КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Авиценна
Авиценна (Ибн Сина) (980— 1037 гг.) — крупнейший ученый своего времени, философ, врач, естествоиспытатель и поэт народов Средней Азии. Он оставил многочисленные труды по разнообразным отраслям знаний: философии, математике, языку, астрономии, химии, медицине, психологии, логике, геологии. Вопреки Корану Ибн Сина утверждал, что мир вечен, а не сотворен. По его мнению, мир материален и вечен. Он возник не по воле Бога, а в силу непреложной необходимости. Движение присуще материи. В мире царит естественная закономерность. Ибн Сина (Авиценна) родился недалеко от Бухары. По сведениям его биографов, он в десятилетнем возрасте как губка впитывал преподаваемые ему предметы, удивлял всех своим дарованием. Он знал наизусть весь Коран, усвоил в основном все словесные дисциплины: грамматику, стилистику, поэтику и др. В этом возрасте он не только умел читать и писать, сочинять стихи, но и жадно прислушивался к происходившим в его присутствии ученым разговорам. Самостоятельно усвоив элементарную логику и начало геометрии, он приступил к изучению естественных наук, в том числе и медицины. С необычайной легкостью одолевал он книги по медицине, которая, по его мнению, не принадлежит к числу трудных наук. Он писал о себе: «Медицина не относится к числу трудных наук, и поэтому я в короткое время овладел ею в значительной степени». Уже в 18-летнем возрасте Ибн Сина пользовался большим авторитетом среди медиков тогдашней Бухары, принимал больных и весьма успешно лечил их. В дальнейшем его талант в области медицины проявился настолько ярко, что имя его справедливо стоит в одном ряду с великими врачами Античности. Задолго до того, как передовая философская мысль Европы поставила на первое место наблюдения и опыты, Ибн Сина применял наблюдение и опыт в решении вопросов медицины. Он писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах». Он отверг демонологические представления о причине нервных и психических болезней, описал менингит как особую болезнь, указывал, что при острых лихорадочных заболеваниях может развиваться психоз, что самое вредное для больного — это страх, и рекомендовал музыку в качестве терапевтического средства. Он призывал врачей изучать факты, относящиеся как к болезни, так и к здоровью человека.
Вопросам медицины Ибн Сина посвятил более 20 произведений. Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» («Тиб Канун-лари», 1020 г.) — энциклопедический свод медицинских знаний Древнего мира, итог воззрений и опыта древнегреческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Ибн-Сина не ограничился пересказом прошлого: он подвел критический итог развитию медицины к XI в. Его труд способствовал поэтому быстрому расцвету медицины. В XII в. (в Толедо) он был переведен с арабского языка на латинский, разошелся в многочисленных арабских, еврейских и латинских копиях по всей Европе, был напечатан в Европе около 30 раз. В течение нескольких столетий в университетах Западной Европы будущие врачи учились медицине по «Канону». Сочинение Ибн Сины формировало медицинское мышление многих поколений. «Канон» состоит из 5 книг. Первая содержит определение медицины, сведения по анатомии, общие сведения о болезнях, о сохранении здоровья, о лечении вообще. Во второй излагается учение о простых лекарствах и способах их действия. Третья содержит частную патологию и терапию, описание отдельных болезней и способов их лечения. Четвертая посвящена хирургии и общему учению о лихорадке. В пятой описаны сложные лекарственные вещества, яды и противоядия.
Особые главы «Канона» посвящены воспитанию здорового и больного ребенка. В «Каноне» имеются сведения о расстройствах речи и о способах их лечения. Здесь Ибн Сина пишет о значении различных органов артикуляции в акте речи, о возможной патологии в их строении и функциях, и в связи с этим — о возможных речевых расстройствах. Усматривая зависимость расстройств речи от состояния органов артикуляции, он тем самым развивает и дополняет мысль Аристотеля. Причину неправильного строения или функционирования органов артикуляции Ибн Сина усматривает в переполнении их влагой (гуморальная точка зрения) или спазма. «Чрезмерная величина языка бывает от преобладания крови, а иногда от обилия слизистой влаги...». «Расслабление языка иногда доходит до того, что речь либо затрудняется, либо искажается. Сюда относится картавость и косноязычие. Есть дети, у которых затягивается период неспособности к речи. У некоторых косноязычных язык развязывается, так как растворяется влага, задержанная в корнях нерва языка и заставляющая язык запинаться. По той же причине ребенок картавит, а когда он становится юношей и влага в языке уравновешивается, начинает говорить чисто» (с. 253)1. Наряду с нарушениями периферической части речевого аппарата Ибн Сина, однако, усматривает возможность поражения и его центральной части, что тоже приводит к различным расстройствам речи. «Иногда немота и другие повреждения речи происходят от повреждения в мозгу и в месте выхода нерва, который идет к языку и двигает его... Поскольку нерв языка связан со множеством других нервов, то эти нервы должны либо способствовать языку в его движении...— так обстоит дело у людей со здоровой речью-либо препятствовать движению... тогда наблюдается косноязычие и т. п.» (с. 353). Исходя из таких воззрений на причины речевых расстройств, Ибн Сина рекомендует и соответствующее их лечение: пускать из сосудов языка кровь, двигательные упражнения для языка, тереть язык нашатырем с сушеным кислым молоком, полоскать горло перцем, горчицей, натирать язык вяжущими лекарствами и т. д. — все это с целью вызвать обильное слюнотечение.
Своеобразен его взгляд на причину и устранение заикания. Он пишет: «Иногда расстройство речи происходит по причине, заложенной в мышце гортани, когда в ней имеет место натяжение или расслабление. Случается, что человеку сначала трудно издавать звуки, т. к. он усиленно старается привести в движение мышцы груди и гортани, а эти мышцы не следуют усилиям и не подчиняются им. Когда же он вдохнет, начиная говорить и произносить слова, то язык после этого развяжется. Такому человеку следует, собираясь начать говорить, сделать глубокий вдох и широко расправить грудь, причем он должен говорить не спеша. Когда он привыкнет к этому, ему будет легко говорить, и легкость речи станет для него обычной». Таким образом, Ибн Сина, твердо придерживаясь гуморальной точки зрения, рассматривает центральные и периферические причины возникновения различных речевых расстройств и соответственно этому предлагает и разные средства их преодоления, направленные на уменьшение количества жидкости в речевом аппарате. Можно полагать, что точка зрения Ибн Сины на речевые расстройства соответствовала взглядам врачей Европы XI —XVIII вв. Задания для самостоятельной работы 1. Охарактеризуйте эпоху феодализма в странах Ближнего и Среднего Востока V—XIII вв. 2. Расскажите, в трудах каких ученых встречаются сведения о речевых расстройствах. Раскройте содержание этих сведений. 3. Сравните представление о речевых расстройствах и приемах их устранения в трудах медиков Ближнего и Среднего Востока V —XIII вв. и Древней Греции и Рима.
Глава 4 ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. V-XVI вв. После распада Римской империи в истории Центральной, Западной и Южной Европы начался новый период, условно называемый средневековым. Для этого периода было характерным преобладание феодальных общественных отношений. Феодальный строй в Западной Европе прошел 3 стадии. Первая стадия феодализма (с V по X — XI вв.) — раннее Средневековье. Переход от античного мира к Средневековью был связан на первых порах с глубоким экономическим и культурным упадком. Преобладало натуральное хозяйство. В течение ряда веков отмечался упадок науки.
Во второй стадии феодализма (XI — XV вв.) — развитого Средневековья — с ростом производительных сил росли города — центры ремесла и торговли. Ремесленники в городах объединялись в цехи, развитие которых характерно для данной стадии. Наряду с натуральным хозяйством получило развитие меновое хозяйство. Крепли товарно-денежные отношения. Развивалась и росла торговля внутри отдельных стран и между ними. Третья стадия феодализма (XVI —XVII вв.) — была периодом его упадка и разложения. Этот период характеризуется сравнительно быстрым развитием товарно-денежного хозяйства и затем зарождением в недрах феодализма капиталистических отношений и буржуазного общества, представляя, таким образом, переход к следующей общественно экономической формации —капитализму. Эпоха феодализма унаследовала от Римской империи христианскую религию в ее западной разновидности, известной с 1054 г. под названием католицизма. Христианская церковь стала главной идеологической силой европейского феодализма, и все развитие культуры и науки в период Средневековья протекало в русле религиозной идеологии. Доминирующей формой философии этого периода стала схоластика. Схоластика исходила из того положения, что все возможные знания уже даны либо в Священном Писании, либо в творениях отцов церкви. Античная культура, философия, литература, педагогическое и медицинское наследие подвергались гонению и предавались забвению. Реалистическим представлениям противопоставлялись религиозные, мистические фантазии о человеке как носителе «первородного» греха. Естественные потребности человека рассматривались как проявление греховного начала. Нормы семейных отношений, семейной педагогики нашли отражение в памятниках церковной литературы — Правилах апостолов, в Писаниях отцов церкви, таких как сочинение Иоанна Златоуста «О воспитании детей», Блаженного Иеронима «Письмо к Лете», где воспевается аскетический идеал, который достигается постоянными молитвами, постами, воздержанием, смирением, покорностью. Средневековая церковь категорически отрицала почти все наследие античного мира в области культуры, но необходимость пользоваться богослужебными книгами на латинском языке заставляла заботиться об обучении будущего духовенства хотя бы элементарной грамоте. Латинский язык сделался языком европейской образованности того времени, на нем были написаны основные произведения церковной литературы. Связь средневековой культуры с христианской религией и латинским языком обусловили возникновение своеобразного типа школы, содержание обучения в которой 54 черпалось из религии, а языком обучения стал латинский язык, чуждый для большинства европейских народов. Эти школы содержались церковью. Они были нескольких типов: монастырские (при монастырях), кафедральные (при кафедре епископа), приходские (при приходских церквях). В большинстве из них образование детей ограничивалось преподаванием грамматики, риторики и диалектики (тривиум). В крупных школах еще обучали арифметике, геометрии, астрономии и музыке (квадриум). Совокупность этих двух циклов предметов была известна под названием «семи свободных искусств». Обучение в средневековых школах строилось преимущественно на запоминании текстов Священного Писания и комментариев к ним. Метод обучения был схоластическим. Учащиеся обычно заучивали готовые определения в схоластической вопросно-ответной форме. В качестве примера приводим фрагмент из учебника Алкуина1, написанного для Пипина — сына Карла Великого. Пипин задает вопросы, Алкуин отвечает. П. Что такое письмо? А. Страж истории П. Что такое речь? А. Толкователь души П. Что создает речь? А. Язык П. Что такое язык? А. Воздушный бич П. Что такое человек? А. Раб смерти, переходящий с места на место путешественник, гость в своем жилище П. На что похож человек? А. На плодовое дерево А. Подобно фонарю, П. Как помещен человек? выставленному на ветер Другой пример: «Беседа между учителем и учениками». Из учебника Эльфрика (X — XI вв.) — одного из монахов-учителей. M. (мальчики). Наставник, мы, дети, просим вас учить нас говорить правильно, ибо мы необразованны и говорим испорченным языком. Н. (Наставник). Что вы хотите сказать? М. Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильна и чтобы мы говорили то, что полезно, и чтобы мы не говорили по-старушечьи или неправильно. Характерным для Средневековья является распространение «богоугодных заведений» — благотворительных закрытых учреждений для призрения детей. Они возникли еще в Римской империи в связи с усилением обнищания населения и повальными эпидемиями. Общественное обслуживание детей нищенствующих родителей, сирот, подкидышей в период раннего феодализма взяла на себя христианская церковь. Так, в IV в. в Италии появляются дома для подкидышей и сирот при монастырях, сиротские дома при домах пилигримов и госпиталях. Позже, в VIII — IX вв. появились дома призрения внебрачных детей в крупных городах при епископских кафедрах; в IX — XIV вв.— дома призрения внебрачных детей, учреждаемые сельскими и городскими приходами, воспитательные дома, организуемые гильдиями, цехами и благотворительными обществами в городах Центральной Европы. В XV—XVI вв. в ряде стран Западной и Центральной Европы начали складываться буржуазная идеология и культура, обусловленные зарождением капиталистического способа производства. (Началась эпоха, известная в истории под названием «Возрождения».) Появление первых признаков новых социальных отношений имело своим следствием возникновение нового взгляда на мир и человека в противовес средневековому религиозно-догмагическому мировоззрению. Средневековый аскетизм с его отрицанием радостей земной жизни и проповедью подготовки к загробному, вечному существованию постепенно вытесняется идеями гуманизма, противопоставившего теологии светскую науку, выдвинувшего идеал жизнерадостно-00 го, сильного духом и телом человека. Передовые мыслители этого периода особое внимание стали уделять изучению богатой литературы Древнего мира, забытой в предыдущие столетия. Идеи гуманизма нашли свое отражение во взглядах передовых мыслителей на воспитание. Гуманисты выступили с требованием изучать в школах культурное наследие античного мира, а также реальные предметы окружающего мира; настаивали на использовании активных методов обучения, развивающих мышление детей. Острой критике подвергаются феодальное семейное воспитание, средневековая школа, схоластические методы обучения. В работах французских, английских, немецких гуманистов по-новому ставятся вопросы физического воспитания, развития речи; в противовес средневековой муштре, выдвигается требование использования игр, забав, развития наблюдательности. Уважение к личности ребенка, наглядный метод обучения, реальное содержание образования стали ведущими проблемами времени. Педагогические идеи эпохи гуманизма представлены высказываниями целого ряда выдающихся мыслителей. Среди них: Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томас Мор и др.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |