Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По адресу: г. Обнинск, пр. Ленина д. 125, актовый зал

Лагерь как детско-оздоровительное образовательное учреждение

Виды учреждений дополнительного образования детей и подростков

Основные направления работы учреждений дополнительного образования

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В настоящее время дополнительное образование детей в Тамбовской области представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие: художественно-эстетическое; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; культурологическое; экономико-правовое.

Содержание дополнительного образования детей обуславливается, во-первых, его специфическими условиями, во-вторых, целями и задачами, в-третьих, социально-культурными и социально-экономическими факторами.

· Развитие ребенка в процессе дополнительного образования осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях: личностный рост ребенка; совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е. предметно - деятельной сфере; повышение его функциональной грамотности.

Соответственно каждое направление требует организации педагогически продуманных условий с учетом возможностей данного возраста детей.

Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей по-прежнему является художественно-эстетическое дополнительное образование. В условиях идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Его роль значительно возросла за счет создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в условиях образовательных учреждений: лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ, школ с углубленным обучением искусства, профильных художественных классов. Большими возможностями для эстетического образования детей с учетом их способностей и интересов располагают множество учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности, в том числе, центры народных промыслов, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие объединения, способствующие воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка, получению обучающимися основ будущего профессионального образования.

Значительное место в системе дополнительного образования занимают учреждения дополнительного образования научно-технического творчества: станции и центры, клубы и дома техники. Однако изменившиеся условия жизни общества значительно осложнили функционирование учреждений этого вида. Все труднее содержать спортивно-технические и оборонно-технические виды деятельности: авто- и мотоспорт, авиа- и судомоделирование, ракетостроение, учебные суда и другие, хотя развитие технического творчества учащихся имеет большое значение для социально-экономического, научно-технического и оборонного потенциала общества и государства.

Эколого-биологическое дополнительное образование детей, направленное на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, является основной частью непрерывного экологического образования, в котором существует ряд последовательных систем экологического образования: дошкольное, школьное, дополнительное предпрофессиональное. Основу эколого-биологического дополнительного образования детей составляют станции юных натуралистов и эколого-биологических центров. В числе способов организации дополнительной образовательной деятельности обучающихся в данном направлении такие социально значимые для детей и подростков, как экскурсии, походы, экспедиции, природоохранная работа, а также учебно-исследовательская деятельность, ориентированная на привлечение детей к участию различных научно-исследовательских проектах, конкурсах и конференциях, учебно-исследовательских работ, проведение самостоятельных исследований в окрестностях места жительства.

Физкультурно-оздоровительное и спортивное направление в системе дополнительного образования детей ориентированы на физическое совершенствование ребенка, приобщение его к культуре здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации. Активно работают детские объединения спортивно-оздоровительного характера и в других образовательных учреждениях. Дальнейшее развитие детско-юношеского спорта должно осуществляться не только за счет увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреждениях общего и профессионального образования. Резервом развития данного направления дополнительного образования детей является объединение усилий системы образования, физической культуры и туризма, федерации по отдельным видам спорта, Олимпийского комитета, общественных организаций, направленных на массовое вовлечение обучающихся в учреждения общего и профессионального образования, в оздоровительную деятельность, на формирование у молодежи культуры здоровья, устойчивой потребности в занятиях спортом.

Одним из приоритетных направлений в системе дополнительного образования детей является развитие детского туризма и краеведения. История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество - все это и многое другое становится предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины.

Военно-патриотическое направление в системе дополнительного образования детей представлено военно-патриотическими клубами, центрами, объединениями юных десантников, парашютистов, пограничников, летчиков и космонавтов, в которых занимаются подростки. Сделанный ими выбор не случаен. Их интерес к военному искусству, карьере военного, истории армии и флота, как правило, осознан. Многие из этих подростков не мыслят свою будущую жизнь, профессиональную карьеру вне армии, флота, пограничных войск. В современных условиях потребность в объединениях данного направления, способствующих военно-патриотическому воспитанию и самоопределению детей, особенно мальчиков (включая «трудных» подростков), превышает имеющееся количество военно-патриотических объединений.

Активно внедряются в практику учреждений дополнительного образования детей объединения социально-педагогического направления, ориентированные на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Получение обучающимися по данному направлению дополнительных знаний по основам педагогики, психологии, этикета, включение их в систему совместной с педагогом деятельности по организации социализирующего досуга, возможность попробовать себя в различных социальных ролях, способствует осознанному «творению себя», формированию у подрастающего поколения собственной системы мотивов и направленности деятельности, устремленности к самопознанию и самореализации, формированию чувства ответственности за собственный выбор перед собой и перед обществом. Перспективность данного направления дополнительного образования детей определяется его объективными возможностями обогащения гуманитарного и социального опыта подростков.

Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования: Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция, детский парк и др.

Центр, как учреждение дополнительного образования,- многопрофильное и многоуровневое учреждение, реализующее программы разных направлений и областей длительности. Центр создает, поддерживает, обеспечивает и развивает образовательную среду социокультурного и профессионального самоопределения, самореализации личности. Центр - это учреждение, в структуре которого заложен механизм, обеспечивающий работу филиалов и координирующий реализацию их программ, продолжающих или углубляющих единое образовательное пространство. Такими филиалами могут быть театр, студия, мастерская, станция, клуб, школа, музей. Выделяют следующие виды Центров: Центр дополнительного образования детей; Центр развития творчества детей и юношества; Центр творческого развития и гуманитарного образования; Центр детско-юношеский, детского творчества; детский центр (подростковый); Центр внешкольной работы; Детский экологический центр (оздоровительно-экологический, эколого-биологический); Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов); Центр детского (юношеского) технического творчества (научно-технического творчества, юных техников); Центр детский морской; Центр детский (юношеский) эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств); Центр детский оздоровительно-образовательный (профильный).

Школа в системе дополнительного образования детей - это система взаимосвязанных, преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования. Как правило, такие школы решают комплексные и разноуровневые задачи поэтапной допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки. Школы отличает наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, навыки, умения, учебный план, учитывающий пожелания детей и родителей по созданию факультативов, организации индивидуальной работы и консультаций; обязательной системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с выдачей соответствующего итогового документа, подтверждающего полученный уровень образования. Школа представляет собой такой вид образовательного учреждения, программы которого могут различаться по следующим основаниям: уровню (коррекционные, базовые, продвинутые); ступеням обучения (начальное, основное, профессиональное); профилю (физико-математический, биолого-химический, гуманитарный и т.д.).

Выделяют следующие виды школ: школа по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва).

Для школ дополнительного образования детей характерна длительная совместная творческая деятельность детей и педагогов (4-5-летние и более длительные программы), которая представлена совместными достижениями и традициями, особыми атрибутами и символами, наличием преемственности между ступенями обучения и поколениями педагогов и учащихся. У школ есть свой менталитет, закрепленный культурой, особым стилем жизнедеятельности.

Дворец (Дом) - самодостаточное учреждение дополнительного образования детей с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса (городское, областное и пр.).

Выделяют следующие виды Дворцов: Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи; Дворец учащейся молодежи, Дворец пионеров и школьников, Дворец юных натуралистов, Дворец спорта для детей и юношества, Дворец художественного творчества (воспитания) детей, Дворец (Дом) детский культуры искусств.

Видами Домов могут быть: Дом детского творчества; Дом детства и юношества, учащейся молодежи; Дом пионеров и школьников; Дом юных натуралистов; Дом детского (юношеского) технического творчества (юных техников); Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов); Дом художественного творчества (воспитания) детей; Детский дом культуры (искусств).

Клуб - объединение детей и педагогов, созданное в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными или другими интересами, а также для отдыха и развлечения. Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие и др.); по степени организованности (официальные и неформальные). В дополнительном образовании детей клуб может стать видом образовательного учреждения при условии наличия в нем длительных, многоуровневых программ профессионального самоопределения с адекватным методическим обеспечением, своеобразной социокультурной технологией воспитания и социализации. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба как общение единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, личной свободы, ценности традиций и истории, ценность другого человека и т.д.

Виды клубов: Клуб юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский подростковый, детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского и юношеского технического творчества юных техников, детского и юношеского туризма и экскурсии (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки.

Станция - профильное учреждение дополнительного образования, специально оборудованное для обучения по профильным программам и ведения наблюдения, исследования по определенному направлению, а также организующее временные профильные учреждения дополнительного образования (лагеря).

Виды станций: Станция юных натуралистов; Станция детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников); Станция детская экологическая (эколого-биологическая); Станция детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).

Детский парк - тип учреждения, основное предназначение которого - реализация дополнительных образовательных программ и услуг в природной среде, на территории парковой зоны.

Все другие виды учреждений дополнительного образования детей, продолжающие традиции вышеперечисленных учреждений внешкольной деятельности (студия, музей, детский лагерь и пр.) не отличаются целостностью и системной определенностью в статусе образовательного учреждения. Программы этих учреждений можно охарактеризовать как досуговые, оздоровительные, социальной поддержки. Они могут стать: относительно самостоятельным модулем образовательной среды центров, школ, клубов; филиалами центра, выполняющего определенные функции в реализации целей образовательной программы; формой организации образовательного процесса (временной или постоянной).

Учебно-воспитательный комплекс (УВК)как объединение учреждений дополнительного образования. Организация УВК особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения. Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с многопрофильным дополнительным создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства -- гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата, как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива в целом. В УВК по единому плану работают большие педагогические коллективы, где, кроме школьных учителей, есть специалисты по дополнительному образованию детей, работники культуры. Нередко здесь образование строят, идя не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот. Вторая, внеурочная, половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками. Причем это влияние разнопланово. Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы.

Специфические условия дополнительного образования детей заключаются, прежде всего, высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние - свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное развивающейся личности.

По данным государственной статистики, наиболее плодотворно развивается сеть Дворцов и Домов творчества детей и молодежи, спортивные школы, станции юных техников, натуралистов, туристов, детские парки и стадионы, клубы юных моряков, музыкальные школы и школы национальных искусств, различного рода школы-комплексы. В кружках (500 наименований) школьники систематически занимаются техническим и художественным творчеством, юннатской работой, спортом, туризмом. Кроме того, с юными техниками работают молодые ученые, спонсоры, изобретатели и рационализаторы. Руководят детскими ансамблями, театральными, хоровыми и другими художественными коллективами профессиональные художники, артисты, музыканты, писатели, режиссеры. Получили признание такие массовые, социально ценные формы внешкольного воспитания, как: телемосты, международные детские творческие объединения, экспедиции, обмен культурными ценностями, диалоги, дружеские встречи детей породненных городов, совместная деятельность по проведению акций милосердия, марши мира, слеты, ассоциации одаренных детей и др.

Формы организации педагогического процесса во внешкольных учреждениях также отличаются большим разнообразием по сравнению со школой. Они направлены на создание во внешкольном учреждении лучшего качества детской жизни на основе творческих инициатив воспитанников и педагогов, доброй воли всех и каждого по принципу самоорганизации и максимально полного расширения социального опыта ребенка; духовного единства личности и коллектива в совместной деятельности и отдыхе.

Детский лагерь — вид детского отдыха, который стабильно пользуется популярностью. Для детей любого возраста путёвка в детский лагерь (летом он же — летний лагерь) — это шанс проявить свою самостоятельность, стать взрослее. Традиционно во все мире детские лагеря организовывались на природе, в лесистой местности. Отдыхающие в них ребята совершали пешие походы, сплавы по рекам на байдарках или плотах, а вечерами собирались вокруг костра. В настоящее время популярность таких классических лагерей снизилась: снижение рождаемости, увеличение конкуренции на рынке образовательных программ повлекли за собой резкий рост предлагаемых детскими лагерями программ отдыха. Сегодня детям предлагаются музыкальные и художественные лагеря, теннисные и футбольные, с верховой ездой или лагеря с обучением иностранным языкам или программированию, с углубленным изучением математики или со специальной программой для снижения веса или лагеря для подростков с тренингом лидерских качеств. Есть также летние лагеря с религиозной направленностью и политически ориентированные (например, лагеря с патриотическим воспитанием). В общем сейчас можно найти лагерь с любой, даже самой экзотичной программой (например, с обучением паркуру или дельтапланеризму). Однако широчайший выбор специализаций детских лагерей существенно затрудняет выбор. Вопрос о том, как правильно выбрать лагерь, становится настоящей проблемой. Детские лагеря рассчитаны на разный возраст: от дошкольников до 18-19-летних девушек и юношей. Основная цель большинства лагерей — образовательное или культурное развитие. В условиях полной безопасности и благоприятной окружающей среды ребята могут почувствовать себя взрослее и самостоятельней, чем дома.

В России идея использования пионерских лагерей для отдыха и оздоровления школьников принадлежит Председателю Российского Общества Красного Креста З. П. Соловьёву. Первым таким лагерем нового типа стал открытый в 1925 году лагерь-санаторий в Артеке (будущий ВПЛ «Артек»). Там же, в Артеке в 1927 году впервые была введена штатная должность вожатого и началось комплектование отрядов непосредственно в лагере. Первые лагеря назывались пионерскими отрядами, существовавшими по месту жительства или при крупных предприятиях. Городские пионеры выезжали в лагерь, организованный на один летний сезон, уже сложившимся составом со своим постоянным вожатым. Фактически такой лагерь был продолжением отрядной деятельности в летний период с упором на спортивное и военно-патриотическое воспитание. Часто пионеры оказывали помощь жителям села и вели просветительскую работу среди сельских детей. Пример такого лагеря показан в книге и фильме «Бронзовая птица». В Европе первый лагерь появился в швейцарских Альпах в 1876 году, когда пастор Бион Hermann Walter Bion создал лагеря отдыха, в которых дети, строили для себя дома-шалаши, пели песни, запускали воздушных змеев и погружались в мир приключенческих игр. Пастор, служивший в рабочем районе Цюриха, решил взять детей рабочих с собой в деревню. В его первом лагере было 68 детей, присмотр над которыми осуществляли их же родители-добровольцы. Взрослых в первом лагере было 10. Лагерь был по-настоящему спартанским: мальчики спали в стогах с сеном, девочек расселили по местным семьям. Дети были заняты домашними делами, но что более важно, они были занятыми в том числе и походами, экскурсиями, сбором плодов и цветов. По возвращении и пастор, и родители отметили, что свежий воздух и физическая активность оказались весьма полезными для здоровья детей. Так что первый опыт понравился, и с тех пор летние лагеря стали организовываться не только в Швейцарии, но и в соседней Франции. В Северной Америке первые лагеря появились в 80-х годах XIX века. Самые первые детские лагеря были не государственными, а частными, небольшими, для мальчиков старшего возраста. Созданные для детей из элитных семей, они располагались в глухих лесах на севере Новой Англии, как можно дальше от соблазнов большого города и общества, которое уже проявляло «неправильную» тенденцию к феминизации. Затея с каждым годом становилась все популярнее, и в 1890-е годы летних кампусов появилось столько, что даже средний класс и малообеспеченные семьи смогли позволить себе отправлять в них своих мальчиков. Бедняками занимались органы социальной защиты и религиозные организации, а средний класс полностью опекался YMCA — Young Men’s Christian Association (Христианской Ассоциацией Молодых Людей), впоследствии одной из самых крупнейших молодёжных организаций в мире. Основанная в Лондоне в 1844 году Джорджем Вильямсом, в настоящий момент ассоциация насчитывает около 45 млн человек в более чем 130 странах мира. В 1900 году в Санкт-Петербурге была создана и российская YMCA, в ней состояли и поддерживали её известные русские меценаты, учёные и деятели искусства. С 1920 по 1950 гг. детские лагеря переживают настоящий бум. После войны во многих странах на фоне восстановления экономики, появления новых технологий, начинается настоящий бэби бум, в этот период появляется огромное количество специализированных лагерей: лагеря для инвалидов, лагеря с углубленным изучением иностранных языков, музыки и, позднее, компьютерных программ, при том что традиционные лагеря, где основное внимание уделяется спорту, отдыху и разноплановому досугу, отнюдь не теряют своей популярности.

По времени деятельности детские лагеря бывают: круглогодичные — работают в течение круглого года; сезонные — работают во время летних (летний лагерь), осенних, зимних (например, горнолыжные лагеря) и/или весенних школьных каникул; лагерь выходного дня.

По месту проведения детские лагеря бывают: стационарные — расположенные на одном и том же месте, в капитальных строениях-корпусах; палаточные — могут располагаться в любом месте, где можно разбить несколько больших палаток; выездные — лагеря, которые каждый раз арендуют помещения для проведения смены — одно и то же, или разные помещения (базу других лагерей, гостиницы, отдели или базы отдыха) в разных местах.

По типу организации детские лагеря бывают: круглосуточные; дневные; с размещением в семье местных жителей

По содержанию программы пребывания детские лагеря бывают: спортивные; языковые (лингвистические); общеоздоровительные; лечебно-коррекционные, санаторные; культурно-познавательные; с психологическими тренингами,например, с тренингом лидерских качеств для подростков; лагеря с учебной программой; экологические лагеря; лагеря для девочек, школа хороших манер; трудовые лагеря; художественные лагеря: театральные, кинематографические, музыкальные, цирковые, акробатические, танцевальные, с обучением изобразительному искусству и прочие.

Летний лагерь — контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимых в течение летних месяцев в некоторых странах. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как туристы (походники) и пионеры (дети до 15 лет). Это самый распространённый способ организации детского отдыха в период летних каникул, как в России, так и на Западе.

Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ). Детские оздоровительные лагеря pасполагаются за городом как на базе стационарных построек, так и на условии походного туристского лагеря. В России деятельность стационарных летних детских лагерей регламентируется документом «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 от 17 марта 2003г», походных — документом «Гигиенические требования к организации режима базовых палаточных лагерей в летний период. (СанПиН).Минздрав России, 2003».

Лагерь отдыха (школьный лагерь дневного пребывания). Лагеря дневного пребывания располагаются на базе школ и учреждений дополнительного образования. Напоминают детский сад для взрослых детей. Функционирует только в дневное время (как вариант — с утра и только до обеда) В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии. В соответствии с Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха», лагерь с дневным пребыванием — это форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания. Детей в лагерь дневного пребывания принимают на основании заявлений родителей, поданных в адрес администрации школы. Источником финансирования лагерей с дневным пребыванием, как правило, являются средства местного или городского бюджета, либо средства ФСС (Фонда социального страхования), либо родительские средства или спонсорские средства по отдельности или в совокупности. В случае, если расходы по организации лагеря дневного пребывания берет на себя ФСС, для предоставления места в лагере непременно должно соблюдаться одно условие — один из родителей ребёнка должен работать на предприятии, которое отчисляет взносы в ФСС. Школы, на базе которых проводятся лагеря дневного пребывания, обязаны разработать «Положение о летнем оздоровительном лагере дневного пребывания», в котором будут четко оговорены степень ответственности администрации школы и персонала лагеря.

Лагерь санаторного типа. Лагеря дневного пребывания располагаются на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких санаторных лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. Для оформления ребёнка в лагерь санаторного типа необходимо принести из поликлиники выписку из медицинской карты и справку от участкового врача или профильного специалиста (если ребёнок стоит у него на учёте). В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления.

Трудовой лагерь. Трудовые лагеря организованы для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более четырёх часов в сутки), после обеда — досуг (культурно-развлекательная программа для детей). Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерь. Трудовые лагеря организуются и за рубежом. Их преимущество в том, что приезжающие в них ребята не только могут немного заработать за лето, но и серьёзно подтянуть знание иностранного языка. Есть лагеря, соединяющие эти две цели: по утрам ребята учатся на курсах языка, а во второй половине дня работают. Таким образом, питание и обучение для них бесплатно.

Лагерь выходного дня. Лагерь выходного дня функционирует с вечера в пятницу до вечера воскресения. Но чаще, программа начинается с со второй половины субботы, так как многие дети учатся по субботам. Лагеря обычно проводятся с выездом за город. Суть термина «лагерь выходного дня» ясна из его названия. Это детский лагерь, что называется, в миниатюре — те же вожатые, отряды, игры и развлечения, только в сжатые сроки. Продолжительность стандартного лагеря выходного дня обычно составляет не более двух дней. Начинается программа или в пятницу вечером, или в субботу с утра и длится до вечера воскресенья. Бывают и более длинные лагеря выходного дня, которые, как правило, приурочены к государственным праздникам — к Новому году, 23 февраля, 8 Марта, майским праздникам и т. д. В любом случае, в лагере выходного дня обязательно предусмотрена минимум одна ночевка. Питание, медицинское обслуживание, развлечения — все как в обычном лагере.

Обучающий лагерь. Обучающие лагеря бывают трёх видов: для неуспевающих по школьной программе учеников, для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические), для старшеклассников (подготовительные), которым предстоит определяться с выбором ВУЗа и будущей специальности (маркетинговые, бизнес-школы). В обучающих лагерях у детей в день проходит 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа. За рубежом также организуются обучающие лагеря или летние школы. Обычно там учатся местные дети, однако их двери открыты и для иностранцев. Иностранцы могут в период летних каникул поучиться по программе средней школы в Европе, могут сдать экзамены для получения аттестата зрелости европейского стандарта.

Спортивный лагерь. Основное направление деятельности — спортивное развитие детей. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички).

Лагерь актива. Формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. И соответственно, работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Как варианты — Лидерский лагерь, Коммунарский и т. д. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь так и как просто отдельная лагерная смена.

Семейный лагерь. Формируется на базе какой-либо общины или свободного объединения нескольких семей по интересам, вероисповеданию, территориальному или иному признаку. Поэтому семейный лагерь может быть Спортивным, Христианским, Приморским и т. д. Часто реализуется за счёт того, что родители «в складчину» осуществляют аренду помещения, питание и развлечения для своих детей.

Профильный (тематический) лагерь. Такой лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, натуристский, экстрим лагеря и др.). Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок в течение года посещающий какой-то кружок за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере. «Профильный или тематический лагерь — форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Проводится как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтёров, летняя профильная школа по различным видам детского творчества в период летних каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся». Тематические лагеря широко распространены за рубежом: программы разработаны на любой, даже самый взыскательный вкус. Особенно интересны такие лагеря для иностранцев: ведь чтобы выучить иностранный язык совершенно не обязательно сидеть на уроках и повторять грамматику, достаточно попасть в языковую среду. Программы тематических лагерей за рубежом идеальны для тех, кто хочет действительно полного погружения в языковую среду во время активного отдыха.

Вопросы для контроля знаний и подведения итога прочитанной лекции:

1. Что такое дополнительное образование детей?

2. На что направлено дополнительное образование детей?

3. Какова главная цель политики Тамбовской области в системе дополнительного образования детей?

4. Перечислите основные направления развития региональной системы дополнительного образования детей.

5. Какие дополнительные образовательные программы Вы знаете?

6. Какие дополнительные образовательные программы, реализуются в Тамбовской области?

7. Назовите основные направления работы учреждений дополнительного образования.

8. Какие виды учреждений дополнительного образования детей и подростков Вы знаете?

9. Перечислите основные виды лагерей.

Заявки на участие принимаются до «19» декабря 2014 г. (форма в приложении)

по электронной почте: [email protected]или[email protected]

Директор МБУ «УМЦ» /Мунтян О.В./

Телефоны для справок:

(48439) 3-89-91 – Брендакова Лариса Владимировна

(48439)7-39-97 – Щербакова Екатерина Владимировна


Приложение

ЗАЯВКА УЧАСТНИКА МЕРОПРИЯТИЯ

 

Круглый стол на тему «Профессиональное психологическое сообщество г. Обнинска. Самопрезентация, вопросы взаимодействия и сотрудничества»
Название организации*:
ФИО*  
Должность*  
Телефон* рабочий  
мобильный  
e-mail*  
Сфера психологической деятельности*  
Предполагаемый статус участника: выступающий: · самопрезентация 3-5 мин, · участник (с правом вопросов), · наблюдатель. Вы можете добавить новую тему в свободных графах
Самопрезентация на тему:    
   
       

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дополнительные образовательные программы, реализуемые в Тамбовской области | Тестовых заданий 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.