Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование проксемического поведения несовершеннолетних с помощью шкалы CIDS




Изучение межличностных отношений

Обработка и интерпретация результатов

Инструкция теста допускает ставить «?» при ответе на те или иные воп­росы (если они вызывают затруднения); такие ответы интерпретируются как несовпадающие с ключом.

При подсчете результатов тестирования за каждый совпадающий с клю­чом (табл. 9.7) ответ испытуемому приписывается 1 балл, за каждый несов­падающий — 0 баллов.

Таблица 9.7. Ключ к методике «Знаете ли вы юношескую психологию?»
Номер вопроса Ответ Номер вопроса Ответ
  +   -
  +   +
  -   -
  +   +
  -   -
  +   +
  -    
  +   +
  -   -
  -   +
  -   -
  -   -
  Таблица 9.8. Перевод «сырых> единиц в стандартные
«Сырые» единицы Т-единицы «Сырые» единицы Т-единицы
    13-  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

/

Полученные по каждому обследованному тестовые результаты («сырые» единицы) переводятся в стандартные (Т-единицы) (табл. 9.8).

Стандартные единицы позволяют говорить о трех уровнях знания юно­шеской психологии испытуемыми: низком — менее 40 ст. ед.; среднем — 40-60 и высоком — более 60 ст. ед.

Испытуемые со средним уровнем знания юношеской психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом. Испытуемые с высо­ким уровнем знания юношеской психологии, как правило, имеют специ­альную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла. Испытуемые с низким уровнем знания юношеской психологии обычно связаны ложны­ми «теоретическими» представлениями.

Приведем примеры. Отрицание склонности юношей к теоретизирова­нию (вопрос 2) связано с ложным представлением о том, что теоретизиро­вание — это «взрослое» занятие. Это неверно потому, что нельзя путать «теоретизирование» как склонность к рассуждениям на абстрактно-поня- тийном уровне (отражающую юношеский этап интеллектуального разви­тия личности) с построением научных теорий и концепций, имеющих объективную значимость.

Другое ошибочное представление заключается в том, что для детей в большей степени, чем для юношей, нужен индивидуальный подход в обу­чении и воспитании (вопрос 7). Оно обосновывалось неверной трактовкой индивидуального подхода как опеки (юноши взрослее, чем дети, поэтому их нужно меньше опекать).

Неправильный (утвердительный) ответ на вопрос 9 («Чувство юмора воз­никает скорее в детском, чем в юношеском возрасте») чаще всего связывал­ся с тем обстоятельством, что с детьми, мол, чаще случаются «забавные» ситуации. Очевидно, здесь путается внешнее проявление (юмор с точки зре­ния внешнего наблюдателя) и соответствующая черта личности.

Реализация субъективных отношений, состояний, свойств и установок индивида во внешней деятельности может быть определена как проксеми- ческое поведение. В приложении к проблемам социальной адаптации не­совершеннолетних проксемическое поведение прежде всего следует рассмат­ривать как важный невербальный компонент коммуникативных процессов.

Изучение проксемического поведения позволяет обнаружить возрастную динамику организации персонального пространства и возрастные измене­ния в дистанции социального взаимодействия детей и подростков. Спосо­бы организации персонального пространства и дистанций взаимодействия со значимыми другими раскрывают внутренний мир изучаемой личности. Уже расположение учеников в классе, расстояние до учителя, выбор парт­нера по парте и тому подобное говорят для исследователя о многом.

Персональным пространством следует считать часть внешнего мира, не­посредственно окружающего тело, с которым в определенной мере человек себя идентифицирует. Мерой персонального пространства является мини­мальная, еще приемлемая для него дистанция общения. Нежелательное вторжение другого человека в персональное пространство рассматривается как нарушение неприкосновенности личности, что ведет к появлению раз­нообразных негативных переживаний. Пространство взаимодействия с дру­гими обусловлено несколькими факторами; сюда прежде всего следует от­нести характер деятельности, принадлежность к культуре и возраст партнера. Наиболее значительный вклад в изучение проксемики внесли работы Эд­варда Т. Холла (1966). Приведем предлагаемую им классификацию дистан­ций взаимодействия. Э. Т. Холл (1966) различает: дистанцию публичности, дистанцию социальных отношений, личную и интимную. Например, ощу­щение тепла, исходящего от тела другого человека, отграничивает интим­ное пространство от неинтимного.

Интимные дистанции:

а) фаза близости; это такая фаза эротического сближения, которая под­разумевает полное слияние. Восприятие физических свойств другого зат­руднено, преобладают тактильные ощущения и обоняние.

б) фаза удаления (от 6 до 8 дюймов); также и здесь зрительное восприя­тие неадекватно, и обычно взрослый американец почитает такую дистан­цию нежелательной, однако более молодые склонны ее принимать. Это расстояние, на котором находятся друг от друга подростки на пляже или к которому принуждены пассажиры автобуса в часы пик. В некоторых об­ществах, в арабском мире, например, оно считается расстоянием конфи­денциальности. Это расстояние, считающееся вполне приемлемым на пи­рушке в каком-нибудь средиземноморском ресторанчике, но кажущееся слишком конфиденциальным на американском coctailparty.

Личные дистанции:

а) фаза близости (от 1,5 до 2,5 фута); это расстояние повседневного об­щения супружеской пары, но не между двумя людьми, обсуждающими дела.

б) фаза удаления (от 2,5 до 4 футов); это расстояние, на котором два че­ловека могут прикоснуться друг к другу пальцами вытянутых рук. Это гра­ница физических контактов в строгом смысле слова. Это также граница в пределах которой еще можно физически контролировать поведение дру. того. Это расстояние определяет зону, внутри которой цивилизованное на­селение допускает если не личный запах, то запах косметики, духов, лосьо­на. В некоторых обществах в этих пределах запахи из обращения уже изъяты (у американцев). На этом расстоянии еще чувствуется чужое дыхание, в не­которых сообществах его запах является сообщением, в других считается приличным дышать в сторону.

Дистанции социальных отношений:

а) фаза близости (от 4 до 7 футов); это расстояние внеличных отноше­ний, деловых и т. д.

б) фаза удаления (от 7 до 12 футов); это расстояние, разделяющее чинов­ника и посетителя, короче говоря, это ширина письменного стола; в неко­торых случаях оно рассчитывается вполне сознательно. Э. Т. Холл (1966) упоминает об экспериментах, в которых изменение этого расстояния зат­рудняло или облегчало работу служащего в окошечке — приемщицы, кото­рой незачем входить в конфиденциальные отношения с посетителем.

Дистанции публичности:

а) фаза близости (от 12 до 25 футов); дистанция официального сообще­ния (речь на банкете);

б) фаза удаления (больше 25 футов); делает фигуру общественного дея­теля недоступной. Э. Холл изучал эту фазу по расстояниям, на которых на­ходился от публики Кеннеди во время предвыборной кампании. Упомянем также неизмеримые расстояния, отделяющие диктаторов (Гитлер на стади­оне в Нюрнберге и Муссолини на балконе Палаццо, Венеция) или деспо­тов, восседавших на своих высоких тронах.

Для каждого из этих расстояний при помощи скрупулезно разработанной таблицы Э. Т. Холл (1966) предусматривает определенные вариации в зави­симости от силы голоса, сопровождающей жестикуляции, восприятия теп­ла и запахов, от того, как выглядят в перспективном сокращении отдель­ные части тела оратора и т. д.

В то же время дистанции коммуникативного взаимодействия достаточ­но вариативны и обусловлены ситуацией общения, последнее в большей степени связано с факторами субъективного порядка. При общении чело­век выбирает и активно изменяет пространственное расстояние между со­бой и партнером по общению, пытаясь установить некоторую оптимальную дистанцию для данной ситуации. Величина оптимальной дистанции зави­сит от характера взаимоотношений между людьми. Нарушение оптималь­ной дистанции (вынужденное общение на более короткой или более даль­ней дистанции) оценивается отрицательно, и человек пытается изменить данную ситуацию (нормализовать дистанцию) (М. Хейдметс, 1979). Прове­денные исследования показывают, что экстравертные индивиды, как пра­вило, выбирают меньшую дистанцию общения, чем интровертные (A. F. Sewell, G. Т. Heisler, 1973). Выявлено также, что меньшую дистанцию взаимодействия поддерживают партнеры с положительными взаимоотно­шениями. Существует и другая тенденция — чем более дружественное, по­ложительное впечатление человек хочет оставить о себе, тем меньшую дис­танцию он выбирает (R. Sommer, 1967).

Исследования дистанции взаимодействия с помощью шкалы CIDS (TheComfortableInterpersonalDistanceScale) показывают, что наибольшее влия­ние на величину дистанции оказывает фактор знакомства: дистанции взаи­модействия со знакомыми меньше, чем с незнакомыми. Фактор пола также оказывает на дистанцию существенное влияние: дистанция со знакомыми противоположного пола меньше, чем со знакомыми того же пола, у мужчин дистанции с незнакомыми противоположного пола меньше, чем с незна­комыми того же пола (незнакомыми мужчинами), а у женщин больше, чем с незнакомыми того же пола (незнакомыми женщинами) (М. Duke, S. Nowicki, 1972). В процессе жизни у человека складывается собственная система субъективныхотношений, где «отношение» включает в себя не толь­ко объективную связь человека с его окружением, но и момент оценки, при­страстность личности (Б. Ф. Ломов, 1984). Данная система субъективных отношений отражает личный опыт человека и внутренне определяет его дей­ствия, его переживания. Ее можно было бы описать как многомерное «субъективное пространство», каждое измерение которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению. Изменение объек­тивного положения, повышение требований, предъявляемых обществом к личности, как, например, это происходит в подростковом возрасте, пред­полагает преобразование субъективных отношений человека в направление решения задач социальной адаптации. Происходящие в подростковом воз­расте изменения требуют трансформации структуры отношений в сторону предпочтения сверстников взрослым. Наличие такой перестройки у млад­ших подростков способствует успешной адаптации, в то время как ее отсут­ствие — возникновению состояния дезадаптации.

Для исследования влияния на дистанцию взаимодействия таких факто­ров, как пол, возраст и знакомство, М. Dukeи S. Nowicki(1972) создали ме­тодику измерения дистанции взаимодействия — шкалу CIDS (TheComfortableInterpersonalDistanceScale). В отличие от физических методов измерения, эта шкала — методика, где измерение осуществляется с помощью карандаша и бу­маги. -Шкала CIDSпредставляет собой 8 радиусов по 5 см, исходящих из од­ной точки. Каждый радиус является воображаемым «входом» (радиусы про­нумерованы в случайном порядке). Испытуемому предлагают представить себе, что шкала CIDS— это комната, а он находится в ее центре и должен остановить воображаемого партнера, который приближается к центру вдоль одного из радиусов. Испытуемый должен отметить на радиусе, на какое рас­стояние он предпочел бы, чтобы этот партнер приблизился. В качестве парт­неров используются люди, разные по полу, возрасту и степени знакомства.

М. Dukeи S. Nowickiиспользовали следующие стимулы:

□ незнакомый человек другого пола (младше);

□ незнакомый человек другого пола (старше);

□ незнакомый человек того же пола (младше);

□ незнакомый человек того же пола (старше);

□ знакомый человек другого пола (младше);

□ знакомый человек другого пола (старше);

□ знакомый человек того же пола (младше);

□ знакомый человек того же пола (старше).

В используемой нами модификации шкалы CIDSв качестве партнеров общения были взяты: мать, отец, классный руководитель, одноклассник, од­ноклассница (как наиболее значимые люди, качество эмоционального об­щения с которыми влияет на адаптацию к школе) и соответствующие им по возрасту и полу незнакомые — мужчина, женщина, сверстник, сверстница.

Инструкция. Посмотрите на рисунок перед вами. Представьте себе, что это большая круглая комната, вы находитесь в самом центре, там, где линии пересекаются. В этой комнате восемь дверей, у каждой есть свой но­мер. Через дверь в комнату заходит человек. Он движется по направлению к вам. Вы можете остановить его на том месте и на том расстоянии, на ка­ком вам удобнее всего с ним общаться. Поставьте на этом месте крестик[23].

Итак, в первую дверь заходит мама, поставьте крестик на линии номер один в том месте, где вы остановите маму...

Во вторую дверь заходит папа...

В третью — ваш классный руководитель...

В четвертую дверь заходят два человека. Это ваш одноклассник и ваша одноклассница. На четвертой линии поставьте, пожалуйста, два крестика и пометьте пол буквами «м» и «ж».

В пятую дверь заходит незнакомый мужчина возраста ваших родителей...

В шестую дверь — незнакомая женщина возраста ваших родителей...

В седьмую дверь — незнакомый мальчик (юноша) вашего возраста...

В восьмую дверь — незнакомая девочка (девушка) вашего возраста...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.