КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Актуальные проблемы логопедии о трудах ученых XX вена
Л.С. Мотылева Материалы конференция «Актуальные проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений в трудах ученых XX века» предполагают некоторую систематизацию того, что осуществлено в логопедической теории и практике в относительно короткий исторический отрезок времени. Здесь учитывались истоки развития логопедии, получившей мощный импульс еще в XIX веке в процессе бурного развития естественных наук и развития концепции о локализации высших психических функций, оказавших огромное влияние на понимание нормы и патологии речи. В рассматриваемых материалах представлены научные направления, свидетельствующие о связи речевых расстройств с состоянием всех сфер жизнедеятельности человека; с неврологическими, нервно-психическими, психологическими особенностями лиц, страдающих речевой патологией, с особенностями личности в целом. Исследования ученых показывают, что эффективность изучения речевой патологии возможна лишь с позиции понимания речи как целостного, многоуровнего и сложноструктурного процесса. Логопедия рассматривается как педагогическая наука, опирающаяся на общедидактические и специфические принципы поиска и разработки методов дифференциальной диагностики, коррекции и профилактики речевых нарушений. Особую значимость приобретает системный и комплексный подход в коррекции речевых нарушений. Изучение актуальных вопросов речевой патологии и ее коррекции невозможно вне связи логопедии с другими науками и особенно с психологией, нейропсихологией, психолингвистикой. Особое значение придается трудам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева.
Развитие современной логопедии было подготовлено трудами выдающихся отечественных ученых XIX и начала XX века (И.А. Сикорского, М.В. Богданова-Березовского, М.И. Аствацатурова, Г.Д. Неткачева, СМ. Доброгаева, В.А. Гиляровского, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт. Ф.А. Pay, Н.А. Власовой, О.В. Правдиной, Ю.А. Флоренской, С.С Ляпидевского, В.В. Оппель, Э.С. Бейн, М.Ф. Брунс, Г.А. Каше и многих др.), а также зарубежных авторов (Р. Беккер, К.-П. Беккера, М. Совака, М. Зеемана, А. Митринович-Моджиевска, X. Мержеевска и др.). В настоящее время вычленяются новые актуальные проблемы логопедии и пути их решения, отчетливее выступают тенденции развития логопедии как науки, прослеживаются ярко очерченные тенденции, имеющие глубинные связи, с одной стороны, с истоками логопедии XIX и первой половины XX века, с другой стороны, с современным уровнем развития смежных с логопедией научных областей. Такими перспективными направлениями и тенденциями, определяющими фундаментальные подходы в изучении речевых расстройств в будущем, являются, на наш взгляд, следующие: — Углубленная и дифференцированная разработка медико-психолого-педагогического подхода при диагностике и коррекции речевых нарушний на основе изучения физиологических, психофизиологических, психологических механизмов речевой патологии и их клинических проявлений в структуре тяжелых нарушений речи (Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, М.К. Бурлако-ва, Е.Н. Винарская, Л.И. Вансовская, Т.Г. Визель, А.Н. Корнев, Е.В. Лаврова, Н.Н. Малофеев, Л.Я. Миссуловин, Е.В. Оганесян, О.С. Орлова, В.И. Селиверстов, К.А. Семенова, В.М. Шкловский, М.Г. Храковская и др.). Многоаспектное изучение психологических особенностей детей и взрослых с речевой патологией с позиций системного подхода, обеспечивающее воздействие на всю личность ребенка или взрослого с нарушением речи (И.Т. Власенко, Г.А. Волкова, В.А. Калягин, Е.М. Мастюкова, Л.Я. Миссуловин, В.И. Селиверстов, Г.М. Сумченко. Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова и др.).
— Психолингвистический подход при анализе речевых расстройств и их коррекции, который в настоящее время наиболее успешно разработан в исследованиях таких авторов, как В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Р.И. Лапаева, Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халилова и др. — Разработка нейропсихологического подхода к изучению и коррекции речевых расстройств, как у взрослых, так и у детей с локальными поражениями мозга (Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, Ж.М. Глозман и др.). — Совершенствование педагогического аспекта логопедического воздействия, создание новых технологий, в том числе и компьютерных, при коррекции нарушений устной речи (Т.В. Влосовец, О.Е. Грибова, И.И.Ермакова, А.Г. Иппо-литова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова. В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.), нарушений письменной речи (Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Л.Г. Парамонова, Г.М. Сумченко и др.). — Исследование сложной структуры речевого дефекта в сочетании с сенсорными (Л.С. Волкова, Л.Г. Парамонова), моторными (Е.Ф. Архипова, Л.А. Данилова, Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова и др.), интеллектуальными нарушениями (Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, С.Г. Шевченко и др.). — Разработка проблем профилактики и наиболее раннего логопедического воздействия (Е.Ф. Архипова, Г.А. Волкова, Т.В. Волосовец, Е.М.Масюкова, О.С. Орлова, Т.Б. Филичева и др.). Указанные направления не отражают всего широкого спектра проблем, требующих решений и разрабатываемых в современной логопедии. Авторы настоящего сборника считали необходимым назвать имена и представить творческие портреты ведущих ученых в области логопедии, составляющих плеяду классиков науки, а также современных исследователей, внесших значительных вклад в решение многих научных вопросов. Однако собрать материалы о всех достойных быть здесь представленными не удалось. Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. Материалы Международной научной конференции / Науч. ред. Л.С. Мотылева. СПб., 2000. С.3-4. Задания для самостоятельной работы студентов по разделу 1. Попробуйте аргументированно ответить на три вопроса Ф.А. Pay:
а) логопедия — медицинская или педагогическая наука? б)следует ли плохоговорящего считать больным? в) нужно ли логопата лечить или учить и воспитывать? 2. Опираясь на мнение Д.И. Азбукина, поясните прикладное значение медицинских знаний при подготовке специалистов-логопедов. 3. Как Р.Е. Левина, опираясь на теорию о «сложной структуре дефекта», описывает комплексный характер аномального развития речевой деятельности у детей и педагогические средства его преодоления и профилактики? Как логопедическая работа вступает во взаимодействие с врачебными мероприятиями? 4. В дополнение к предыдущему заданию сравните позиции Н.А. Власовой в отношении совместной работы врача и логопеда при преодолении речевых расстройств. 5. Расскажите об организации массовой логопедической помощи населению в России в первой половине XX века. См. материалы Ф.А. Pay, M.E. Хватцева. Как развивалась система логопедической помощи населению (детям, подросткам и взрослым) во второй половине XX века: в практических учреждениях системы просвещения (специальные и общеобразовательные дошкольные учреждения, специальные школы-интернаты, логопедические пункты при общеобразовательных школах) и системы здравоохранения (логопедические и сурдологопедические кабинеты при детских поликлиниках, амбулаторная и стационарная помощь при психоневрологических диспансерах, при детских больницах и санаториях)? См. материалы М.Е. Хватцева, В.И. Селиверстова, А.С. Марголис, Р.Е. Левиной, В.М. Шкловского. 7. Опираясь на работу С.С. Ляпидевского, объясните роль медицинских знаний в развитии теории и практики логопедии. В частности, постарайтесь а) Каковы причины речевых расстройств? б) Речевые расстройства — болезнь или недостаток воспитания? в) Лечить или воспитывать? г) Кто это должен делать — врач или педагог-логопед? Сравните с вопросами Ф.А. Pay. После этого расскажите, что составляет анатомо-физиологические основы логопедии и как понимать необходимость комплексного медико-педагогического подхода к изучению и преодолению речевых расстройств.
8. Опираясь на работу Р.Е. Левиной, расскажите о а) Изучение недостатков речевого развития ведется в логопедии с учетом данных разных наук: языкознания, психологии, физиологии, разных отраслей медицины и др. б) Не существует нарушения речи самого по себе, оно всегда в) Для успешного развития логопедической науки необходимо учитывать ее отношение к другим областям специальной педагогики: сурдопедагогике, олигофренопедагогике, тифлопедагогике. г) Комплексный медико-педагогический подход при изучении и специальном обучении детей с речевыми нарушениями предполагает контакт или содружество логопеда и врачей разных специальностей, координацию педагогических и медицинских средств воздействия. 9. Расскажите, как комплексный медико-педагогический подход к преодолению речевых нарушений реализуется в разных видах практических учреждений систем просвещения (образования) и здравоохранения. См. материалы Р.Е. Левиной, Н. А. Власовой, В.И. Селиверстова и А.С. Марголис, В.М. Шкловского. 10.Опираясь на результаты работы логопедических кафедр МГПИ им. В.И. Ленина и ЛГПИ им. А.И. Герцена, расскажите: а) о современной системе медико-педагогической подготовки специалистов логопедического профиля и б) об особенностях организации научно-исследовательской работы по логопедии преподавателей и студентов в условиях высших учебных заведений. 11.Как отражаются медико-педагогические основы развития логопедии в формировании профессионального языка этой отрасли научных знаний? На материале статьи В.И. Селиверстова обрисуйте место и роль современной логопедии в ряду смежных научных знаний: лингвистики, медицины, психологии и специальной психологии, педагогики и специальной (коррекционной) педагогики. Примечание. Варианты выполнения заданий для самостоятельной работы по разделу «Медико-педагогические основы развития логопедии» могут выражаться: а) в виде устных выступлений студентов на семинарских и б) в виде докладов на студенческих научных конференциях; в) в виде конспектов по персоналиям (по отдельным работам г) в виде тематических рефератов (обобщения и сравнения д) в виде курсовых и конкурсных работ. Литература: учебники, учебные пособия, монографии Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. — М, 1980. Арутюнян Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся.— М., 1990. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. — М., 1975. Бадалян Л.О. Невропатология. — М., 1982. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. — М, 1964. Бейн Э.С, Бурлакова М.К.., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией.— М., 1982. Бейн Э.С. Речь и афазия. — М., 1997. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем./ Под ред. Н.А. Власовой. — М, 1981. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. — М., 2001. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание: Хрестоматия.— М, 2001. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. — М., 1989. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. — М., 1959. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. —М., 1983. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М, 1985. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. — Л., 1991. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи./ Под ред. С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова. — М., 1968. Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. в шести томах/ Гл. ред. А.В. Запорожец.— М., 1982. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии/ Сост. Т.М. Лифанова. — М., 1995. Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков.— М., 1989. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей.— М., 1972. Жинкин М.И. Механизмы речи. — М., 1958. Жукова Н.С, МастюковаЕ.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М., 1973. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М., 1994. Зайцева ГЛ. Жестовая речь. Дактилология. — М., 2000. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте: Пер. с чешского. — М., 1962. Зикеев А.Г Развитие речи слабослышащих учащихся. — М., 1976. ИпполитоваА.Г. Открытая ринолалия. —М., 1983. Каше Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. — М., 1962. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сб. программ нормативных курсов для вузов./ Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 2000. КоберникГ.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология.— Киев, 1984. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. — Л., 1994. Коррекционная педагогика. Основы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии./ Под ред. Б.П. Пузанова. — М., 1999. Куссмауль А. Расстройства речи. Опыт патологии речи. — Киев, 1879. Лалаева Р.И. Нарушения процесса овладения чтением у школьников. — М., 1983. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. — М., 1990. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998. Лапшин В.А., ПузановБ.П. Основы дефектологии. — М., 1991. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. — М., 1951. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М, 1961. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М, 2002. ЛурияА.Р. Очерки психофизиологии письма. — М., 1950. ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973. ЛурияА.Р. Основные проблемы нейролингвистики. —М., 1975. ЛурияА.Р. Язык и сознание. — М, 1998. Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественно-научные основы коррекционной педагогики / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 2000. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М., 1996. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом.— М., 1985, Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. — М., 1997. Мастюкова Е.М., МосковкинаА.Г. Основы генетики. Клинико-генетические основы педагогики и специальной психологии/ Под ред. В.И. Селиверстова, Б.П. Пузанова.— М, 2001. Мастюкова Е.М., МосковкинаА.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 2003. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава, 1965. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 2002. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи у детей / Под ред. В.И. Селиверстова. — М, 2001. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968. Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. — М, 1974. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского.— М., вып. I— 1960; вып. II— 1963; вып. III— 1967; вып. IV— 1975. Петрова В.Г. Развитие речи у учащихся вспомогательной школы.—М., 1977. Пискунов М.А. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия. —М., 1962. Платонов КМ. Слово как физиологический и лечебный фактор. — М., 1962. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997. . Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973. Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. — М., 1997. Практикум по детской логопедии / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1995. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969. Pay Е.Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи.— М., 1950. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.— М., 1995. Селиверстов В.И. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления: Методические разработки к спец. курсу «История логопедии»: Вып. 1. — М., 1983. Селиверстов В.И, Гаубих Ю.Г. Педагогические истоки логопедии: Методические разработки к спец. курсу «История логопедии». Вып. 2.—М., 1984. Селиверстов В.И. и др. Речевые игры с детьми. — М„ 1994. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. — М., 2000. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. — М., 1968. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. — М., 1972. Синяк В.А., Pay Е.Ф. Логопедия, — М., 1970 Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М, 2001. Специальная дошкольная педагогика и психология. Сб. программ нормативных курсов для вузов / Под ред. В.И. Селиверстова.— М, 2001. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. — М., 2000. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского.— М, 2003. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. — Киев, 1981. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. — М., 1968. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи.— М, 1980. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. — М., 1984. Тяпугин Н.П. Заикание. — М., 1966. Филичева Т.Е., Чевелева НА. Логопедическая работа в специальном детском саду.— М., 1987. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989. Филичева Т.Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М., 1999. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М, 1981. Хватцев М.Е. Недостатки речи у школьников. — М., 1958. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — М., 1961. Хрестоматия по логопедии. В 2-х томах / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова.— М., 1997. ЦветковаЛ.С, Глозман Ж.М. Аграмматизм при афазии. — М., 1978. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. — М, 1985. ЦветковаЛ. С. Афазия и восстановительное обучение.—М, 1988. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М, 2000. Чевелева НА. Исправление речи у заикающихся дошкольников. —-М., 1965. Чевелева НА. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. — М, 1978. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М., 1969. Шкловский В.М. Заикание. — М., 1994. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (пути специального обучения) / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1961. Ястребова А.Н. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. — М., 1962. Ястребова АН. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.— М., 1984.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |