно: электростимуляцией ослабленных мышц-антагонистов с помощью лекарственного электрофореза, индуктотермией, электросном в зависимости от индивидуальных особенностей поражения.

ЛФК в общем комплексе лечения играет весьма важную роль. Применяют индивидуальный и малогрупповой метод лечебной гимнастики - обучение активному расслаблению \ мышц, координации движений, ходьбе, укреплению ослабленных мышц. Продолжительность занятия 15-20 мин, ежедневно, в течение 1,5-2 месяцев. Между уроком лечебной гимнастики и бальнеопроцедурой необходим интервал не менее 1-1,5 ч.

Обязательным компонентом санаторного лечения детей с ДЦП являются ортопедические мероприятия для предупреждения и лечения деформаций и контрактур - ортопедические укладки, ношение шин, лонгет или ортопедических аппаратов, обуви.

Избирательный массаж ослабленных мышц проводят ежедневно или через день, по 10-15 мин, можно сочетать его с массажем воротниковой зоны.

При составлении индивидуального комплекса санаторного лечения детей с ДЦП очень важно рационально распределять процедуры, чтобы не переутомлять ребенка. Первой процедурой в течение дня является утренняя гимнастика. Бальнеопроцедуры назначают через 45-60 мин после завтрака. После ванны обязателен отдых в течение 1-2 ч в положении лежа. Морские купания лучшее проводить по утрам, в дни, свободные от бальнео-, грязелечения. Лечебную гимнастику и массаж можно назначать в один день с бальнеотерапией.

Важную роль играет трудотерапия, в частности обучение элементам самообслуживания, чтению, письму младших детей, полезным профессиональным навыкам (вязание, вышивание, переплетное дело, машинопись и др.) - старших.

Литература:

1. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. М: Медицина, 1979,112 стр.

2. Под ред. Фонарева М.И. Справочник по лечебной физкультуре. Ленинград: Медицина, 1983|fcTp.216-224.

3. За ред.В.П.Мурзи. Ф1зична реабштшия. К: «ОЛАН», 2004, с.219-337.

4. Под ред. Попова С.Н. Физическая реабилитация. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999, стр.495-499.

5. Под ред. Ясногородского В.Г. Справочник по физиотерапии. М: Медицина. 1992, стр.483-489.

6. Смиян И.С., Карачевцева Т.В. Детская курортология. К: «Высшая школа», 1985, 220-229.

 

ЛЕКЦІЯ

З дисципліни: „Фізична реабілітація при захворюваннях нервової системи" за темою: «Реабілітація хворих із травмами і захворюваннями периферичних нервів»

 

Контрольні запитання:

1.Які існують форми неврозів й чим вони обумовлені?

2.Описати методичні особливості проведення лікувальної гімнастики з хворими на неврози.

3.Описати схему занять лікувальною гімнастикою при гіперстенічніи неврастенії.

4.Яка схема занять лікувальною гімнастикою при перехідній невра­стенії?

5.Описати схему занять лікувальною гімнастикою при гіпостатичніи нев­растенії.

6. Визначити, чим відрізняється схема занять лікувальною гімнастикою при істерії і при неврозі нав'язливих станів (психастенії).

РЕАБІЛІТАЦІЯ ХВОРИХ

ІЗ ТРАВМАМИ Й ЗАХВОРЮВАННЯМИ

ПЕРИФЕРИЧНИХ НЕРВІВ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.