Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список рекомендованной литературы. 1. ЦветковаЯ. С. Методика нейропсихологической диагностики детей




1. ЦветковаЯ. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. 2-е изд. — М., 1998.

2. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. — М., 1998.

3. Усанова О. А. Специальная психология. — М., 1990.

 

 


 



 

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНО- НАРВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

И. Б. Дерманова

Методы диагностики эмоциональной сферы дошкольника

Признаки психического напряжения и невротических тенденций

Тест тревожности

Диагностика школьной тервожности

Методика диагностики агрессивности

Тест Розенцвейга


Общая характеристика эмоционально- нравственной сферы человека

Человек, взаимодействуя с внешней средой и другими людьми, опреде­ленным образом к ним относится и «переживает то, что с ним происходит и им совершается»1. Переживание этого отношения и составляет сферу чувств и эмоций человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его от­ношение к объекту. Эмоциональная сфера в структуре личности у разных людей может иметь различный удельный вес. Он будет большим или мень­шим в зависимости от темперамента, эмоциональной возбудимости и ус­тойчивости человека, от структуры его потребностей, мотивов и других фак­торов. Эмоция как переживание всегда носит глубоко личностный характер, связанный с истинным «я» человека. Любое личностно-значимое отноше­ние приобретает эмоциональный характер, и по тому, что именно затраги­вает человека или оставляет его равнодушным, радует или печалит, можно выявить истинное его существо.

По силе и длительности эмоциональных переживаний часто выделяют несколько видов эмоций, которые и образуют в совокупности эмоциональ­ную сферу личности. Собственно эмоции, или эмоции в узком смысле слова, носят ситуативный характер в противоположность чувствам, которые пред­ставляют собой более устойчивые эмоциональные состояния. В этом смысле эмоции — это состояния переживания какого-либо чувства. Чрезвычайно сильные и относительно кратковременные эмоции, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, называют аффектами. Часто они характеризуются значительными изменениями созна­ния, нарушением контроля за действиями.

Чувства понимаются как наиболее устойчивые эмоциональные состоя­ния. Они отражают отношение человека к объекту его стабильных потреб­ностей. Поэтому они характеризуются устойчивостью, длительностью, час­то измеряемой месяцами и годами жизни. По мнению многих психологов, именно чувства человека отражают строение его личности, выявляя ее на­правленность и установки. Чувства организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей и определенных сфер деятель­ности. Такие чувства обычно называются предметными чувствами и под­разделяются на интеллектуальные, эстетические и нравственные (моральные).

По мнению многих психологов, наибольшее значение для личностного развития человека имеют нравственные чувства. Именно способ отноше­ния к другому становится системообразующей характеристикой человека. С. JI. Рубинштейн писал: «Первейшее из первых условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет ос­новную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Сердце человека все со­ткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стре­мится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанав­ливать. Психологический анализ жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинной психоло­гии. Здесь вместе с тем область "стыка" психологии с этикой»2. Поэтому спо­собность к децентрации, самоотдаче и любви как способ реализации этого отношения часто является условием и критерием нормального развития человека.

Нравственная сфера личности и моральные суждения, являющиеся ее составной частью, как и чувства, мышление, восприятие и некоторые дру­гие проявления психической деятельности человека, подвержены развитию. Они никогда не возникают внезапно, в законченном виде, дающем возмож­ность различать добро и зло. Нравственное взросление человека проходит несколько стадий. Некоторые индивиды так и не достигают взрослого уровня нравственности, тогда как другие проявляют моральную зрелость уже в от­рочестве. Скорость прохождения этих стадий зависит от многих внешних и внутренних факторов: от уровня интеллекта, нравственных установок се­мьи, общества, в котором жив человек, от принятых в этом обществе тра­диций воспитания детей и др.

Особый вид устойчивых чувств образуют страсти. Страсть — это устой­чивое глубокое и сильное чувство, определяющее направленность мыслей и поступков человека, захватывающее все его существо.

Общее эмоциональное состояние, окрашивающее чувства на протяже­нии длительного отрезка времени, — настроение. Настроение отличается от других видов эмоций двумя особенностями: оно не предметно, а личност- но; оно не приурочено к какому-либо частному событию, а является разли­тым, общим состоянием.

Особую форму переживания чувств, по своим психологическим харак­теристикам близкую к аффекту, а по длительности приближающуюся к на­строению, представляют стрессовые состояния, или эмоциональный стресс. В качестве разновидностей или компонентов эмоционального стресса мо­гут рассматриваться тревожность, страх, фрустрация, интрапсихический конфликт, кризис, посттравматический синдром и др. Концепция стресса возникла и развивалась в связи с исследованием общих закономерностей процесса адаптации. Считается, что те или иные условия вызывают эмоци­ональное напряжение по причине несоответствия им адаптационных меха­низмов, сформировавшихся в процессе индивидуального развития на базе определенных генетических посылок. В результате нарушения взаимодей­ствия в системе человек—среда возникает или усиливается тревога, которую в этом случае рассматривают как механизм реализации психического стрес­са. Описанные в классических исследованиях Селье стадии стресса харак­терны для любого адаптационного процесса, поскольку включают и непо­средственную реакцию на взаимодействие, требующую адаптационной перестройки (стадия тревоги, аларм-реакция), и период максимально эф­фективной адаптации (стадия резистентности), и — в случае недостаточно­сти адаптационных механизмов — нарушение адаптационного процесса (стадия истощения)1.

В настоящее время единая общепринятая классификация эмоций отсут­ствует. Общее количество эмоций, которые фиксируют словари, огромно. Используя различные критерии, можно получить и разные классификаци­онные схемы. Так, используя критерий оценки, можно получить разделе­ние эмоций на положительные и отрицательные. Используя критерий мо­билизации ресурсов организма, выделяют стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции способствуют мобилизации сил, приливу ак­тивности, энергии, подъему. Астенические — расслабляют человека, ха­рактеризуются пассивностью, созерцательностью. Широкую известность получила классификация эмоций К. Изарда. Он выделяет фундаменталь­ные эмоции, каждая из которых имеет свой спектр психологических харак­теристик и внешних проявлений, и их производные. К фундаментальным эмоциям Изард отнес следующие: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Другой исследователь — Б. И. Додонов предлагает классификацию эмоций на основе взаимосвязи их с основными потребностями.

Общая характеристика развития эмоционально-нравственной сферы дошкольника

Уже новорожденный ребенок способен испытывать страх, проявляющий­ся при сильном звуке или внезапной потере опоры, неудовольствие при ог­раничении движений и удовольствие при покачивании и поглаживании. Если рассматривать эмоциональные реакции у новорожденных как показа­тели врожденных потребностей, их обусловливающих, то можно заключить, что врожденной способностью вызывать эмоции обладают: потребность в самосохранении (страх), в свободе движений (гнев), в получении особого рода раздражений, свидетельствующих о психической защищенности (удо­вольствие). Эти потребности определяют фундамент эмоциональной жиз­ни человека4.

Раннее и дошкольное детство — период, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка и он находится как бы в их плену.

На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Возрастает умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

Нравственное развитие — одна из центральныхлиний психического раз­вития дошкольника. Нравственное развитие теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сферы ребенка. Оно невозможно, если ребе­нок не может понять эмоциональное состояние другого человека, не может почувствовать его как свое, не может управлять своими эмоциями. Нрав­ственное развитие включаеттри взаимосвязанные сферы: становление нрав­ственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств и фор­мирование нравственного поведения. Сначала дети усваивают моральные знания («что такое хорошо и что такое плохо»). У них складывается перво­начальное понимание нравственных норм, формируются моральные суж­дения и оценки. Дошкольники могут объяснить, кого можно назвать жад­ным, злым, добрым и т. д. По данным психологических исследований, в дошкольном возрасте ребенок оказывается способным проявить симпа­тию (антипатию), эмпатию, сочувствие и сопереживание другому человеку, нежность, любовь к близким, чувство вины и стыда при нарушении нрав­ственных норм поведения. Ребенок учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор.

Нравственное развитие дошкольника имеет, по данным Пиаже, Коль- берга и других исследователей, следующие возрастные особенности.

1. Наличие интенции. Маленькие дети оценивают события в терминах их физических последствий, однако дети более старшего возраста принимают во внимание намерение индивида, совершившего то или иное действие.

2. Относительность. Маленькие дети считают, что любое действие мо­жет быть однозначно оценено как хорошее или плохое. По мере взросления они оставляют этот категорический подход.

3. Независимость последствий. Маленькие дети обычно судят о тяжести проступка по серьезности наказания за него; дети более старшего возраста оценивают проступок по тому, насколько важное правило поведения было нарушено, и по тому, какой ущерб был нанесен.

4. Готовность дать сдачи. Многие дети моложе 12 лет не могут поставить себя на место другого. Они действуют только в зависимости от своих чувств и потребностей и не способны понять, что движет другими. Дети склонны давать сдачи, если их обидели. Однако некоторые достаточно рано прояв­ляют готовность мириться и прощать.

5. Использование наказания для исправления и перевоспитания. Ма­ленькие дети склонны считать, что за любой проступок надо строго нака­зывать. Более старшие дети считают более уместными мягкие наказания, достаточные для восстановления попранных прав «жертвы» и для исправ­ления «преступника».

6. Натуралистические взгляды на неудачу. Дети моложе 8 лет склонны видеть в своих неудачах наказание со стороны Бога или другой всемогущей силы. По мере взросления дети обретают способность отличать наказания от несчастного случая5.

В целом дети уделяют наибольшее внимание установленным правилам, букве закона, которую они способны понять, а не его духу, недоступному их восприятию. Они принимают правила как абсолют. По мере взросления, однако, ребенок начинает понимать, что правила создаются людьми для общего удобства, что они могут быть несовершенны и противоречивы и нуж­но самому решать, каким из них следовать.

В дошкольный период развиваются также эстетические и познавательные чувства. Ребенок не равнодушен к прекрасному и безобразному, способен откликнуться на музыку, художественную картину, поэзию, на прекрас­ное в природе, проявить чувство юмора. Он проявляет не только любо­пытство, но и любознательность, стремление утвердиться в истине. Чув­ства к концу дошкольного возраста нередко становятся мотивами поведения ребенка. Постепенно происходит интеллектуализация детских чувств. Выявляется способность к предвосхищению. Видоизменяются и формы выражения чувств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.