Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С древнейших времен до IX века нашей эры 1 страница




 

1.1. Древние славяне и русы

 

История происхождения русского народа неразрывно связана с развитием всего человечества. На территории нынешней России люди жили уже в эпоху раннего палеолита (около 700 тыс. лет назад). 100 тысяч лет назад стали возникать первые общины. 6 - 5 тысяч лет назад начали складываться объединения племен, составивших основу будущих этносов.

Однако в отечественной исторической литературе принято считать, что история Русского государства начинается с 862 г. Получается, что Русь возникла вдруг, внезапно, хотя совершенно очевидно, что для становления государственности требуется длительное время.

В историографии этого вопроса имеется ряд взаимоисключающих теорий. Население Северной и Восточной Европы римские и греческие историки I - II вв. н.э. именовали славянами, варягами, литовцами, финнами, русами, росколанами (русколаны, роксоланы), т.е. разноплеменной социальной группой. Споры о происхождении Руси объясняются, с одной стороны, обилием домыслов у древних авторов, а с другой - отсутствием надежных славянских письменных источников.

Наибольшей популярностью в научной литературе пользуется периодизация древнейшей славянской истории, предложенная известным исследователем Б.В. Торнунгом. В ней выделяются такие исторические периоды: 1) языковые предки славян в эпоху неолита и энеолита (V - III тысячелетия до н.э.); 2) протославяне (конец III - начало II тысячелетия до н.э.; 3) праславяне (XV в. до н.э. - VII в. н.э).

Конец праславянского периода (V - VII вв.) именуют периодом великого переселения народов, в результате которого происходит формирование южных, восточных и западных славян. В VIII веке существовали три больших политических объединения восточных славян: Куявия (средний Днепр), Славия (в районе озера Ильмень), Аравия (Таманский полуостров).

Современный историк и этнолог Ю.Д. Петухов в своей монографии "История русов 4 - 3 тыс. до н.э." делает выводы, что русы были первонародом (суперэтносом).

В.Н. Демин в своей книге "Гиперборея", опираясь на древние источники об Арктиде - Гиперборее, утверждает, что "Россия была всегда". Историки Д.И. Иловайский, Г.В. Вернадский, В. Мавродин считают, что история русского народа начинается с каменного века и проходит через последующие этапы: киммерийский, скифский, сарматский. А. Асов считает, что историю любого народа надо изучать со времен былинных. Отдельные историки считают, что корень праславянской истории и культуры надо искать в единой ведической цивилизации.

Параллельно с исторической наукой всегда существовала и наука, основанная на изучении Священного писания. Древние славянские легенды, мифы, былины, сказки, священные тексты содержат бесценные сведения об истории Руси. В них сохранились сведения о временах Атлантиды и всемирного потопа. В истории праславян есть следы их давнего общения с атлантами, которым славяне обязаны переходу к земледельческому образу жизни и от которых они унаследовали "звездные знания".

Во второй половине XX в. в связи с публикацией Велесовой книги - древнейшей славянской летописи, написанной новгородскими волхвами, - стала развиваться новая историческая школа. Современные историки считают, что история славян и русов начинается с великого расселения народов с северной прародины - Гипербореи. Двадцать тысяч лет назад с наступлением холодов славяне под предводительством отца Яра ушли с Севера. В древнейших легендах Евразии, вошедших в "Звездную книгу Коляды", сохранилась память об эпохах Великих оледенений.

Легендарные прародители славян и русов заняли обширные земли от Финского залива до устья Оби. По Уралу расселились арии и иные предки ведической веры. Память о древней уральской прародине хранят легенды и предания многих народов, а также священные книги Руси, Индии, Ирана и Египта (Веды).

У истоков Оби когда-то располагалась священная страна - Беловодье. Здесь согласно повествованию Вед Индии правил сын Брахмы Ману, создавший кодекс "Законы Ману" (II в. до н.э. - I в. н.э.)

На Южном Урале находилась вторая прародина ариев. Здесь появились на свет Богумир и его жена Слава. От них якобы пошли многие славянские роды. Согласно авестинским преданиям Богумир научил людей искусству и ремеслам, разделил народ на сословия жрецов, воинов, ремесленников и земледельцев. Он владел секретами врачевания, знал тайну бессмертия. Согласно Велесовой книге древляне, поляне, кривичи, русы и северяне ведут свой род от дочерей Богумира Древы, Поляны и Скревы и от его сыновей Севы и Руса. Богумир послал своих дочерей устанавливать власть над Евразией. Их потомки стали амазонками. Благодаря женщинам-амазонкам славяне выделились из арийских народов.

Славяне славили Сварога и Даждьбога. Этим они отличались от ариев, оставшихся в Индостане и почитавших Индру и Дыя. Славяне жили по единому для всей Вселенной Закону Прави, который повелевал отречься от злых деяний, призывал к добру и подъему духовности. Путь Прави - это путь к Богу.

Миграция по просторам Евразии растянулась на многие века. Постепенно преодолев гигантские расстояния и освоив новые территории от Ледовитого океана до Индийского и Атлантического, древние арии оставили следы своего пребывания в виде названий мест, рек и озер, а также многочисленных материальных артефактов.

В 80-е годы XX столетия в Челябинской области были обнаружены остатки мощных древних поселений с развитой добычей руды и выплавкой металла. Кольцевидные крепостные валы, образующие сооружения, похожие на недостроенную Вавилонскую башню, шахты, плавильные печи, фундаменты рухнувших жилых и хозяйственных построек, поделки и утварь позволили связать находки с продвижением на юг во 2 тысячелетии до н.э. еще не полностью расчлененных индоевропейских племен. По имени расположенной поблизости горы археологическое чудо было названо Аркаим.

Уникальный спиралевидный город в Южно-Уральской степи стал своеобразным символом мощи и красоты древней эпохи. Это был город-крепость, город-храм.

Арии волнами шли с севера Урала, через Восточную Европу, вдоль Волги, через русское Междуречье, Кавказ начиная с IX тысячелетия до н.э. и достигли земель Приднепровья и Подунавья. Здесь они соединились с атлантами. Так славяне обрели второй свой корень - "атлантический".

Русы, переселившиеся с Приазовья, Северного Кавказа и Южнорусских степей, продвинулись до Ярославской и Московской земель. Там они слились с местными народами: чудь, меря, весь, финны, мурома.

Это широкое расселение народов подготовило почву для появления исторических русов нордического и восточнославянского типов, которых мы идентифицируем с будущими русскими - великороссами.

 

1.2. Праславянская цивилизация

 

Украинский археолог Ю. Шилов - участник и организатор раскопок древних курганов Украины - в своей монографии "Предыстория Руси" пишет, что "задолго до Рождества Христова и примерно за 14 тысячелетий до библейского сотворения мира культура аборигенов Европы расцвела как никакая иная на тогдашней Земле", и в этой цивилизации уже были жрецы и святилища: "святилища соблюдали жрецы, между которыми сложились далекие связи в интересах познаний природы, приемов охоты, технологий и календарей, семейно-родовых отношений".

В те времена была изобретена первая письменность, о чем свидетельствуют надписи на стенах в Каменной могиле близ Мелитополя.

В XIII тысячелетии до н.э. между Дунаем, Волгой, Карпатами и Северным Кавказом была устроена святая земля, которую назвали "Арата-Подсолнечная страна". К V тысячелетию до н.э. там образовалось "содружество довольно единообразных государственных образований полисного типа: городов с сельской округой. Города достигали площади 500 гектаров и населения тысяч до 40".

Следы пребывания славян и русов на территории нынешней России и Украины найдены в скалах Днестровского побережья. Там сохранился жертвенник с надписью "Молот Перунов". В знаменитой Каменной могиле несколько гротов исписаны письменами шумерского типа. Под г. Владимиром обнаружена верхнепалеолитическая стоянка, возраст которой достигает 25500 лет.

Всемирный съезд археологов по неолиту установил, что все люди происходят от одной семьи. Матерью всех славянских и русских племен Восточной Европы является Трипольская культура.

Славяне жили по берегам рек и опушкам лесов Центральной и Восточной Европы. Эту землю принято называть единой славянской прародиной. Подобную идею высказал М.В. Ломоносов, который писал, "что словенский народ был в нынешних российских пределах еще прежде Рождества Христова, то неоспоримо доказать можно". В конце бронзового века славяне расселились на огромной территории Восточной Европы и образовали отдельные группы племен: венедов и антов на западе, сарматов-роксолан на востоке, киммерийцев на юге. Нашествие скифов, которые заняли центральную область Южно-Русской степи, разорвало общность этих племен и оттеснило сарматов-роксолан к Северному Донцу, а венедов и антов - на Днепр. И лишь после изгнания скифов Гаталом Великим в 179 г. н.э. у этих племен начали формироваться государства. Гатал создал Великую Сарматию между Волгой и Днепром, Кишек на Приднепровье, Вендал в бассейне р. Волхов (будущее Новгородское княжество).

На территориях Сибири и Алтая имеется немало доказательств существования ранних цивилизаций. Древнейшие поселения человека обнаружены в Западной Сибири, на Барсовой горе, близ города Сургута.

На юге Западной Сибири, от р. Урала до р. Ишим около 35 веков назад существовали государства так называемой "петровской культуры" с городами из сырцового кирпича, крестовой системой улиц, системой водоснабжения, водоотстойниками и дренажными стоками.

По последним данным археологии, на территории Алтая существовала одна из древнейших сибирских цивилизаций. Алтай - наиболее пригодная территория для мигрирующих народов, ушедших с Севера. Через него шли дороги в Западную Сибирь, Хакасию, Малую Азию, Двуречье. К сожалению, алтайская цивилизация является наименее исследованной.

В Южной Сибири зародилась первая письменность в виде петроглифов. Последние научные данные полностью опровергли версию о первичности греческого и латинского языков по отношению к русскому. Именно древняя славянская письменность положила начало европейским языкам. Язык, объединяющий славян, по словам М.В. Ломоносова, "....ни от греческого, ни от латинского, ни от какого другого не происходит, следовательно, сам собою состоит уже от самых древних времен, и многочисленные оные славянские народы говорили славянским языком еще прежде Рождества Христова". Памятников славянской письменности множество. Тэртерийские (V тыс. лет до н.э.), протоиндийские (XXV - XVIII вв. до н.э.), критские (XX - XIIII вв. до н.э.), этрусские (VII - II вв. до н.э) надписи выполнены на праславянском языке.

В русских летописях есть упоминание о древнерусском сочинении "Сказание о Словене и Русе и городе Словенске", где рассказывается о праотцах и вождях русского и всего славянского народа, которые после долгих скитаний по всему миру появились на берегах Волхова и озера Ильмень в середине III тысячелетия до н.э., основали там города Словенск и Старую Руссу и начали военные походы "на египетские и другие варварские страны", где наводили "великий страх".

 

1.3. Государственное устройство

 

Славяне еще до Рождества Христова были образованным народом, владеющим различными ремеслами и искусством. Их союзы были высокоорганизованными сообществами. Во главе союзов стояли князья, которые избирались вече. Князь и старейшины рода судили родичей под Перуновым древом. Князья избирали старшего князя, и тот был вождем в сражениях. Отдельные славянские народы создавали военные союзы при необходимости защищать свои земли от нападения захватчиков. Таким образом, устанавливалась этническая общность, происходили языковое и культурное взаимопроникновение, ассимиляция. Существовал путь "из варяг в греки", которым они пользовались и охраняли совместно. Историк Саксон Грамматик писал, что Русь еще до Рождества Христова "обиливала золотом", а обилие золота в стране, где не было золотой руды, могло появиться только вследствие торгового обмена. Все эти факты свидетельствуют о том, что у славян еще до новой эры уже были предпосылки формирования государственного устройства.

Все славянские племена говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и объединялись в борьбе с многочисленными ордами кочевников. Их объединяло не столько родство, сколько общественные связи и отношения, вид деятельности, необходимость выживания в окружающей среде, единая власть князя и общая территория. Преобладающими видами занятий были земледелие, скотоводство, рыболовство, зарождавшиеся ремесла и необходимый обмен товарами (торговля).

Первобытные порядки переставали обеспечивать потребности общества. По мере исчезновения имущественного равенства внутри племен и между племенами и усиления вследствие этого внутренней борьбы возникает необходимость в силе, которая стояла бы над обществом и регулировала отношения в нем. Такой силой являлось государство, призванное управлять обществом, регулировать отношения между его членами, а также организовывать защиту от внешних врагов.

Огромную роль в объединении славян сыграли скифы. В конце II - начале I тысячелетия до н.э. в черноморских степях произошло выделение кочевых скотоводческих племен. Они нам известны как скифы, или сколоты. Подвижные и воинственные кочевники начали непрерывные нападения на оседлые земледельческие племена, грабили население, уводили скот и людей, превращая их в рабов. Земледельцы начали строить укрепленные городища и "змеиные валы", тянущиеся на сотни километров. Создание такой укрепленной линии было под силу только сильному государству. Это был первый этап формирования государства.

В середине 1 тысячелетия до н.э. начались походы славян на Византию. Славяне сплачивались в военные союзы, но в то же время расселялись, изолировались на побережье Адриатики, на верховьях Волги, на берегу Финского залива, на Балканах.

Около середины 1 тысячелетия н.э. происходит обособление восточнославянских племен, известных под названием антов. Историк Иордан писал, что земли антов простираются от Черноморского побережья у Лукоморья и от Днестра до Днепра. Он считал антов храбрейшими из всех славянских племен. На Востоке анты соприкасались с кочевыми и полукочевыми племенами, обитавшими в лесостепной и степной полосе Дона и Донца. Основным ядром земли антов было среднее Поднепровье. Отдельные островки антской культуры доходят до Воронежа, Харькова, Херсона. В VI веке на антов напали авары - жестокий полукочевой народ, пришедший с Востока. В борьбе с аварами на Волыни, в Прикарпатье создается мощное политическое объединение восточных славян-антов под руководством дулебов-волынян. Это политическое объединение дулебов-волынян историки считают начальным этапом русской государственности, прямым предшественником Киевской Руси.

 

1.4. Роксолане, русы, русичи

 

Целые поколения историков вели споры о том, откуда началась Русь. Современные исследователи, археологи, историки считают, что русы были в Русколании (Сарматии), на Карпатах, на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген. О русах-роксоланах, как их называли греки, известно со 179 г. н.э., когда они во главе с Гаталом Великим свергли скифское иго и положили начало Великой Сарматии. О договоре сарматского царя Гатала со скифами в 179 г. известно из берестяных грамот. В них говорится, что посредником в этом договоре был Рим. Это свидетельствовало о признании Римом и Понтом роли Сарматии в международных делах. Эта дата и договор зафиксированы историками того времени Полибием, Страбоном и Тацитом. Полибий отзывался о Гатале как о великом полководце и великом государственном муже, заключившем военные союзы с Арменией, Боспорским царством и другими соседними государствами. Страбон отмечал, что роксолане, которые называли себя "русы", "русколане", "русичи", были чрезвычайно храбры и воинственны. Пилий Младший, историк 1 в. н.э., писал, что роксолане являются гегемонами на всем пространстве от Дона до Днепра. Тацит описывал девятитысячное войско тяжеловооруженной конницы роксолан, которая сражалась с римскими легионами у Троянова вала в 68 г. н.э.

Если сопоставить сведения историков - современников Великой Сарматии и новейшие исследования в области археологии, нумизматики и эпиграфики, на которые опиралась Е.С. Галкина в своей работе "Тайны русского каганата", то можно сделать вывод, что Русский каганат в верховьях Дона и Северного Донца - это часть Великой Сарматии. В Велесовой книге речь идет именно о русах верховья Донца, которые дали сильнейший отпор гуннам в 370 г. н.э., а затем пришли на помощь полянам Приднепровья, которых осталось очень мало после гуннского нашествия. Русы поселились вместе с ними, взяли их под свою военную защиту, дали своих князей и свое имя Русь. Об этом написал летописец Нестор в Повести временных лет: "Поляне, ныне зовомая Русь". Он никак не объясняет эту фразу, просто фиксирует как факт. Русский каганат - самое раннее государственное образование, имеющее отношение к имени "Русь".

Из всего вышеизложенного вытекает, что Русь возникла не на Днепре. Русы только объединились с приднепровскими славянами после гуннского нашествия, а сами они были таким же древним народом, как и греки, и римляне, и другие ближайшие соседи. Их прародина - бассейн Дона, куда они пришли в конце эпохи бронзы из трипольской культуры, откуда расселились все славяне. Трипольская культура получила название киммерийской (отсюда и название народа - киммерийцы).

Часть населения переселилась на север, на р. Волхов в Новгородскую республику. Первый русский летописец св. Иоаким - епископ Новгородский, написавший свою летопись почти на 100 лет раньше Нестора, повествует о династии новгородских князей от Вендала и Славена (Словена) до князя Гастомысла и Рюрика, в том числе и о Владимире древнейшем, который расширил территорию Новгородской республики до Урала. Киев был построен на 500 лет позже Новгорода.

В первые века нашей эры Русь была раздроблена на четыре самостоятельных центра. Русколань, занимавшая область бассейна Дона и нижней Волги, была самая многочисленная и самая сильная в военном отношении. Словения находилась на р. Волхов (Новгородская республика), а славяне Приднепровья составили Киевское княжество). Сурожская Русь - самое южное княжество на побережье Черного моря, где славяне жили с VIII в. до н.э. Там были славянские языческие храмы, в которых развивалась астрология, хранилась "роуськая" письменность св. Иоанна Тавроскифского (Иванова письменность), упомянутая в договорах Олега и Игоря.

Объединение славянских земель шло постепенно. В конце IV в. н.э. Русколань объединилась со славянами Приднепровья, в результате чего образовалась Киевская Русь. В 890 году князь Олег объединил Новгородскую республику с Киевским княжеством. Князь Святослав в 970-х годах предпринимает попытку объединения всех русских земель в империю Святослава, в которую вошли остатки поселений Русколани, а затем Рязанское и Муромское княжества. Сурожская Русь и сарматы Кубани объединились в Тмутараханское (Тмутараканское) княжество.

Возникновение государств у восточных славян было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами: разложением первобытно-общинного строя, развитием производства материальных благ в обществе, разделением труда, выделением скотоводства, земледелия, ремесел, торговли. Большое значение имели и другие факторы: улаживание конфликтов, возникавших с соседними племенами, борьба против кочевых племен.

 

1.5. Общественное устройство

 

Общественная организация восточных славян накануне образования Древнерусского государства была сложная и разнообразная. Живы были еще родовые и племенные связи, но уже образовались и чисто политические союзы племен, объединенных соседством и общностью интересов. Единство соседской общины поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.

Задолго до образования Древнерусского государства на торговых путях его территории уже было несколько больших городов: Киев, Чернигов, Суздаль, Муром, Новгород, Смоленск и др.

Во главе восточнославянских государственных образований стояли светлые князья из племенной знати. Князей окружала родовая знать - "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы решались на вечевых сходах. Существовало общее ополчение, но постепенно вокруг князя сложилась профессиональная организация воинов - дружина, которая делилась на старшую и младшую.

Государства восточных славян были раннеклассовыми по своей сути, но с тенденцией развития не рабовладельческих, а феодальных отношений. Классы только зарождались, и родовая знать, князь и дружинники стремились захватить главное богатство - землю. Захватывая общинные земли и земли покоренных народов, знать не сгоняла земледельцев с земли, ранее им принадлежавшей, а заставляла их платить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственнику земли. Так называемая "военная демократия", существовавшая в условиях родоплеменной жизни, уступала место новым социально-экономическим и духовным отношениям, хотя внутриплеменная структура социальной власти (вече, избрание вождя, князей, сословие старейшин) сохранялась длительное время. Возникала публичная власть - власть, выросшая из родоплеменного общества, но уже возвышающаяся над этим обществом и приобретшая полномочия принуждения в отношении соплеменников, а не только в отношении "иноземцев".

Родоплеменная знать во главе с князем начала отделяться от простых общинников в социальном (сословном) и в имущественном отношениях. Таким образом, образовалась изначальная элита, которая постепенно присваивала полномочия государственной власти.

 

1.6. Религия

 

Восточные славяне были язычниками. Важное место в религии древних славян занимал культ предков, а также волхвов и кудесников, которые считались служителями богов и толкователями их воли.

Древние славяне поклонялись Даждьбогу - богу солнца, Перуну - богу грома, Стрибогу - богу ветра, Велесу - покровителю скотоводства. Мать - Земля сырая почиталась как божество. Богиня земли и плодородия - Мокошь олицетворяла женское начало. Ее велениям подчинялись боги и люди. Славяне верили в бессмертие души. Смерть была воплощена в образе богини Морены.

Существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Восточные славяне с большим уважением и почтительностью относились к различным духам: лешим, домовым, водяным, берегиням, упырям, лесовикам, русалкам. Поклонялись силам природы, животным, деревьям.

Религиозные обряды совершали волхвы. Волхвами именовались и славянские гадатели, прорицатели и пророки. Нередко волхвы возглавляли разрозненные племена и роды, в случае необходимости становились военными предводителями, вершили суд и являлись главными хранителями тайного знания, культовых обрядов, тотемных традиций, передавая все это из уст в уста, как бесценное достояние, от поколения к поколению. Волхвы пользовались непререкаемым авторитетом и безграничным доверием народа.

 

Глава 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО (IX - XII ВВ.)

 

2.1. Процесс образования и развития единого государства

 

Вопрос о возникновении единого государства у славян является одним из самых дискуссионных в исторической и юридической науке. Как известно из летописных источников, к VIII - IX вв. состоялось 14 славянских государств (княжеств). В Среднем Поднепровье обитали поляне; в Волынской губернии жили древляне; между реками Припетью и Западной Двиной - дреговичи; в верховьях Двины, Днепра и Волги - кривичи; на Двине - полочане; в верховьях Днестра поселились белые хорваты; ниже по Днестру - тиверцы и лутичи; дулебы и бужане расселились по реке Бугу. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе оз. Ильмень и р. Волхов, была заселена словенами и кривичами. Название племен связано с местом их обитания.

Древнерусское государство сформировалось в результате подчинения одних племенных союзов другими. Ключом к пониманию ранней русской государственности является полюдье, т.е. ежегодный объезд великим князем подвластной (в итоге войны или договора) территории со славянским населением. В полюдье великий князь отправлялся со своей дружиной. Через полюдье устанавливалась феодальная, иерархическая "лестница" постоянного политико-экономического подчинения. Именно полюдье (сбор податей, долгов, налогов, дани и т.д.) стало переходной формой к классовому обществу, к государственности на Руси. Процесс этот был сугубо русским. Власть "князя князей" отрывалась от старинных традиций и родственных связей и становилась многоступенчатой: "князь князей" - князь племени - старейшины (старосты) родов.

 

2.2. Киевская Русь

 

В IX веке на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Любое государство, в том числе и Древнерусское, складывалось не мгновенно и не по указанию какого-либо лица. Это длительный процесс накопления социально-экономических предпосылок и условий, результат экономического, социального, политического и духовного развития народа.

Основателем государства, которое впоследствии стало называться Киевской Русью, стал князь Олег. В 882 году Олег захватил Киев, убил киевских князей Аскольда и Дира и сам стал княжить, заявив: "Да будет это мать городам русским", т.е. объявил Киев метрополией - столицей, центром государства. Князь Олег объединил Новгородское и Киевское княжества в единое государство, а к концу IX в. Древнерусское государство объединяло уже более 20 племен и занимало огромную территорию от Черного моря до Балтийского, от Западного Буга до Волги. Академик Б.А. Рыбаков назвал Киевскую Русь "колыбелью государственности трех братских народов - русских, украинцев, белорусов". Киевская Русь стала одним из крупнейших государств Средневековья. Она имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с Византией, неоднократно вынуждая ее заключать договоры, по которым русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в Константинополе (столице Византии). Русские торговые корабли плавали по Черному и Каспийскому морям. Новгород, связанный с Ганзейским союзом городов, был крупнейшим торговым центром Европы.

Особенностью Древнерусского государства было то, что оно формировалось и развивалось исторически длительный период, находясь территориально в "срединном" геополитическом положении между католической Европой, восточно-христианской Византийской империей, арабским мусульманским миром, иудейским Хазарским каганатом и кочевниками-язычниками. Поэтому выбор впоследствии государственной религии приобрел особую важность для судеб государства.

Теснимое со всех сторон, древнерусское государство - Киевская Русь сохранило многие стороны патриархальной жизни, избежало рабовладельческого строя, сформировав свой вид дофеодального государства в виде огромного суперсоюза племен, переросшего в раннефеодальную монархию.

В дальнейшем развитии и укреплении Древнерусского государства важную роль сыграли киевские князья.

Вещий Олег включил в состав Киевской Руси древлян, северян, радимичей и другие соседние княжества и народы, утвердил свое единоначалие, построил на Руси много городов. Он совершил также два удачных похода на Византию, в результате которых были заключены договоры с греками (907 и 911 гг.) Договоры обеспечивали русским купцам возможность торговли русскими товарами на рынках Византии. После смерти Олега Киевским князем стал Игорь (912 - 945 гг.), который был впоследствии убит древлянами при повторном сборе дани. Править государством стала его жена Ольга, которая ввела вместо обычаев правовые нормы по сбору дани, т.е. провела административно-налоговую реформу, установила "уроки" (размер дани) и "погосты" (места сбора дани). Погосты и становища стали впоследствии центрами управления. Во время княжения Игоря и Ольги одним из направлений деятельности государства было расширение территории за счет присоединения земель тиверцев и уличей.

Во время княжения Святослава (964 - 972 гг.) Киевская Русь успешно оборонялась от набегов кочевников, покорила мордовские племена по правому побережью р. Волги, разгромила Хазарский каганат и присоединила земли вятичей и Тмутаракани на Таманском полуострове.

При Великом князе Владимире (980 - 1015 гг.) была окончательно решена задача защиты русских земель от набегов печенегов.

При Владимире состоялось крещение Руси. Христианство стало государственной религией (988 г.). Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Древнерусского государства. Княжеская власть получила византийское обоснование государя как лица, поставленного Богом, и не только для защиты от внешних врагов, но и для установления порядка внутри страны. Русская культура стала развиваться под влиянием византийской культуры. Произошло разделение светской и духовной власти. Началось строительство монастырей, которые вскоре стали культурными центрами. Великие князья освящались церковью как князь-отец, т.е. суверен, а княжичи-сыновья - вассалы. Владимир увидел в христианской церкви опору государственной власти и установил налог в пользу церкви - десятину. В свою очередь, церковь в лице митрополита и епископов (собора епископов) канонизировала Владимира как святого равноапостольного. Однако единство Киевской Руси просуществовало недолго. Между двенадцатью сыновьями Владимира от разных браков началась междоусобица за власть. Встал вопрос о порядке наследования "великокняжеского стола". Политическое и военное "старейшинство" стало считаться более важным, чем генеалогическое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.