Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Авиценна




Авиценна (Ибн Сина) (980— 1037 гг.) — крупней­ший ученый своего времени, философ, врач, естество­испытатель и поэт народов Средней Азии. Он оставил многочисленные труды по разнообразным отраслям знаний: философии, математике, языку, астрономии, химии, медицине, психологии, логике, геологии. Во­преки Корану Ибн Сина утверждал, что мир вечен, а не сотворен. По его мнению, мир материален и вечен. Он возник не по воле Бога, а в силу непреложной не­обходимости. Движение присуще материи. В мире ца­рит естественная закономерность.

Ибн Сина (Авиценна) родился недалеко от Бухары. По сведениям его биографов, он в десятилетнем возра­сте как губка впитывал преподаваемые ему предметы, удивлял всех своим дарованием. Он знал наизусть весь Коран, усвоил в основном все словесные дисциплины: грамматику, стилистику, поэтику и др. В этом возрасте он не только умел читать и писать, сочинять стихи, но и жадно прислушивался к происходившим в его при­сутствии ученым разговорам. Самостоятельно усвоив элементарную логику и начало геометрии, он присту­пил к изучению естественных наук, в том числе и меди­цины. С необычайной легкостью одолевал он книги по медицине, которая, по его мнению, не принадлежит к числу трудных наук. Он писал о себе: «Медицина не относится к числу трудных наук, и поэтому я в короткое время овладел ею в значительной степени».

Уже в 18-летнем возрасте Ибн Сина пользовался большим авторитетом среди медиков тогдашней Буха­ры, принимал больных и весьма успешно лечил их.

В дальнейшем его талант в области медицины проявил­ся настолько ярко, что имя его справедливо стоит в одном ряду с великими врачами Античности.

Задолго до того, как передовая философская мысль Европы поставила на первое место наблюдения и опы­ты, Ибн Сина применял наблюдение и опыт в решении вопросов медицины. Он писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах». Он отверг демонологические представ­ления о причине нервных и психических болезней, описал менингит как особую болезнь, указывал, что при острых лихорадочных заболеваниях может развиваться психоз, что самое вредное для больного — это страх, и рекомендовал музыку в качестве терапевтического сред­ства. Он призывал врачей изучать факты, относящиеся как к болезни, так и к здоровью человека.

Вопросам медицины Ибн Сина посвятил более 20 произведений. Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» («Тиб Канун-лари», 1020 г.) — эн­циклопедический свод медицинских знаний Древнего мира, итог воззрений и опыта древнегреческих, римс­ких, индийских и среднеазиатских врачей. Ибн-Сина не ограничился пересказом прошлого: он подвел кри­тический итог развитию медицины к XI в. Его труд способствовал поэтому быстрому расцвету медицины. В XII в. (в Толедо) он был переведен с арабского языка на латинский, разошелся в многочисленных арабских, еврейских и латинских копиях по всей Европе, был напечатан в Европе около 30 раз.

В течение нескольких столетий в университетах Западной Европы будущие врачи учились медицине по «Канону». Сочинение Ибн Сины формировало меди­цинское мышление многих поколений.

«Канон» состоит из 5 книг. Первая содержит оп­ределение медицины, сведения по анатомии, общие сведения о болезнях, о сохранении здоровья, о лечении вообще. Во второй излагается учение о простых лекар­ствах и способах их действия. Третья содержит частную патологию и терапию, описание отдельных болез­ней и способов их лечения. Четвертая посвящена хи­рургии и общему учению о лихорадке. В пятой описаны сложные лекарственные вещества, яды и противоядия.

Особые главы «Канона» посвящены воспитанию здорового и больного ребенка.

В «Каноне» имеются сведения о расстройствах речи и о способах их лечения. Здесь Ибн Сина пишет о значении различных органов артикуляции в акте речи, о возможной патологии в их строении и функци­ях, и в связи с этим — о возможных речевых расстрой­ствах. Усматривая зависимость расстройств речи от состояния органов артикуляции, он тем самым разви­вает и дополняет мысль Аристотеля. Причину непра­вильного строения или функционирования органов артикуляции Ибн Сина усматривает в переполнении их влагой (гуморальная точка зрения) или спазма.

«Чрезмерная величина языка бывает от преоблада­ния крови, а иногда от обилия слизистой влаги...». «Рас­слабление языка иногда доходит до того, что речь либо затрудняется, либо искажается. Сюда относится карта­вость и косноязычие. Есть дети, у которых затягивается период неспособности к речи. У некоторых косноязыч­ных язык развязывается, так как растворяется влага, задержанная в корнях нерва языка и заставляющая язык запинаться. По той же причине ребенок картавит, а когда он становится юношей и влага в языке уравнове­шивается, начинает говорить чисто» (с. 253)1.

Наряду с нарушениями периферической части речевого аппарата Ибн Сина, однако, усматривает возможность поражения и его центральной части, что тоже приводит к различным расстройствам речи.

«Иногда немота и другие повреждения речи про­исходят от повреждения в мозгу и в месте выхода нерва, который идет к языку и двигает его... Посколь­ку нерв языка связан со множеством других нервов, то эти нервы должны либо способствовать языку в его движении...— так обстоит дело у людей со здоровой речью-либо препятствовать движению... тогда наблю­дается косноязычие и т. п.» (с. 353).

Исходя из таких воззрений на причины речевых расстройств, Ибн Сина рекомендует и соответствующее их лечение: пускать из сосудов языка кровь, двигатель­ные упражнения для языка, тереть язык нашатырем с сушеным кислым молоком, полоскать горло перцем, горчицей, натирать язык вяжущими лекарствами и т. д. — все это с целью вызвать обильное слюнотечение.

Своеобразен его взгляд на причину и устранение заикания. Он пишет: «Иногда расстройство речи про­исходит по причине, заложенной в мышце гортани, когда в ней имеет место натяжение или расслабление. Случается, что человеку сначала трудно издавать зву­ки, т. к. он усиленно старается привести в движение мышцы груди и гортани, а эти мышцы не следуют усилиям и не подчиняются им. Когда же он вдохнет, начиная говорить и произносить слова, то язык после этого развяжется. Такому человеку следует, собираясь начать говорить, сделать глубокий вдох и широко рас­править грудь, причем он должен говорить не спеша. Когда он привыкнет к этому, ему будет легко говорить, и легкость речи станет для него обычной».

Таким образом, Ибн Сина, твердо придерживаясь гуморальной точки зрения, рассматривает центральные и периферические причины возникновения различных речевых расстройств и соответственно этому предлага­ет и разные средства их преодоления, направленные на уменьшение количества жидкости в речевом аппарате.

Можно полагать, что точка зрения Ибн Сины на речевые расстройства соответствовала взглядам вра­чей Европы XI —XVIII вв.

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте эпоху феодализма в странах Ближнего и Среднего Востока V—XIII вв.

2. Расскажите, в трудах каких ученых встречаются сведения о речевых расстройствах. Раскройте со­держание этих сведений.

3. Сравните представление о речевых расстройствах и приемах их устранения в трудах медиков Ближ­него и Среднего Востока V —XIII вв. и Древней Греции и Рима.

 

Глава 4 ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. V-XVI вв.

После распада Римской империи в истории Цен­тральной, Западной и Южной Европы начался новый период, условно называемый средневековым. Для это­го периода было характерным преобладание феодаль­ных общественных отношений.

Феодальный строй в Западной Европе прошел 3 стадии. Первая стадия феодализма (с V по X — XI вв.) — раннее Средневековье. Переход от античного мира к Средневековью был связан на первых порах с глубо­ким экономическим и культурным упадком. Преобла­дало натуральное хозяйство. В течение ряда веков от­мечался упадок науки.

Во второй стадии феодализма (XI — XV вв.) — раз­витого Средневековья — с ростом производительных сил росли города — центры ремесла и торговли. Ре­месленники в городах объединялись в цехи, развитие которых характерно для данной стадии. Наряду с на­туральным хозяйством получило развитие меновое хозяйство. Крепли товарно-денежные отношения. Развивалась и росла торговля внутри отдельных стран и между ними.

Третья стадия феодализма (XVI —XVII вв.) — была периодом его упадка и разложения. Этот период ха­рактеризуется сравнительно быстрым развитием то­варно-денежного хозяйства и затем зарождением в недрах феодализма капиталистических отношений и буржуазного общества, представляя, таким образом, переход к следующей общественно экономической формации —капитализму.

Эпоха феодализма унаследовала от Римской им­перии христианскую религию в ее западной разно­видности, известной с 1054 г. под названием католи­цизма.

Христианская церковь стала главной идеологичес­кой силой европейского феодализма, и все развитие культуры и науки в период Средневековья протекало в русле религиозной идеологии.

Доминирующей формой философии этого периода стала схоластика. Схоластика исходила из того поло­жения, что все возможные знания уже даны либо в Священном Писании, либо в творениях отцов церкви. Античная культура, философия, литература, педагоги­ческое и медицинское наследие подвергались гонению и предавались забвению.

Реалистическим представлениям противопоставля­лись религиозные, мистические фантазии о человеке как носителе «первородного» греха. Естественные по­требности человека рассматривались как проявление греховного начала.

Нормы семейных отношений, семейной педагоги­ки нашли отражение в памятниках церковной литера­туры — Правилах апостолов, в Писаниях отцов церк­ви, таких как сочинение Иоанна Златоуста «О воспи­тании детей», Блаженного Иеронима «Письмо к Лете», где воспевается аскетический идеал, который достига­ется постоянными молитвами, постами, воздержанием, смирением, покорностью.

Средневековая церковь категорически отрицала почти все наследие античного мира в области культу­ры, но необходимость пользоваться богослужебными книгами на латинском языке заставляла заботиться об обучении будущего духовенства хотя бы элементарной грамоте. Латинский язык сделался языком европейской об­разованности того времени, на нем были написаны ос­новные произведения церковной литературы. Связь средневековой культуры с христианской религией и латинским языком обусловили возникновение своеоб­разного типа школы, содержание обучения в которой 54 черпалось из религии, а языком обучения стал латинский язык, чуждый для большинства европейских на­родов.

Эти школы содержались церковью. Они были не­скольких типов: монастырские (при монастырях), ка­федральные (при кафедре епископа), приходские (при приходских церквях). В большинстве из них образова­ние детей ограничивалось преподаванием граммати­ки, риторики и диалектики (тривиум). В крупных шко­лах еще обучали арифметике, геометрии, астрономии и музыке (квадриум). Совокупность этих двух циклов предметов была известна под названием «семи свобод­ных искусств».

Обучение в средневековых школах строилось пре­имущественно на запоминании текстов Священного Писания и комментариев к ним. Метод обучения был схоластическим. Учащиеся обычно заучивали готовые определения в схоластической вопросно-ответной форме.

В качестве примера приводим фрагмент из учеб­ника Алкуина1, написанного для Пипина — сына Кар­ла Великого. Пипин задает вопросы, Алкуин отвечает.

П. Что такое письмо? А. Страж истории

П. Что такое речь? А. Толкователь души

П. Что создает речь? А. Язык

П. Что такое язык? А. Воздушный бич

П. Что такое человек? А. Раб смерти, переходящий с места на место путешественник,

гость в своем жилище

П. На что похож человек? А. На плодовое дерево

А. Подобно фонарю,

П. Как помещен человек? выставленному на ветер

Другой пример: «Беседа между учителем и учени­ками». Из учебника Эльфрика (X — XI вв.) — одного из монахов-учителей.

M. (мальчики). Наставник, мы, дети, просим вас учить нас говорить правильно, ибо мы необразованны и говорим испорченным языком.

Н. (Наставник). Что вы хотите сказать? М. Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильна и чтобы мы говорили то, что полезно, и чтобы мы не говорили по-старушечьи или неправильно.

Характерным для Средневековья является рас­пространение «богоугодных заведений» — благотво­рительных закрытых учреждений для призрения де­тей. Они возникли еще в Римской империи в связи с усилением обнищания населения и повальными эпи­демиями. Общественное обслуживание детей нищен­ствующих родителей, сирот, подкидышей в период раннего феодализма взяла на себя христианская цер­ковь. Так, в IV в. в Италии появляются дома для под­кидышей и сирот при монастырях, сиротские дома при домах пилигримов и госпиталях. Позже, в VIII — IX вв. появились дома призрения внебрачных детей в крупных городах при епископских кафедрах; в IX — XIV вв.— дома призрения внебрачных детей, учреж­даемые сельскими и городскими приходами, воспита­тельные дома, организуемые гильдиями, цехами и бла­готворительными обществами в городах Центральной Европы.

В XV—XVI вв. в ряде стран Западной и Цент­ральной Европы начали складываться буржуазная идеология и культура, обусловленные зарождением капиталистического способа производства. (Началась эпоха, известная в истории под названием «Возрож­дения».)

Появление первых признаков новых социальных отношений имело своим следствием возникновение нового взгляда на мир и человека в противовес сред­невековому религиозно-догмагическому мировоззре­нию. Средневековый аскетизм с его отрицанием радо­стей земной жизни и проповедью подготовки к загроб­ному, вечному существованию постепенно вытесняется идеями гуманизма, противопоставившего теологии светскую науку, выдвинувшего идеал жизнерадостно-00 го, сильного духом и телом человека. Передовые мыслители этого периода особое внимание стали уделять изучению богатой литературы Древнего мира, забытой в предыдущие столетия.

Идеи гуманизма нашли свое отражение во взгля­дах передовых мыслителей на воспитание. Гуманисты выступили с требованием изучать в школах культур­ное наследие античного мира, а также реальные пред­меты окружающего мира; настаивали на использова­нии активных методов обучения, развивающих мыш­ление детей.

Острой критике подвергаются феодальное семей­ное воспитание, средневековая школа, схоластические методы обучения.

В работах французских, английских, немецких гу­манистов по-новому ставятся вопросы физического воспитания, развития речи; в противовес средневеко­вой муштре, выдвигается требование использования игр, забав, развития наблюдательности. Уважение к личности ребенка, наглядный метод обучения, реаль­ное содержание образования стали ведущими пробле­мами времени.

Педагогические идеи эпохи гуманизма представ­лены высказываниями целого ряда выдающихся мыс­лителей. Среди них: Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томас Мор и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.