Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретационные портреты объектов 1 страница




L-.

Тест животных Заззо1

Тест животных Заззо используется для определения основных тенден­ций и ценностей ребенка 5—12 лет. Он представляет собой набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему. Сначала ребенок должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или анти­патию к животным, названия которых читает исследователь. Каждую реак­цию ребенок должен обосновать (табл. 7.10). Интерпретация исходит из «портретов животных» и их индексов полярности.

Таблица 7.10. Категория идентификации с животными по полярности
Степень полярности Идентификация Индекс полярности
Высокоотрицательная мышь -0,94
  змея -0,78
Отрицательная лягушка -0,68
  заяц -0,51
Незначительно отрицательная медведь -0,35
  орел -0,29
Амбивалентная тигр -0,14
  лев -0,01
  олень 0,10
Незначительно положительная черепаха 0,25
  лошадь 0,33
  олененок 0,40
Положительная слон 0,50
  собака 0,53
  кошка 0,53
  белка 0,62
  обезьяна 0,68

 

Модификацией данного теста является проективное интервью «Волшеб­ный мир», конспект которого, составленный Н. Д. Игнатьевой, мы здесь приводим17:

Тест «ВОЛШЕБНЫЙ МИР»

Инструкция. Маленькие дети любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький, но думаю, тебе понравится такая немножко сказочная игра. Представь, что у нас есть волшебная ракета, которая перенесла нас в вол­шебную страну. Все там, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже... Ты ведь можешь такое представить.

I

1. А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране1 А почему ты хочешь быть...? А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране' А почему?

Мы еще на минутку задержимся в сказочной стране. Теперь представь, что ты волшебник (волшебница, фея): у тебя громадная сила, ты можешь все, что захочешь. Ты можешь с помощью волшебства создавать, изменять, рас­колдовывать или сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло...

2. Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? А зачем? Для чего?

Ты все еще волшебник (фея). Мы садимся с тобой в ракету и возвраща­емся назад, в привычный для нас мир. Прежде всего давай зайдем к тебе домой — представь как можно лучше.

3. Теперь ты у себя дома. Ты — всемогущий волшебник. Что бы ты сде­лал? А почему? А зачем? Что бы ты сделал для мамы (папы, сестры, бабуш­ки, дедушки)?

Дополнительные вопросы: Зачем? Почему?

Затем волшебник попадает в школу. В твоих силах что-нибудь создать, изменить или уничтожить, сделать так, как хочешь.

4. Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? А почему? Зачем, для чего? Что бы ты сделал для учителя? для одноклассников?

Дополнительные вопросы.

Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами.

5. Что бы ты наколдовал для ребят? Зачем? Почему?

Чуть не забыли о тебе.

6. Что бы ты сделал для себя? Почему? Что бы ты изменил или совсем уничтожил? Почему? Для чего?

7. Ну а для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

Спасибо, волшебник, ты самый настоящий волшебник.

II

Если бы ты был волшебником, то мог бы принять какой угодно облик.

8. Скажи, во что бы ты хотел превратиться? или в кого? Почему? А во что или в кого ты не хотел бы превратиться? Почему?

Ты можешь превратиться в какое угодно животное.

9. Каким животным ты больше всего хотел бы быть? Почему?

Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть животных, а

ты будешь говорить, хотел бы ты быть таким животным или нет (+, -, в скоб­ках мотивировка): кошка; лев; маленький козленок, олененок; змея; орел; мышь; обезьяна; тигр; заяц; собака; птичка, например синица; червяк.

Ты отлично справился с заданием.

III

Ты волшебник, у тебя огромная власть... Ты можешь выбрать одну из трех Возможностей:

□ стать маленьким ребенком;

□ остаться таким, как есть;

□ стать взрослым.


 

10. Скажи, кем бы ты хотел быть — маленьким ребенком, остаться та­ким, как есть, или стать взрослым? Почему? Зачем? А почему ты не хочешь стать...? Почему? А почему ты не хочешь стать...? Почему?

11. А теперь скажи мне, хотел бы ты быть девочкой или мальчиком? Почему?

Ты отлично справился с ролью волшебника. Однако каждая игра кончает­ся, даже играв волшебника. Теперь ты уже не волшебник, ты снова... (Ф. И. О.)

12. Кстати, нравится тебе твое имя? (Если не нравится, то почему?) А фа­милия? (Если нет, то почему?)

Ты очень сообразительный мальчик (девочка). Давай вот что попробуем, но это уже не будет сказочная игра. Представь, что исполнятся твои самые большие желания, например такие, которые когда-нибудь исполнятся, или, может быть, такие, которые вряд ли когда-нибудь исполнятся. Пусть это будут твои сокровенные желания. Однако каждая игра имеет свои правила, и у нашей игры есть правило: ты можешь выбрать лишь три желания.

Ты отлично справился с этим вопросом, а теперь подумай над следующим:

13. Чего больше всего боятся дети? Что доставляет детям наибольшие огорчения?

Наша игра закончилась.

Как понравилась она тебе?А что тебе понравилось больше всего?

Похвалить и задать необходимые вопросы.

Продолжительность тестирования — 25-30 мин.

Интерпретация результатов теста «ВОЛШЕБНЫЙ МИР»

Апробация на 93 детях (53 мальчика и 40 девочек).

Кем бы ты хотел быть?

Частота (%) наиболее распространенных ответов (табл. 7.11, 7.12):

сказочные герои........................ 74,1

животные.................................... 11,8

реальные лица............................. 9,7

другие варианты........................ 2,2

не знаю........................................... 2,2

Таблица 7.11. Сказочные герои (абсолютная частота)

Выбор Девочки, лет Мальчики, лет Частота, %
           
Принц,принцесса              
Король, королева              
Волшебник,              
волшебница              
Гном             9,7

Таблица 7.12. Животные (абсолютная частота)

Выбор Девочки, лет Мальчики, лет Частота,
            %
Кошка             4,3
Слон              
Другие             5,4

 

Реальные лица: мама, учительница, повариха, капитан, космонавт... Для оценки стереотипа используем коэффициент, выраженный в про­центах, относительную частоту наиболее распространенных ответов (обрат­но пропорционален показателю оригинальности).

50—70% одинаковых ответов — высокий коэффициент стереотипности. 30% — средний коэффициент стереотипности. 19,4% — низкий коэффициент стереотипности.

Объяснения весьма разнообразны: вскрывают мотивы ребенка и явля­ются основой интерпретации.

Кем бы не хотел стать? Частота (%) наиболее распространенных ответов (табл. 7.13, 7.14):

сказочные герои..................... 62,4%

животные.................................... 8,6%

реальные лица........................ 17,2%

Контридентификация имеет большой коэффициент стереотипности (26,9%) и большую частоту реальных лиц.

Таблица 7.13. Сказочные герои (абсолютная частота)

Выбор Девочки, лет Мальчики, лет Частота, %
           
Колдун, ведьма Дракон Король Черт Принцесса 5 0 0 0 0 3 1 0 1 0 4 1 1 0 2 2 3 0 0 0 7 5 1 0 0 5 1 2 0 26,9

Примечание. В этой таблице и табл. 7.14—7.20 в графе «Частота» указаны только значимые величины.

 

 

Таблица 7.14. Животные (абсолютная частота)

Выбор Девочки, лет Мальчики, лет Частота, %
           
Змея              
Лев              
Другие              

 

Реальные лица: слуга, официантка, «плохой человек», повар, «человек». В зависимости от ПОЛА: мальчики отдают предпочтение волшебнику, ко­торый может активно участвовать в волшебном мире, девочки — принцессе.


В зависимости от ВОЗРАСТА: среди девочек тенденция развития более отчетливая: с возрастом увеличивается частота отождествления со сказоч­ным героем:

Онтогенетический профиль:

девочки........................... 63%—86—90

мальчики........................ 75%-64-85

Некоторые ответы имеют как положительные, так и отрицательные ре­зультаты выбора (принцесса), другие только положительные (кошка) или только отрицательные (змея).

Отношение разности положительных и отрицательных выборов к обще­му числу всех выборов одного и того же объекта называется индексом по­лярности:


 

где /— число идентификаций; К — число контридентификаций.

Как следует из формулы, индекс полярности может принимать любые значения — от 1,0 до —1,0. Положительные значения показывают, что пре­обладают положительные выборы, отрицательные — наоборот. Граничные значения имеют следующий психологический смысл:

1,0— экстремальный положительный объект, выбранный всеми ре­спондентами;

0 — амбивалентный объект; — 1,0 — экстремальный отрицательный объект, исключаемый всеми.

Индекс полярности для первых двух вопросов теста:

принц, принцесса................................ 0,8

король, королева................................ 0,6

волшебник...................................... -0,46

черт................................................ -0,50

дракон............................................. -0,82

кошка.................................................. 1,0 ■ *■

змея.................................................. — 1,0

Наиболее важными для интерпретации являются ответы на вопрос «по­чему?». Мотивы выбора разнообразны: носят личностный характер, опре­деляются позицией ребенка. Именно личностные объяснения являются по­лезными для диагностических заключений, например: идентификация:

□• с феей («делает другим гадость»);

□ с кошкой («каждый может с ней играть»);

□ с ребенком («может быть все время с мамой»);

контридентификация:

□ с собакой («однажды меня укусила»);

□ с человеком («должен умереть»).

(Интерпретационные возможности приводятся в последовательности убывания количества совпадающих объяснений (табл. 7.15—7.21):

Принц, принцесса {р = 0,80):

а) потребность вызывать восхищение, быть центром;

б) стремление к богатству, роскоши, изобилию;

в) потребность быть благородным, отзывчивым;

г) потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как «пло­хое» качество).

Король, королева (р ~ 0,69):

а) потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, кон­тролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):

б) потребность помогать, защищать других;

в) потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром вни­мания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за «плохих» качеств).

Волшебник (р = -0,46):

а) стремление к власти, силе;

б) потребность в творчестве, изобретательности, активности;

в) потребность оказывать помощь, защищать других (протективная по­зиция);

г) стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за «плохих» качеств, противного внешнего вида, ненависти людей — потребность в аффиляции).

Дракон (р = —0,82) отвергается из-за жестокости, агрессивности, безоб­разного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.

Варианты ответов: «Перевернула бы весь мир наизнанку», «Превратила бы человека в ка­мень», «Чтобы люди не ссорились», «Чтобы я не носила очки», «Чтобы никто не умирал».

Таблица 7.15. Что бы ты сделал? (абсолютная частота)

Выбор Девочки, лет Мальчики, лет Частота, %
           
Квартира, коммунальное             17,2
оборудование              
Утилитарные предметы             9,7
Награждать добро,             7,5
наказывать зло              
Помогать детям              
Игрушки              
Одежда              

Таблица 7.16. Что бы ты сделал у себя дома? (абсолютная частота)

Выбор Девочки, лет Мальчики, лет Частота, %
           
Утилитарные предметы              
Коммунальное             17,2
оборудование              
Игрушки              
Деньги              
Здоровье всем              

 

На дополнительные вопросы чаще всего выбирают: Для мамы:

□ предметы одежды......................................... 35,5%

□ коммунальное оборудование....................... 20,4%

□ меньше работы по дому (красоту, здоровье) Для папы:

□ предметы одежды........................................ 29,0%

□ машину......................................................... 26,9%

□ меньше работы, высокую зарплату, чтобы раньше возвращался домой с работы (!), чтобы был моложе.

Признак нарушения (если это не противоречит основаниям выбора) — ответ «не знаю», или индифферентный, или отрицательный ответ «ничего».

Если ребенок перечисляет «подарки», то можно сказать: «хорошо, все это полезные вещи, но ты всемогущий волшебник, можешь пожелать не только вещи» — иногда удается полу­чить ценную информацию. Оптимальным является клише: «...хорошо, а что еще?».

Таблица 7.17. Что бы ты сделал ты в школе?

Выбор   Девочки, лет Мальчики, лет Частота,
            %
Более красивой школу             41,9
Получше учиться             10,8
Чтобы дети лучше учились              
Чтобы учительница была добрее              

 

Отрицательная позиция по отношению к школе имелась у 18% детей. Коэффициент сте­реотипности достаточно высок.

На дополнительные вопросы дети чаще выбирают для учителя:

предметы одежды............................................................................................ 20,4%

другие подарки............................................................................................. 20,4%

чтобы учителя не огорчали........................................................................... 12,9%

чтобы учитель был: добрым, справедливым, лучше объяснял материал... 4,3%

Таблица 7.18. Позиция к учителю

Выбор Девочки, лет Мальчики, лет   Всего
            Девочки Мальчики  
Индекс полярности 0,93 0,84 0,6 0,88 0,81 0,99 0,79 0,59 0,69
отношения к учителю      

 

Очевиден «скачок» между 10-ю и 12-ю годами: эта тенденция соответ­ствует онтогенезу и видна по другим позициям.

Хотел бы превратиться в...?

Животное.................................. 35,5%

Сказочный герой.................... 23,7%

Другой человек....................... 16,1%

Литературный герой............. 3,2%

Предмет..................................... 3,2%

Остаться самим собой......... 3,2%

Не знаю..................................... 16,1%

Коэффициент стереотипности низок.

Таблица 7.19. В какое животное ты бы хотел превратиться?

Выбор Девочки, лет Мальчики, лет Частота,
            %
Обезьяна              
Кошка             12,9
Лев о о         12,9
Белка             10,7
Собака              
Птица о            
Конь о о          

 

Далее: слон, олень, медведь, тигр, ящерица, аист, фазан, жираф, карп, анаконда, змея. Коэффициент стереотипности исключительно низкий. Ответы «не знаю» практически отсутствуют.

Таблица 7.20. Каким бы животным ты не хотел быть? (спонтанная идентификация)

Выбор Девочки, лет Мальчики, лет Частота,
            %
Змея             23,7
Мышь о           12,9
Медведь              
Тигр              

 

Далее следуют: лев, обезьяна, волк, лиса, крокодил, орел, муха, насекомое, бегемот.

Двенадцать идентификаций было отобрано по результатам предварительного опыта с 27 животными. Вынужденный выбор с большим числом животных уменьшает риск поверхнос­тной, случайной ассоциации при спонтанном выборе и позволяет вызвать много дифферен­цированных позиций. С помощью таких выборов и их обоснований ребенок косвенно опи­сывает черты собственной личности.

Положительный выбор мелких животных (мышь, червяк, змея), если это не противоречит обоснованиям выбора, является признаком нарушения или неприспособленности, неприспособляемости.

«Характеристики» животных

Кошка (р = 0,53):

а) потребность быть полезным, помогать другим;

б) потребность быть привлекательным, прелестным, красивым;

Таблица 7.21. Категории животных по индексу полярности

   
Категория Наименование Индекс полярности
1. В высшей степени отрицательные Мышь -0,99
  Червяк -0,91
  Змея -0,78
2. Отрицательная Заяц -0,51
3. Умеренно отрицательная Орел -0,29
4. Амбивалентная Тигр -0,14
  Лев -0,01
5. Умеренно положительная Олененок 0,40
6. Положительная Собака 0,53
  Кошка 0,53
  Птица 0,59
  Обезьяна 0,68

 

в) потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;

г) потребность в безопасности, доме, удобстве;

д) потребность в физической проворности, ловкости.

Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессив­ности: «люди ее мучают и обижают».

Онтогенетический профиль индекса полярности:

Девочки, лет Мальчики, лет Всего
            Девочки Мальчики
0,75 0,86 0,80 0,25 0,50 0,00 0,80 0,32

 

Идентификация с кошкой согласно выбора девочек является исклю­чительно положительной, для мальчиков — умеренно положительной (для 12-тилетних даже амбивалентной: идентифицируют ее как вредное живот­ное: «ловит птиц», «подлиза», «агрессивная»).

Лев (р = 0,01). Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность в силе:

а) агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;

б) потребность в свободе, независимости;

в) желание быть красивым, вызывать восхищение.

Отказ из-за агрессивности, из-за того, что сидит в клетке (потребность в свободе).

Онтогенетический профиль индексов полярности:

Девочки, лет Мальчики, лет Всего
            Девочки Мальчики
-0,63- -0,29 -0,20 0,30 0,50 0,08 -0,40 0,29

 

В мотивации идентификации преобладают: агрессивность, доминант­ность, автономность, частично агрессивность, физическая сила.


Маленький козленок, олененок (р — 9,40):

а) потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;

б) потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;

в) потребность в свободе.

Отвергается из-за беззащитности, уязвимости, пугливости, трусливости. Онтогенетический профиль полярности:

Девочки, лет Мальчики, лет Всего
            Девочки Мальчики
0,50 0,71 0,60 0,50 0,17 0,08 0,60 0,25

 

 

Змея (р =0,78): потребность в значительной агрессивности или ответная или резко оборонительная позиция. Отвергается из-за агрессивности, ко­варства, неприязни, из-за беззащитности, уязвимости, медлительности, брезгливости.

Онтогенетический профиль индекса полярности:

Девочки, лет   Всего
            Девочки Мальчики
-0,75 -1,0 -1,0     -0,85 -0,9 -0,7

 

Орел (р = 0,29):

а) потребность в свободе, «взлете»;

б) потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);

в) потребность в доминировании (царь птиц);

г) частично агрессивная и защитная позиция.

Отвергается из-за агрессивности, жестокости, уязвимости, мрачности. Онтогенетический профиль индекса полярности: Мотивировка выбора: «свобода» — 5% девочек, 30% мальчиков; агрес­сивность — 0% девочек, 4% мальчиков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.292 сек.