Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинары, практические занятия, курсовые и дипломные проекты как средство приобретения навыков творческой работы




Семинары помогают студентам глуб­же усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками. Главная цель семи­наров состоит в обеспечении студентов возможностью практиче­ского использования теоретических знаний в условиях, модели­рующих формы деятельности научных работников. Семинарские занятия должны обеспечить развитие профессионального мыш­ления, познавательной мотивации и профессионального исполь­зования знаний в учебных условиях. Под практическим или про­фессиональным использованием знаний в учебных условиях понимается свободное владение языком соответствующей науки, научная точность оперирования формулировками, понятиями, определениями. При этом не лишне напомнить слова Козьмы Пруткова «Лучше скажи мало, но хорошо…. Смотри в корень!»[50 с.92].

Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и реше­ния интеллектуальных проблем и задач, доказательства и опро­вержения, отстаивания своей точки зрения, демонстрации достиг­нутого уровня теоретической подготовки. Другие частные цели и задачи семинара, состоящие в повторении, закреплении и кон­троле знаний, подчинены главной цели.

Семинарские занятия являются гибкой формой обучения, предполагающей наряду с направляющей ролью преподавателя интенсивную самостоятельную работу[14]. Семинар связан со всеми видами учебной работы, прежде всего с лекциями и самостоятель­ными занятиями студентов. Поэтому эффективность семинара во многом зависит от того, как студент слушал и записывал лек­цию и как занимался самостоятельно. Планы семинарских заня­тий, их тематику, рекомендуемую литературу, цели и задачи ее изучения преподаватель сообщает на вводных занятиях. Преж­де чем приступить к изучению литературы, необходимо усво­ить основные вопросы плана семинара. Начиная подготовку к семинару, необходимо, прежде всего, прочитать соответству­ющие страницы в конспекте лекций, разделы учебников, чтобы получить общее представление о месте и значении проблемы в изучаемом курсе. Только после этого следует поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендован­ным произведениям.

Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует наряду со зрительной и мотор­ную память.

При выполнении записей нужно придерживаться правила: прочел - разобрался - понял - записал. Существуют следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выпис­ки, тезисы, конспект. Ввиду трудоемкости данной работы подго­товку к семинару не следует откладывать на последний день. Накануне полезно лишь еще раз внимательно прочитать запись лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно про­думать свое устное выступление.

Семинар требует определен­ной предварительной подготовки. Заранее следует прочитать весь реко­мендованный материал, сделать нужные записи, в том числе кри­тического характера, а также записать собственные размышления. Принять участие в семинаре - значит выслушать доклад научного характера, сделать в ходе доклада записи, и нако­нец, задать вопросы. Сформулировать вопросы к докладчику вам поможет не только внимательное прослушивание доклада, но и тщательная подготовка. На семинаре следует вести себя активно -задавать вопросы, уча­ствовать в коллективном обсуждении, а не «хранить молчание».

Семинары дают прекрасную возможность овладеть рядом полезных умений: углубить свои знания данного предмета, сфор­мировать свою точку зрения по данному вопросу, научиться отстаивать свою позицию. На семинаре каждый участник дол­жен быть готовым к выступлению, которое должно строиться сво­бодно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться только при хорошем владении материалом. Студент должен проявить собствен­ное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его и сделать правильные выводы из сказан­ного.

Наряду с семинарами существенное место в подготовке студента к профессиональной деятельности имеют практические занятия. Значительную часть их объема составляет решение задач и упражнений, имеющих важнейшее значение для усвоения про­граммного материала. На них падает и большая доля внеауди­торной самостоятельной работы студента. Одни из них служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводя­щий характер, тем самым, выявляя качество понимания студен­тами теории. Другие предназначены для овладения основными методами решения задач и применения теоретического материа­ла. Кроме типовых существуют задания, содержащие элементы творчества. Одни из них требуют от студента преобразований, реконструкций, обобщений. Для их решения необходимо при­влечь ранее приобретенные знания и умения. Решение других требует дополнительных умений, которые студент должен при­обрести самостоятельно. Важно помнить, что решение каждой задачи или примера необходимо доводить до конца. Лучше на пер­вых порах решать меньше задач, но самостоятельно.

Подготовка к практическим занятиям включает два основ­ных этапа:

1) усвоение соответствующего теоретического материала
по конспектам лекций и учебникам;

2) решение задач и выполнение расчетных заданий.

Курсовые работы носят учебно-исследовательский характер, и имеет целью систематизировать, углубить и закрепить теоретические знания и практические навыки, научить студентов самостоятельно применять их при решении служебных задач, а также в научно-исследовательской работе. Название их указывает на то, что они соответствуют определенному курсу обучения и выполняются по конкретной дисциплине. Студенты пишут курсовые работы по следующим дисциплинам: экономическая теория, бухгалтерский финансовый учет, бухгалтерский управленческий учет, аудит, экономический анализ. Как правило, эти работы выполняются по литературным источникам, при этом также используются конкретные данные деятельности предприятий. Работа заканчивается выводами, сделанными студентом самостоятельно. Тематика курсовых работ достаточно широка и утверждена кафедрой, однако студент может самостоятельно предложить тему. Нередко курсовые работы служат основой дипломной работы. Работа рецензируется научным руководителем и защищается перед комиссией кафедры. Оценка за курсовую работу идет в зачетную книжку.

Дипломная работа выполняется на последнем курсе обучения после сдачи междисциплинарного государственного экзамена[17,43]. Эта работа - своеобразный итог подготовки студента. Выполнению дипломной работы предшествует преддипломная практика по специальности, на которой студент собирает реальный цифровой материал для написания дипломной работы и осмысливает методические и организационные системы учета. Дипломная работа - это самостоятельное научное исследование студента по определенной теме. При написании работы используются многочисленные литературные источники, и систематизированный практический материал, а текст должен быть структурирован так, чтобы было ясно видны главные идеи и положения, а также аргументы в их пользу. Научный руководитель курирует работу студента. Дипломная работа дает возможность продемонстрировать весь багаж полученных в вузе знаний, особенно в части общей экономической теории, права, бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения, аудита и экономического анализа. При написании работы многие студенты часто используют экономико-математические методы. Практическая значимость дипломной работы студента может быть подтверждена предприятием, по данным которого написана работа. Защита дипломной работы складывается из краткого доклада студента, его ответов на вопросы членов комиссии, выступления научного руководителя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.