КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность как типЛичность как структура черт Личность с точки зрения ее отношения к себе Личность может быть представлена как некоторая система отношений — наиболее распространенный в отечественной психологии подход, заложенный В. Н. Мясищевым. В этой системе отношений одну из ключевых позиций занимает отношение к себе как наиболее тесно связанное с внутренней сущностью личности. Одним из аспектов отношения к себе является самооценка. Она напрямую связана с уровнем притязаний личности, влияет на выбор жизненных целей, обусловливает мотивацию поведения. Самооценка ребенка интенсивно формируется уже в дошкольный период. Дошкольник оценивает себя, ориентируясь на мнение взрослых о нем, глазами взрослых он сравнивает себя с другими детьми (хуже-лучше). В школьном возрасте субъективный аспект самооценки растет, появляются новые качества личности, влияющие на нее и отражающиеся в ней: самостоятельность, способность к самоконтролю, ответственность за свое поведение, уверенность в себе, напористость. Взрослые люди отличаются вполне сформированными идеальными представлениями о личности и соответственно устойчивой самооценкой и самоуважением. Эти возрастные аспекты влияют на методические подходы к измерению самооценки. В практикуме представлены методики для измерения самооценки дошкольника: «Лесенка», проективный тест; для измерения самооценки школьника — самооценка личности старшеклассника, методикаДембо-Рубинш- тейн-Прихожан; для измерения самооценки взрослого — методика Будасси. В рамках данного подхода личность предстает как некая совокупность психологических качеств, стабильная структура черт, детерминирующая поведение. Определение этой совокупности, или личностного профиля, позволяет объяснять или предсказывать поведение человека в определенных жизненных ситуациях. Одним из сторонников теории черт является Р. Кеттелл. Он называет эти исходные черты факторами, для их измерения им разработаны вопросники. В практикуме приведены детский и подростковый варианты личностного вопросника Р. Кеггелла. Взрослый вариант вопросника (16-факторный личностный опросник) можно найти во многих психодиагностических сборниках.1[20] Одной из первых типологий является типология Гиппократа. Известны типологии Э. Кречмера, У. Шелдона, К. Юнга и др. Среди современных можно назвать психогеометрическую типологию С. Деллингер2, типологию акцентуаций личности К. Леонгарда, типологию Д. Кейрси. В практикуме приводятся методика Шмишека, в основе которой лежит концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда (детский вариант) и методика Д. Кейрси (для взрослых), в основе которой лежит типология К. Юнга. Обращаясь к возрастному аспекту проблемы типологии личности, следует отметить следующее: личность, понимаемая как система отношений, складывается ко взрослому периоду развития, образуя некоторый тип. В то же время любой тип личности, несомненно, включает и индивидные, природные качества. В этом смысле говорят о типах высшей нервной деятельности, типах темперамента, типах мышления. Эти типы могут диагностироваться и у детей. Например, преобладание право-, левополушарности диагностируется у детей простыми тестами.3 Изучение самооценки дошкольника Методика «Лесенка»[21] Ребенок должен поставить куклу, символизирующую его самого, на одну из трех ступенек лесенки. При этом задаются разные качества для оценки (например: нижняя ступенька — самые глупые дети, верхняя ступенька — самые умные дети, средняя ступенька — дети, которые бывают умными, а иногда глупыми). Обсуждаются три ситуации: «Я сейчас», «Я, когда был маленьким», «Я, когда вырасту большой». Проективный тест[22] Для изучения притязаний и самооценки ребенка в игровой деятельности испытуемому предлагаются рисунки, на которых изображены дети, играющие в ролевые игры с наиболее типичным сюжетом (например, «корабль», «больница» и др.). Показывая ребенку картинку, говорят: «Вот посмотри, как дети играют. Где здесь ты?» Ответы детей фиксируются. При обработке полезно сопоставить результаты тестирования с наблюдениями за ребенком в процессе игр (какие роли ему достаются, как он их выполняет). Изучение самооценки личности старшеклассника4 Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |