Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика системы дополнительного образования Тамбовской области




Лекция № 7,8

Тема: «Система дополнительного образования в Тамбовском регионе»

Цель: познакомить студентов с системой дополнительного образования в Тамбовской области.

План:

1. Общая характеристика системы дополнительного образования Тамбовской области

2. Цель и основные задачи современной политики Тамбовской области в сфере дополнительного образования детей

3. Основные направления развития региональной системы дополнительного образования детей

4. Дополнительные образовательные программы, реализуемые в Тамбовской области

5. Основные направления работы учреждений дополнительного образования

6. Виды учреждений дополнительного образования детей и подростков

7. Лагерь как детско-оздоровительное образовательное учреждение

 

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие. Дополнительноеобразование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные граждане и их родители (законные представители), а также общество и государство.

Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития Тамбовского региона, повышению качества жизни, так как приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, - профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма.

Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства. Дополнительное образование детей - составная часть общего образования, позволяющее обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. На современном этапе возросла роль дополнительного образования детей и занимает особое место. С принятием новых Стандартов Образования, «Новая школа», увеличивается требования к системе дополнительного образования. Концепция развития системы дополнительного образования Тамбовской области на 2010-2014 гг. (далее - Концепция) разработана с учетом основных направлений Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей до 2014 года и направлена на реализацию государственной и региональной политики в области образования. Концепция определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития дополнительного образования детей в Тамбовской области.

Дополнительное образование детей направлено на реализацию заказа детей и родителей на основе кооперирования возможностей и ресурсов различных отраслей и сфер вне зависимости от ведомственно-территориальной подчиненности. Такое «полисферное» развитие дополнительного образования становится одной из основ его развития.

Одно из ведущих положений Концепции – межведомственный подход - консолидированное участие управления образования и науки, управления культуры и архивного дела, управления по физической культуре, спорту и туризму, органов местного самоуправления, общественных организаций области в решении задач развития системы дополнительного образования. Концепция является основой для разработки соответствующих программ с учетом социально-экономических, культурных, этнических, демографических, других особенностей территорий области.

Система дополнительного образования в России формировалась из отечественных форм внешкольной работы и внешкольного воспитания. Внешкольное воспитание в России возникло в конце 19 века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей. Это были единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно- просветительское общество «Сетлемент», основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С.Т. Шацким своей целью ставило удовлетворение культурных и общественных потребностей детей. В 1909 году им было создано общество «Детский труд и отдых», в 1911 году создана детская колония «Бодрая жизнь». В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён 1-й Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание».

Происходил бурный рост детских учреждений, и они вскоре стали называться внешкольными учреждениями. Несмотря на тяжёлое послевоенное время система внешкольного воспитания продолжала развиваться, росло число Домов и Дворцов творчества, спортивных школ, станций юных туристов и техников. Несмотря на присутствие достаточных минусов, мешавших решению задач личностно- ориентированного развития ребёнка, его интересов был накоплен опыт взращивания талантов и массовостью посещения. Многие звёзды кино и спорта, искусства и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: Это чемпионы мира по шахматам А.Карпов, Б.Спасский, актёр С.Никоненко, хоккеист В.Фетисов и другие. Наступили тяжёлые в политической и социальной среде 80-90-е годы. Но система внешкольного воспитания не только устояла, а даже получила приращение. В соответствии Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. При таком обновлении произошло не только качественное изменение содержания и форм деятельности учреждений, но и педагогов дополнительного образования. 2008 год - это год 90-летия отечественной системы дополнительного образования детей. Дополнительное образование является той нишей, где произрастает творческое зерно ребёнка. Дополнительное образование детей создаёт юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребёнок полноценно живёт, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, у него будет больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов. Ребёнок в дополнительном образовании постигает главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть. С открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется пространство детского благополучия. Когда-то С.Я.Маршак писал «Труд, окрылённый интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности». В этой связи возрастает роль дополнительного образования детей. Дополнительное образование формирует у ребёнка самосознание, ощущение собственной личности. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объёме, которые ему позволяют индивидуальные способности. Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Содержание дополнительного образования не стандартизируется, это новое дополнение к основному образовательному процессу, так как дополнительное образование способно решить целый комплекс задач: определить стартовые возможности развития личности ребёнка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»; содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.

Дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Предоставляет обучающимся широкие возможности для получения современного качественного образования, а с внедрением внеурочной деятельности детей в систему общеобразовательных школ способствует развитию творческого инициативного и компетентного гражданина России. В этом выражается роль дополнительного образования в новой модели образования.

Новая модель образования задает основной вектор изменения и дополнительного образования детей: от досуговой занятости и освоения ремесла — к развитию человеческого потенциала, человеческих возможностей как основного ресурса развития государства. В рамках дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семьи, оздоровления российского общества в целом.

На 1 декабря 2012 года в Тамбовской области насчитывалось 74 учреждения дополнительного образования детей системы образования (2008 - 80), из них 71 муниципальное, 3 областных (18 Центров, 14 Домов детского творчества, 6 станций, 32 учреждения физкультурно-спортивной направленности, 4 школы искусств). В 3254 учебных объединениях реализуется около 1,5 тысяч дополнительных образовательных программ по 11 направленностям: культурологической, интеллектуально-познавательной, художественно-эстетической, социально-педагогической, социально-экономической, научно-технической, эколого-биологической, туристско-краеведческой, военно-патриотической, физкультурно-спортивной, естественнонаучной.

Процент охвата детей и подростков (от общего числа школьников) учреждениями дополнительного образования детей в 2012 году составил 44,5% (2011 год -56%). В ходе модернизации региональной системы образования учреждения дополнительного образования детей вышли на качественно новый уровень развития. Областные государственные учреждения дополнительного образования детей («Центр развития творчества детей и молодежи», «Центр развития творчества, экологии и туризма», «Областная детско-юношеская спортивная школа») являются системообразующими центрами, 17 муниципальных учреждений дополнительного образования имеют статус базовых (опорных) центров. В региональную систему дополнительного образования детей, кроме учреждений подведомственных управлению образования и науки, входят 44 учреждения культуры и искусства, их них 24 музыкальных, 3 художественных, 1 хореографическая школа, 16 школ искусств. Две школы, функционируют как структурные подразделения базовых профессиональных учреждений - ТОГОУ СПО «Тамбовский колледж искусств» и ТОГОУ ВПО «Государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманинова». 10 муниципальных учреждений дополнительного образования детей имеют статус детских школ искусств - базовых методических центров. В данных учреждениях осуществляются следующие виды художественного образования: музыкальное искусство; хореографическое искусство; театральное искусство; изобразительное искусство; декоративно-прикладное искусство; компьютерная графика и дизайн, цифровое видео; раннее эстетическое развитие детей. Анализ развития сети за последние годы свидетельствует о доминирующем характере процесса реорганизации детских музыкальных школ в школы искусств, что связано как с воплощением идеи разностороннего полиэстетического образования и воспитания детей, так и с усилением принципа комплексного подхода к преподаванию предметов эстетического цикла. В 2012 году 8 школ искусств осуществляли свою деятельность на базе общеобразовательных школ. 25 образовательных учреждений сферы культуры и искусства по договорам о сотрудничестве успешно реализуют образовательные программы учреждений дополнительного образования детей (инструментальные, хоровые, оркестровые, хореографические классы, отделения раннего эстетического образования и др.) в 61 образовательном учреждении. В учреждениях дополнительного образования детей сферы культуры обучается свыше 11 тыс. учащихся, что составляет 13,4 % от общего количества детей школьного возраста. В области функционируют 8 учреждений дополнительного образования детей (ОСДЮШОР и СДЮСШОР), подведомственных управлению по физической культуре, спорту и туризму. В спортивных школах культивируются следующие виды спорта: единоборства, бильярдный спорт, футбол, бокс, спортивное ориентирование, легкая атлетика, конькобежный спорт, фигурное катание. С 2007 года работает Академия футбола, в которой обучаются 1270 одаренных девочек и мальчиков области. Общий охват занимающихся в спортивных образовательных учреждениях составляет 3520 человек. В работе тренеров спортивных школ, подведомственных управлению по физической культуре, спорту и туризму области, существует практика организации занятий на базе общеобразовательных учреждений ряда муниципальных образования области. Спортивные секции по боксу ведутся в Пичаевском районе (МОУ Пичаевская СОШ), г. Тамбове (МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением предметов); по спортивному ориентированию - в г.г. Рассказово (МОУ СОШ № 4), Тамбове (МОУ СОШ № 30, МОУ гимназия № 12), Котовске (МОУ СОШ № 3), Кирсанове (МОУ СОШ № 3), Уварово (МОУ лицей г. Уварово), Тамбовском районе (МОУ Новолядинская СОШ); по фигурному катанию - в г. Тамбове (МОУ СОШ № 8); по единоборствам - в г.г. Рассказово (МОУ СОШ № 1, МОУ СОШ № 3), Тамбове (МОУ лицей № 29, МОУ СОШ № 36), Уварово (МОУ СОШ № 3), др. В целях реализации государственной политики, направленной на расширение сферы и повышения качества дополнительного образования детей, с января 2008 года в муниципальные образования направляется субвенция на реализацию дополнительных образовательных программ на базе общеобразовательных школ в объеме недельной нагрузки равной четырем часам на каждого обучающегося. За два последних года количество школ, реализующих программы дополнительного образования детей увеличилось на 100, количество образовательных программ - на 476. В школах области функционирует 6031 учебная группа дополнительного образования, численность контингента учебных групп составляет 83853 человек. Охват обучающихся дополнительным образованием на базе общеобразовательных школ - 69,3 % (в сельской местности - 73,0 %, в городах области — 65,4 %). Развитие получили новые организационные модели дополнительного образования детей: в 37 школах области созданы центры дополнительного образования детей; развивается сеть центров по работе с одаренными детьми в общеобразовательных учреждениях; 17 школ области работают в режиме школ полного дня.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.