Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок в маркетинге туризма: понятие, виды, направления изучения




Организация деятельности по основным направлениям комплекса маркетинга в туризме.

Сравнение методов маркетинговых исследований

№ п/п Наименование метода Достоинства Недостатки
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      

 

Задание 4.

Разработайте анкету для выявления потребительских предпочтений на туристском рынке. Для выполнения задания выберите в качестве примера деятельность, продукцию туристской фирмы (предприятия, организации) где Вы работаете (хотели бы работать). Далее:

1. Определить цели и задачи анкетирования.

2. Составить план выборки.

3. Текст анкеты.


 

Рынок - это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления [8].

Рынок характеризуется структурой и инфраструктурой. Первое – это внутреннее строение его отдельных элементов: субъектов и объектов рынка. Второе – это совокупность идеальных и материальных условий успешного функционирования рыночных отношений.

К субъектам рынка относится продавец и покупатель. Продавец может быть представлен как производителем товаров или услуг, так и посредником между производителем и покупателем. В общем понимании продавец предает на определённых условиях право собственности на объект рынка покупателю, а покупатель приобретает право собственности на объект рынка с целью удовлетворения своих потребностей или иных лиц состоящих с покупателем в различных юридических и экономических отношениях. В зависимости от того приобретает ли посредник в процессе товародвижения право собственности на товар, его можно отнести либо к структуре, либо к инфраструктуре рынка. Например, торговые агенты не приобретают права собственности на реализуемый товар: они лишь сводят продавца и покупателя, содействуют их контакту на наиболее выгодных для всех участников сделки условиях. Следовательно, данный вид посредника всего лишь организует условия реализации рыночных отношений, а значит, является элементом инфраструктуры рынка.

В роли покупателя, продавца или посредника выступают следующие хозяйствующие субъекты:

1. Домашние хозяйства – это экономическая единица в составе одного, или нескольких лиц, которая обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала; самостоятельно принимает решения; является собственником какого-либо фактора производства; стремиться к максимальному удовлетворению своих потребностей;

2. Фирма (производитель) – это экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления товаров и услуг с целью их выгодного обмена на рынке; самостоятельно принимает решения; стремиться к максимизации прибыли;

3. Фирма (посредник) - это экономическая единица, которая использует факторы производства для закупки, хранения и дальнейшего выгодного обмена товаров, организации посреднических условий для реализации услуг; самостоятельно принимает решения; стремиться к максимизации прибыли;

4. Государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими политическую и юридическую власть для обеспечения контроля над хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей; обеспечивает взаимодействие между всеми субъектами рынка.

К объектам рынка можно отнести товары, услуги, деньги – то в отношении чего могут осуществляться и передаваться права собственности. Деньги в этом смысле играют также двойную роль. С одной стороны они могут выступать объектом продажи, с другой являются облегчающим процесс обмена благ средством на рынке. Собственно рынок развивается как институт благодаря появлению и эволюции денег. Поэтому их можно рассматривать как в рамках структуры, так и инфраструктуры рынка.

В зависимости от состояния, количества и качества элементов структуры и инфраструктуры можно говорить о видах рынка.

В зависимости от того какой субъект хозяйствования играет роль покупателя и в отношении благ какого назначения устанавливаются и передаются права собственности рынки могут быть потребительские и товаров инвестиционного назначения.

По географическому положению различают: местный, региональный, национальный, мировой рынки.

По степени организации конкуренции – монополистические, олигополистические, свободной и смешанной конкуренции.

Различают рынки по отраслям: автомобильный, зерновой и т.д.

По характеру продаж рынки могут быть: оптовые, розничные, государственных закупок.

По месту создания продукта: внутренние и внешние.

Рынок туризма можно определить как механизм, позволяющий сбалансировать спрос и предложение на различные товары или услуги туристского предприятия в условиях конкуренции. Современный туристский рынок выполняет следующие функции:

- согласование производства и потребления туристских продуктов, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и структуре;

- установление ценностных эквивалентов для обмена туристских продуктов;

- обеспечение экономического стимулирования эффективности производства туристских продуктов (побуждение производителей туристских услуг к созданию необходимых туристских продуктов с наименьшими затратами и получением прибыли);

- обеспечение экономичности потребления туристских продуктов (сокращение издержек обращения в сфере потребления и обеспечение соразмерности спроса населения на туруслуги с заработной платой).

Туристский рынок, как и собственно рынок, представляет собой открытую систему, состоящую из множества элементов, каждый из которых занимает определенный удельный вес в общем его объеме; их расположение, порядок и внутреннее строение представляет собой определенную структуру туристского рынка.

Рынок туризма представлен субъектами и объектами рынка. К первым можно отнести носителей спроса и предложения на туристские товары и услуги, ко вторым – носителей некоторого количества предложения данных услуг, а также посредников между их производителями и непосредственными потребителями.

Спрос на туристские товары и услуги (некоторое их количество, которое потребители хотят и могут приобрести по данной цене и в данных условиях) в первую очередь предъявляет такой экономический субъект как турист.

Турист, согласно определению, предложенному в ФЗ № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года, - это лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

Туристов можно классифицировать по разным основаниям:

- по целям путешествия: активные, пляжные, паломники и т.д.;

- по количеству: индивидуальные и групповые;

- по половому и возрастному составу группы: мужчины, женщины, дети, взрослые и т.д.;

- по уровню достатка: туристы среднего, выше или ниже среднего дохода;

- по профессиональной принадлежности: учителя, рабочие, служащие и т.д.;

- по используемому средству передвижения: пешеходные, автобусные, автомобильные, речные, морские и т.д.;

- по отношению к туристской дестинации: въездные, выездные внутренние.

В действительности классификация непосредственных потребителей туристских товаров и услуг на этом не заканчивается, их многообразие определяется наличием разнообразных потребностей, которые они предъявляют к рынку, и теми оттенками потребительских предпочтений, ориентируясь на которое производители и продавцы обеспечивают их удовлетворение. Спрос на туристские товары и услуги также обеспечивает государство. Его главная задача создать баланс между существующими потребностями в туристских товарах и услугах в социальном секторе и тем количеством социального туристского продукта, который имеется на рынке. Отдельной группой потребителей могут быть представлены носители экспортного спроса: туристы и государство зарубежных рынков (остальной мир).

Рынок изучается с целью разработки тактики поведения фирмы, снижения рисков путем выбора из множества потенциальных рынков таких, которые могут быть приоритетными для предприятия и его товаров, на которых эффективнее можно достичь коммерческого успеха.

При изучении рынка в первую очередь оценивается текущая ситуация на рынке (конъюнктурная ситуация), определяется емкость рынка и проводится его сегментация.

Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Конъюнктуру товарных рынков составляют конъюнктурообразующие факторы (см. рис. 5)

Конъюнктурообразующие факторы
Циклические
Нециклические
Цикл развития экономики: - Спад; - Депрессия; - Оживление; - Подъем.
Постоянные
Непостоянные
Научно-технический прогресс
Состояние информационных систем
Валютная и кредитно-денежная ситуации
Энергетические и экологические проблемы
Стихийные бедствия и аварии
Сезонность
Политические кризисы

Рис. 5. Конъюнктурообразующие факторы [17]

Все показатели конъюнктуры, благодаря которым количественно измеряется ее состояние, можно разделить на:

- показатели материального производства, характеризующие предложение товаров;

- показатели спроса на товары;

- показатели валютной и кредитно-денежной ситуации, характеризующие как предложение, так и спрос;

- цены.

Показатели материального производства включают в себя данные о промышленном производстве товаров, добыче полезных ископаемых, урожае сельскохозяйственных культур.

Наиболее важными расчетными показателями, характеризующими спрос на товары на национальном и мировом уровне, являются: емкость, доля и насыщенность рынка.

Емкость рынка (Ер) – это возможный объем спроса (продажи) на товар при данном уровне цен и в данном временном интервале. При расчете этого показателя допускают, что потребление товара равно его производству:

Ер = П + З + И + Ик – Э - Эк, (1)

где П – производство; З – запасы; И – импорт; Э – экспорт;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.