Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2 административно-правовой статус государственных служащих




1. Понятие, принципы и виды государственной службы.

2. Понятие и классификация государственных должностей.

3. Понятие государственного служащего и основы его административно-правового статуса.

4. Ограничения, связанные с государственной службой, гарантии государственным служащим.

5. Классификация государственных служащих.

6. Прохождение государственной службы.

7. Стимулы деятельности государственных служащих.

8. Прекращение государственной службы.

 

 

1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Понятие «служба» имеет несколько значений. В первом слу­чае это вид деятельности человека, во втором - социально-пра­вовой институт, в третьем - система социальных органов госу­дарства, в четвертом - деятельность, связанная с религией и религиозными организациями, и т.д.

В юридической литературе в понятие «государственная служ­ба» вкладывается вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе в целях выполнения задач и функ­ций государства.

Как социальное явление государственная служба - это ис­торически сложившаяся, устойчивая форма организации совмест­ной деятельности лиц, находящихся на службе у государства, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов, их компетенции.

Отрасль административного права рассматривает государ­ственную службу как важный правовой институт. Считается, что правовой институт государственной службы - это система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы, статуса государственных служащих, механизма прохождения государственной службы и т.д.

Совокупность правовых норм, регулирующих государствен­ную службу, включает в себя правовые нормы административно­го, трудового, финансового, гражданского и других отраслей пра­ва, которыми регулируются весьма своеобразные по своему со­держанию государственно-служебные отношения. Наибольший удельный вес в этом правовом институте принадлежит нормам административного права, которые имеют организационный ха­рактер. Ими устанавливаются: порядок поступления на службу, увольнения со службы, должностные обязанности и права, по­ощрения и ответственность государственных служащих. К тру­довому праву относятся, например, нормы о продолжительности рабочего дня, об отпусках, о социальном обеспечении; нормами финансового права регулируются должностные оклады государ­ственных служащих, порядок начисления и взимания налогов.

В Законе Республики Беларусь *0 государственной службе в Республике Беларусь» дано следующее определение понятия «государственной службы»:

государственная служба - профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функции государ­ственных органов.

Сущность правового института государственной службы рас­крывают принципы, лежащие в его основе. Они непосредственно закреплены в Конституции Республики Беларусь и в вышеука­занном Законе.

Принципы государственной службы:

• верховенство Конституции Республики Беларусь;

• служение пароду Республики Беларусь;

• законность;

• приоритет прав и свобод человека и гражданина, гарантия их реализации;

• гуманизм и социальная справедливость;

• единство системы государственной службы и ее дифференци­ация, исходя из концепции разделения власти на законода­тельную, исполнительную и судебную;

• гласность;

• профессионализм и компетентность государственных служа­щих;

• подконтрольность и подотчетность государственных служа­щих, персональная ответственность за неисполнение либо не­надлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;

• добровольность поступления граждан на государственную службу;

• равный доступ граждан к любым должностям в государ­ственной службе и продвижение по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

• стабильность государственной службы в целях обеспечения преемственности власти;

• экономическая, социальная и правовая защищенность государственных служащих.

Государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности, поэтому можно выделить несколько ви­дов государственной службы.

В органах ветвей власти:

служба в органах законодательной власти; служба в органах исполнительной власти; служба в органах судебной власти.

В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется:

служба в органах внутренних дел;

служба в прокуратуре;

служба в таможенных органах;

служба в налоговых органах и т.д.

В зависимости от места органа в системе государствен­ных органов:

служба в республиканских органах;

служба в местных органах.

Видовая структура государственной службы по органам, в которых она осуществляется, может быть представлена следую­щим образом.

Гражданская: общеадминистративная (президентская), пар­ламентская, правительственная, исполнительно-отраслевая (меж­отраслевая) в республиканских или местных государственных органах.

Специализированная: финансово-кредитная; избирательная; контрольно-надзорная; юстиционная.

Правоохранительная: прокурорская; государственной безо­пасности и др.

Милитаризованная: военизированная (служба в органах ми­лиции, финансовых расследований, таможни, госбезопасности и др.); войсковая (служба в вооруженных силах, внутренних вой­сках МВД и др.).

 

2. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ

Важным элементом системы государственной службы является понятие «государственная должность». В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном по­рядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего лица.

Государственная должность - должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определением для занимающего ее лица круга обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

Иными словами, должность - это штатная единица государственной организации, которой соответствует служебное положение лица, замещающего ее. Должность определяет круг служебных обязанностей, прав и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.

Понятие «государственная должность» является основополагающим для определения не только понятия «государственная служба», но и для определения правового положения госу­дарственного служащего, порядка прохождения государственной службы. При этом принципиальное значение имеет установлен­ное Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» деление государственных должностей государственной службы. Так, в ст. 8 Закона указывается, что в целях повышения эффективности работы с кадрами, улучшения системы учета, подбора, подготовки и расстановки кадров создаются кадровые реестры государственных должностей.

Кадровый реестр - система учета государственных должностей государственных органов Республики Беларусь. В Республике Беларусь ведутся кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, кадровый реестр Правительства Республики Беларусь, кадровые реестры областных и Минского городского исполнительных комитетов.

В кадровые реестры включаются высшие государственные должности Республики Беларусь и иные государственные должности.

Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих.

Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых двенадцатый является низшим.

Присвоение классов производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией государственного служащего, стажем работы на государствен­ной службе, а также с учетом ранее присвоенного класса. При этом учитывается занимаемая должность, в соответствии с которой присваивается класс на основании перечня государственных должностей, соответствующих классам государственных служащих, утвержденного в установленном законодательством порядке.

Отдельным категориям государственных служащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломатические ранги в порядке и на условиях, предусмотренных специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус.

 

3. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И ОСНОВЫ ЕГО ПРАВОВОГО СТАТУСА

Под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законода­тельством порядке государственную должность, наделенный со­ответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республи­канского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

К служащим государственного аппарата относятся лица, которые в установленном законодательством порядке занима­ют государственные должности в Палате представителей и Со­вете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах; Правительстве и его Аппарате; Конститу­ционном Суде и его Секретариате, Верховном Суде, Высшем Хозяйственном Суде, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах; Администрации Президента, Государственном секре­тариате Совета Безопасности, Управлении делами Президента, иных государственных органах, непосредственно обеспечиваю­щих деятельность Президента; органах Комитета государствен­ного контроля, органах прокуратуры, Национальном банке, Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате; министерствах, иных республикан­ских органах государственного управления, их территориальных подразделениях; дипломатических представительствах, консуль­ских учреждениях и миссиях Республики Беларусь; местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распоря­дительных органах и их аппаратах; государственных нотари­альных конторах; таможенных органах; иных государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодатель­ством государственных организациях.

Учитывая разнообразность органов, в которых государствен­ные служащие занимают определенные должности, админист­ративно-правовой статус этих служащих определяется мно­гочисленными нормативными актами: Конституцией Республи­ки Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Зако­ном Республики Беларусь «О государственной службе в Респуб­лике Беларусь» и др.

При этом в ст. 7 вышеназванного Закона указывается, что действие настоящего Закона не распространяется на военнослу­жащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внут­ренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуа­циям, органов финансовых расследований Комитета государствен­ного контроля Республики Беларусь, если иное не предусмотре­но законодательными актами. Следовательно, Закон допускает и предусматривает, что вопросы, связанные с государственной службой, регламентируются значительным числом законов как общего, так и отраслевого характера.

Важную роль в регулировании государственной службы иг­рают законы Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь» «О мест­ном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О Конституционном Суде Республики Беларусь», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь», «О прокура­туре Республики Беларусь», «Об органах государственной безо­пасности Республики Беларусь», Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и др.

К специальным нормативным актам можно отнести Ко­декс Республики Беларусь об административных правонаруше­ниях, Законы Республики Беларусь «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и воинской службе», Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь и др. Особенности государственной службы в таможенных, налоговых и иных государственных орга­нах предусмотрены в различных правовых актах.

Необходимо учитывать, что в систему правовых актов о го­сударственной службе входят уставы и положения о дисципли­не, действующие в ряде отраслей и сфер государственной дея­тельности; положения об определенных органах и их подразде­лениях, содержащие нормы о статусе тех или иных должност­ных лиц, должностные инструкции и т.д.

Рассматривая административно-правовой статус государ­ственных служащих, необходимо учитывать, что к служащим государственного аппарата не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирова­ние государственного аппарата. Это, например, работники общего отдела, хозяйственной части, архива, канцелярии, машинописного бюро, библиотеки, автохозяйства и т.д. Перечень таких лиц устанавливается постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь.

Административно-правовой статус государственных служа­щих характеризуется тем, что они имеют право:

• на письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;

• принятие решений или участие в их подготовке в соответ­ствии со служебными обязанностями;

• посещение в установленном порядке для исполнения слу­жебных обязанностей государственных органов, иных орга­низаций;

• получение в установленном порядке от граждан, государствен­ных органов, иных организаций информации и других мате­риалов, необходимых для исполнения служебных обязаннос­тей;

• повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных, предусмотренных за­конодательством источников финансирования;

• повышение в должности, классе государственного служащего;

• заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом законодательными актами;

• участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности;

• получение вознаграждений за публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в поряд­ке и на условиях, определяемых Правительством Республи­ки Беларусь по согласованию с Президентом Республики Бе­ларусь;

• ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;

• проведение по их требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих их честь и достоинство;

• уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должност­ных лиц и граждан;

• отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству;

• свободу объединений, за исключением случаев, предусмотрен­ных Конституцией Республики Беларусь;

• здоровые и безопасные условия труда;

• отставку по основаниям, предусмотренным Законом;

• государственное социальное страхование, пенсионное обеспе­чение.

Государственный служащий вправе обратиться в вышесто­ящие государственные органы и (или) суд для разрешения спо­ров, связанных с государственной службой, в том числе по воп­росам поступления на государственную службу, ее прохожде­ния, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или мате­риальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодатель­ством.

Государственный служащий обязан:

• поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конститу­ции Республики Беларусь и иных актов законодательства;

• исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;

• соблюдать ограничения, связанные с государственной служ­бой, установленные Конституцией Республики Беларусь, За­коном «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами;

• обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интере­сов физических и юридических лиц;

• исполнять в установленном законодательством порядке при­казы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;

• соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;

• не допускать действий и поступков, порочащих государствен­ную службу и несовместимых с занятием государственной должности;

• соблюдать установленные в государственном органе регла­мент, правила внутреннего трудового распорядка, должност­ные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией;

• в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридичес­ких лиц и разрешать их в порядке, установленном законода­тельством;

• сохранять, не распространять доверенные ему государствен­ные секреты, в том числе после прекращения государствен­ной службы в течение срока, установленного законодатель­ством;

• не разглашать полученные при исполнении служебных обя­занностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

• поддерживать необходимый уровень квалификации для эф­фективного исполнения своих служебных обязанностей.

Конкретные обязанности государственных служащих опре­деляются на основании соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления государственными служащими их служебных обязанностей и прав. Установлена уголовная ответственность за сопротивление представителю власти, за оскорбление пред­ставителя власти, за некоторые другие противоправные действия, препятствующие выполнению государственными служащими их служебных обязанностей либо унижающие их честь и достоинство.

 

4. ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ, ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ

Государственный служащий не вправе:

• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким род­ственникам в осуществлении предпринимательской деятель­ности, используя служебное положение, а также быть пред­ставителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятель­ностью государственного органа, служащим которого он яв­ляется либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

• принимать участие лично или через доверенных лиц в управ­лении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

• занимать другие государственные должности, за исключени­ем случаев, предусмотренных Конституцией Республики Бе­ларусь, иными законодательными актами;

• принимать участие в забастовках;

• заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культур­ной, творческой деятельности, медицинской практики, осу­ществляемой в порядке и на условиях, установленных зако­нодательством;

• выполнять работу на условиях совместительства, кроме ра­боты в государственных организациях, в порядке и на усло­виях, установленных законодательством о труде;

• использовать служебное положение в интересах политичес­ких партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами госу­дарственной службы;

• принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых пре­вышает установленный Правительством Республики Бела­русь размер, передаются в доход государства или используют­ся в установленном законодательством порядке;

• пользоваться в личных целях бесплатными услугами физи­ческих и юридических лиц, оказанными ими в связи с испол­нением государственными служащими своих служебных обя­занностей;

• использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;

• иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;

• принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств.

Государственный служащий обязан передать в установлен­ном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государствен­ной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Установленные ограничения не преследуют ущемления граж­данских прав государственных служащих и направлены на обес­печение независимости их служебной деятельности, против кор­рупции, на создание нормальных условий для работы государ­ственного аппарата.

Наряду с правами, обязанностями и ограничениями государ­ственных служащих законодательством определены основные гарантии их правовой и социальной защиты.

Государственным служащим гарантируются:

• условия труда, обеспечивающие надлежащее исполнение слу­жебных обязанностей;

• заработная плата на условиях и в размере, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и принятыми в соответствии с ним иными актами законодательства;

• трудовой отпуск;

• соблюдение условий и порядок перевода на другую долж­ность, высвобождение в связи с ликвидацией государственно­го органа, сокращением численности или штата работников, предусмотренных законодательством о труде;

• предоставление служебного жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством с учетом особенностей, пре­дусмотренных Законом Республики Беларусь «О государствен­ной службе в Республике Беларусь»;

• выплата выходного и иных единовременных пособий в слу­чае, порядке и на условиях, установленных Законом Респуб­лики Беларусь «О государственной службе в Республике Бе­ларусь» и законодательством о труде;

• право на медицинское обслуживание в организациях здраво­охранения в порядке, определяемом актами законодатель­ства.

Иные гарантии для осуществления полномочий отдельны­ми категориям государственных служащих могут устанавли­ваться законодательными актами, закрепляющими их правовой статус.

 

5. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Состав государственных служащих неоднороден, их функ­циональное назначение по реализации полномочий государствен­ных органов разнообразно, поэтому их можно разделить на оп­ределенные группы по различным критериям.

Рассмотрим лишь некоторые из них.

По характеру выполняемой работы служащих делят на:

• служащих государственных органов, осуществляющих зада­чи и функции государства;

• служащих государственных предприятий, учреждений, орга­низаций.

По органам, в которых служащие работают, их делят на:

• служащих представительных органов;

• служащих исполнительных органов;

• служащих судебных органов;

• служащих Аппарата Президента Республики Беларусь.

По характеру полномочий государственных служащих де­лят на:

• должностных лиц;

• оперативный состав (функциональные работники);

• вспомогательный персонал.

Должностными лицами называются государственные слу­жащие, имеющие право совершать в пределах своей компетен­ции властные действия, влекущие юридические последствия (на­пример, издавать правовые акты управления, подписывать де­нежные документы, совершать регистрационные действия и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают та­ких действий, но руководят деятельностью подчиненных им ра­ботников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные к исполнению требования.

Среди должностных лиц особый статус занимают предста­вители административной власти. Это должностные лица, име­ющие право предъявлять юридически властные требования (да­вать предписания, указания) и применять меры административ­ного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, работники милиции). Законодательством установлена специальная ответственность представителей вла­сти за правонарушения, равно как и ответственность лиц, поку­шающихся на их деятельность.

Оперативный состав (функциональные работники) - это государственные служащие, выполняющие работу, непосредствен­но определяемую задачами данного органа, в качестве специали­стов (экономисты, юристы).

Вспомогательный состав - это работники государственного аппарата, служебная деятельность которых не предполагает со­вершение действий, влекущих юридические последствия, влия­ющих на содержание решений данного органа. Они создают ус­ловия для выполнения должностными лицами и оперативным составом своих служебных функций (например, технические секретари, лаборанты, делопроизводители). На них Закон «О госу­дарственной службе в Республике Беларусь» не распространя­ется.

 

6. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Прохождение государственной службы - совокупность юри­дических фактов, вызывающих возникновение, изменение и пре­кращение государственно-служебных отношений. Элементами прохождения государственной службы являются:

• поступление на государственную службу;

• аттестация государственных служащих;

• перемещение по службе;

• льготы и стимулирование служебной деятельности;

• ответственность государственных служащих;

• прекращение государственной службы.

Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным за­конодательными актами о государственной службе.

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, со­циального происхождения, имущественного положения, отноше­ния к религии, убеждений, а также принадлежности к полити­ческим партиям и иным общественным объединениям, за ис­ключением случаев, предусмотренных Конституцией Республи­ки Беларусь.

Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются:

• соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определен­ного образования не требуется;

• необходимые стаж и опыт работы по специальности, за ис­ключением случаев, когда для занятия государственной дол­жности они не установлены;

• владение государственными языками Республики Беларусь;

• знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях:

• признания его в установленном законом порядке недееспо­собным или ограниченно дееспособным;

• лишения его судом права занимать государственную долж­ность в течение определенного времени;

• наличия подтвержденного медицинским заключением забо­левания, препятствующего исполнению служебных обязанно­стей;

• отказа от прохождения процедуры оформления допуска к све­дениям, составляющим государственные секреты, если испол­нение служебных обязанностей но государственной должно­сти, на занятие которой претендует гражданин, связано с ис­пользованием таких сведений;

• несоответствия квалификационным требованиям, предъявля­емым к гражданам для занятия соответствующих государ­ственных должностей;

• близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, род­ные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их слу­жебная деятельность будет связана с непосредственной под­чиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

• отсутствия гражданства Республики Беларусь;

• представления заведомо недостоверных сведений, необходи­мых для занятия государственной должности;

• наличия судимости;

• непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;

• увольнения государственного служащего за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, нар­котического или токсического опьянения, а также за распи­тие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до исте­чения двух лет со дня увольнения за такие действия;

• иных случаях, установленных законодательными актами.

Поступление на государственную службу осуществляется путем назначения, утверждения либо избрания. Назначение, утверждение либо избрание на государственную должность оформ­ляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соот­ветствующего государственного органа, должностного лица с вне­сением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.

Поступлению на государственную службу может предшество­вать проведение конкурса на занятие государственной должнос­ти, а также предварительное испытание.

Конкурс на занятие государственной должности проводится соответствующим государственным органом, имеющим вакант­ные должности. Конкурс может быть открытым либо закры­тым. Положения о проведении конкурса утверждаются Прави­тельством Республики Беларусь.

Итоги конкурса имеют юридическую силу по объявлении результатов голосования, на основании чего также заключается трудовой договор (контракт).

Для гражданина, впервые поступающего на государствен­ную службу, по соглашению сторон может устанавливаться пред­варительное испытание на срок от трех до шести месяцев. Пред­варительное испытание не устанавливается при поступлении на государственную службу путем утверждения либо избрания по конкурсу. Если срок предварительного испытания истек и госу­дарственный служащий не уволен, он считается выдержавшим испытание.

Контрактная форма поступления на государственную служ­бу состоит в том, что руководителем соответствующего государ­ственного органа с гражданами заключается контракт на срок не менее одного года. Иными словами, контракт - это трудовой договор, заключенный в письменной форме на определенный срок, содержащий в отношении вопросов поступления, прохождения и прекращения государственной службы особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде.

Прохождение государственной службы отдельными катего­риями служащих связано с их периодической аттестацией, по­вышением квалификации в специально созданных учебных за­ведениях, на курсах и т.д.

Аттестация проводится в отношении определенных кате­горий государственных служащих, замещающих должности по назначению, перед возобновлением контракта, а также в целях присвоения разряда для оплаты труда.

В ходе аттестации проверяются и оцениваются профессио­нальные, деловые и личные качества государственного служа­щего, определяется его соответствие требованиям занимаемой должности, рассматриваются вопросы возможного продвижения по службе, материального стимулирования.

Оценка деятельности государственного служащего и реко­мендации по результатам аттестации выносятся создаваемыми аттестационными комиссиями. По результатам аттестации ру­ководитель органа принимает решение, учитывая мнение аттес­тационной комиссии.

Законодательными и иными нормативными актами, регулирующими прохождение государственной службы, перемещение по службе производится на следующие должности:

• вышестоящую в порядке продвижения по службе - с согла­сия работника;

• равнозначную - с согласия служащего, при необходимости замещения другой должности либо для более целесообразно­го использования служащего с учетом его деловых, личных качеств и профессиональной подготовки, а также по семей­ным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту;

• нижестоящую — с согласия служащего при сокращении шта­тов или занимаемой должности, по состоянию здоровья, по личной просьбе;

• по служебному несоответствию - в аттестационном порядке, в дисциплинарном порядке - в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка и др.

 

7. СТИМУЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Стимулы деятельности государственных служащих можно разделить на три группы: а) льготы; б) меры поощрения; в) меры ответственности.

Льготы весьма различны и, как правило, устанавливаются применительно к тем или иным категориям государственных служащих. Например, оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно, медицинское обслуживание, льготы по налогооб­ложению, предоставление государственного служебного жилья и т.д. Предусмотрены надбавки к должностным окладам за осо­бые условия службы, выслугу лет, классный чин, а также де­нежные выплаты по итогам службы за квартал, год и др.

Под поощрением понимается применение государственны­ми, общественными органами и должностными лицами специ­альных форм положительной оценки и одобрения достигнутых успехов в работе и поведении отдельных граждан и коллекти­вов. Поощрения государственных служащих предназначены для стимулирования их служебной деятельности, укрепления по­рядка и государственной дисциплины.

Меры поощрения делятся на общие и специальные. Общие меры поощрения установлены законодательством о труде, спе­циальные - правовыми актами,.предусматривающими особенно­сти правового статуса конкретных категорий государственных служащих.

Общими мерами поощрения являются: денежная премия, объявление благодарности, награждение ценным подарком и др.

К служащим могут быть применены также меры поощре­ния в виде награждения орденами и медалями, присвоения по­четных званий, присуждения государственных премий.

Специальные меры поощрения также разнообразны: досроч­ное присвоение специального звания, классного чина, повыше­ние в классе и т.д.

Ответственность государственных служащих - это примене­ние к ним государственными органами и должностными лица­ми установленных государством мер воздействия за плохую ра­боту, нарушение государственной дисциплины и законности.

В зависимости от характера правонарушений, совершенных государственными служащими, последние могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность — это применение мер дисциплинарного или общественного воздействия к государствен­ным служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения обязанностей службы, в частности трудовой дис­циплины, не преследуемые в уголовном порядке.

Отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности и за проступки, хотя и не яв­ляющиеся нарушениями обязанностей службы, но не совмести­мые с их достоинством и назначением ввиду особого характера выполняемых обязанностей.

Установлены три вида дисциплинарной ответственности: 1) в порядке подчиненности; 2) в порядке, установленном уста­вами и положениями о дисциплине, действующими в ряде ми­нистерств, государственных комитетов; 3) в порядке, установ­ленном правилами внутреннего трудового распорядка. Виды дис­циплинарной ответственности отличаются друг от друга кру­гом лиц, привлекаемых к ответственности, и лиц, наделенных дисциплинарной властью, а также перечнем взысканий, поряд­ком их наложения и обжалования.

Дисциплинарную ответственность в порядке подчиненности несут лишь руководящие работники (лица, пользующиеся пра­вом найма и увольнения, распорядители кредитов, ответствен­ные работники иных категорий, а также служащие, занимающие выборные должности). Дисциплинарное взыскание в порядке подчиненности налагается лицом или органом, от которых, со­гласно существующим правилам, зависит назначение служаще­го на должность, либо лицами или органами, вышестоящими по линии подчиненности. Могут быть наложены такие взыскания, как замечание, выговор, увольнение.

По уставам и положениям о дисциплине несут ответствен­ность военнослужащие, работники органов внутренних дел, гос­безопасности, служащие на транспорте и связи. В уставах о дис­циплине предусмотрен круг лиц, на которые они распространя­ются. Это строго определенный, ограниченный круг работни­ков. Определены должностные лица, применяющие дисципли­нарные взыскания, и меры взысканий, которые имеют опреде­ленную специфику, обусловленную профессиональными особен­ностями труда этих служащих.

По Типовым правилам внутреннего трудового распорядка несут дисциплинарную ответственность все остальные служа­щие, за исключением тех, кто отвечает в порядке подчиненности и по уставам и положениям о дисциплине. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, учреждения, организации, а также другими должностными лицами, которым может быть предоставлено это право министерством и госкоми­тетом. Типовыми правилами предусмотрены следующие взыска­ния: замечание, выговор, увольнение.

Законодательством предусмотрен ряд гарантий законности привлечения служащих к дисциплинарной ответственности. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение служащего. До наложения взыскания администрация обязана затребовать от нарушителя объяснения в письменном виде. Взыскание на­лагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступ­ка и шести месяцев со дня его совершения.

За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Оно снима­ется автоматически, если в течение года со дня его применения служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взыс­канию.

Административную ответственность государственные слу­жащие несут за совершение административного правонаруше­ния (проступка) в общем порядке, т.е. как все граждане. Что касается должностных лиц, то они привлекаются к ответствен­ности и в тех случаях, когда в совершении правонарушения признается виновным юридическое лицо, т.е., если будет уста­новлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена администра­тивная ответственность, и данным лицом не были приняты меры по их соблюдению. При этом наложение взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответ­ственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административ­ной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административное взыскание может налагаться независимо от дисциплинарного взыскания.

Материальная ответственность государственных служа­щих наступает за служебный проступок, в результате которого причинен материальный ущерб предприятию, учреждению, орга­низации, гражданам. Ответственность выражается в возмещении служащим причиненного им имущественного ущерба. Воз­мещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисципли­нарного взыскания и может применяться наряду с ним. Этот вид юридической ответственности наступает либо по суду (на основании норм трудового и гражданского права), либо в адми­нистративном порядке (например, отчисление из заработной платы служащего на основании решения администрации).

Уголовная ответственность государственных служащих наступает за совершение ими преступлений. Особо закон выде­ляет общие виды должностных преступлений: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, дача взят­ки, посредничество во взяточничестве, должностной подлог. Пре­дусматривается также уголовная ответственность должностных лиц за преследование граждан, выступающих с критикой. Все эти вопросы подробно изучаются в курсе уголовного права.

 

8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Государственная служба прекращается в случаях:

• достижения государственным служащим предельного возрас­та, установленного для пребывания на государственной службе;

• истечения срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности;

• несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

• разглашения сведений, составляющих государственные сек­реты;

• отказа от принесения присяги;

• нарушения требований законодательства при приеме на государственную службу;

• отставки;

• грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государствен­ной службе;

• прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

• неудовлетворительного результата предварительного испыта­ния;

• вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

Государственная служба может быть прекращена и в иных случаях, предусмотренных законодательством о труде и други­ми законодательными актами.

Освобождение государственного служащего от занимаемой должности оформляется решением, приказом, распоряжением, иным актом руководителя соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном поряд­ке соответствующих записей в трудовую книжку.

Особенности прекращения государственной службы отдель­ными государственными служащими могут устанавливаться дру­гими законодательными актами.

Предельный возраст пребывания на государственной служ­бе государственных служащих составляет шестьдесят пять лет.

В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Бе­ларусь, иными законодательными актами, для отдельных кате­горий государственных служащих не устанавливается или мо­жет быть установлен иной предельный возраст пребывания на государственной службе.

Государственный служащий, достигший предельного возра­ста пребывания на государственной службе, освобождается от занимаемой должности по истечении того месяца, в котором он достиг указанного возраста.

Основания для отставки государственного служащего:

• наличие трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин - не менее 25 лет, в том числе стажа государствен­ной службы не менее 20 лет;

• состояние здоровья, препятствующего исполнению служебных обязанностей (при наличии медицинского заключения).

Государственные служащие, занимающие высшие государ­ственные должности, их заместители, члены Правительства Рес­публики Беларусь, председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов и их заместители, председатели областных, Минского городского Советов депутатов имеют право на отставку, независимо от времени нахождения в должности.

Основанием для отставки судьи, прокурорского работника являются наличие трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин - не менее 25 лет, в том числе стажа работы в должности судьи или прокурорского работника - не менее 20 лет (судьи Конституционного Суда Республики Беларусь -не менее четырех лет).

Отставка принимается государственным органом или дол­жностным лицом, назначившим государственного служащего на эту должность. Решение о принятии отставки принимается в месячный срок со дня подачи письменного заявления.

Право на отставку может быть реализовано только один раз.

Считаются находящимися в отставке:

• государственные служащие в случае освобождения их от за­нимаемой должности в связи с достижением предельного воз­раста, установленного для пребывания на государственной службе, признания их недееспособными в установленном за­коном порядке;

• депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты мест­ных Советов депутатов, осуществлявшие свои полномочия на профессиональной основе, в случае прекращения полно­мочий указанных органов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.184 сек.