КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, цели и основания административных взысканий, виды и система административных взысканий
Понятие, цели и основания административных взысканий. Виды и система административных взысканий. ЛЕКЦИЯ 4 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ 1. Виды административных взысканий. 2. Общие правила наложения административных взысканий. 3. Наложение административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений. 4. Сроки наложения и погашения административных взысканий, исчисление сроков. 5. Основания для освобождения от административной ответственности.
Административное взыскание - мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение. Административное взыскание применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами, в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. В ст. 6.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях закреплены следующие виды административных взысканий: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) исправительные работы; 4) административный арест; 5) лишение специального права; 6) лишение права заниматься определенной деятельностью; 7)конфискация; 8)депортация; 9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения. В отношении юридических лиц применяются административные взыскания, указанные в пунктах 2, 6, 7, 9. Административные взыскания, указанные в пунктах 3-9, а также административные взыскания, применяемые к юридическим лицам, налагаются только судом.
Все названные взыскания образуют единую систему. Они применяются в целях защиты правопорядка; воспитания лиц, совершивших административные правонарушения, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития; предупреждения совершения новых проступков как со стороны самого правонарушителя, так и со стороны других лиц. Применение любого административного взыскания влечет юридические последствия. Административные взыскания являются карательными, штрафными санкциями. Гражданин либо лишается какого-либо субъективного права (например, права управления транспортным средством), либо на него возлагается какая-либо дополнительная обязанность. Административные взыскания налагаются компетентными органами путем издания специальных индивидуальных актов управления. Принудительное воздействие должно быть справедливым, соответствовать характеру проступка и личности правонарушителя. Взыскания могут быть разовыми, единовременными (конфискация, предупреждение, штраф) и длящимися, растянутыми во времени (арест, лишение специальных прав, исправительные работы). Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях делит административные правонарушения на основные и дополнительные. Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания. Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания. Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания. При этом за одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительное административные взыскания из указанных в Особенной части Кодекса.
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ Предупреждение - наиболее мягкая мера взыскания морального характера. Оно применяется в качестве самостоятельной меры взыскания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Оно, как и всякое иное взыскание, налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться как взыскания. Штраф - это мера имущественного характера. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь, на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте. Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины; налагаемого на индивидуального предпринимателя - менее двух базовых величин, а на юридическое лицо - менее десяти базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин; налагаемого на индивидуального предпринимателя - двухсот базовых величин, а на юридическое лицо - тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах. Штраф за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления, налагаемый на физическое лицо, может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятисот базовых величин. Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном ст. 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Из заработка физического лица, которому назначены исправительные работы, производится удержание в доход государства в размере 20 %. Исправительные работы не могут быть назначены: 1)беременным женщинам; 2)инвалидам I и II группы; 3)лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; 4)женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет; 5)несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет; 6)военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, военнообязанным во время прохождения сборов, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток. Административный арест не может применяться: 1) к беременным женщинам; 2) инвалидам I и II группы; 3) женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов; 4)лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы; 5)лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста; 6)несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет; 7)военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, военнообязанным во время прохождения сборов, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Лишение права управления транспортным средством не может назначаться физическому лицу, которое пользуется этим средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения либо состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, или оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия. Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года. Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся, только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП. Независимо от назначенного административного взыскания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения. Депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь - применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства. При этом необходимо учитывать, что депортация - это контролируемое принудительное выдворение. Ее как меру административного взыскания следует отличать от административного выдворения как меры административного пресечения. Последняя применяется в отношении тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые пересекли Государственную границу Республики Беларусь без установленных выездных документов, а депортация применяется в основном за нарушение правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств. Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения против порядка таможенного регулирования. Под стоимостью предметов, товаров и транспортных средств понимается регулируемая цена, если таковая на эти предметы, товары, транспортные средства установлена, а в других случаях -свободная цена на день выявления правонарушения. При невозможности определить стоимость товаров и транспортных средств в указанном порядке она определяется на основании заключения эксперта. Пересчет иностранной валюты в денежные единицы Республики Беларусь производится по действующему на день выявления административного правонарушения курсу Национального банка Республики Беларусь.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ Специальная глава КоАП закрепляет правила наложения административного взыскания. Оно может быть наложено только тогда, когда в действиях виновного установлен состав проступка. Орган (должностное лицо) вправе рассматривать только те дела, которые ему подведомствены, налагать взыскание в пределах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия виновного, избирать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномочий. Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу, исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же начальник ОВД считает целесообразным применение иного взыскания, то должен направить дело в суд. Важнейший принцип применения ответственности - индивидуализация взыскания. Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при которых был совершен проступок, так и обстоятельства, характеризующие личность виновного, его имущественное положение, степень его вины, а также финансово-экономическое положение юридического лица. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств. Обстоятельствами, смягчающими ответственность, являются: 1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение; 2) предотвращение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения; 3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда; 4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка; 5) совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств; 6) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет; 8) совершение административного правонарушения беременной женщиной. Этот перечень является открытым: законодательством и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и иные обстоятельства. Отягчающими обстоятельствами признаны: 1)продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его; 2)совершение административного правонарушения повторно; 3)вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение; 4)совершение административного правонарушения группой лиц, т.е. хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей; 5)совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6)совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни; 7)совершение административного правонарушения в отношении женщины, о беременности которой заведомо известно физическому лицу, совершившему административное правонарушение; 8)совершение административного правонарушения с использованием лица, страдающего психическим заболеванием или слабоумием, о чем заведомо известно лицу, свершившему административное правонарушение; 9)совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ; 10) совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.
НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГОВЗЫСКАНИЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОДНИМ ЛИЦОМ Сегодня проблема множественности правонарушений весьма актуальна. Во-первых, совершение одним лицом нескольких правонарушений причиняет обществу больше вреда, чем совершение единичных проступков. Во-вторых, многократные нарушения правовых норм свидетельствуют об антиобщественных взглядах гражданина, а нередко и об общей антисоциальной направленности его помыслов, устойчивых противоправных взглядах и привычках. В-третьих, на практике случаи совершения одним лицом нескольких правонарушений - явление довольно распространенное. В-четвертых, многократные правонарушения одним и тем же лицом отрицательно воздействуют на неустойчивых в моральном отношении граждан. Непременным условием законности привлечения к административной ответственности является правило, согласно которому при совершении физическим лицом двух и более административных правонарушений основные и дополнительные административные взыскания налагаются в отдельности дое совершенное административное правонарушение. Из этого правила есть исключение: если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же судом или органом, то суд или орган, наложив основное и дополнительное административные взыскания отдельно за каждое административное правонарушение, определяет административное взыскание по совокупности совершенных административных правонарушений путем полного сложения таким образом, чтобы оно не превышало: • штрафа, налагаемого в базовых величинах на физическое лицо, -ста базовых величин, а в случаях нарушения законодательства о труде, порядка осуществления экономической деятельности, порядка управления - тысячи базовых величин; • лишения специального права - пяти лет; • лишения права заниматься определенной деятельностью -двух лет; • административного ареста - двадцати пяти суток. К окончательному основному административному взысканию суд может присоединить дополнительные административные взыскания, наложенные за отдельные административные правонарушения. Сложение взысканий, налагаемых за совокупность правонарушений, осуществляется при наличии следующих признаков: • наличие нескольких самостоятельных составов правонарушений (множественность); • совершение в одно или разное время нескольких самостоятельных правонарушений одним лицом; • каждое из административных правонарушений сохраняет свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких или о последнем правонарушении. Самый существенный критерий классификации множественности административных проступков - совершение нового правонарушения до или после привлечения к ответственности за другое правонарушение. Соответственно выделяют совокупностьи рецидив. Под совокупностью понимается совершение одним лицом нескольких правонарушений до привлечения к ответственности за другое деяние, имевшее место ранее. Иными словами, совокупностью административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных различными статьями Особенной части КоАП, ни за одно из которых физическое или юридическое лицо не было привлечено к административной ответственности. Не учитываются административные правонарушения, за которые физическое или юридическое лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным КоАП, либо в связи с истечением срока, по окончании которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. Следующий критерий классификации - характер поведения субъекта. Здесь выделяется идеальная и реальная совокупности административных проступков. Идеальная совокупность - одновременное выполнение одним действием (действиями) нескольких составов правонарушений. Реальная совокупность представляет собой систему составов, выполненных разными действиями, а значит, разновременно. Разновременность совершения правонарушений освещает еще одну характерную черту данной системы - связь со сроками давности. Рассматриваемый критерий не может быть использован для классификации рецидива, который представляет собой систему разновременно выполненных составов, т.е. рецидив - это совершение нового правонарушения после привлечения виновного к ответственности за предыдущее. Реальная совокупность может быть совокупностью разнородных, однородных, тождественных антиобщественных действий. Если в действиях правонарушителя имеется реальная совокупность противоправных деяний, то он привлекается к ответственности за каждое из них. А при рецидиве виновный наказывается лишь за новое правонарушение, но, как правило, с учетом того, что он уже привлекался к ответственности за подобные противоправные действия.
ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКА, СРОКИ НАЛОЖЕНИЯ И ПОГАШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
Срок административного взыскания исчисляется в случаях применения: • административного ареста - сутками; • лишения специального права и лишения права заниматься определенной деятельностью - месяцами, годами. В положении О сроке давности наложения административного взыскания речь идет о времени, в течение которого правонарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. Статья 7.6 КоАП устанавливает, что административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности равен двум календарным месяцам. Датой начала срока считается день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение, днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении взыскания. Из этого общего правила предусмотрены исключения. При длящемся правонарушении срок исчисляется со дня его обнаружения не позднее двух месяцев. Кроме того, административное взыскание может быть наложено: • за совершение административного правонарушения против экологической безопасности окружающей среды и порядка природопользования - не позднее шести месяцев со дня его совершения; • за совершение административного правонарушения против порядка налогообложения, таможенного регулирования - не позднее одного года со дня его совершения; • за совершение некоторых административных правонарушений против порядка налогообложения (ст. 13.2, 13.4—13.7 КоАП) - не позднее трех лет со дня их совершения. • Иные сроки наложения административных взысканий предусмотрены законодательством в случае отмены постановления о наложении административного взыскания по жалобе или протесту. При новом рассмотрении правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня совершения и не позднее трех месяцев со дня совершения административного правонарушения (для отдельных видов административных правонарушений предусмотрен иной срок наложения взысканий при отмене постановлений о наложении взысканий по жалобе или протесту). В случае отказа в возбуждении уголовного дела или при прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. Срок начинает засчитываться с момента принятия постановления и равняется одному месяцу. Здесь нет приостановления срока, поскольку приостанавливается, прерывается уже текущий срок, а в данном случае за отсчет берется иное событие. Таким образом, в ст. 7.6 КоАП названы три варианта определения начала срока давности: день совершения проступка, день обнаружения и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела. В ст. 2.8 КоАП Республики Беларусь определен срок, по истечении которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию (так называемый срок погашения административного взыскания). Физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение одного года со дня окончания исполнения административного взыскания не совершит нового административного правонарушения.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ При малозначительности совершенного административного правонарушения суд, ведущий административный процесс, может освободить лицо от административной ответственности. Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от ответственности: • при предотвращении вредных последствий административного правонарушения; • добровольном возмещении или устранении причиненного вреда; • совершении административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной или иной зависимости. Юридическое лицо подлежит освобождению от административной ответственности в случае освобождения от такой ответственности должностного лица или иного работника этого юридического лица, совершившего его административное правонарушение, по основаниям, предусмотренным главой 8 КоАП, кроме освобоясдения от административной ответственности с учетом обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 части первой ст. 7.2 КоАП («...под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной или иной зависимости»). КоАП Республики Беларусь предусматривает освобождение физического лица от административной ответственности в связи с примирением с потерпевшим. Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (ст. 4.7 КоАП), совершившие административные правонарушения, могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности (за исключением отдельных случаев). Освобождение физического лица от административного взыскания или замена административного взыскания более мягким может быть осуществлена в случае заболевания лица психической или иной тяжелой болезнью после наложения на него взыскания.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |