Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение наглядно-образной памяти




Подберите для занятий с детьми разнообразный наглядный материал: игрушки, предметы, картинки с изображением хорошо знакомых предме­тов, а также малознакомые предметы или их изображения (по 10 в каждом наборе). Количество наборов произвольно, но не больше 3—4.

Задание 1. Предложите ребенку рассмотреть предъявленные игрушки и запомнить их. Через некоторое время предложите вспомнить и описать каждую. Зафиксируйте, какие игрушки ребенок запомнил и какие призна­ки смог выделить и описать (цвет, форму, детали к т. п.).

Задание 2. Предъявите другой набор игрушек или картинок, предложите каждую описать и запомнить. Проанализируйте, как влияет описание игру­шек на запоминание и воспроизведение. Сравните полученные данные.

В дальнейшем задания 1 и 2 можно варьировать, используя различный ма­териал. Главная задача — научить каждого ребенка внимательно рассматри­вать запоминаемый объект, составлять о нем точное детальное представле­ние, описывать его как можно более полно и при запоминании, и при воспроизведении. Овладение приемами запечатления образа является одним из главных условий успешности мнемической деятельности детей 4—5 лет.

Тест «Телевизор»*

Процедура проведения

' Авторы М. В. Луткина, Е. К. Лютова.

Тест состоит из шести вариантов карточек с изображением простых сим­волов и геометрических фигур, таких как круг, треугольник, квадрат, крест (рис. 3.1). Карточка разделена на девять равных квадратов, изображениями заполнены шесть из них. Каждая карточка наклеивается на цветной кар­тон. На обратной стороне карточки стоит номер задания (варианта).

Рис. 3.1. Карточки с изображением простых символов и геометрических фигур для проведения теста «Телевизор» (размер карточки 9x9 см)

 

В начале тестирования каждый ре­бенок получает бланк ответа, на кото­ром изображен большой квадрат, раз­деленный, в свою очередь, на девять квадратов (рис. 3.2).

Инструкция. Ребята, на ваших листочках нарисован большой квад­рат. Но это не просто квадрат, это — те­левизор. Посмотрите, что сейчас пока­зывает ваш телевизор? (Дети отвечают, что телевизор ничего не показывает или показывает квадратики.)

Сейчас я вам раздам карточки с циф­рами. Это номер программы, которую мы будем смотреть. Перепишите его на свой листочек рядом с телевизором. Карточки пока переворачивать нельзя.

(Экспериментатор раздает карточ­ки и кладет их изображениями вниз.)

Рис. 3.2. Бланк ответа

А сейчас послушайте, как мы будем с вами играть. По моей команде «на­чали» вы должны перевернуть свою карточку, посмотреть на нее и запом­нить, что показывает ваш телевизор. По команде «стоп» нужно снова пере­вернуть карточку и нарисовать на своем листочке то, что вы запомнили.

Время выполнения задания не ограничено. Время просмотра детьми карточек — 10 с.

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов психолог может использовать свободное ме­сто на бланке для ответов.

Подсчитывается общий балл, который вычисляется по формуле

2В + К + П,

где В — количество верно нарисованных фигур в верно найденных клетках! (максимальное значение — 6); К — количество неверно нарисованных фи­гур, но в тех клетках, которые заполнены на карточке (максимальное значе­ние — 6); П — количество верно оставленных пустых клеток.

Нормативные данные для оценки результатов представлены в табл. 3.1. Была проведена проверка теста «Телевизор» на ретестовую надежность. Ретестирование проводилось параллельно на двух выборках по 27 чело­век в каждой с интервалами в две недели (для 1-й выборки) и один месяц


Таблица 3.1. Средние результаты по тесту (дети 6 лет, п = 100)
Критерий оценки результатов Среднее арифметическое значение X Стандартное отклонение Sx
В 3,86 1,72
К 0,8 0,986
п 2,56 0,92
Общий балл 11,08 3,08

 

(для 2-й выборки). Результаты ретестирования (средние арифметические значения X, стандартные отклоненияSxи коэффициенты ранговой корре­ляции по Спирмену) представлены в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Данные тестирования
Порядковый номер тестирования Среднее арифметическое значение X (общий балл) Стандартное отклонение Sx Коэффициент корреляции (тест-ретест)
Первичное тестирование 11,08 3,08 _
Ретестирование, 11,8 1,91 г= 0,79; р = 0,001
I -я выборка
Ретестирование, 11,2 2,26 г= 0,93; р = 0,001
2-я выборка  

Примечание, р — уровень достоверности.

 

Таким образом, после ретестирования с интервалом в две недели значе­ния общего балла несколько повысились, а при ретестировании с интерва­лом в один месяц остались почти на прежнем уровне. Поэтому для получе­ния более надежных результатов желательно проводить ретестирование не раньше, чем через месяц. Коэффициенты ранговой корреляции в обоих слу­чаях достаточно высоки.

Тест был проверен на конструктивную валидность: подсчитан коэффи­циент ранговой корреляции по Спирмену между общим баллом теста «Телевизор» и результатами по тесту Ф. Е. Рыбакова на запоминание гео­метрических фигур и более сложных рисунков (изображений фруктов). И процедуре валидизации участвовали 30 детей 6-летнего возраста.

При анализе конструктивной валидности выявлены достаточно прочные связи результатов теста «Телевизор» с результатами теста Рыбакова. Результа­ты по запоминанию геометрических фигур коррелируют с общим баллом те­ста «Телевизор» на уровне 0,1% г= 0,782, а связи общего балла и результатов

но запоминанию изображения фруктов менее прочные: г= 0,446; р < 0,05.

* * *

В дошкольном возрасте у ребенка значительно увеличивается объем, по сравнению с предыдущим возрастным периодом, внимания. К 4-5 годам ребенок может в сложной ситуации действовать уже с 2—3 предметами.

Важным свойством внимания является его устойчивость. Дети могут заниматься одним видом деятельности до 1—1,5 часа в старшем дошкольном возрасте.

В различных видах продуктивной деятельности ребенка в этом возрасте начинает развиваться переключение внимания.

Центральной линией развития внимания является постепенный пере­ход от непроизвольного внимания к произвольному.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.