Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация результатов. Анализ пяти типов тенденций




Анализ пяти типов тенденций

Анализ тенденций

Анализ тенденций проводится на основании листа ответов испытуемого и ставит целью выяснение того, имело ли место изменение направления реакции или типа реакции испытуемого. Во время проведения опыта испы­туемый может заметно изменить свое поведение, переходя от одного типа или направления реакций к другому. Наличие таких перемен свидетельствует об отношении испытуемого к своим собственным ответам (реакциям). К примеру, реакции испытуемого экстрапунитивной направленности (с аг­рессией на окружение) под влиянием пробужденного чувства вины могут смениться ответами, содержащими агрессию на самого себя.

Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяс­нить их причины, которые могут быть различны и зависят от особенности характера испытуемого.

Тенденции записываются в виде стрелы, над которой указывается числен­ная оценка тенденции, определяемая знаком «+»(положительная тенденция) или знаком «-» (отрицательная тенденция) и вычисляемая по формуле:

(а - б)/(а + б),

где а — количественная оценка проявления фактора в первой половине про­токола (ситуации 1-12); б — количественная оценка во второй половине (от 13 до 24).

Тенденция может быть рассмотрена как показатель в том случае, если содержится как минимум в четырех ответах испытуемого и имеет минималь­ную оценку формула.


Тип 1. Рассматривается направление реакции в графе OD. Например, фактор Е' появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола
с оценкой, равной 2,5, и три раза во второй половине с оценкой в 2 балла. Соотношение равно +0,11. Фактор /'появляется в целом только один раз, фактор А/'появляется три раза. Тенденция 1-го типа отсутствует.

Тип 2. Аналогично рассматриваются факторы Е, /, А/.

Тип 3. Аналогично рассматриваются факторы е, /', т.

Тип 4. Рассматриваются направления реакций, не учитывая графы.

Тип 5. Поперечная тенденция — рассматривается распределение факто­ров в трех графах без учета направления, например, рассмотрение графы ODуказывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозна­ченная 3) и 6 во второй половине (оценка 4). Аналогично рассматриваются графыEDиNP.В целях выявления причин той или иной тенденции реко­мендуется проведение беседы с испытуемым, в процессе которой с помо­щью дополнительных вопросов экспериментатор может получить интере­сующую его информацию.

Первый этап интерпретации заключается в изученииGCR,уровня со­циальной адаптации испытуемого. Анализируя полученные данные, мож­но предположить, что испытуемый, имеющий низкий процентGCR,часто конфликтует с окружающими, поскольку недостаточно адаптирован к сво­ему социальному окружению.

Данные, касающиеся степени социальной адаптации испытуемого, могут быть получены с помощью повторного исследования, которое заключается в следующем: испытуемому повторно предъявляются рисунки, с просьбой дать в каждом задании такой ответ, который, по его мнению, было бы нужно дать в этом случае, т. е. «правильный», «эталонный» ответ. «Индекс рассогла­сования» ответов испытуемого в первом и во втором случаях дает дополни­тельную информацию о показателе «степени социальной адаптации».

г

Во-вторых, изучаются полученные оценки шести факторов в таблице про­филей. Выявляются устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемого, стереотипы эмоционального реагирования, которые формиру­ются в процессе развития, воспитания и становления человека и составляют одну из характеристик его индивидуальности. Реакции испытуемого могут быть направлены либо на окружающую его среду, выражаясь в форме раз­личных требований к ней, либо на него самого как виновника происходяще- ' го, либо человек может занять своеобразную примиренческую позицию. Так, например, если в исследовании мы получаем у испытуемого оценку М — нор­мальную, Е — очень высокую и / — очень низкую, то на основании этого мож­но сказать, что субъект в фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитив- ной. То есть можно сказать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки.

Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл. Оценка0D(тип реакции «с фиксацией на препятствии») показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оценку OD, то это говорит о том, что во фрустрационных ситуациях у субъек­та чрезмерно выражена идея препятствия. ОценкаOD(тип реакции «с фик­сацией на самозащите») означает силу или слабость «Я» личности. Повы­шениеEDозначает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я». ОценкаNP —признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешать фрустрационные ситуации.

Третий этап интерпретации — изучение тенденций. Изучение тенденций может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого к сво­им собственным реакциям.

В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испы­туемого к своему социальному окружению. Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с боль­шей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуе­мого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удов­летворению потребности, к достижению цели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.