Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия жизни Ф. Ницше. 2 страница




Проблему нахождения закона социальной эволюции Сен-Симон решает с помощью биологических аналогий. Род человеческий развивается так же, как отдельный человек: детство, подростковый возраст, юность, зрелость. Самое важное в этой схеме – идея неизбежного, предопределённого прогресса. Движущая сила исторического прогресса – развитие способности человеческого ума к абстрагированию и обобщению.

Как результат развития производства, науки, просвещения, культуры и философии эпохи капитализма, позитивизм возник и оформился на рубеже 30-х гг. XIX века, сначала во Франции, а затем в Англии и других европейских странах. Немецкая классическая философия (в первую очередь, Гегель и его философская система) завершила собой многовековые усилия западноевропейской философии дать ответы на все волнующие человечество вопросы с помощью спекулятивно-теоретического метода. Сложность, абстрактность умозрительной методологии (немецкой классической философии), её язык, невозможность её применить к задачам практической жизни обусловили поворот общественной мысли в сторону поиска таких теорий, методов, которые могли бы стать основой реальной практики общества. Ответом на такой исторический запрос времени стали философские системы позитивизма (или «новой положительной философии») и марксизма.

Общим для этих двух философских направлений является открытая ориентация на практическое действие. Отличием же их, в первую очередь, является ориентация на разные социально-политические силы. Частичное совпадение целей, задач, методов, а также естественная социальная и интеллектуальная конкуренция предопределили негативное отношение различных представителей этих направлений друг к другу.

Родоначальником позитивистской философии считается О.Конт, изложивший идеи новой философии в вышедшей в 1830 году работе «Курс позитивной философии», в которой он систематизировал и развивал идеи, высказанные им ранее. Основные идеи О.Конта отмечены влиянием Сен-Симона (у которого он долгое время был секретарём). Однако О.Конт, несмотря на это, вырос в самостоятельного мыслителя. Русский философ и биограф О.Конта В.И.Яковенко в конце XIX в. писал: «Только встав на социальную точку зрения и рассматривая Конта как социального реформатора, мы в состоянии охватить одним взглядом… всё его учение».

В контексте условий своего времени О.Конт, проанализировав общество, в котором живёт, делает следующий вывод: основным условием общественной реформы служит реформа интеллектуальная. Случайности революции или насилие не обеспечивают перестройки общества, переживающего кризис. Для этого необходим синтез наук и формирование позитивной политики. О.Конт чётко декларирует: «Позитивную философию можно рассматривать как единственно прочное основание социального преобразования, долженствующего положить конец критическому состоянию, в котором так долго находятся самые цивилизованные нации».

У О.Конта предикат «позитивный» обладает многообразным смыслом. Это слово стало означать у него «реальное», т.е. фактически наличное, практически полезное, достоверное, определённо утверждаемое, точное, а также относительное (в смысле: всегда зависящее от «организации» субъекта) и «органическое», т.е. конструктивное. Последнее из этих значений «указывает на одно из наиболее важных свойств истинной новой философии, представляя её как назначенную по своей природе преимущественно не разрушать, но организовывать».

Важно обратить внимание на то, что в основе философии О.Конта лежит попытка решения острых социальных проблем своего времени. Разрушение и переустройство существующего политического строя, по мнению Конта, составляет главную задачу времени, способную «увлечь» общество «новыми идеями» на путь «новой системы». О.Конт был убеждён в том, что, поощряя прогресс наук, изящных искусств и промышленности, позитивизм должен благоприятствовать такому «движению цивилизации», которое будет соответствовать «природе рода человеческого». Он глубоко верил в то, что его учение способно без социальных революций и катаклизмов, эволюционно искоренить «заблуждения» народов и их правителей, и мирно, «согласно естественному ходу вещей» заменить старую систему общественно-политического устройства системой новой». Революционные силы признавались О.Контом «несозидательными» или «неестественными» силами. Такой гуманистический и плюралистический подход философии позитивизма, обусловивший широкий идеологический, политический и духовный компромисс, обеспечил ему поддержку в различных социальных слоях общества, различных политических сил.

Взгляды О.Конта претерпели определённую эволюцию, водоразделом которой была революция 1848 г., разделившая его теоретическую деятельность на два периода. Наибольшее влияние на развитие умов в мире оказали идеи первого периода, которые стали транслироваться, популяризироваться и ассимилироваться в других странах. Наибольшее развитие идеи позитивизма получили в России, в первую очередь в различных социологических и политических теориях, определявших духовный контекст второй половины XIX века.

В идейном содержании политической ориентации «системы позитивной политики» О.Конта содержаться ряд постулатов, составлявших её теоретическую базу. Одним из таких постулатов является закон о трёх фазисах развития человеческого духа. О.Конт писал: «В силу самой природы человеческого разума всякая отрасль наших познаний должна в своём движении пройти последовательно три различных теоретических состояния: состояние теологическое или фиктивное, состояние метафизическое или абстрактное, состояние научное или позитивное».

Первое состояние О.Конт называл младенческим периодом (и одновременно формой) развития знания или теологическим фазисом развития духа.

Второе состояние по О.Конту, имеет своим «единственным предназначением» быть средством перехода от первого к третьему периоду развития человеческого сознания. В этот период господствуют философские метафизические системы, при этом человеческий разум ещё не создаёт подлинной науки. Это состояние получило название метафизического фазиса развития.

Третье состояние – окончательная форма всякой отрасли человеческих знаний, когда многочисленные факты проверяются «самими фактами, которые часто являются достаточно простыми, чтобы стать принципами». На этой фазе требуется отбрасывать всё гипотетическое, сверхъестественное, мистическое и спекулятивное (к их разряду Конт относил и философию). На этом этапе развития человечества господствуют науки (в первую очередь, экспериментальные и точные). Это состояние получило название позитивного фазиса развития духа. Закон интеллектуального прогресса всем смыслом своим подводил к выводу о науке и разуме как высших авторитетах жизни.

Закон О.Конта о трёх фазисах развития «человеческого духа» Дж.С.Милль (1806-1873) называл «позвоночным столбом позитивизма, ключом к уразумению главных его истин.

Науки социальные, или «моральные», О.Конт расценивал как не достигшие позитивного уровня развития (отсюда попытка создать социальную науку на основе позитивного знания, названной им «Социологией»). Главной задачей нового учения, по Конту, должно стать приближение политики к третьему состоянию своей эволюции, т.е. к науке. Формулируя дух новой «позитивной политики» Конт писал, что «научная доктрина» рассматривает социальное состояние как необходимое следствие развития организации человеческого рода. Эта высшая «научная фаза» предполагала триединое рассмотрение истории или современного социального процесса: прошлое надлежит составлять с будущим, чтобы «выводить законы настоящего», правильно строить свои поступки в соответствии с этими законами, научно организовывать опыт, практику, жизнь.

Давая общий обзор «истории цивилизаций», О.Конт указывал на три эпохи: 1) богословско-военную; 2) метафизико-легистскую и 3) научно-промышленную. Представляет интерес раскрытие содержания третьей стадии развития цивилизации по Конту. Научно-промышленному веку соответствует «положительный» характер развития духа, которому, в свою очередь, соответствует акция «установления законов». Предполагается, что в общественной жизни преобладающим становится промышленное производство – главное средство и цель жизни людей. Эпоха нового «социального порядка», считает Конт, постепенно приводит накопившиеся «позитивные элементы» общества к новому качеству. Главные социальные силы – промышленники и учёные – на свои плечи берут переустройство общего в соответствии с позитивным «планом реорганизации социальной жизни».

Социологическая теория О.Конта не получила достаточного развития. Призывы создать «науку об обществе» (социальную статику) и науку об истории общества (социальную динамику), не были подкреплены им реальным глубоким анализом как истории, так и современной ему общественной жизнью.

Декларируя приоритет «опыта» и «практических орудий», Конт особую роль отводил в познании рациональным средствам. Достижение естественных наук рассматривалось как методологическое оружие разрешения социальных задач социальной науки, политики.

С начала XIX в., в связи с бурным развитием математики, физики, химии, биологии начинается проникновение идей и методов «точных наук» в область анализа явлений социальной жизни. Методы естественных наук О.Конт начинает противопоставлять религиозному и спекулятивно-метафизическому толкованию фактов, впадая при этом в преувеличение «натурального знания» и вульгаризацию социальных процессов. Он убеждён в том, что: «До настоящего времени не существует истинной истории, построенной в научном духе, т.е. имеющей целью исследовать законы, управляющие социальным развитием человеческого рода». Путь создания «положительной науки» об обществе родоначальник позитивизма видел в привлечении для этой цели математики, физики и физиологии, предваряющих социологию в классификации знаний.

Как уже было сказано, О.Конт главной опорой мышления признавал точные науки. Наука создаёт свои законы на основе эмпирических фактов, методов группировки, по аналогии. Общая часть науки, т.е. сумма законов, таким образом, составляет философию конкретных знаний. Сама же философия относится к науке так, как теория – к фактам, таким образом, философия полностью растворяется в науке. На долю философии остаётся только изучение общих научных положений, связей наук друг с другом в противовес глубокой специализации, и разработка научного метода, в равной степени пригодного для всех наук.

Характеризуя основные методы наук, О.Конт считал, что методы естественных наук должны опираться на индукцию – средство познания простых явлений, а методом общественных наук должна быть дедукция – средство познания сложных, комбинированных явлений. Соответственно методы «конкретных наук» характеризовались как объективные, т.е. эмпирические, расчленяющие и анализирующие природу, а методы общественных наук – субъективные, играющие ведущую роль в создании «общих законов социологии», роль конвенционалистскую.

О.Конт, декларируя преимущества своего «позитивного метода» указывал, что это единственное средство достижения истины. Эклектический по форме этот метод объединял в себе достижения «опытных» и «рациональных» знаний, разнообразные приёмы эмпирического (индуктивного) исследования, расширяя их значение за счёт аналогии, редукционизма, математических, дедуктивных средств познания. Конт главное внимание уделял количественным характеристикам, отсюда, вслед за Р.Декартом он абсолютизировал математический анализ в описании явлений и процессов бытия. Теоретическое совершенство той или иной науки для него идентично возможностям воспроизводить свои истины с помощью математических формул. Математика объявлялась истинной основой всех наук, а, в конечном счёте, и самой позитивной философии.

Несмотря на очевидные недостатки позитивистской методологии, она становится, зачастую, близка уму учёных XIX в., их миропониманию, подходу к объекту «своей» области знаний. Многих учёных не смущал формальный, антидиалектический характер мышления, защищаемый позитивизмом; более того, именно он привлекал их как «противовес метафизическим спекуляциям», духу немецкой философии.

Так широким кругам буржуазной интеллигенции, и в первую очередь естественнонаучной, импонировало то, что и в «Курсе позитивной философии», и в «Духе позитивной философии» О.Конта утверждалось, что эпоха зрелости человеческого разума исключает как «догматический атеизм», так и «слепой материализм». О.Конт допускал свободу решения вопроса о «боге» (или «высшем разуме») для любого позитивиста. Если в представлении людей, сделавших свой выбор, всевышний поставлен в рамки соблюдения законов природы и общества, считал он, если субъект придерживается идеи о непреложном порядке, господствующем в мире, то это вполне соответствует позитивному способу мышления. Совсем не важно, признаёт ли позитивист приоритет за природой или за богом и как он его понимает – как высший разум, духовную сущность мира, логос или как-то иначе. Во второй период своего творчества О.Конт приходит к выводу, что в обществе «позитивная философия» может существовать только в виде «позитивной религии», разработке которой он посвятил последние годы своей жизни.

Сциентистский настрой и легко запоминающаяся форма основных идей раннего позитивизма придавали «новому учению» дополнительную притягательную силу. Популярно-наглядная, часто концептуализированная форма философии и социологии позитивизма привлекали внимание современников.

Так, большую известность в XIX в. получила контовская линейная иерархия (классификация) наук. Шесть наук – математика, астрономия, физика, химия, биология и социология – в порядке возрастающей сложности и убывающей общности являют собой великое древо знания. При этом от математики к социологии ступенчато возрастает сложность и комбинация законов, которым подчиняется классифицируемое явление. Расположенные в порядке усложнения предмета «высшие науки» зависят от «предшествующих» наук, хотя им не подчиняются. Никто не может считаться подготовленным для понимания науки, находящейся на высшей ступени иерархии, если он не вооружён методами и законами предшествующих наук. Классификация наук должна не только определять взаимосвязь различных дисциплин друг с другом, но главное, свести многообразие обнаруживаемых опытом естествознанием фактов к ограниченному числу законов, что способствовало бы максимальному удобству при использовании этих законов. Упорядоченность знания, таким образом, выражала, по мысли О.Конта, всеобщую мировую гармонию, а общественный прогресс оказывался «беспрерывной цепью порядка».

Более столетия после опубликования О.Контом своих первых работ разные социальные слои находили для себя в позитивизме нечто удовлетворявшее те или иные запросы и устремления. Одной из причин этого является то, что исторически позитивизм, с одной стороны, был формой демократического протеста, средством выражения неудовлетворённости массы «средних слоёв» общества сложившимися условиями социального бытия; с другой стороны, он искал новые подходы и методы к актуальным проблемам общественной жизни своего времени, делая оригинальные выводы, предлагая решения их не революционными, а эволюционными средствами.

В ХХ веке стало очевидным, что общей тенденцией развития современной цивилизации является усиление влияния науки на деятельность людей в различных сферах общественной жизни. Современная наука формирует субъекта деятельности (человека и общества), общение с наукой вырабатывает соответствующий стиль мышления, особый тип научной рациональности, т.е. наука меняет культурную среду человека, сциентизирует её. По выражению известного физика и философа науки Г.Рейхенбаха, вера в науку в значительной мере заменила веру в Бога. Наука в секуляризованном мировоззрении в значительной мере стала играть роль религии, способной дать окончательный и безусловный ответ на все коренные проблемы устройства мира и человеческого бытия.

Сциентизм – это мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а, прежде всего, результаты и методы естественнонаучного познания.

Наука – это динамическая система объективных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате специальной общественной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу общества.

Функционирование науки раскрывает её уникальность и высокую общественно-человеческую значимость. В составе культуры общества наука включена в систему духовной культуры человечества. В культурном смысле наука служит развитию человека как родового существа тем, что она раскрывает перед ним окружающий мир в его объективных взаимосвязях, в его сущностных характеристиках, даёт человеку понимание того, что собой представляет мир, в котором он живёт. Лишь в отношении к миру человек может познать и самого себя. Роль науки в развитии человека состоит в том, что она раскрывает перед ним принципиально новые, недостижимые иным путём возможности ориентации в мире и возможности его преобразования.

Но каковы отличительные признаки науки как формы знания? Каковы так называемые «критерии научности», что такое научный метод или научные методы, и существует ли вообще специфически научный метод? И вообще, что же такое наука и чем от неё отличается философия науки?

Существует мнение, что ответить на последний вопрос невозможно, что нельзя дать адекватного определения науки. Подсчитано, что на сегодня существует около трёхсот различных определений науки. Это обусловило «размытость» представлений по этому поводу у различных представителей философии науки в ХХ веке, таких как Т.Кун, Ст.Тулмин, К.Поппер, И.Лакатос и др. Отсутствие общепризнанного и достаточно адекватного определения науки является одним из самых примечательных обстоятельств в развитии философии науки. (Правда, и в отношении ряда других ключевых понятий современного знания, таких, например, как культура или философия, наблюдается та же ситуация, что, может быть, указывает на специфику самого человеческого знания в принципе).

В современных науковедческих исследованиях различают в понятии «наука» «сильную» (узкую) и «слабую» (широкую) её интерпретацию (версию). Под «сильной» версией понимается наука в форме естествознания (экспериментальная наука). Под «слабой» – как форма общественного сознания, включающая в себя не только естествознание, но и соответствующее знание об обществе и познании.

В рамках «слабой» версии выделяются следующие принципы, которые придают знанию статус науки, т.е. «критерии научности», с помощью которых отличают знание как науку от знаний, которые не могут считаться таковой: 1) понятийность; 2) систематичность; 3) теоретичность; 4) объективность содержания или предметность, т.е. его извлечённость из действительности и, направленность на воспроизведение в понятиях, в теориях и их системах действительности и, прежде всего, - законов, и в этом смысле – 5) относительная истинность понятий, подтверждаемая общественной практикой; 6) кумулятивность – приращаемость новыми знаниями в противоречивом процессе единства преемственности и революционной преобразуемости; 7) способность предвидения и в этом смысле – способствование преобразованию действительности практикой. На основании этого выделяют: 1) науку как знание; 2) науку как социальный институт; 3) науку как деятельность и 4) науку как культуру (в узком смысле).

В соответствии с таким подходом понимания науки конструируется одно направление философии науки (наиболее распространённое в отечественной традиции), которое включает в себя широкий спектр исследовательских тем. К ним относится: 1) общая теория науки; 2) специфика и структура научной деятельности; 3) научное познание как социокультурный феномен; 4) методология научного познания; 5) социология науки; 6) психология науки; 7) аксиология науки; 8) наука как традиция; 9) история науки; 10) наука и политика; 11) наука и искусство; 12) наука и религия и др.

Другое направление философии науки (опирающееся на «сильную» версию понятия «науки»), вырастает из того, что до XIX в. составляло часть общей теории познания. С конца XIX века эту философию науки обычно связывают с той ветвью аналитической философии, которая занимается изучением науки, и претендует на научную обоснованность своих результатов, и ведёт свой поиск на стыке трёх областей: самой науки (естествознания и математики), её истории и философии.

Философия науки – это философская дисциплина, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности; а также часть философских учений разрабатываемых в той мере, в какой они, так или иначе, обращены к феноменам науки.

В качестве особой дисциплины философия науки оформилась ко второй половине ХХ в., но как особое философское направление сложилось столетием раньше, и была ориентирована на анализ, прежде всего когнитивных (эпистемологических) характеристик науки.

Философские течения и школы, представляющие философию науки как особое философское направление и являющиеся её различными версиями, прошли соответствующее историческое развитие, которое можно разделить на ряд этапов: 1) становление философии науки как особого направления в философии: с середины XIX в. – до начала ХХ в. (Дж.С.Милль, О.Конт, Г.Спенсер, Р.Авенариус, Э.Мах и др.); 2) конвенционализм и логический атомизм: первые два десятилетия ХХ в. (М.Планк, А.Пуанкаре, П.Дюгем, Д.Гильберт, Б.Рассел и др.); 3) логический эмпиризм: 20-50-е гг. ХХ века (М.Шлик, Л.Витгенштейн, Р.Карнап, А.Айер, К.Гемпель и др.); 5) критический реализм и эволюционная эпистемология: с конца 50-х гг. (К.Поппер, И.Лакатос, У.Куайн, Т.Кун, М.Полани, Ст.Тулмин, П.Фейерабенд и др.).

С середины XIX в., начиная с О.Конта, Дж.С.Милля, Г.Спенсера, Р.Авенариуса, Э.Маха и других научное познание постепенно становится главным предметом теории познания, перерастая в эпистемологию (Так Б.Рассел уже специально анализирует структуру науки и её методы). В центре исследований становится проблематика строения, оснований и функций научного знания. В этот период развивается понятие о специфической единице научного знания – научной теории: если большинство философов-классиков, рассуждая о строении знания, акцентировало в качестве его элементов понятия, суждения, умозаключения, то философы науки изучают в первую очередь научную теорию – логически организованную систему понятий и суждений, способную выполнять некоторые особые познавательные функции. Одновременно из проблематики чувственного опыта выделяется проблематика эмпирического знания, возникающего в результате научного эксперимента и наблюдения и служащего, с одной стороны, основанием теории, а с другой – её сферой приложения.

Почему всё это происходит во второй половине XIX в.? Во-первых, это было время оформления науки в важную самостоятельную сферу общественной жизни. Интеллектуальный авторитет науки, полученный ею благодаря Просвещению и ставший существенным фактором европейской идейной жизни, был во второй половине XIX в. подкреплён её практическим авторитетом, развитием прикладных исследований и разработок. Наука, институализированная в XVII в. в виде научных сообществ, университетов и академий, стала проявлять себя в виде лабораторий и исследовательских институтов. Расширялась сеть научных учреждений, возрастало число учёных.

Итак, первым фактором, способствовавшим формированию философии науки, был рост масштабов научной деятельности. Второй по счёту, а не по важности, фактор заключался в самом содержании научного знания. В XIX в. сначала в математике, а потом в физике приобретает остроту проблема обоснования знания.

До конца не будет понята проблематика философии науки ХХ в. если кратко не остановится на основных положениях философии Э.Маха (1838-1916) – эмпириокритицизме (критике опыта) или махизме. Эмпириокритицизм, формулируя и решая те методологические проблемы, которые стихийно возникали в естествознании начала второй половины XIX в. (проблему места и статуса понятий механики в науке о природе, проблему фундаментальных понятий механики «пространство», «масса», «сила»), исходил из классической эмпирицистской линии в трактовке науки (Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм и др.), из линии на сведение (редукцию) оснований знания к чувственным восприятиям, ощущениям. При этом Э.Мах рассуждал в рамках классической рационалистической дилеммы знание – мнение, исходя из того, что все человеческие верования и представления, имеющие твёрдое основания и составляющие поэтому знание, и предположительные или не вполне основательные верования и представления, составляющие мнение. Твёрдыми основаниями были, по Маху, «элементы мира», которыми он называл «самодовлеющие» и «простейшие» ощущения – цвет, тона, запахи, движения, пространства, времена и т.д. Э.Мах видел смысл философской деятельности в сведении знания к «элементам мира» т.е. в обосновании человеческих представлений и верований. Если же выясняется, что какое-либо представление (скажем ньютоновское «абсолютное пространство») не редуцируются к «элементам мира», то оно должно быть исключено из знания, т.е. из науки.

Чтобы быть точным, надо оговорить, что основу знания, согласно Маху, составляют не непосредственно элементы мира, а «описания фактов и их элементов», т.е. описания, состоящие в фиксации функциональных и затем логических связей между «элементами мира».

Пример теории познания Э.Маха наглядно показывает, с одной стороны, что для философии науки типично использовать при решении своих задач средства естественных наук и математики: у Э.Маха мы сталкиваемся с психологической концепцией философии науки, или психологизмом, который является частным случаем натурализма. А с другой стороны, в теории эмпириокритицизма как в эмбрионе содержаться те проблемы атомарности знания, психологизма, натурализма, фаллибилизма и др., которые стали предметом исследования в философии науки ХХ в., особенно его второй половины (например, эволюционная эпистемология К.Поппера, К.Лоренца, Г.Фоллмера; генетическая эпистемология Ж.Пиаже).

Психологизм – это позиция, допускающая использование понятий и методов из естественных наук (психологии) при описании кардинальных «механизмов» научного познания вообще. Но при этом психология понимается обычно в обобщённом смысле, а не в качестве какой-либо доктрины этой науки.

Фаллибилизм (от англ. подверженный ошибкам, введённый Ч.Пирсом и К.Поппером) – это тезис о том, что человеческое знание не может быть безошибочным, что его универсальный способ развития – метод проб и ошибок.

С проблемами фаллибилизма и релятивизма научного знания исследователи столкнулись уже на рубеже XIX и ХХ веков, когда в естествознании начинается эпоха изучения внутриатомных превращений. Начало её было незаметным. Но вскоре пришло осознание великих перемен, которые стали представляться как крушение, кризис старой картины мира. Этот кризис нес с собой радикальные преобразования фундаментальных представлений о природе. Все трудности и слабости классических физических теорий, которые до поры как-то не были видны, на которые можно было закрыть глаза, теперь проявились во всей своей трагической силе. Это был великий кризис, в результате которого были заложены основания новой картины мира. Так, например, к началу ХХ в. – к моменту появления статьи А.Эйнштейна, содержащей концептуальные основания специальной теории относительности, и первых работ по квантовой теории (М.Планк, А.Эйнштейн) – кризис механицизма перерос в кризис вообще классической физики. Под сомнение попали самые фундаментальные понятия этой науки – «материальное тело», «частица», «масса», «физический закон».

Современники этих событий в науке и, прежде всего, сами исследователи были вынуждены обратиться к вопросам познания и бытия, выйти за рамки узкопрофессиональных интересов и вплотную заняться теоретико-познавательными проблемами, и это был всплеск научной и методологической мысли, в результате которого возникла радикально новая наука. Иначе говоря, это был кризис роста научного знания. «Великий кризис» только обнажил и предельно прояснил тот основной процесс в познании природы, который протекал на протяжении всего XIX в. и осознание которого началось с особенной интенсивностью в середине ХХ столетия. И это был процесс разделения философского и естественнонаучного знания, демаркации их предмета исследования. На рубеже столетий XIX-XX вв. кризис в физике предельно обострил и в известном смысле завершил этот процесс. Специальное или положительное познание природы стало рассматриваться вне зависимости от философских учений. По мере того как это специальное познание становилось теоретическим, оно включало в себя в качестве предпосылок вполне определённые воззрения на мир и стремилось обратиться к изучению собственных познавательных процедур. Этот процесс конституционализировался в философии науки и эпистемологии.

В отечественной философской традиции существуют два разных понятия «эпистемологии». Первое понятие «нормативное», в рамках традиций диалектического материализма, трактует эпистемологию как «термин, употребляемый для обозначения теории познания (гносеологии)», или как «раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, вопросы обоснования и достоверности знания, условия его истинности, возможность и границы познания тех или иных областей сущего». То есть происходит отождествление эпистемологических (естественнонаучных) и гносеологических (философских) проблем.

Второе понятие опирается на западноевропейскую научно-философскую традицию: «Эпистемология – это наука о природе познания и о путях развития самой науки; исследование оснований науки, которое то относится к философии, то выделяется в самостоятельную научную дисциплину, но так или иначе входит в состав когнитивной науки или же считается одной из когнитивных наук как таковых». В таком понимании эпистемология (как теория познания науки, со своими онтологическими основаниями, объектами и предметами исследования) входит составной частью в более широкую общую теорию познания (гносеологию), но не тождественна ей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.