Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по проведению лекционных занятий




Важным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Философия» является лекция

Лекция раскрывает категориальный аппарат конкретной области философии, проблемы, логику их решения, дает цельное представление о предмете, показывая его место в системе науки связь с родственными дисциплинами, возбуждает интерес к предмету, развивает профессиональные интересы, в значительной мере определяет содержание других видов занятий. Лекционный материал служит основой для контрольных вопросов по программе курса.

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе в преподавании дисциплины на очном отделении рекомендуются следующие типы лекций: вводная, текущая и заключительная.

Вводная лекция открывает лекционный курс по предмету. На этой лекции четко и ясно показывается теоретическое и прикладное значение учебной дисциплины, ее связь с дисциплинами профессионального, гуманитарного и других циклов учебной программы, роль и место философии в подготовке специалиста-документоведа.

На вводной лекции преподаватель знакомит студентов с требованиями к текущей и промежуточной аттестации, порядком работы в аудитории и нацеливает на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронные ресурсы.

Текущая лекция служит для систематического изложения учебного материала предмета.

Заключительная лекция завершает изучение учебного материала. На ней ранее изученное обобщается на более высокой теоретической основе. Особое внимание уделяется специфике самостоятельной работы обучаемых в предэкзаменационный период.

В преподавании дисциплины «Философия» рекомендуется использовать такие традиционные (пассивные) и инновационные (активные) формы, как:

1. информационная лекция,

2. проблемная лекция,

3. лекция-визуализация,

4. лекция-беседа.

 

1. Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

2. Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет.

Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, а и в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, вызывает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты узнают новые знания, постигают мировоззренческие особенности своей профессии.

В качестве методических приемов создания проблемных ситуаций можно предложить следующие:

· изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

· побуждение студентов делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

· постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

 

В форме проблемной лекции можно провести занятие:

3. 1. По теме 1.5. Познавательные возможности человека. Методы и формы познания, сформулировав основную проблему, как: «противоречивое единство творческой (конструктивной) и отражательной (информационной) способности сознания человека в процессе познавательной деятельности».

В ходе лекции предлагается рассмотреть вопросы:

· Какие наиболее актуальные задачи познания можно решить с помощью отражательной (информационной) способности органов чувств и мышления, а какие – с помощью творческой (конструктивной) способности воображения и абстрактного конструирования?

· Позволяет ли научное познание открывать объективные истины несмотря на принципиально относительный характер научных знаний?

 

2. По теме 2.2. Человек и исторический процесс. Социальная типология истории, сформулировав основную проблему, как «единство и борьба объективного и субъективного в истории, исторической закономерности и сознательной деятельности людей, роли личности и массы в историческом процессе.

В ходе лекции предлагается рассмотреть вопросы:

· Как бы сложилась история, если бы в ней господствовали только объективные факторы, материальная необходимость, народные массы и наоборот –духовные факторы, интеллектуальные проекты, личностное волеизъявление?

· Может ли историческое многообразие форм и путей развития общества получить адекватное отражение в единственной научной теории?

3. Лекция-визуализация является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.

Лекция-визуализация представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму средствами наглядности или аудиовидеотехники (видео-лекция). В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности: натуральные, изобразительные (слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы). Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.

Задача преподавателя - использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

Лекцию-визуализацию рекомендуется провести, например, при изучении темы 1.2. Основные этапы развития мировой философской мысли

Визуальным материалом могут послужить различные схемы, изображения философов, таблицы. Например:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.