Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение исследования. Оценка силы волевых качеств




Оценка силы волевых качеств


 

 

Оценка силы волевых качеств производится по пятибалльной системе: 5 — волевое качество очень сильно развито, 4 — сильно развито, 3 — слабо Развито, 2 — очень слабо развито, 1 — волевое качество не присуще данно­му субъекту (для большей точности оценка может быть выражена с десяты­ми долями балла, например 3,7 или 4,2 и т. д.).

Общая оценка каждого волевого качества определяется как среднеариф­метическое, полученное от деления суммы оценок данного качества на чис­ло оценивающих. Если среднеарифметическое равно 4 и выше, данное ка­чество проявляется сильно, в остальных случаях — волевое качество считается слабопроявляющимся. Так определяется сила каждого из изучае­мых волевых качеств.

Оценка устойчивости того или другого волевого качества производится по частоте проявления признаков данного качества. Волевое качество счи­тается более или менее устойчивым, если один из его признаков обнаружи­вается у наблюдаемого субъекта в данной деятельности в среднем три и бо­лее раза в неделю или если два и более признака проявляются в среднем не менее двух раз в неделю за время наблюдения за субъектом. При более ред­ком проявлении признаков волевое качество считается неустойчивым.

Таким образом, если волевое качество определенной силы и устойчиво­сти проявляется только в одном виде деятельности (учение, труд, спорт, об­щественная работа), можно считать, что это влияние мотива, интереса к дан­ной деятельности, если в двух и более видах деятельности — что это, скорее всего качество личности.

Выявление упорства школьников в умственной деятельности13

Учащимся предлагается расшифровать текст («Туризм — лучший отдых»). написанный цифрами, в котором каждая буква алфавита закодирована дву­значным числом. Текст представляет собой связный рассказ, но слова в тек­сте подбираются таким образом, чтобы исключить догадку при их раскоди­ровании. При проведении эксперимента соседи получают разные тексты и разные ключи.

Для примера приводим образец ключа для расшифровки текста и часть зашифрованного текста (табл. 7.7). Первая цифра каждой зашифрованной

Таблица 7.7. Ключ для расшифровки текста

               
  д О ь Е Ц п  
  Ю ъ Б У Ф щ  
  Н к А Р ж л  
  В г с   й ш  
  У э И я ы X  
  м т          

 

буквы показывает, в какой строчке (сверху вниз) находится эта буква, вто­рая цифра указывает номер колонки (слева направо), в которой помещена буква. Так, например, буква «С» шифруется числом 43, так как она находит­ся в четвертой строчке и в третьей колонке.

Примеры

62 51 34 53 44 61 36 51 24 46 53 45 12 62 11 55 56 (ТУРИЗМ) (ЛУЧШИЙ) (ОТДЫХ)

После объяснения эксперимента и пробной расшифровки испытуемым дается следующая инструкция.

Инструкция. В настоящем эксперименте выявляется ваше упор­ство, умение преодолевать трудности. О вашем упорстве мы будем судить по числу набранных очков (числу правильно расшифрованных знаков). О результатах эксперимента узнают ваши товарищи. Постарайтесь проявить свою волю. Когда ваше терпение кончится, вы можете прекратить расшиф­ровку текста.

Достоинство этого эксперимента состоит в том, что он не требует осо­бых знаний, навыков и умений, все испытуемые находятся в одинаковых условиях, а поэтому выявляется именно упорство.

Методика выявления уровня смелости Г. А. Калашникова14

Методика основана на снижении эффективности деятельности при воз­никновении чувства опасности.

Для проведения исследования необходима платформа размером 50x50 см, которая поднимается последовательно на 50, 100 и 150 см над полом. Ис­пытуемый, стоя на платформе, совершает с максимальным усилием подпры­гивание вверх, отталкиваясь обеими ногами. У одних испытуемых (трусли­вых) при увеличении высоты платформы высота прыжка начинает снижаться тем больше, чем выше поднимается платформа (при 50 см — в среднем на 25%, при 100 см — на 32%, при 150 см — на 52%); у других ис­пытуемых (смелых) высота прыжка мало зависит от высоты платформы (сни­жение соответственно на 8, 13 и 6%; данные А. С. Зобова).

Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе15

К характеристикам личности, связанным с достижением цели, относит­ся уровень притязаний, который может определяться уровнем трудности выбираемой цели.

Для проведения исследования надо приготовить 16 карточек с написан­ными на них номерами от 1 до 16. Испытуемому предлагается ряд задач, пронумерованных по степени трудности от легких до самых трудных, и пре­доставляется возможность каждый раз самому выбирать задачу для реше­ния. Эта методика относится к числу наиболее трудных, так как экспери­ментатор по собственному усмотрению создает ситуацию успеха (не обязательно заслуженно), т. е. хвалит испытуемого, либо ситуацию неуспе­ха, т. е. показывает, что исследуемый не справился с задачей. Действитель­ные достижения значения не имеют, но испытуемый должен быть убежден в противном, переживание успеха и неудачи должно быть глубоким и акту­альным. Для этого нужно, чтобы содержание задач соответствовало кругу интересов, знаний человека и тем требованиям, которые он сам себе предъявляет. Неудачный подбор задач может вызвать ошибки в толковании его результатов. Так, если школьнику 10-го класса предлагается какая-либо математическая задача или вопрос из школьной программы, правильный ответ будет для него актуальным успехом, неудача — обидным переживани­ем. Для человека с высшим образованием, о котором известно, что он хоро­шо знает литературу и искусство, в число средних и трудных задач могут быть включены вопросы о русских и иностранных писателях, композиторах, ху­дожниках, все эти вопросы и задачи будут задевать его самолюбие, успехи и неудачи в ответах будут актуальны для него. Следует подчеркнуть, что за­дания должны объективно для каждого человека различаться по степени трудности — от предельно легких до чрезвычайно трудных. Варьирование интервалов времени (т. е. возможность дать испытуемому много времени на размышление и тем самым способствовать успеху либо возможность быст­ро выключить секундомер, сказав, что время истекло, и тем самым искусст­венно создать неуспех) может использоваться как вспомогательный прием. Следовательно, одна из трудностей проведения этого эксперимента в том, что он не может быть стандартным, а требует индивидуального построения для каждого человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.