Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 6 страница. Рассматривание репродукций картин и скульптур так нравится детям, что эти занятия становятся для них самой желанной наградой




Рассматривание репродукций картин и скульптур так нравится детям, что эти занятия становятся для них самой желанной наградой. В полтора года Галя очень плохо ела - она не любила ни овощей, ни мяса, ей противен, по-видимому, был сам вид ложки. Каждый глоток подолгу оставался у нее во рту, при этом она туманным взором смотрела вдаль. Само принятие пищи начинало походить на тяжелый труд, пока я не придумала пообещать ей, что если она съест все, что положено, быстро, то в награду я позанимаюсь с ней картинками. И произошло чудо! Она оживилась, глотала ложку за ложкой, стараясь, чтобы тарелка опустела побыстрее и чтобы я начала показывать ей ее любимые картинки. Доман был прав: дети гораздо больше любят учиться, чем есть сладкое!

И Галя - не исключение. У Селины то же пристрастие, и дети, приходящие к нам в гости и не приученные к подобным занятиям, реагируют на показ картинок точно так же. На следующий день после моего выступления по радио я получила вот такое письмо: "Ваше выступление по радио в программе Франс-Интер заставило меня взглянуть на своего ребенка другими глазами. Мне захотелось начать сейчас же. Вместо того, чтобы рассказывать моей шестилетней девочке очередную "детскую" историю, я предложила ей посмотреть вместе альбом Гогена. Она тотчас же задала мне вопрос: "А это для детей?" Но начала листать книгу, при этом каждая репродукция вызывала у нее оживленную реакцию. Я очень рада, что начала идти с ней по вашему пути".

Ясно одно: если малыша, как утверждает Доман, заинтересовать чтением или математикой не так легко, то при занятиях различными областями искусства наблюдается обратная картина - ребенок начинает интересоваться этим мгновенно. Причем характерно это и для тех детей, которые кажутся, на первый взгляд, неспособными концентрировать свое внимание. Самое главное, нужно выбирать картины, изображающие достаточно живые сцены, и показывать их малышу в быстром темпе. Когда он захочет рассматривать картины подольше, то взрослый должен обратить его внимание на занимательные детали и сопоставить их с тем, что ребенок уже знает. При этом всегда нужно отбирать у малыша картинки как можно скорее, чтобы ему потом захотелось посмотреть их еще.

Посещение музеев и выставок тоже должно стать большой радостью. С тех пор, как стала интересоваться ускоренным развитием ребенка, я постоянно ищу в музеях хоть что-то для детей, может быть, специальные экскурсии или что-нибудь подобное. И каждый раз меня потрясает полное пренебрежение к культурным запросам малыша, отсутствие желания развить его в этом направлении. Создается впечатление, что основная цель работников музеев - просто убедить ребенка, что само слово "музей" и само здание музея не несут в себе ничего отрицательного, и только. Так что же на самом деле имеет значение - здание или то, что в нем находится? Невольно задаешь себе вопрос: когда же в этих музеях будет вестись работа с детьми?

Конечно, ребенок совершенно не должен подолгу разглядывать каждую картину молча и сосредоточенно, как это делаем мы. В залах музея малыша нужно обязательно брать на руки, так как, если он будет смотреть картины, стоя на полу, с высоты своего роста, то из-за отражений в стеклах почти ничего не увидит. Когда в одном зале собраны как на подбор только шедевры, мы обычно смотрим их подряд, если же там находятся картины различной художественной ценности, мы выбираем наиболее интересные. В таком случае осмотр выставки не столь утомителен. Поэтому лучше знакомить ребенка с произведениями одного художника, тогда получается нечто вроде урока о творчестве какого-либо определенного живописца. Наклонившись к уху ребенка, можно, не беспокоя других посетителей, рассказать, что же такое выставка, и обратить его внимание на что-нибудь смешное и интересное. В результате, на общем фоне торжественной обстановки впечатление от настоящих картин увеличится во сто крат.

А в один прекрасный день родители (так же, как и при занятиях плаванием) получают награду тогда, когда они этого и не ожидают. В два года я впервые взяла Галю на выставку живописи (большую международную выставку "Импрессионисты и пейзаж", 1984 год). К этому времени она уже знала несколько сотен картин, в том числе много импрессионистов. Но войдя с ней в большой зал, где висело множество картин, я, к своему большому разочарованию, сразу же поняла, что дочка не знакома ни с одной из них. Однако когда мы с ней попали в маленький зал, еще прежде, чем я могла увидеть хоть что-нибудь, она закричала: "Стог сена"! Я посмотрела на полотно, которое она показывала, и действительно, это была та самая картина! А когда я спросила, кто же написал ее, то девочка с ликованием закричала: "Моне-е-е!" Какой восторг! И так как кроме экспонировавшегося в музее варианта существует множество других вариантов картины, которые Моне писал в разное время года и в разные часы дня, то потом мы долго рассуждали на эту тему, что делало наши "уроки живописи" еще более интересными и желанными.

В семейных анналах осталось еще одно посещение выставки. Через два года после описываемых событий открылась выставка "Париж - Вена". На этот раз мы хорошо подготовились, обе девочки прекрасно знали Климта, австрийского художника, жившего в конце XIX - начале XX века. И вот Селина, сидящая у меня на руках, тянется вверх и с высоты своих двух лет говорит: "Мама! Посмотри, вот „Юдифь"!.. И еще одна „Юдифь"... Ой, „Золотая рыбка"! И „Даная"". А когда я поила молоком из бутылочки мою младшую дочь, то слышала разговор между старшей (три года) и ее папой:

- Посмотри, Галя, это "Любовь".

- Вовсе нет, папа, это "Свершение".

- Да нет, Галя, эта картина называется "Любовь".

- Но, папа, "Любовь" вон там внизу, я ее видела. А это "Свершение".

Папа, поколебленный такой уверенностью, но все же не убежденный, бросил взгляд на табличку с названием - конечно, это было "Свершение".

Награды, подобные этой, бывают частыми. Но самая лучшая из них - когда в один прекрасный момент ваш ребенок возьмет вашу голову своими маленькими ручками, посмотрит вам в глаза долгим внимательным взглядом и поцелует вас изо всех сил.

Ободренная достигнутыми успехами, я решаюсь ввести в систему воспитания своих дочерей некоторые элементы того, что Глен Доман называет "энциклопедическими знаниями". После похода по книжным развалам я возвращаюсь с самыми разнообразными приобретениями:

здесь рисунки с изображениями птиц и млекопитающих, целая серия портретов политических деятелей различных стран, живших во все периоды мировой истории, фотографии созвездий и планет, цветов и многое другое. Особый интерес вызвала игра в географические карты: в комплекте было пять больших карт (25*25 см), на которых нарисованы континенты, и сорок маленьких карточек (12*20 см). На каждой из них изображена страна, которую нужно определить по цвету и контуру, нанесенному на одной из больших карт. Я выбираю те области знаний, для изучения которых у меня есть красочные иллюстрации, например птицы Северной Америки, географические карты, портреты исторических деятелей. В программу каждого дня входят три "урока". Я не делаю перерывов на 20 или 30 минут, как это рекомендует методика BBI, потому что дочка в этом не нуждается. Она переходит от одной отрасли знаний к другой с громадным энтузиазмом. В возрасте одного года и семи месяцев Галя обожала повторять разные "сложные" слова, казавшиеся ей магическими.

Так я впервые столкнулась с явлением, которое мало кто понимает и которое тем не менее чрезвычайно важно: дети очень любят заучивать слова, смысла которых они поначалу не понимают. Ребята повторяют их с любовью и удовольствием, коллекционируют их, как белка, прячущая свои орешки про запас. Они ждут момента, который вот-вот наступит: они услышат эти слова в другом контексте, и неизвестные дотоле понятия начнут мало-помалу обретать смысл. Кто только ни говорил мне: "Но зачем им это все учить, они же ничего не соображают, вы же просто забиваете им головы бесполезными сведениями и запутываете их!". Но разве новорожденный может осмыслить, что, когда окружающие называют его по имени, то обращаются именно к нему? Разве может он разобраться в том, что от него хотят, когда говорят: "Ну вот, а сейчас пойдем баиньки!". Что он понимает в тех словах, которые он слышит и о смысле которых он не имеет ни малейшего представления: маленький, толстый, красивый... Может быть, было бы лучше вовсе не употреблять такие слова, чем навязывать их малышу? И вообще лучше воздержаться от этого, пока малыш не станет их четко понимать... Какой психологический прессинг! Несомненно, мы выглядим просто палачами, требуя от наших младенцев таких подвигов! Куда лучше молчать и ждать, чтобы дети созрели, чтобы они, наконец, вошли в тот возраст, когда начинают постигать абстрактные понятия!

Интересно, что когда я отвечаю подобным образом людям, преисполненным самых благих намерений и предостерегающим меня от перегрузки ребенка и путаницы, которая может возникнуть у него в голове, то я вижу на их лицах как бы некоторую непроницаемую завесу. Об этом стоит поразмышлять!

Понимание не должно предшествовать познанию. Как можно понимать то, чего не знаешь? Даже мы, взрослые, и то раньше познаем что-либо, а потом уже понимаем. Когда нам встречается незнакомое слово, мы пытаемся его запомнить и найти его значение, отталкиваясь от уже известных нам похожих понятий, или просто смотрим в словарь. Если же мы перестанем так поступать, то это означает, что мы отказались от узнавания и поэтому не в силах преподать хоть что-нибудь нашим детям, которые целые дни только и делают, что учатся.

Что же касается перегрузки ребенка, то не взрослым об этом судить! Сколько раз мои малыши мне это доказывали! Вот я чувствую, что какое-то понятие их заинтересовало. Я с жаром начинаю им объяснять, но часто делаю это слишком горячо и даю детям гораздо больше информации, чем они в состоянии воспринять. И сразу же вижу: они начинают смотреть по сторонам, берут какую-нибудь игрушку, перестают обращать на вас внимание. Если они уже умеют говорить, то в этот момент начинают болтать о чем-то совершенно постороннем, и вами овладевает некая растерянность... А уже с трех лет, когда они могут довольно здраво рассуждать, малыши просто говорят вам: "Но ведь это совсем не то, что мне хочется, о чем это ты там говорила?.." Ну что же, не надо беспокоиться, ребенок делает свой выбор, он хочет сам разобраться в той информации, которая на него обрушивается. То, что в состоянии понять, он использует, если же он чего-то не понимает, то накапливает это и при случае старается как-то разобраться. В любой "путанице" виноват не малыш, а тот, кто не смог найти логичной системы подачи материала. По существу, в сознании ребенка регистрируются все полученные данные, правильные или ошибочные. Поэтому задача воспитателей очень усложняется. Мы не можем решить сами, что дети поймут, а что нет, поэтому должны раскрывать перед ними все точно, ясно, без недомолвок. Конечно, есть определенные понятия, которые мы не можем выразить четко. И, естественно, ребенок их не поймет. Причина этого непонимания в нас, а не в малыше. Мы не считаем, что детям следует объяснить все, но ведь вот что странно: когда решишь, что любой аспект проблемы можно сделать доступным пониманию ребенка, то окажется, что в беседах с ним может быть затронуто чрезвычайно много тем. Как только у вас появляется уверенность, что малыш уже в чем-то разбирается, вы начинаете раздумывать, как, каким способом облегчить ему этот процесс. В конце концов вы приходите к выводу, что существует множество необходимых для понимания любой проблемы элементов, совершенно неизвестных ребенку только потому, что никто не потрудился их ему объяснить. И вы начинаете рассказывать ему массу разных вещей, чувствуете, что он все схватывает на лету и понадобится немало дней, чтобы встретилось что-то такое, что малышу было бы трудно растолковать. Конечно, гораздо легче сказать себе, что ребенок еще чего-то не может понять, но на самом деле это достаточно грустно.

Вернемся к Гале, которая в свои полтора года с наслаждением познает основы истории, географии и зоологии. Как радостно слышать, когда она говорит "Чечиль" (вместо "Черчилль"), "гухарь" (вместо "глухарь" и "Фанция" (вместо "Франция"). Дочка очень быстро усваивает соотношения между странами и частями света и находит их на карте. Так как Гале это доставляет массу удовольствия, я продолжаю показывать ей картинки в еще большем количестве. Затем наступает очередь изображений композиторов, млекопитающих, цветов и т.п. Произношение Гали улучшается, память развивается, ей достаточно увидеть картинку раз или два, чтобы запомнить, кто это или что это. Почувствовав ее жадный интерес к знаниям, мы принялись за осуществление программы "Тысячи начальных кусочков интеллекта", как называет ее Глен Доман. Теперь уже пора переходить к развитию интеллекта, то есть формулировать те десять определений, с помощью которых можно охарактеризовать каждый элемент, при этом сами элементы делятся еще на более мелкие детали. Задача достаточно необъятна, и я не совсем точно представляю себе, с чего же начинать. Очевидно, нужно как-то сгруппировать разрозненные элементы, и поскольку Гале очень нравится заниматься географией, то было бы хорошо рассказы об исторических персонажах сочетать с описанием тех стран, где они жили.

Я снова произношу при ней имена многих политических деятелей, не упоминавшиеся мною примерно месяца два. Многие из них (около половины) она помнит. Но я сейчас же замечаю, что она совершенно не видит связи между именами политических деятелей и той "формой", которую называют "страной". Я хотела бы дать ей понятие о географии, а на деле это оказалось всего лишь "пространственной" игрой. Так Доман еще раз заставил меня попасть пальцем в небо. И вдруг я осознаю, что ждет нас с нею в будущем. Каждые два или три месяца я буду добавлять к "программе развития интеллекта" произвольно выбранные элементы. Галя, конечно, в конце концов запомнит все, если только подобное количество не станет для нее столь утомительным, что она в итоге перестанет это усваивать.

Мой энтузиазм постепенно гаснет... Перспектива ежедневных и однообразных занятий мне кажется не менее тяжкой, чем сизифов труд, а результат столь же далеким, сколь и неопределенным. И разве в этом основы культуры? Тут же просто нагромождение разрозненных сведений, сообщаемых от случая к случаю. Вот в один из таких дней полного замешательства я взяла карточки серии "Политические деятели на протяжении веков", рекомендуемые BBI, и стала их изучать: Людовик XIV, Ганди, Черчилль, Екатерина Великая, Георг III, Сталин, Наполеон, Елизавета I, Гитлер, Ллойд Джордж и др. Как все это может помочь ребенку постигнуть и запомнить исторические события? Тут я подумала о тех, кто учил своих малышей на имя Бетховена реагировать звуками "По-по-по, поом!" (музыкальная фраза из Пятой симфонии). Так разве я этого хочу добиться, только в более крупных масштабах? Выработать у ребенка определенные условные рефлексы на "культурные" раздражители (по Павлову)? Нет и тысячу раз нет. Ведь для понимания истории важно многое: кто был сначала и кто потом? Кто жил в одно и то же время? Когда произошло то или иное событие? Кто его подготовил и что ему предшествовало? Это цепь времени, это хронология. Именно та самая хронология, которую мы с большим или меньшим успехом зазубривали в школе и которую в позднейших школьных программах просто опускали, чтобы облегчить детям работу! И тем не менее хронология - одна из основных категорий, знание которой необходимо, чтобы стать мыслящим существом. Как мы можем знать, куда идем, когда не знаем, откуда пришли. Но схема Домана не дает ответа на вопрос: как преподать ребенку историческую основу, столь же прочную и удобную, как таблица умножения, - структуру, в которую он уже сам сможет уложить любые данные и сведения?

Одними историческими анекдотами и занятными историями тут не обойдешься. Но это уже наша проблема. А как мы сами знаем историю? Ряд захватывающих событий, вынесенных нами из тупого школьного обучения, нередко фантастические истории из романов Александра Дюма-отца и Вальтера Скотта, Поля Феваля и других писателей, в лучшем случае нечаянно попавшая в руки какая-нибудь книга на исторические темы!

Все знают Робин Гуда и Айвенго и распри между Ричардом Львиное Сердце и принцем Джоном, но при этом мы плохо помним, кто правил Францией в то время. При ком началась Столетняя война и при ком она закончилась? Какому периоду французской истории соответствуют годы жизни Баха? А Рембрандта? Подобные вопросы можно задавать до бесконечности. И многие из них останутся без ответа. Почему? Да потому что для большинства из нас сама историческая основа (история Франции для французов) полна белых пятен. Наше знание эпохи напоминает изъеденный молью шарф. Это происходит потому, что в школе историю жуют по кусочкам в течение всех лет обучения. Одни периоды преподносятся хорошо, другие склеены наспех, но нам никогда не говорили о реальном соотношении событий с масштабом времени, так как этому никогда не придавалось должного значения.

Я усиленно размышляю на эту тему и спрашиваю себя, почему же для раннего этапа ускоренного обучения младенца в качестве основных дисциплин выбрали именно географию и историю, отодвинув на задний план зоологию и ботанику, предметы, которые для малышей, безусловно, были бы гораздо интереснее. Вот тут я и наталкиваюсь на книгу Энгельмана "Как обеспечить максимальное интеллектуальное развитие вашего ребенка", вышедшую в Париже в 1967 году в серии "Ответы". В этой книге я нашла множество ответов на мучившие меня вопросы, и главное - автор подтвердил мои интуитивные предположения. Энгельман советует родителям побольше рассказывать своим малышам о динозаврах и планетах, развивать у них чувство времени и пространства: "Давным-давно, так давно, что и папа твой еще не родился, и бабушка еще не родилась и даже бабушка твоей бабушки еще не родилась, так вот тогда было..." или: "Если подняться в небо очень-преочень высоко, гораздо выше облаков, то...". Конечно, овладеть понятиями времени и пространства необходимо. Рассказывать ребенку о таких противоположностях, как динозавры и планеты, очень важно, это поможет ему ощутить, что мир не ограничен сегодняшним его состоянием и данной окружающей средой и что за пределами современного мира что-то существует и существовало всегда. Вот таким именно образом, основываясь на идеях Домана и Энгельмана, я разработала систему преподавания истории своим детям, успех которой подтверждает сама жизнь.

В основе моего метода лежит несколько принципов. Сначала нужно охарактеризовать задачу изучения хронологии, сделав это увлекательно и кратко, иначе многие неизбежные повторения могут стать для ребенка утомительными. Материал следует преподносить таким образом, чтобы, не тратя специально времени на подготовку, иметь возможность проводить "урок" в любых условиях. Поэтому за основу я взяла считалки и простые песенки: дети их обожают и готовы усваивать в любом количестве, если им их поют часто и весело. Между тем, как только дети видят, что родители взяли на себя труд их чему-то научить, они неизбежно приходят к внутреннему убеждению, что это важно.

Я долго колебалась, что же сделать в первую очередь. Исторические книжки для детей часто начинаются с описания каменного века. Это весьма неопределенная исходная точка, которая создает впечатление, что мы вышли из пещер, чтобы затем немедленно стать галлами, которых завоевали римляне. К тому же мы, христиане, ведем отсчет времени не отсюда: у нас есть очень важная дата - рождение Христа. С этого момента мы рассекаем время на равные отрезки - века. После Рождества Христова, то есть в период от рождения Христа до наших дней, мы ощущаем время более дробно и делим его уже на годы. Представление о более раннем периоде - эпохе до Рождества Христова, уходящей во тьму веков, у нас весьма туманное.

Вот по этой-то модели я и решила обучать своих детей истории Франции. В качестве отправной точки выбираю правление Гуго Капета. Так как оно пришлось на начало X века, в моем распоряжении целое тысячелетие, при этом понятие "тысячелетие" станет весьма удобным эталоном для работы.

Я делю это тысячелетие на шесть периодов и к каждому сочиняю куплет: Капетинги (X-XIV века), Валуа (XIV-XVI века), Бурбоны (XVI-XVIII века), "Политический хаос XIX века" - с 1789 года (Великая французская революция) по 1871 год (Парижская Коммуна), Третья республика (1871-1940) и послевоенная эпоха. По мере того, как мы приближаемся к нашим дням, куплеты охватывают все менее протяженные отрезки времени, но становятся более детализированными, что объясняется нашим восприятием времени.

Доман чрезвычайно настаивает на важности визуального материала. С этим - в плане изучения истории - я не могу согласиться. Прежде всего потому, что два портрета одного и того же короля бывают похожи друг на друга весьма отдаленно. Кроме того, в эпоху Капетингов, как вы сами можете догадаться, никаких портретов не существовало. Доман, конечно, опирается на историю Америки, где изображения всех президентов имеются в большом количестве. Но брать за основу двухсотлетнюю историю Соединенных Штатов Америки - это точка зрения грудного младенца, которая нам не подходит.

Тогда мне пришла в голову мысль, что имена королей можно сделать более конкретными и без их портретов, а с помощью всего лишь забавных характеристик. Я разделила всех королей на две группы: на тех, в период правления которых происходило какое-нибудь значительное событие, позволяющее охарактеризовать этот отрезок времени, и на тех, в чьей биографии я могу найти какую-нибудь забавную деталь. По этой системе рассказ о первых королях Франции будет выглядеть примерно так: "Гуго Капет основал династию Капетингов", "Генрих I был побежден Вильгельмом Завоевателем", "Филипп Красивый велел сжечь тамплиеров"[8], "Филипп VI Валуа начал Столетнюю войну", "Карл IX учинил Варфоломеевскую ночь" и т.п. Что же касается королей, составивших вторую группу, то я часто просто раскрываю прозвище ("Роберт II Благочестивый часто посещал церковь") или же вспоминаю курьезный случай ("Карл VIII Приветливый умер, стукнувшись головой о дверь"). Можно рассказать также о королевах и особо известных фаворитках: "Людовик VII Юный женился на Алиеноре Аквитанской", "Генрих II женился на Екатерине Медичи, любил Диану де Пуатье", "Людовик XVI, Слесарь, женился на Марии-Антуанетте Австрийской". Все эти характеристики, достаточно индивидуальные и любопытные, помогают легко запомнить те или иные исторические фигуры.

Наконец, чтобы все это было легче усвоить (как детям, так и родителям), я пою текст в ритме марша. При произнесении имени каждого короля беру высокую ноту. В конце каждого куплета идет припев: "Эх-эх, эх-эх, такой-то век!" (см. песенку в главе "История").

Начиная с этого момента, "уроки" истории становятся очень легкими и могут происходить в любом месте - на прогулке, в машине и т.п. Родители с плохой памятью не должны отчаиваться, ведь именно они лучше всех смогут оценить ту пользу, которую принесут их ребенку занятия, связанные с ее развитием. Достаточно записать песенку на кассету и время от времени проигрывать ее ребенку, стараясь при этом самому запомнить содержание. Если станете описывать (достаточно смешно), как трудно запомнить весь этот длинный список с именами и характеристиками королей, то ваш малыш будет счастлив помочь вам и показать, что уж он-то выучит все быстрее вас!

Затем, когда "исторические песенки" станут частью вашего семейного репертуара, вы меняете систему: иногда вы поете, иногда рассказываете. Вначале рассказ будет состоять в том, что вы изложите своими словами смысл каждой фразы, чтобы поближе познакомить ребенка с историческими персонажами. Например:

"Людовик VI Толстяк был толстый! Он очень любил поесть! Он был лакомка! Но в то же время он очень хотел быть добрым и хорошим королем. Тогда он подумал и сказал самому себе, что для того, чтобы стать добрым королем, ему нужно, чтобы рядом был кто-то, кто бы помогал ему в этом трудном деле - быть королем. Он искал, искал... И вдруг подумал об одном монахе. Монах это уже кое-что значит! Он ведь знает очень много. В эпоху Людовика VI монахи были людьми образованными, они учились все дни напролет. Тогда Людовик VI сказал монаху: "Приходи ко мне, ты будешь моим министром, ты станешь мне помогать!" Министр - это тот, кто помогает королю управлять государством, "работать" королем. То есть заниматься тем, чтобы строить хорошие дороги, отправлять плохих людей в тюрьму, хорошо организовать армию, чтобы солдаты его слушались, и т.п. Таким образом, теперь, когда Людовик VI Толстяк тратил слишком много времени на то, чтобы съесть все те вкусные вещи, которые он любил, монах следил, чтобы все в государстве шло, как положено".

Вот как можно "рассказать" трехлетнему малышу содержание фразы "У Людовика VI Толстяка министром был монах". Конечно, это весьма "относительная" картина правления Людовика VI. Но наша задача пока состоит в том, чтобы персонифицировать имя короля и раскрыть хотя бы простейший смысл таких понятий, как "министр" и "управлять, править". Так что само гурманство Людовика VI, как следует из его прозвища, позволяет так же юмористически перейти к более серьезным объяснениям. И вы можете даже мимикой показать короля в тот момент, когда он объедается, а стоящий рядом монах напоминает ему, что он должен сделать то-то и то-то. Получается нечто, похожее на эпинальскую[9] картинку, изображающую "доброго короля Дагобера". Но в отличие от этой песенки, в моем изложении у всех королей есть имена и все они живут в каких-то местах, имеющих названия.

Далее, используя слова своей песенки, я сравниваю королей между собой. Например, сопоставляю Людовика VI Толстяка и Людовика XIII Справедливого, который "правил вместе с кардиналом Ришелье", и замечаю, что у обоих королей был выдающийся первый министр.

Преимущество такого метода состоит в том, что он не требует специальной подготовки, ибо проводить подобные занятия с ребенком можно в любой обстановке. Начиная новую тему, "пропевайте" ее почаще, чтобы малыш хорошо запомнил материал, но как только текст будет выучен, достаточно делать это раз в неделю. За полчаса можно провести исторический обзор всего нашего тысячелетия и даже рассказать подробнее о каком-нибудь одном периоде. В сумке всегда нужно иметь маленькие карточки с датами, и тогда можно будет в тот момент, когда вы говорите ребенку о каком-то событии, художнике или главе иностранного государства, связать повествование с историей Франции. Например:

"Роден родился при Луи-Филиппе, он видел революцию 1848 года, Вторую республику, Вторую империю с ее кринолинами, немцев, завоевавших Францию, Парижскую Коммуну и, наконец, Третью республику. Он становился все более и более старым и все же постоянно работал, а президенты сменяли друг друга... Потом началась первая мировая война, а бедный Роден, которому в это время уже было 77 лет (он был очень старым), умер, не дожив до ее конца и не дождавшись мира...".

Все это можно проговаривать или очень быстро, деловым тоном или же более медленно, подробно описывая все события, свидетелем которых мог быть Роден. Я слышу голоса, которые утверждают, что незачем говорить о правителях, промелькнувших на горизонте страны, как молния, и не успевших ничего совершить. Но я считаю, что важно сформировать в сознании малыша непрерывную цепочку, даже если одни звенья будут громадные, а другие крошечные. Ведь если мелкие звенья мы опустим, то вся цепочка порвется, и хронология рассыплется. Конечно, рассказывая все это ребенку, обязательно нужно упомянуть, что роль отдельных правителей государства далеко не одинакова.

Я объясняю весь механизм этого метода преподавания истории малышам так подробно потому, что именно с его помощью мне удалось осуществить свое заветное желание - пробудить у детей интерес к знаниям и дать им своеобразный инструмент для его осуществления. Считалки пользуются у детей такой любовью, что их можно применять для внедрения в сознание малыша практически любых понятий. В первое время младенец все равно ничего не смыслит, но считалка оказывается столь забавной, что ему хочется запомнить ее. Он не видит разницы между "А, Е, И, О, У, Ы - буквы встали на дыбы" и "Аты-баты, шли солдаты, аты-баты, на базар, аты-баты, что купили, аты-баты, самовар". Только некоторое время спустя ребенок поймет, что если первая считалка имеет хоть какой-то смысл, то вторая всегда останется занимательной чепухой. Конечно, малышу необходимы обе считалки. Но сам факт открытия, что А, Е, И, О, У, Ы - понятия, которые существуют и живут в песенке алфавита (ребенок ее уже знает), - его радует и в то же время облегчает усвоение. При этом нужно помнить, что считалки всегда будут играть роль "трамплина", и родители не должны их рассматривать как завершающий этап. Такие "трамплины" можно придумывать для изучения любого материала. С их помощью легко запоминаются не только буквы, алфавит, стихотворные строчки, но также история и география. Например, на какой-нибудь известный мотив можно напевать:

Вот во Франции, в Париже,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.