То, что у нас сложилось, назвать системой, видимо, еще нельзя. Но основныепринципы, которыми мы руководствуемся, выделить можно. Их три. Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснарядывошли в повседневную жизнь ребят с самого раннего возраста, стали для них какбы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами. Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальныхтренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетаяспортивные занятия со всеми другими видами деятельности. В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышейполучается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни. Все эти принципы, конечно, были не придуманы заранее, а выработаны в практикежизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно,преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем недавить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать,сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создаватьусловия для дальнейшего его развития. Честно говоря, это не всегдаполучалось: не давить, не мешать, а помогать. Ведь мы еще во многом не знали,как надо это делать. Бывало, рассердишься: "Ну-ну, прыгай, не бойся. Эх ты,трусишка!" Малыш в слезы. Потом я стал говорить иначе - без укора и насмешки:"Кто у нас храбрый, тому можно прыгнуть, а кто еще не расхрабрился, тому покане надо. Ты хочешь? Ну давай! Молодец!" Разница получалась огромная: в первом случае малыш испытывает давление извне,им руководит страх, стыд. А во втором он сам собой распоряжается и испытываетне унижение, а гордость, радость преодоления. Конечно, действие ребенка туторганизовано взрослым, но оно навязано силой, не ломает волю малыша. Все эти психологические тонкости мы постигали нелегко, не миновали многихошибок, но, постигая, менялись и сами приобретали умение общаться с детьми наоснове взаимопонимания и взаимодоверия.Б.П.: В основу умственного развития наших детей положены все те же наши "трикита": богатая для разнообразной деятельности обстановка, большая свобода исамостоятельность детей в занятиях и играх и наша искренняязаинтересованность во всех их делах. Мне и здесь хотелось бы еще разподчеркнуть, что мы не ставили себе целью научить их всему как можно раньше,мы старались создать условия для развития их способностей - по ихвозможностям и желаниям. Мы не знали и не могли взять на себя смелость определять, что и когдаразвивается у малышей, и в своих действиях исходили из того простогонаблюдения, о котором уже упоминали в первой части книги: с младенцемразговаривают со дня его рождения, когда он еще и не понимает ничего.Наступает момент (для каждого индивидуальный), и малыш скажет первое слово.Если с ним не говорить, то это первое слово может быть не сказано и в год, ив два, и в три. Ну а если по отношению ко всем прочим человеческимспособностям поступить так же? Не определять сроки заранее, а просто создатьблагоприятные условия и посмотреть, как будет развиваться ребенок. В поискеэтих условий мы и выработали те самые принципы, о которых я говорил. Наблюдая за детьми, мы заметили, что развиваются у них те стороны интеллекта,для которых у нас были условия, опережающие само развитие. Допустим, ребенокеще только начинал говорить, а у него уже были среди прочих вещей и игрушеккубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые, проволочные буквы и цифры. Вместе с великим множеством понятий и слов, входящих в эту пору в мозгребенка, четыре десятка значков, называемых А, Б, В... 1, 2, 3, 4... и т.д.,запоминались без всякого труда к полутора-двум годам. А все потому, что мы неделали из этого тайны, не говорили, что "тебе рано", просто называли малышубуквы, как называли прочие предметы: стол, стул, окно, лампа и т.д. Ирадовались, когда он запоминал, узнавая их в любом тексте. Так же было и с математикой (счеты, счетною палочки, цифры, таблица: сотни итысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики,мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом(спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе). Самым главным открытием на этом пути было для нас то, что в этих условияхдети очень многое начинали раньше, чем это предписывалось им по медицинским ипедагогическим нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре - понималиплан и чертеж, в пять - решали простые уравнения, с интересом путешествовалипо карте мира и т.д. И дело было не только в постижении некоторых школьныхпремудростей, которыми они легко овладевали до школы (беглое чтение, устныйсчет, письмо), но и в том, что они при этом становились самостоятельнее,инициативнее, любознательнее, ответственнее - тоже не по годам. Мы их моглиоставить дома одних (с 6-7-летним старшим) часа на три-четыре и знали, чтоничего не случится. Мы могли спокойно послать семилетнего в Москву(электричка, метро) или одиннадцатилетнего в Горький (он сам брал себе билет,ехал без всякой опеки проводника или кого-либо из взрослых). И все это неделало из них старичков - таких выдумщиков и озорников еще поискать! Но обэтом речь еще впереди. Сначала мы этому только удивлялись, а затем всерьез заинтересовалисьпроблемой раннего развития детей. Оказалось, что изучением потенциальныхвозможностей человеческого мозга давно занимается мировая наука и практика.Ученые пришли к выводу, что резервы мозга колоссальны, а используются они втечение жизни человека ничтожно мало, что гениальность - это наиболее полноепроявление интеллектуального потенциала, которым обладает любой нормальныйчеловек. От чего же зависит реализация этого потенциала? От чего зависит уровеньразвития способностей? Ответить на этот вопрос - значит, найти способ раститьталанты, не искать их среди обыкновенных, а растить всех талантливыми людьми.А это позволит избавить школу от неуспевающих и второгодников, детей - отперегрузок, родителей - от бессилия и удобного предрассудка: "Такой уж он уменя уродился". Просто невозможно было не попытаться принять участие в поискеответа на вопрос, откуда берутся таланты? Ну, конечно, мы ни в какой степени не считаем, что нашли способ выращиваниявундеркиндов. Вундеркинд - это чудо-ребенок, исключение из правил, покамалообъясненное явление. Я же говорю о другом: как каждого, буквально каждогомалыша, родившегося нормальным, вырастить способным и даже талантливым. Ведьэто требование времени - научно-технической революции, всевозрастающейответственности человечества за все, что делается на земле, необходамостипредвидения и осмысленности каждого шага человека, живущего на нашей планете. Л.А.: Я думаю, что ответственность зависит не столько от талантливости,сколько от совестливости. Можно быть сверхталантливым, но при этом корыстными эгоистичным человеком, живущим по принципу: "После меня хоть потоп..." Б.П.: Это наш старый спор, мы к нему еще вернемся. Я только скажу, что сейчаснужен не только знающий человек, но и творчески осмысливающий свое дело, своеместо в жизни, а для этого нужны высокоразвитые творческие способности иумение применять их на практике, в труде, на любом рабочем месте, в любойжизненной ситуации. Как этого добиться?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление