Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эл ектризация воз душных судов




 

Под электризацией ВС принято понимать процесс приоб ретения им электрического заряда при полете в облаках и осадках. Основной физический мех анизм этого явления состоит в том, что, при соприкосновении нейтральных частиц облаков или осадков с поверхност ью незаряженного ВС и при отскакивании от нее, отлет ающие част ицы уносят заряд одного знака, а ВС получает заряд, равный по величине, но противоположный по знаку.

Наиболее интенсивно электризация ВС происходит при полет е в кристаллических облаках и осадках. Это объясняется тем, что, наряду с указанным механизмом электризации, происходит дополнит ельная э лектризация за счет баллоэффекта (элект ризация при разрушении крист аллов). При ударе о поверхность ВС кристаллы и снежинки разруш аются, при эт ом крупные частицы заряжают ся одним знаком, а мелкие - др угим. Крупные частицы, попадая на поверхность ВС, отд ают ему свой заряд, а мелкие - уносят ся потоком. С увеличением числа частиц деления вклад баллоэффекта в электризацию возрастает. Снежинки и крист аллы при уд аре разр уш аются на десятки и даже сот ни частиц, в то время как мелкие капли упруго от скакивают не разруш аясь. По эт ой же причине элект ризация ВС в крупнокапельных облаках происход ит интенсивнее, чем в мелкокапельных.

Поражение ВС элект ростат ическими разрядами происходит в облаках верхнего яруса, в

кучево-дождевых, не дост игших грозовой стадии, в слоисто-дождевых, слоисто-кучевых и слоистых облаках. Особенно подвержены поражению элект ростат ическими разрядами ВС, имеющ ие б ольшую полетную массу. Чаще всего это происходит на высот ах 500…4000 м, в зоне температ ур 0°С…-15°С, при скорост ях полет а более 500 км/ч. В результате таких разрядов отмечались: от каз бортовых радиолокаторов, разрушение антенных обтекателей, выход из строя антенных устройств, повреждение элемент ов конст рукции фюзеляжа, законцовок крыльев и оперения. Особенно подвержен поражению такими разрядами диэлектрический носовой обтекат ель борт овой радиолокационной станции, обладающий большим элект рическим сопротивлением.

Повторяемость сл уч аев поражения ВС э лектрост атическими разрядами значительно

выше повторяемости поражений молниями. Как показывает анализ сл учаев поражения ВС элект ростатическими разрядами, большая их част ь прих одится на холодный период года. Причем, максимумы отмечаются в апреле и в октябре. Суть этого явления, в общих чертах, состоит в следующем. В облаках всегда существует элект рическое поле. Однако напряженность его достигает величин, дост аточных для возникновения электрического разряда (молнии), т олько в хорошо развит ых кучево-дожд евых об лаках, преимущ ест венно в теплое время года. В облаках других форм напряженность сущ ест венно меньше. Вмест е с тем, вслед ствие неоднородности и изменчивост и облачных электрических полей, в некоторых их частях напряженность может дост игат ь величин, достат очных для поддержания электрического разряда, х отя и недост аточных для его возникновения. При появлении в этих частях облачности ВС, имеющего собственный электрический заряд, напряженность может достичь критического значения, и, в эт ом случае, произойдет разряд в ВС. С увеличением скорости полет а ВС, при прочих равных условиях, его электрический заряд возрастает. Происходит это потому, что токи заряд а пропорциональны третьей степени


скорости полета, а токи разряда – первой. При больш ом заряде ВС ст екание электричества происходит не только через разрядники, но и через выст упающ ие заостренные част и ВС, например, через антенны, кромки крыльев и киля, приемник воздушного давления и т.д.

Для обеспечения безопасности полет а при возникновении сильной элект ризации

необходимо, по возможности, уменьшить скорость полет а и, по согласованию с д испетчером, изменить вы соту полета.

Признаками сильной электризации ВС являются:

- возникновение сильных рад иопомех, особенно на средних и длинных волнах;

- возникновение свечения на ко нцах крыльев в темное время суто к;

- пролет ающие искры на стеклах кабины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.