Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6: Административно-процессуальное право




1. Сущность, задачи и принципы административного процесса.

2. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

2.1. Система и разграничение компетенции органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

2.2. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

1. Участники административного процесса. Доказательства в административном процессе.

3.1. Участники административного процесса, защищающие свои или представляемые права и интересы.

3.2. Иные участники административного процесса.

3.3. Обстоятельства, исключающие возможность участия в административном процессе.

3.4. Доказательства в административном процессе.

2. Стадии административного процесса.

4.1. Возбуждение административного процесса и подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению.

4.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении.

4.3. Вынесение постановления по делу об административном правонарушении.

4.4. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении.

4.5. Исполнение постановления о наложении административного взыскания.

 

СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

 

Действующее законодательство исходит из понимания административного процесса как чисто юрисдикционного, т.е. свя­занного с рассмотрением и разрешением административно-пра­вовых споров, оценкой правомерности поведения участников управленческих общественных отношений, применением в не­обходимых случаях мер административного принуждения. Та­ким образом, административный процесс отождествляется с уго­ловным и гражданским, хотя во многих случаях администра­тивно-правовые споры разрешаются во внесудебном порядке.

Административный процесс обладает следующими особен­ностями:

1)Он призван регулировать общественные отношения, воз­никающие на базе норм административного права в связи с совершением административного правонарушения. Такие отно­шения возникают, как правило, по инициативе субъекта управ­ления (так, гражданин, совершивший правонарушение, совсем не горит желанием вступать по этому поводу в какие-либо от­ношения с государственным органом, однако отношения возни­кают). В то же время инициатором возникновения администра­тивно-процессуальных отношений может быть и сам гражда­нин (например, при подаче жалобы на действия государственно­го органа или должностного лица уже у последнего возникают определенные обязанности перед гражданином), и даже иное лицо (законный представитель, адвокат, представитель и др.).

2)В основе административного процесса лежит рассмотре­ние индивидуальных административных дел.

3)Административный процесс регламентируется нормами права. То есть правовые нормы устанавливают определенный порядок, на основании которого происходит рассмотрение и раз­решение конкретных дел.

4) Административно-процессуальную деятельность осуществ­ляют не только органы исполнительной власти и их должност­ные лица, но и судебные органы. В то же время не все органы исполнительной власти наделены правом осуществлять адми­нистративную юрисдикцию. Однако хотя круг субъектов, упол­номоченных осуществлять административный процесс, весьма широк, но их перечень четко определен законом и произволь­ная замена недопустима.

5)Административно-процессуальная деятельность базиру­ется на определенных принципах, которые по своему характеру близки к принципам правосудия, но отражают специфику ад­министративной юрисдикции.

6)В результате осуществления административной юрисдик­ции происходит принятие властного и одностороннего решения. Причем только посредством административного процесса при­меняются административные взыскания.

ЗАДАЧИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

 

Задачами административного процесса являются:

1)защита личности, ее прав, свобод и законных интересов, интересов юридических лиц, общества и государства путем быст­рого и полного рассмотрения дел об административных право­нарушениях;

2)изобличение и привлечение виновных к административ­ной ответственности;

3)обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил административное правонарушение, был подвергнут справедливому административ­ному взысканию и ни один невиновный не был привлечен к административной ответственности.

 

ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

 

Принципы административного процесса закреплены в ст. 2.2-2.16 ПИКоАП. Их основное содержание сводится к сле­дующему:

Принцип законности означает, что процедура осуществле­ния административного процесса должна реализоваться строго согласуясь с буквой закона. Необходимо доказать виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Ад­министративное взыскание может быть наложено только ком­петентными на то органами (должностными лицами). Существуют возможность обжалования решения по делу об адми­нистративном правонарушении и целая система надзорных ор­ганов, следящих за соблюдением законности. При этом необхо­димо соблюдать как материальные, так и процессуальные нор­мы законодательства.

Принцип обеспечения защиты прав и свобод означает, что какие бы то ни было ограничения прав и свобод участников административного процесса допускаются только по основани­ям и в порядке, установленным ПИКоАП.

Никто не должен принуждаться к даче объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников.

Принцип неприкосновенности личности означает, что ник­то не может быть задержан за совершение административного правонарушения при отсутствии на то законных оснований и в нарушение порядка, установленного ПИКоАП.

Никто из участвующих в административном процессе физи­ческих лиц не должен подвергаться насилию, другому жестоко­му или унижающему человеческое достоинство обращению.

Содержание физического лица, задержанного за админист­ративное правонарушение, или административно арестованного должно осуществляться в условиях, исключающих угрозу для его жизни и здоровья.

Принцип уважения чести и достоинства личности, дело­вой репутации подразумевает, что при ведении административ­ного процесса запрещаются действия и решения, унижающие честь и умаляющие достоинство личности, либо порочащие де­ловую репутацию физического или юридического лица, либо со­здающие опасность для жизни и здоровья участников административного процесса.

Неприкосновенность жилища и иных законных владений гарантируется законом. Никто не вправе войти в жилище и иное законное владение лица против его воли, за исключением случаев, установленных законодательством.

Принцип презумпции невиновности является новым для административного законодательства. Он означает, что лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока в предусмотренном порядке не будет установлена его ви­новность в совершении правонарушения.

При этом лицо, в отношении которого ведется администра­тивный процесс, не обязано доказывать свою невиновность. Наоборот, его вину обязаны доказать должностные лица органа, ведущего административный процесс.

Обеспечение права на защиту физического лица, в отно­шении которого ведется административный процесс, означает, что физическое лицо, в отношении которого ведется админист­ративный процесс, имеет право на защиту. Это право оно может осуществлять как лично, так и с помощью защитника. Наруше­ние права на защиту является основанием для отмены вынесенного постановления о наложении административного взыс­кания.

Принцип публичности административного процесса пред­полагает, что государственные органы и их должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать меры по обна­ружению административного правонарушения, выявлению лиц, его совершивших, для привлечения их к административной от­ветственности.

Принцип всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела обязывает суд, орган, ведущий административный процесс, принять все предусмотренные зако­ном меры по всестороннему, полному и объективному исследо­ванию обстоятельств административного правонарушения, ус­танавливая как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного раз­решения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе. При этом запрещается принуждение к даче объяснений путем насилия, угроз и приме­нения иных незаконных мер.

Принцип языка, на котором ведется административный процесс, устанавливает, что административный процесс в Рес­публике Беларусь ведется на белорусском или русском языке.

Участнику административного процесса, не владеющему или недостаточно владеющему языком, на котором ведется админи­стративный процесс, обеспечивается право устно или письменно делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства, подавать жалобы, выступать при рассмотрении дела об админи­стративном правонарушении на родном языке или на языке, которым он владеет. В этих случаях, а также при ознакомле­нии с делом об административном правонарушении он вправе бесплатно пользоваться помощью переводчика.

Принцип равенства перед законом, равенства защиты прав и законных интересов означает, что все лица, участвую­щие в административном процессе, равны перед законом и име­ют право без всякой дискриминации на равную защиту их прав и законных интересов.

Административный процесс осуществляется на основе ра­венства физических лиц перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и дол­жностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Административный процесс осуществляется на основе ра­венства юридических лиц перед законом независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Принцип независимости судьи и должностного лица орга­на, ведущего административный процесс, означает, что реше­ние по делу может быть принято только в соответствии с зако­нодательством.

Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятель­ность судьи, должностного лица органа, ведущего администра­тивный процесс, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств админис­тративного правонарушения либо с целью добиться принятия незаконного решения влечет установленную законом ответственность.

Принцип открытого рассмотрения дела об администра­тивном правонарушении означает, что, как правило, все дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто.

Вместе с тем закон допускает закрытое рассмотрение дела в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сто­ронах жизни физических лиц, участвующих в административ­ном процессе, либо сведений, составляющих коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Принцип прокурорского надзора за исполнением законов при ведении административного процесса означает, что про­курор осуществляет надзор за исполнением законодательства при ведении административного процесса на любой его стадии. Для этого он наделен весьма обширными полномочиями.

Право обжалования процессуальных действий, постанов­лений как принцип административного процесса означает, что лицо, в отношении которого ведется административный про­цесс, защитник, потерпевший, законный представитель, пред­ставитель, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, иные лица, участвующие в административном процессе, вправе обжаловать процессуальное действие или постановление, при­нятое по делу об административном правонарушении, в поряд­ке, установленном ПИКоАП.

 

ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

СИСТЕМА И РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ (ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ), УПОЛНОМОЧЕННЫХ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Определение круга органов (должностных лиц), уполномо­ченных рассматривать и решать дела об административных пра­вонарушениях, имеет большое значение для обеспечения спра­ведливого и законного привлечения правонарушителей к адми­нистративной ответственности.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях невозможно сосредоточить в каком-либо одном органе, как это сделано при осуществлении правосудия, которое осуществляет только суд, так как от правосудия административный процесс отличается оперативностью и относительной простотой. Чтобы оперативно рассматривать многочисленные и разнообразные ад­министративные дела (а их разнообразие связано с наличием многочисленных отраслей административной деятельности и существующих в них отношений), нужно обладать специальны­ми знаниями и быть компетентным в данной области.

Оперативность рассмотрения административных дел мно­гочисленными органами и должностными лицами достигается еще и тем, что эти же органы и должностные лица системати­чески осуществляют контроль за соблюдением соответствую­щих правил.

Органы, уполномоченные рассматривать дела об админист­ративных правонарушениях, отличаются также и неоднородностью субъектов. Отдельные из них созданы специально для раз­решения дел об административных правонарушениях (напри­мер, административные комиссии), другие выполняют эту рабо­ту наряду с осуществлением своих основных функций (напри­мер, суды общей юрисдикции и хозяйственные суды), у третьих, как правило, контрольно-надзорных органов, эта деятельность составляет их основное, хотя и не единственное функциональное назначение (например, государственные инспекции).

Система органов, осуществляющих административную юрис­дикцию, строится по территориально-отраслевому принципу. Суть его заключается в том, что указанные органы выполняют юрисдикционные полномочия с учетом как территориальных осо­бенностей, так и специфики их совершения в отдельных отрас­лях и сферах государственного управления.

К территориальным органам, функционирующим в преде­лах той или иной административно-территориальной единицы, относятся прежде всего административные комиссии районного (городского) исполнительного комитета или администрации рай­она в городе; районные (городские) суды; хозяйственные суды; сельские, поселковые исполнительные комитеты и др.

Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, непосредственно связаны с отраслями исполнительной власти и функционируют на осно­вании специализации и четкой иерархичности юрисдикционной подведомственности. Например, органы государственного санитарного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с засорением или загрязнением вод, нарушением правил водопользования, нарушением законодательства об отходах и т.п. От имени органов государственно­го санитарного надзора дела об административных правонару­шениях вправе рассматривать Главный государственный сани­тарный врач Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государ­ственного пограничного комитета Республики Беларусь, Управ­ления делами Президента Республики Беларусь, главные госу­дарственные санитарные врачи областей, городов, районов, райо­нов в городах и их заместители.

Отраслевой принцип на практике сочетается с территориальным. Как правило, орган (должностное лицо) осуществляет свои полномочия не только в рамках какой-либо отрасли, но и на определенной территории. Однако, органы межтерриториаль­ного действия осуществляют свои надзорные и юрисдикционные полномочия на территории, границы которой не совпадают с административно-территориальным делением, например органы железнодорожного транспорта, пограничные войска Республики Беларусь и др.

Основными органами, рассматривающими дела об админист­ративных правонарушениях, в настоящее время являются об­щие суды. Так, в их компетенцию входит рассмотрение и разре­шение дел об административных правонарушениях, предусмот­ренных 252 статьями (или их отдельными частями) Особенной части КоАП, что составляет или 56,5 % от числа всех статей Особенной части, тогда как по КоАП 1984 г. к подведомствен­ности общих судов относились дела об административных пра­вонарушениях, предусмотренных лишь 82 статьями.

Впервые к органам административной юрисдикции отнесе­ны хозяйственные суды, судьи которых единолично рассматри­вают дела о правонарушениях, предусмотренных 38 статьями (или их отдельными частями), что составляет 8,5 % от числа всех статей.

Таким образом, подведомственность общих и хозяйствен­ных судов является преобладающей. Они взяли на себя рассмотрение дел об административных правонарушениях, предус­мотренных 65 % статей Особенной части КоАП.

Конечно, это не означает, что именно на суды падет основ­ной груз рассмотрения дел об административных правонаруше­ниях. То, что они рассматривают дела о правонарушениях, пре­дусмотренных 65 % статей, совсем не означает, что это 65 % от числа всех дел об административных правонарушениях. Как известно, некоторые статьи применяются постоянно и в боль­ших количествах, а по некоторым встречаются лишь единич­ные случаи. Поэтому точно определить, какое фактически коли­чество дел об административных правонарушениях рассматри­вают суды, а какое - иные уполномоченные органы, достаточно сложно.

Наряду с судами, к числу тех, кто уполномочен рассматри­вать дела об административных правонарушениях, отнесены 25 видов государственных органов и органов местного управле­ния. Это:

1) сельские, поселковые исполнительные комитеты;

2) административные комиссии районных (городских) исполни­тельных комитетов или администраций районов в городе;

3) районные (городские), районные в городах комиссии по де­лам несовершеннолетних;

4) органы внутренних дел;

5) органы Комитета государственного контроля Республики Бе­ларусь;

6) Государственная инспекция охраны животного и раститель­ного мира при Президенте Республики Беларусь;

7) органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

8) органы государственного санитарного надзора;

9) пограничные войска Республики Беларусь;

10)таможенные органы;

11)налоговые органы;

12)Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь;

13)органы Министерства финансов Республики Беларусь и фи­нансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов;

14)органы Национального банка Республики Беларусь;

15)органы Министерства транспорта и коммуникаций Респуб­лики Беларусь;

16)органы железнодорожного транспорта;

17)органы Министерства лесного хозяйства Республики Бела­русь;

18)органы Министерства природных ресурсов и охраны окру­жающей среды Республики Беларусь;

19)Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь;

20)органы государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь;

21)органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Бе­ларусь;

22)органы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;

23)органы государственной безопасности;

24)государственные природоохранные учреждения, осуществ­ляющие управление заповедниками и национальными пар­ками;

25)органы Министерства юстиции Республики Беларусь.

 

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Подведомственность в широком смысле слова - это опреде­ление объектов, на которые распространяется власть субъек­тов — носителей властных полномочий.

Что же касается подведомственности дел об администра­тивных правонарушениях, то она представляет собой распре­деление (закрепление) всех дел об административных правона­рушениях между органами административной юрисдикции, ко­торые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и налагать а виновных лиц административ­ные взыскания.

При определении подведомственности дел об администра­тивных правонарушениях необходимо учитывать существова­ние различных видов подведомственности и порядок их после­довательного выявления.

Выделяют следующие основные виды подведомственности дел об административных правонарушениях:

1) видовая подведомственность;

2) территориальная подведомственность;

3) должностная подведомственность.

Видовая подведомственность - это административная подведомственность, правила которой определяют, какой вид госу­дарственных органов или иных общественно-государственных объединений (к которым можно отнести, например, комиссии по делам несовершеннолетних) занимается рассмотрением кон­кретных видов административных дел (ст. 3.2-3.27 ПИКоАП). Видовая подведомственность закрепляется чаще всего однознач­но (дело рассматривается, например, только судом). Иногда за­конодательством допускается рассмотрение дела альтернатив­но, т.е. одним или другим органом (например, дела об админи­стративных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.13, 17.6, 18.20, 18.23 и др. КоАП, может быть рассмотрено должност­ным лицом органа внутренних дел или судьей).

Определив видовую подведомственность, необходимо решить вопрос о территориальной подведомственности. Территориаль­ная подведомственность — это административная подведом­ственность, правила которой устанавливают, какой из органов одного вида ведает делами: по месту жительства, по месту со­вершения, по месту обнаружения или по месту нахождения.

В соответствии со ст. 3.31 ПИКоАП административный процесс ведется, как правило, по месту совершения администра­тивного правонарушения, находящемуся в границах соответству­ющей административно-территориальной единицы.

Допускаются и изъятия из этого правила. Так, в целях обес­печения оперативности, объективности и полноты администра­тивного процесса он может проводиться по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту житель­ства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей.

Дела об административных правонарушениях, предусмот­ренных ст. 15.50, 17.3, 18.7, 18.9, 18.12-18.27, 18.29, 18.35, частью 4 ст. 18.36, ст. 18.38 КоАП, рассматриваются по месту совершения административного правонарушения или по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Комиссиями по делам несовершеннолетних дела об админи­стративных правонарушениях рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется административ­ный процесс.

Дела об административных таможенных правонарушениях рассматриваются судом по месту расположения таможенного органа, должностным лицом, которым был составлен протокол об административном правонарушении.

Дела об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством, могут быть рассмотрены по месту регистрации транспортного средства.

Дела об административных правонарушениях, предусмот­ренных ст. 23.29-23.32, 23.55 КоАП, рассматриваются по мес­ту расположения соединений, частей и подразделений погра­ничных войск Республики Беларусь.

Получив или собрав (подготовив) материалы дела об адми­нистративном правонарушении, следует определить тех долж­ностных лиц, кто имеет право и должен в государственном органе заниматься рассмотрением конкретного дела. Это и есть долж­ностная подведомственность. То есть должностная подведомственность - это административная подведомственность, допускающая, что в рамках органа контролировать, ведать, решать и т.д. могут разные должностные лица.

Она закреплена в статьях главы 3 ПИКоАП, определяющих компетенцию конкретных государственных органов, обладающих юрисдикционными полномочиями. Например, ч. 2 ст. 3.26 ПИКоАП предусматривает, что от имени государственных при­родоохранных учреждений, осуществляющих управление запо­ведниками и национальными парками, дела об административ­ных правонарушениях вправе рассматривать директор (генераль­ный директор) государственного природоохранного учреждения и его заместители.

 

УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Кроме суда или иного органа (должностного лица), рассмат­ривающего дело, участниками административного процесса явля­ются:

1) Субъекты, имеющие личный интерес в деле (лицо, в отноше­нии которого ведется административный процесс; потерпев­ший; законный представитель юридического лица; предста­витель юридического лица; защитник и представитель).

2) Лица и органы, содействующие осуществлению процесса (сви­детель; эксперт; специалист; переводчик; понятой).

Несмотря на то, что процессуальное положение каждого из участников административного процесса специфично (в частно­сти, объем их процессуальных прав и обязанностей далеко не одинаков), наличие ряда общих признаков, характеризующих их правовой статус, определило позицию законодателя, выде­лившего эту группу субъектов в самостоятельной главе ПИКоАП. Такими признаками выступают отсутствие у этих субъектов властных полномочий, та или иная степень их заинтересованности в деле, а также обязанность содействовать производству в силу своего служебного или общественного долга.

Рассмотрим их правовой статус более подробно.

 

УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА, ЗАЩИЩАЮЩИЕ СВОИ ИЛИ ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.