Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3: административные правонарушения




1. Понятие и признаки административного правонарушения.

2. Состав административного правонарушения.

3. Виды административных правонарушений, их основная классификация.

 

1. ОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

Поведение людей в обществе может быть правомерным и неправомерным (противоправным). Противоправное поведение выражается в совершении гражданско-правовых деликтов, дисциплинарных проступков, преступлений и административных правонарушений (проступков).

Понятие административного правонарушения сформулиро­вано в ст. 2.1 КоАП Республики Беларусь. Административным правонарушением признается противоправное, виновное, а так­же характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое уста­новлена административная ответственность.

Анализ этой нормы позволяет выявить общие признаки, при­сущие всем административным правонарушениям, отличающие последние от правомерного поведения, а также от иных правонарушений (преступлений, дисциплинарных проступков и др.).

К числу таких признаков следует отнести:

1) общественную опасность;

2) административную противоправность;

3) административную наказуемость и виновность.

Сущностным признаком, присущим административному правонарушению, является его общественная опасность. Как административное правонарушение поведение человека может быть оценено тогда, когда оно представляло угрозу охраняемым общественным отношениям. Термин «общественная опасность» не включен в определение административного проступка, содержащееся в ст. 2.1 КоАП. Однако в этой норме говорится о том, что деяние, признаваемое административным правонарушением, посягает на государственный или общественный порядок.

Сам термин «посягательство» свидетельствует о наличии угрозы нарушения общественных отношений, охраняемых законом. Правомерность вывода о признании общественной опасности в качестве признака административного правонарушения подтверждается и анализом нормы, содержащейся в ст. 1 УК, в которой говорится, что Уголовный кодекс Республики Беларусь определят, какие общественно опасные деяния являются преступными.

Степень общественной опасности административного про­ступка не является абстрактной категорией. Она определяется на основании учета многочисленных конкретных обстоятельств, в частности:

• особенность объекта правонарушения;

• личность правонарушителя;

• повторность;

• злостность противоправного посягательства;

• наличие тяжких последствий;

• характер вины.

Признание общественной опасности в качестве сущностно­го (материального) признака административного правонаруше­ния означает, что деяние, лишенное его, не может квалифицироваться как административный проступок.

Так, гражданин Л. перешел улицу в неустановленном месте, нарушив тем самым правила дорожного движения. Однако на проезжей части этой улицы проводились ремонтные работы, в связи с чем проезд транспортных средств по ней был запрещен. При таких обстоятельствах поступок Л. не может рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное КоАП, так как он не создавал (и не мог создать) угрозу безопасности дорожного движения. Указанные действия лишены признака общественной опасности.

Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является его административная противоправность. Административным проступком может быть признано только такое поведение, которое запрещено нормами административного права (противоречит содержащимся в них предписаниям).

Неотъемлемый признак административного правонарушения - административная наказуемость. Общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным проступком лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

Далеко не все общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами, охраняются административными взысканиями (санкциями). Например, правила пользования метрополитеном запрещают бежать по эскалатору, облокачиваться на поручни, ставить вещи на ступеньки и т.д. Эти действия являются противоправными, При определенных обстоятельствах могут быть общественно опасными, но не оцениваются как административные правонарушения, так как за их совершение не предусмотрено применение административного взыскания.

Обязательный признак административного правонарушения - виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. Для признания деяния (действия или бездействия) правонарушением надо установить, что оно явилось проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное, противоправное и административно наказуемое деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчет. Так, не может рассматриваться как административное правонарушение дорожно-транспортное правонарушение, случившееся в результате того, что водитель автомобиля внезапно потерял сознание и не мог управлять транспортным средством.

Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных признаков. Отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным проступком, оно может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением.

По основному, материальному признаку - степени общественной опасности - все правонарушения делятся на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Преступление в отличие от административного проступка обладает более высокой степенью общественной опасности, которая определяется объектом посягательства, характером деяния, способом его совершения, наступившими последствиями (размером ущерба), мотивом, целью, формой вины, юридическими признаками лица, совершившего правонарушение, и др.

Формальным признаком, положенным в основу разграничения преступления от административного проступка, является характер их противоправности и наказуемости. Преступление -это деяние, запрещенное уголовным законом, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание. Административное правонарушение - Деяние, предусмотренное нормами административного права, содержащимися как в законе, так и в подзаконных нормативных актах, за которые установлена административная ответственность.

Названные признаки разграничения преступления и административного проступка не являются неизменными. На разных этапах развития общества одни и те же деяния могут оце­ниваться законодательством как более или менее общественно опасные, а следовательно, признаваться либо преступлениями, либо административными проступками.

Административные проступки следует отличать от дисциплинарных проступков. Различия между ними обнаруживаются при анализе характера общественных отношений, которым причиняется вред в результате их совершения. Дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретных организациях (учреждениях, предпри­ятиях), на отношения трудовой (служебной, воинской) дисциплины. Указанные отношения объектами административных правонарушений не являются.

Административные проступки - деяния, предусмотренные административно-правовыми нормами, содержащими описание их важнейших юридических признаков. Дисциплинарные проступки лишь в самом общем виде определены нормами трудового, административного права.

Если административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, норм, регулирующих пове­дение всех граждан, независимо от их принадлежности к той или иной организации, трудовому коллективу, то дисциплинар­ный проступок - это неисполнение лицом обязанностей, которые на него возложены как на работника определенного предприятия (учреждения, организации).

Одно и то же деяние одновременно признается административным правонарушением и дисциплинарным проступком. При этом лицо, его совершившее, привлекается и к административной, и к дисциплинарной ответственности. Так, нарушение правил техники безопасности, предусмотренное ст. 9.17 КоАП, одновременно является нарушением трудовой дисциплины и влечет применение к работнику дисциплинарного взыскания.

Административные правонарушения по ряду признаков отличаются от гражданско-правовых деликтов. Круг общественных отношений, на которые посягают последние, значительно уже (это имущественные и связанные сними личные неимуще­ственные отношения). Гражданско-правовой деликт - это нарушение субъективных прав лица (физического или юридическо­го), а административный проступок, как правило, представляет собой нарушение объективного права.

Совершение гражданско-правового нарушения влечет ответственность, предусмотренную нормами гражданского права. Эта ответственность носит обычно имущественный характер. Административный проступок — деяние, за которое предусмотрена административная ответственность (административное взыскание), состоящая как в имущественных (штраф, конфискация), так и в неимущественных ограничениях правонарушителя (предупреждение, арест, лишение специального права). Административный проступок, причинивший имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, одновременно является и гражданско-правовым деликтом. Наряду с привлечением к административной ответственности лицо, совер­шившее такой проступок, подлежит и гражданско-правовой от­ветственности.

 

2. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

Понятие административного правонарушения (ст. 2.1 КоАП) содержит общие социально-правовые признаки, присущие всем без исключения административным проступкам. Так, и мелкое хулиганство, и мелкое хищение являются деяниями обществен­но опасными, противоправными, виновными и административно наказуемыми.

Однако каждый вид административного правонарушения имеет свои специфические признаки. Их совокупность в юрис­пруденции получила название состава административного правонарушения. Именно в составах административных проступ­ков конкретизируются общие признаки понятия администра­тивного правонарушения.

Так, общественная опасность и противоправность деяния, предусмотренного ст. 17.1 КоАП (мелкое хулиганство), опреде­ляется законодателем указанием на такие его цризнаки, как нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное при­ставание к гражданам и другие подобные действия, нарушаю­щие общественный порядок и спокойствие граждан. Таким об­разом, совокупность установленных законом (подзаконным ад­министративно-правовым актом) признаков, определяющих де­яние как конкретный вид административного проступка, име­нуется составом административного правонарушения.

Основным законодательным актом, содержащим нормы с описанием составов административных проступков, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонару­шениях.

Описание признаков состава того или иного административ­ного правонарушения содержится в диспозициях статей Осо­бенной части КоАП. Однако в них указываются не все призна­ки состава, а лишь те, которые характерны для данного вида правонарушения и необходимы для его индивидуализации, т.е. для отграничения от других административных правонаруше­ний и от правомерного поведения. Указания на иные признаки состава правонарушения, общие для всех административных проступков, содержатся в нормах Общей части Кодекса. Так, при отсутствии в тексте ст. 17.1 КоАП указания на то, что изложенные в ней действия могут быть признаны правонару­шением (мелким хулиганством), если они совершены виновно, вменяемым лицом, достигшим определенного возраста, подразу­мевается, что эти признаки органически входят в состав данного правонарушения, как и в состав любого другого административ­ного проступка.

Нормы Общей и Особенной частей КоАП содержат указа­ние далеко не на все признаки административных правонаруше­ний. Так, мелкое хулиганство может быть совершено на улице или в общественном транспорте, в дневное или вечернее время лицом, находящимся в состоянии опьянения или в трезвом виде, проживающим в данном населенном пункте или прибывшим из другой местности и др.

Однако далеко не все признаки совершенного администра­тивного правонарушения имеют юридическое значение. К их числу относятся лишь те, которые в соответствии с законом определяют правовые последствия совершенного деяния.

Будучи закрепленными в норме права, эти признаки стано­вятся обязательными.

Выделяют объективные и субъективные признаки (элемен­ты) состава административного правонарушения.

Объективные признаки характеризуют объект противоправ­ного посягательства и внешнее выражение такого деяния. В субъективных признаках отражаются юридическая характе­ристика личности и психическое отношение лица к содеянному и его последствиям.

Среди объективных и субъективных признаков состава административного правонарушения имеются как обязательные, так и факультативные признаки.

Обязательные признаки присущи всем без исключения со­ставам. Отсутствие в фактически совершенном деянии одного из обязательных признаков означает отсутствие состава административного проступка. Факультативными именуются при­знаки, которые характерны лишь для некоторых составов адми­нистративных правонарушений и, следовательно, не имеют юри­дического значения для правовой оценки (квалификации) дру­гих правонарушений.

Объектом административного правонарушения являют­ся охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушение. Деяние может быть признано адми­нистративным проступком лишь в том случае, если оно причи­няет ущерб или содержит угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям.

Государство посредством права регулирует и охраняет не все общественные отношения, а лишь те из них, которые наибо­лее важны, значимы для его нормального функционирования, сохранение и развитие которых отвечает интересам общества, государства и его граждан.

В качестве объекта административного проступка могут вы­ступать отношения, урегулированные нормами различных от­раслей права: административного, финансового, гражданского, трудового и т.д. Так, санкция ст. 9.19 КоАП, устанавливая ад­министративную ответственность за нарушение законодатель­ства о труде, защищает от противоправных посягательств общественные отношения, урегулированные трудовым правом. Нор­мами гражданского права регулируются отношения собственно­сти, являющиеся объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.1-10.4 КоАП. Значительная часть об­щественных отношений, выступающих в качестве объектов административных проступков, регулируется нормами административного права.

Все общественные отношения, признаваемые объектами административных правонарушений, охраняются санкциями ад­министративно-правовых норм. Оно имеет задачей охрану об­щественного строя, социально-экономических и личных прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреж­дений, организаций, установленного порядка управления и об­щественного порядка. Вся совокупность названных обществен­ных отношений является объектом административных право­нарушений. Множественность и разнообразие общественных от­ношений, образующих объект административного правонаруше­ния, требуют их научной классификации.

В юридической науке принято выделение общего, родового и непосредственного объекта.

В качестве общего объекта административного правонару­шения рассматривается вся совокупность указанных в ст. 1.2 и 2.1 КоАП общественных отношений.

Родовым объектом признается группа однородных, близких по содержанию или сфере (отрасли) возникновения и существо­вания общественных отношений. Такая относительно самостоятельная группа общественных отношений — часть общего объек­та административного правонарушения.

Выделение родовых объектов необходимо законодателю для систематизации составов административных правонарушений, которые группируются им по признаку родового объекта. Так, составы административных правонарушений, содержащихся в нормах глав 17 и 18 КоАП, систематизированы по признаку общности (однородности) содержания общественных отношений, являющихся их объектами. Здесь родовыми объектами призна­ны общественный порядок, правосудие, порядок управления.

В отличие от уголовного законодательства, где содержание охраняемых общественных отношений является единственным основанием систематизации составов преступлений, административное право использует для этого и такой критерий, как отрасль существования общественных отношений, на которые посягает проступок. Этот критерий использован законодателем для систематизации'составов административных правонаруше­ний, содержащихся в главах 9, 10 КоАП и др. Родовыми объек­тами этих правонарушений являются соответственно обществен­ные отношения, существующие в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и т.д.

Каждый отдельный административный проступок причи­няет вред не всей группе общественных отношений, составляю­щих родовой объект, а отдельному конкретному общественному отношению или нескольким отношениям, которые могут быть неоднородными по содержанию. То конкретное общественное отношение, на которое посягает административный проступок, именуется непосредственным объектом правонарушения.

В некоторых нормах, содержащих описание составов адми­нистративных правонарушений, прямо указано на их непосред­ственный объект. Так, в ст. 11.2 КоАП (нарушение установлен­ного порядка осуществления валютных операций и контроля за их проведением) в формулировке «нарушение установленного порядка проведения валютных операций, то есть скупка, прода­жа, обмен иностранной валюты» содержится указание на непос­редственный объект данного правонарушения — установленный порядок проведения валютных операций.

Существует значительно больше норм, формулировки кото­рых не содержат указаний на непосредственный объект право­нарушения. Но его выяснение необходимо во всех случаях квалификации содеянного.

Правовая оценка деяния во многом зависит от того, каким общественным отношениям оно причиняет ущерб. Так, нецен­зурная брань признается мелким хулиганством лишь в случае yарушения этим общественного порядка. Если нецензурная брань, обращенная в адрес конкретного лица, произносится не в общественном месте, не нарушает общественного порядка, то она рассматривается как посягательство на честь и достоинство гражданина и не может квалифицироваться как мелкое хули­ганство.

Значительная часть административных правонарушений посягает лишь на один непосредственный объект (обществен­ный порядок, государственную собственность и др.). Однако из­вестны и административные проступки, наносящие ущерб двум или более непосредственным объектам. Например, ст. 18.17 КоАП устанавливает ответственность за нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшее причи­нение потерпевшему легкого телесного повреждения либо по­вреждение транспортных средств или иного имущества. Данное правонарушение причиняет ущерб безопасности дорожного дви­жения, а также здоровью человека либо государственной, обще­ственной или личной собственности.

В ряде случаев при конструировании составов администра­тивных правонарушений законодатель называет предмет пра­вонарушения или его отдельные характеристики, что имеет зна­чение для квалификации административных проступков.

Определяющее значение для квалификации административ­ных правонарушений в ряде случаев имеют указанные в право­вой норме признаки предмета: его качества, свойства, размер, стоимость и др. Так, в ст. 10.5 КоАП (мелкое хищение) называ­ется максимальная стоимость имущества (10 базовых величин), хищение которого может быть признано мелким. Статья 12.27 КоАП, называя в качестве предмета правонарушения алкоголь­ные напитки, указывает, что административным проступком признается их ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее тер­ритории, хранение на ней (не для коммерческих целей) физичес­кими лицами более десяти литров, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками. Такие действия, совершенные юридическими лицами или в коммерческих целях, образуют со­став другого правонарушения.

Предмет правонарушения в ряде случаев имеет определяю­щее значение для разграничения административных правонарушений и преступлений. Так, если предметом мелкого хищения государственного имущества явились наркотические средства или огнестрельное оружие, то оно не может быть квалифицировано по ст. 10.5 КоАП, так как уголовное законодательство оценива­ет хищения таких предметов как преступления.

Объективная сторона состава административного правона­рушения — это совокупность указанных в административно-пра­вовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения.

Любой административный проступок.- акт внешнего пове­дения человека. Административное право, как и иные отрасли права, не признает правонарушениями мысли и внутренние пе­реживания, психические состояния человека. Административно-правовые нормы предусматривают взыскания за совершение зап­рещенных действий или за невыполнение лицом своих право­вых обязанностей.

В связи с этим обязательным признаком (элементом) объек­тивной стороны состава административного правонарушения является деяние человека, которое может выражаться в действии либо бездействии.

В зависимости от конструкции состава административного проступка его объективная сторона может выражаться в совер­шении однократного (простого) действия (например, срыв пломб или печати) или в совершении нескольких действий (сложное действие). В последнем случае объективная сторона проступка может включать в себя два или более тождественных действия (например, систематическое без производственной необходимос­ти использование на холостом ходу электродвигателей, элект­ропечей и т.д.). Совершение нескольких таких действий — обя­зательный признак соответствующего состава. Единичное дей­ствие не признается правонарушением.

В отличие от действий бездействие выражается в пассив­ном поведении лица, в невыполнении возложенных на него обя­занностей. Причем бездействие (как объективная сторона со­става административного правонарушения) не тождественно физическому бездействию человека. Уклоняясь от выполнения обязанностей, лицо может вести себя весьма активно. Например, не выполняя законного требования работника милиции пройти освидетельствование на определение состояния опьянения, во­дитель транспортного средства убегает от милиционера. Тем самым он уклоняется от освидетельствования, совершая адми­нистративное правонарушение, предусмотренное ст. 18.16 КоАП.

Бездействие признается противоправным лишь в том слу­чае, если лицо обязано совершить какое-либо действие в силу своего служебного, семейного положения либо по прямому пра­вовому предписанию. Родители обязаны воспитывать своих не­совершеннолетних детей. Невыполнение этих обязанностей об­разует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.4 КоАП. Лица, ответствен­ные за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, обязаны отстранить от работы водителей, находящихся в состоянии опьянения. Невыполнение ими этой обязанности образует объективную сторону правонарушения, предусмотрен­ного ст. 18.25 КоАП.

В административном праве встречаются и длящиеся право­нарушения, начинающиеся с какого-то одного действия или без­действия, которые осуществляются потом непрерывно путем неисполнения обязанности либо пребывания лица в противоправ­ном состоянии (проживание без регистрации). В случае указа­ния в правовой норме на систематичность тех или иных дей­ствий объективная сторона признается выполненной при со­вершении, как правило, третьего тождественного действия. Если после наложения административного взыскания лицо не изме­нило своего поведения, то оно совершает новое длящееся право­нарушение.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного проступка: последствия совершенного дея­ния, причинная связь между деянием и его последствиями, мес­то, время, способ и средства совершения деяния.

Субъективная сторона правонарушения характеризует внут­реннее, психическое отношение правонарушителя к противоправ­ному деянию и его последствиям.

Обязательный признак субъективной стороны администра­тивного проступка - вина - психическое отношение лица к сво­им деяниям и их последствиям, которое может проявляться в формах умысла или неосторожности. Формы вины различаются соотношением интеллектуальных и волевых моментов, харак­теризующих внутреннее отношение лица к содеянному и его последствиям.

Интеллектуальные критерии отражают процессы, происхо­дящие в сфере сознания правонарушителя, - понимание обще­ственной опасности совершенного деяния и предвидение его опас­ных последствий.

Волевой критерий характеризует состояние воли лица -его желание (или предвидение) наступления указанных послед­ствий.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправ­ный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия, желало их или сознательно допускало их наступление.

Таким образом, умысел характеризуется осознанием харак­тера совершенного деяния, предвидением его вредных послед­ствий и желанием их наступления (прямой умысел) или сознательным допущением этих последствий (косвенный умысел).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело воз­можность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их пре­дотвращение либо не предвидело возможности наступления та­ких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В отличие от умысла волевой признак неосторожной фор­мы вины характеризуется не желанием (или допущением) вред­ных последствий, а, напротив, надеждой на их предотвращение. В теории права она именуется самонадеянностью.

Так, водитель автомашины Т. выехал на автомобиле с неис­правной тормозной системой. Рассчитывая на свое профессио­нальное мастерство и учитывая хорошие дорожные условия, Т. предполагал, что сумеет предотвратить дорожно-транспорт­ное происшествие. Однако его расчет оказался легкомысленным и при резком торможении впереди идущей автомашины Т. не сумел остановить свой автомобиль, в результате чего произош­ло столкновение транспортных средств.

Другой формой неосторожности является небрежность. В этом случае лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть исходя из жизненного опыта или профессиональ­ного положения. Возможность предвидения таких последствий основывается на оценке реальной обстановки, в которой действовало лицо.

Административному праву известны составы как с умыш­ленной, так и с неосторожной формой вины. Причем многим административным проступкам свойственны обе формы. Пре­вышение водителем скорости движения оценивается законода­телем как административное правонарушение, независимо от того, умышленно или по неосторожности превышена скорость.

Для одних составов характерна только умышленная форма вины (мелкое хулиганство), для других - только неосторожная (утрата паспорта в результате его небрежного хранения).

Факультативными признаками субъективной стороны со­става административного правонарушения являются: цель, т.е. существующее в сознании правонарушителя представление о ценности или интересе, которые он желает получить, совершая правонарушение, и мотив.

Субъект правонарушения -правонарушитель (дееспособный индивид или организация). Понятие субъекта административ­ного проступка включает в себя совокупность признаков, кото­рые должно иметь лицо, чтобы совершенное им деяние было признано административным правонарушением. Эти признаки делятся на общие и специальные.

Общие признаки обязательны для субъекта любого админи­стративного правонарушения. К их числу относятся возраст и вменяемость лица.

В соответствии со ст. 4.3 КоАП административной ответ­ственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего воз­раста, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 дан­ной статьи.

Вменяемость лица — второй обязательный признак субъекта административного проступка - способность лица отдавать от­чет в своих действиях и руководить ими. Вменяемость лица, совершившего противоправное деяние, является необходимой предпосылкой вины.

Статья 4.4 КоАП определяет, что лицо, которое во время совершения противоправного деяния находилось в состоянии не­вменяемости, не подлежит административной ответственности.

Невменяемость как юридическое понятие характеризуется медицинским и юридическим критериями. Медицинский кри­терий предполагает наличие у лица хронической душевной бо­лезни, временного расстройства душевной деятельности, слабо­умия или иного психического заболевания.

Хронической душевной болезнью признается психическое заболевание, носящее затяжной, устойчивый характер (шизофре­ния, некоторые формы эпилепсии, прогрессивный паралич и др.).

Временным расстройством душевной деятельности являет­ся психическое заболевание, проходящее в виде приступов (ост­рый алкогольный или интоксикозныи психоз, так называемые реактивные состояния, патологический аффект и др.).

Слабоумием (олигофренией) признается психическая болезнь, выражающаяся в нарушении нормальной психической деятель­ности. Олигофрения в зависимости от глубины психического расстройства делится на три вида (степени): идиотию, имбецильность и дебильность.

Под иными психическими заболеваниями понимаются, на­пример, психопатия, наркотическая абсистенция и др.

Юридический критерий невменяемости отражает степень влияния психического заболевания (иного болезненного состоя­ния) на способность лица осознавать совершаемые действия, ру­ководить ими.

Таким образом, для признания лица невменяемым необхо­дима совокупность как медицинского, так и юридического кри­терия.

Наличие душевного заболевания фатально не предопределя­ет невменяемости лица, им страдающего. Вопрос о невменяемо­сти такого лица решается применительно к конкретному совершенному им деянию.

Специальные признаки субъекта административного право­нарушения присущи лишь некоторым составам администра­тивных правонарушений, поэтому по отношению к общим признакам субъекта они могут рассматриваться как факультатив­ные. Так, нарушение правил по стандартизации и качеству продукции является правонарушением в случае, если их совершало должностное лицо, ответственное за выпуск продукции. Совер­шение того же деяния рабочим, техником, инженером-конструк­тором предприятия не образует состава правонарушения.

Ответственность за ненадлежащее отношение к воспитанию детей несут родители или лица, их заменяющие (опекуны, попе­чители). Уклонение иных родственников от воспитания несо­вершеннолетних не образует состава этого правонарушения. Следовательно, субъектами некоторых правонарушений могут быть не любые вменяемые лица, достигшие шестнадцати лет, а лишь те, кто обладает дополнительными специальными призна­ками.

Специальные признаки отражают либо особенности долж­ностного положения лица (должностное лицо; лицо, ответственное за соблюдение определенных правил), либо семейное положение (родители), либо иные особенности правового статуса лица, пря­мо указанные в правовой норме, формулирующей состав адми­нистративного проступка (военнообязанные, иностранные граждане, лица, состоящие под превентивным надзором, и др.).

Юридическое значение состава административного правона­рушения заключается в том, что установление в деянии лица всех его признаков дает основание констатировать совершение лицом конкретного вида административного проступка и по­зволяет осуществить правовую оценку (квалификацию) содеян­ного.

 

Виды административных правонарушений, их основная классификация

Ввиду огромного разнообразия и значительной распростра­ненности административных проступков единого критерия их классификации не существует, поэтому применяется комплекс­ный критерий.

Комплексный критерий классификации видов администра­тивных правонарушений включает родовой объект посягатель­ства (например, собственность, порядок управления) и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную область госу­дарственного управления (например, промышленность, строитель­ство, энергетику, торговлю и т.д.).

На основании данного критерия все виды административ­ных правонарушений объединены в КоАП в определенные клас­сификационные группы (главы): административные правона­рушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина; административные правона­рушения против собственности; административные правонару­шения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковс­кой деятельности; административные правонарушения в обла­сти предпринимательской деятельности; административные пра­вонарушения в области налогообложения; административные правонарушения против общественного порядка и нравственно­сти и т.д.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.