Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Метод структурных схем




Лекция 12. Методы оценки вероятности безотказной работы ГТД

 

 

Для периода нормальной эксплуатации вероятность безотказной работы ГТД за один полет средней продолжительностью можно оценить с помощью экспоненциального закона, используя среднестатистические показатели безотказности. Так, если известны величины параметра потока отказов двигателей в полете и интенсивности отказов, приводящих к их досрочному съему , то оценки соответствующих вероятностей будут иметь вид , . Первая из этих вероятностей представляет интерес для сравнения надежности различных двигателей с точки зрения безопасности полетов. Ее величина может быть использована при оценке вероятности возникновения аварийной ситуации в полете многодвигательного самолета. Вероятность необходимо учитывать при определении гамма-процентного ресурса для оценки влияния на ресурс внезапных отказов, которые в период износа возникают совместно с постепенными.

При расчетах надежности по статистическим показателям безотказности двигатель рассматривают как элемент воздушного судна. Однако двигатель представляет собой сложную систему, состоящую из совокупности большого числа элементов, и его надежность зависит не только от безотказности элементов, но и от характера их объединения в систему.

Если рассматривать ГТД как систему элементов, отказ каждого из которых приводит к отказу всего двигателя (например, обрыв рабочих лопаток, разрушения дисков, вала или подшипников ротора), то структурную схему системы необходимо представить в виде последовательного соединения элементов. При условии, что отказы элементов независимы и вероятности их безотказной работы равны , функцию надежности такой системы можно определить, используя теорему умножения вероятностей, по формуле

,

где - число элементов.

Для случая, когда вероятности безотказной работы элементов одинаковы и равны , формула вероятности безотказной работы системы будет иметь вид . Последнее выражение удобно использовать при оценке надежности рабочего колеса по известной вероятности безотказной работы лопатки.

Эффективным способом повышения надежности многоэлементных систем является резервирование, которое обеспечивает так называемую схемную избыточность. Если резервные элементы работают в таком же режиме, что и основные (нагруженный резерв), то для системы можно принимать схему параллельного соединения элементов. При таком соединении вероятность безотказной работы системы равна

.

Очевидно, что резервирование элементов конструктивной схемы и газовоздушного тракта ГТД практически невозможно выполнить. Однако для отдельных систем двигателя (система автоматического управления, пусковая система и т.д.) резервирование элементов возможно и целесообразно.

Для оценки надежности данных систем, которые в общем виде можно представить в виде смешанных параллельно-последовательных схем, следует применять вышеприведенные формулы, используя при расчете значения вероятностей безотказной работы элементов, вычисленные с помощью экспоненциального закона по статистическим величинам интенсивностей отказов.

Данный метод носит название метода структурных схем. Его можно применять, когда отказы всех элементов системы однозначны для нее по своим последствиям. Если хотя бы один элемент подвержен двум и более отказам, реакция системы на которые различна, то метод структурных схем не применим. В этом случае целесообразно использовать метод логических схем, основанный на алгебре логики (алгебре Буля).

 

Вопрос 2. Метод логических схем

 

Расчет надежности ТС обычно проводится в несколько этапов.

Первый этап состоит в описании работы системы. На этом этапе определяется содержание термина «безотказная работа системы» (БРС) и составляется перечень свойств исправной системы и разделение ее на элементы.

На втором этапе производится разбор и классификация отказов элементов и системы. Оценивается влияние отказа каждого элемента системы на работоспособность системы в целом.

Третий этап является основным этапом, на котором составляется структурная (логическая) модель БР системы.

На этом этапе обычно выделяются подсистемы (блоки), в которых при отказе хотя бы одного элемента отказывает весь блок. Для каждого блока проводиться расчет надежности. Далее каждый блок нумеруется и обозначается буквой. Затем перечисляются комбинации блоков, обеспечивающих БР системы и, наконец, составляется логическая схема для расчета надежности ТС. Часто она называется еще расчетно-логической схемой. Эта схема характеризует состояние (работоспособное или неработоспособное) ТС в зависимости от состояния отдельных элементов (блоков).

При составлении логической схемы необходимо проводить анализ последствий, к которым приводит отказ элемента. Особенно это необходимо проводить, если имеется несколько одинаковых элементов.

 

Вопрос 3. Схемно-функциональный метод

 

При расчете сложных многофункциональных систем используют схемно-функциональный метод, позволяющий оценивать вероятность безотказной работы в условиях проявления различных видов отказов отдельных элементов и с учетом многообразия функций, выполняемых системой. Данный метод рекомендован не только для количественного, но и качественного анализа надежности.

Значительный практический интерес представляет анализ влияния различных управляющих воздействий на изменение показателей надежности ГТД в процессе эксплуатации. Такой анализ можно выполнить с помощью методов теории случайных процессов, среди которых широкое применение получили методы марковских процессов.

 

Литература Лозицкий, Матвиевский


ТЕМА 3. аНАЛИЗ НАДЕЖНОСТИ

АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.