Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение готовности к школе




Обработка и интерпретация результатов

Проведение исследования

Опишем для примера вариант с составлением картинки из кубиков по образцу (Н. И. Александрова, Т. И. Шульга).

Инструкция для детей младшего школьного возраста

Экспериментатор предлагает ребенку поиграть в кубики.

Инструкция. Хочешь поиграть в кубики? Давай поиграем так: я тебе показываю картинку, а ты мне ее должен быстро собрать. Время я засекаю по секундомеру. Садись удобно. Посмотри на эту картинку. Теперь собирай ее. Экспериментатор кладет решаемую картинку на стол перед ребенком, включает секундомер. После выполнения ребенком задания секундомер выключается и экспериментатор хвалит ребенка: «Молодец, быстро собрал». Затем предлагает собрать вторую (нерешаемую) картинку и тоже засекает время от начала сбора картинки до отказа ребенка выполнять задание.

С учащимися среднего и старшего возраста можно использовать поиск на географической карте города, которого не существует вообще, придумав ему название, сходное по созвучию фонем с названиями городов, имеющи­мися на карте.

Инструкция для учащихся среднего и старшего возраста

И нструкция. Ребята, вам предстоит выполнить задание, которое требует сосредоточенности внимания, умения работать не отвлекаясь. В про­цессе работы не разрешается переговариваться, подсматривать работу дру­гих, черкать на карте, комментировать свою работу и товарища. У вас на листке написано название города, который нужно отыскать на карте, лежа­щей перед вами. Поставьте время начала поиска города и ищите его.

Фиксируется время поиска от его начала до отказа от задания.

В методиках «Кубики» и «Игра в пятнадцать» фиксируется время реше­ния нерешаемой задачи и количество предпринятых попыток ее решить.

Проверка использованных тестов «Кубики» и «Карты» на надежность (обследование через год тех же учащихся) показала высокие корреляции (/•= 0,79—0,91) с результатами первого тестирования.

В мотивационной сфере старшего дошкольника и младшего школьни­ка начинают доминировать учебные мотивы, формируется «внутренняя по­зиция школьника». Готовность будущего первоклассника к школе важна для эффективного обучения и развития ребенка. При слабом развитии учебной мотивации ребенок может не принимать поставленной перед ним учебной задачи.

Для изучения социальной, мотивационной готовности к школе может быть использована беседа1.

Готовы ли ваши шестилетние воспитанники принять социальную пози­цию школьника? Хотят ли они вообще в школу? Почему? Что их привлека­ет (а может быть, отпугивает) в ней?

Ответить на эти вопросы поможет беседа, примерная программа кото­рой разработана на кафедре общей и детской психологии БГПУ.

1. Хочешь ли ты идти в школу? (Вопрос выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе.)

2. Почему (по какой главной причине) ты хотел бы (или не хотел) идти в школу? (Выявляются осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу.)

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)? (Выяв­ляется, какие собственные действия и действия с ним взрослых ребенок за­помнил и расценивает как подготовку к школе.)

4. Нравится ли тебе в школе? Что нравится больше всего? (Выявля­ются элементы школьной действительности, наиболее привлекательные для детей.)

5. Если учительница предложит тебе выбрать тему для свободного урока, о чем бы ты хотел узнать, чем заниматься в школе? (Выявляется место школь­ных интересов в условиях свободного времени.)

Полученные данные следует подвергнуть качественной и количествен­ной обработке, особое внимание уделив детям с негативным отношением к школе. Что собой представляют ваши воспитанники? Попытайтесь опре­делить причины выявленного вами неудовлетворительного уровня мотива­ционной готовности детей к школе.

Определение у старших дошкольников сформиро­ванности «внутренней позиции школьника»3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.