Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка и интерпретация результатов. Путь решения не имеет значения




Путь решения не имеет значения. Важно проследить, как испытуемый сохраняет цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности, При неудачах, а также как это зависит от возраста дошкольника. Деятель­ность детей анализируется с точки зрения наличия целенаправленности: Насколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи Взрослого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с затруднениями.

Методика «Выкладывание узора по образцу»1

Задача, предлагавшаяся детям, при внешней привлекательности и про­стоте имела единственное решение. Оно состояло в том, чтобы ребенок са­мостоятельно открыл принцип составления, способ выкладывания узора- образца и выложил его точно так же. Принципом составления узора было наложение одной геометрической фигуры на другую («слоеный пирог»).

Ребенку давали набор необходимого количества фигур разного цвета и размера, вырезанных из бумаги. Геометрические фигуры подбирались так, чтобы между ними было много схожих между собой по форме и по цвету. Однако в общей картине узора каждая фигура занимала строго определен­ное место. Если ребенок допускал ошибку и выбирал сходную фигуру, то выложить узор полностью было уже невозможно.

Внешний вид узора не совпадал с теми геометрическими фигурами, из которых он состоял. Трогать же образец во время выполнения не разреша­лось. Можно было только смотреть на него.

Рассмотрим два элемента узора: треугольники и квадраты и их сочета­ние. Например, одинаковый внешний вид имели два следующих фрагмента узора. В первом случае на квадрат желтого цвета был наложен треугольник красного цвета. Во втором случае — на квадрат красного цвета был наложен треугольник желтого цвета. Если ребенок ошибочно брал два треугольника (желтый и красный) и прикладывал их друг к другу, то следующую фигуру он уже не мог выложить, так как у него оставалось два квадрата.

Чтобы выложить предложенный узор, ребенок должен был действовать вопреки навязываемому зрительному образу восприятия, проявить анали- тико-синтетические умения постижения сущности задачи, произвольно перестраивать свою деятельность и управлять ею. Кроме того, ребенок дол­жен был проявить волевые усилия, исправляя ошибки, предпринимая все новые и новые попытки достичь цели, несмотря на неудачи.

Инструкция. Посмотри, пожалуйста, какой красивый узор. Ты мо­жешь сделать такой же. Вот здесь, в пакетике, который я тебе дам, есть все необходимые фигуры, чтобы выложить узор. Достань их, пожалуйста, и вни­мательно рассмотри. Образец будет перед тобой, его нельзя трогать руками и переворачивать. А вот на этом листике попробуй выложить точно такой же узор. По времени выполнения задания (а в эксперименте оно не ограничива­лось, ребенок сам говорил: «Я все сделал» или «Я больше не буду делать») всех испытуемых можно разделить на три группы. К первой

 

группе относятся дош­кольники, которые участвовали в выполнении задания до 15 мин. Ко второй группе — дети, выполнявшие задание в течение 16-30 мин. К третьей груп­пе — дети, выполнявшие задание в течение 31-45 мин.

Кроме времени выполнения учитываются результаты достижения цели, количество совершенных попыток, наличие внешней речи, умение решать задачи «в уме».

Методика Б. Ф. Эльконина4

Детям (4-5 лет, 6-7 лет) предлагается сложить куб Л инка (из 27 кубиков с разноцветными гранями, каждая грань окрашена в красный, синий или желтый цвета) так, чтобы все его стороны были одного цвета. Чтобы у детей не возникло ощущения сложной или непосильной задачи, сперва взрослый сам складывает куб на глазах у ребенка, объясняя принципы подбора куби­ков. Затем ребенку предлагается самому сложить куб.

Фиксируется: время, активность, обращение за помощью взрослого, от­каз от цели (с сожалением, огорчением), не хватило времени.

При анализе выполнения данного задания можно выделить три вида целенаправленности:

1. Стойкая деятельная целенаправленность.

2. Малоактивная целенаправленность, нуждающаяся в руководстве.

3. Нестойкая целенаправленность (отказ от попыток решения при стол­кновении с трудностями).

Методика А. Карстен4

Методика исходит из предположения, что при относительно длительном выполнении однообразной деятельности возникает психическое насыще­ние, при котором положительное отношение к выполняемым действиям утрачивается, изменяясь на нейтральное или слабоотрицательное.

Детям предлагают заложить фишками клетки шахматной доски. В од­ном варианте доска состоит из 64 клеток, в другом — из 156. Фишки изго­тавливаются из плотной бумаги непривлекательного серого и коричневого цвета блеклых тонов.

Фиксируется: вариации (отклонения) в выполнении задания в момент их появления, речевые и эмоциональные реакции, выражения нежелания продолжать работу, количество закрытых фишками клеток до появления Нежелания и после.

Если ребенок закладывает фишками всюдоску, считается, чтоон выпол­нил задание, если же бросает задание — недостижение цели.

Характер выполнения различается по отсутствию или наличию вариа­ций — по цвету фишек и порядку их раскладывания. В случае невыполне­ния выделяется полный отход от цели и недоведение начатого до конца — Как проявление насыщения и нежелания продолжать деятельность.


Для исследования воли возможно внесение дополнительных элементов в задания так, чтобы создавались напряженные ситуации, требующие про­явления волевых усилий, но при этом чтобы умения испытуемых не влияли на успешность деятельности.

Методика «Неразрешимая задача»3

Смысл методики состоит в том, что испытуемому предлагается решить задачу, которая не имеет решения, но об этом испытуемый не знает. Можно использовать различные варианты методики: кубики Кооса, кубики с кар­тинками (для детей), игра «в пятнадцать», «перепутанные линии» или про­хождение сложного лабиринта, в котором нет выхода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.