Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальные проблемы логопедии о трудах ученых XX вена




Л.С. Мотылева

Материалы конференция «Актуальные проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений в тру­дах ученых XX века» предполагают некоторую систематизацию того, что осуществлено в логопедической теории и практике в относительно короткий истори­ческий отрезок времени. Здесь учитывались истоки развития логопедии, получившей мощный импульс еще в XIX веке в процессе бурного развития естественных наук и развития концепции о локализации высших психических функций, оказавших огромное влияние на понимание нормы и патологии речи. В рассматривае­мых материалах представлены научные направления, свидетельствующие о связи речевых расстройств с состоянием всех сфер жизнедеятельности человека; с неврологическими, нервно-психическими, психологи­ческими особенностями лиц, страдающих речевой па­тологией, с особенностями личности в целом. Исследо­вания ученых показывают, что эффективность изуче­ния речевой патологии возможна лишь с позиции понимания речи как целостного, многоуровнего и сложноструктурного процесса.

Логопедия рассматривается как педагогическая наука, опирающаяся на общедидактические и специ­фические принципы поиска и разработки методов дифференциальной диагностики, коррекции и профи­лактики речевых нарушений. Особую значимость при­обретает системный и комплексный подход в коррек­ции речевых нарушений.

Изучение актуальных вопросов речевой патологии и ее коррекции невозможно вне связи логопедии с другими науками и особенно с психологией, нейропсихологией, психолингвистикой. Особое значение прида­ется трудам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, А.Р. Лурия, А.А. Ле­онтьева.

Развитие современной логопедии было подготов­лено трудами выдающихся отечественных ученых XIX и начала XX века (И.А. Сикорского, М.В. Богданова-Березовского, М.И. Аствацатурова, Г.Д. Неткачева, СМ. Доброгаева, В.А. Гиляровского, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт. Ф.А. Pay, Н.А. Власовой, О.В. Правдиной, Ю.А. Флоренской, С.С Ляпидевского, В.В. Оппель, Э.С. Бейн, М.Ф. Брунс, Г.А. Каше и многих др.), а также зарубежных авторов (Р. Беккер, К.-П. Беккера, М. Совака, М. Зеемана, А. Митринович-Моджиевска, X. Мержеевска и др.). В настоящее время вычленяются новые актуальные проблемы логопедии и пути их решения, отчетливее вы­ступают тенденции развития логопедии как науки, прослеживаются ярко очерченные тенденции, имеющие глубинные связи, с одной стороны, с истоками логопе­дии XIX и первой половины XX века, с другой сторо­ны, с современным уровнем развития смежных с ло­гопедией научных областей.

Такими перспективными направлениями и тен­денциями, определяющими фундаментальные подходы в изучении речевых расстройств в будущем, являются, на наш взгляд, следующие:

— Углубленная и дифференцированная разработ­ка медико-психолого-педагогического подхода при диагностике и коррекции речевых нарушний на основе изучения физиологических, пси­хофизиологических, психологических механиз­мов речевой патологии и их клинических проявлений в структуре тяжелых нарушений речи (Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, М.К. Бурлако-ва, Е.Н. Винарская, Л.И. Вансовская, Т.Г. Визель, А.Н. Корнев, Е.В. Лаврова, Н.Н. Малофеев, Л.Я. Миссуловин, Е.В. Оганесян, О.С. Орлова, В.И. Селиверстов, К.А. Семенова, В.М. Шкловский, М.Г. Храковская и др.).

Многоаспектное изучение психологических особенностей детей и взрослых с речевой па­тологией с позиций системного подхода, обеспечивающее воздействие на всю личность ре­бенка или взрослого с нарушением речи (И.Т. Власенко, Г.А. Волкова, В.А. Калягин, Е.М. Мастюкова, Л.Я. Миссуловин, В.И. Се­ливерстов, Г.М. Сумченко. Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова и др.).

— Психолингвистический подход при анализе речевых расстройств и их коррекции, который в настоящее время наиболее успешно разрабо­тан в исследованиях таких авторов, как В.К. Во­робьева, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Р.И. Лапаева, Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халилова и др.

— Разработка нейропсихологического подхода к изучению и коррекции речевых расстройств, как у взрослых, так и у детей с локальными поражениями мозга (Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, Ж.М. Глозман и др.).

— Совершенствование педагогического аспекта логопедического воздействия, создание новых технологий, в том числе и компьютерных, при коррекции нарушений устной речи (Т.В. Влосовец, О.Е. Грибова, И.И.Ермакова, А.Г. Иппо-литова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова. В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.), нарушений письменной речи (Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Л.Г. Парамонова, Г.М. Сум­ченко и др.).

— Исследование сложной структуры речевого де­фекта в сочетании с сенсорными (Л.С. Волко­ва, Л.Г. Парамонова), моторными (Е.Ф. Архипова, Л.А. Данилова, Е.Н. Винарская, Е.М. Мастю­кова, К.А. Семенова и др.), интеллектуальными нарушениями (Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, С.Г. Шевченко и др.).

— Разработка проблем профилактики и наиболее раннего логопедического воздействия (Е.Ф. Архипова, Г.А. Волкова, Т.В. Волосовец, Е.М.Масюкова, О.С. Орлова, Т.Б. Филичева и др.).

Указанные направления не отражают всего широ­кого спектра проблем, требующих решений и разраба­тываемых в современной логопедии.

Авторы настоящего сборника считали необходимым назвать имена и представить творческие портреты ве­дущих ученых в области логопедии, составляющих пле­яду классиков науки, а также современных исследова­телей, внесших значительных вклад в решение многих научных вопросов. Однако собрать материалы о всех достойных быть здесь представленными не удалось.

Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века.

Материалы Международной научной конференции /

Науч. ред. Л.С. Мотылева. СПб., 2000. С.3-4.

Задания для самостоятельной работы

студентов по разделу

1. Попробуйте аргументированно ответить на три вопроса Ф.А. Pay:

а) логопедия — медицинская или педагогическая наука?

б)следует ли плохоговорящего считать больным?

в) нужно ли логопата лечить или учить и воспитывать?

2. Опираясь на мнение Д.И. Азбукина, поясните при­кладное значение медицинских знаний при подго­товке специалистов-логопедов.

3. Как Р.Е. Левина, опираясь на теорию о «сложной структуре дефекта», описывает комплексный ха­рактер аномального развития речевой деятельности у детей и педагогические средства его преодо­ления и профилактики? Как логопедическая работа вступает во взаимодействие с врачебными мероприятиями?

4. В дополнение к предыдущему заданию сравните позиции Н.А. Власовой в отношении совместной ра­боты врача и логопеда при преодолении речевых расстройств.

5. Расскажите об организации массовой логопедичес­кой помощи населению в России в первой полови­не XX века. См. материалы Ф.А. Pay, M.E. Хватцева.

Как развивалась система логопедической помощи населению (детям, подросткам и взрослым) во вто­рой половине XX века: в практических учреждени­ях системы просвещения (специальные и общеобразовательные дошкольные учреждения, специаль­ные школы-интернаты, логопедические пункты при общеобразовательных школах) и системы здраво­охранения (логопедические и сурдологопедические кабинеты при детских поликлиниках, амбулаторная и стационарная помощь при психоневрологических диспансерах, при детских больницах и санаториях)? См. материалы М.Е. Хватцева, В.И. Селиверстова, А.С. Марголис, Р.Е. Левиной, В.М. Шкловского.

7. Опираясь на работу С.С. Ляпидевского, объясни­те роль медицинских знаний в развитии теории и практики логопедии. В частности, постарайтесь
аргументированно ответить на четыре вопроса С.С. Ляпидевского:

а) Каковы причины речевых расстройств?

б) Речевые расстройства — болезнь или недостаток воспи­тания?

в) Лечить или воспитывать?

г) Кто это должен делать — врач или педагог-логопед?

Сравните с вопросами Ф.А. Pay. После этого рас­скажите, что составляет анатомо-физиологические ос­новы логопедии и как понимать необходимость комп­лексного медико-педагогического подхода к изучению и преодолению речевых расстройств.

8. Опираясь на работу Р.Е. Левиной, расскажите о
направлении, задачах и содержании педагогичес­кого изучения речевых нарушений и о принципах их анализа: принципа развития, принципа системного подхода и принципа связи речи с другими
сторонами психического развития ребенка.
Объясните (со своими примерами) следующие конкретные позиции автора:

а) Изучение недостатков речевого развития ведется в лого­педии с учетом данных разных наук: языкознания, психо­логии, физиологии, разных отраслей медицины и др.

б) Не существует нарушения речи самого по себе, оно всегда
предполагает личность и психику конкретного индивиду­ума и его отношение к своему дефекту.

в) Для успешного развития логопедической науки необхо­димо учитывать ее отношение к другим областям специ­альной педагогики: сурдопедагогике, олигофренопедагогике, тифлопедагогике.

г) Комплексный медико-педагогический подход при изуче­нии и специальном обучении детей с речевыми нарушени­ями предполагает контакт или содружество логопеда и врачей разных специальностей, координацию педагоги­ческих и медицинских средств воздействия.

9. Расскажите, как комплексный медико-педагогический подход к преодолению речевых наруше­ний реализуется в разных видах практических уч­реждений систем просвещения (образования) и здравоохранения. См. материалы Р.Е. Левиной, Н. А. Власовой, В.И. Селиверстова и А.С. Марголис, В.М. Шкловского.

10.Опираясь на результаты работы логопедических кафедр МГПИ им. В.И. Ленина и ЛГПИ им. А.И. Гер­цена, расскажите: а) о современной системе ме­дико-педагогической подготовки специалистов логопедического профиля и б) об особенностях ор­ганизации научно-исследовательской работы по логопедии преподавателей и студентов в условиях высших учебных заведений.

11.Как отражаются медико-педагогические основы развития логопедии в формировании профессио­нального языка этой отрасли научных знаний? На материале статьи В.И. Селиверстова обрисуйте ме­сто и роль современной логопедии в ряду смеж­ных научных знаний: лингвистики, медицины, психологии и специальной психологии, педагогики и специальной (коррекционной) педагогики.

Примечание. Варианты выполнения заданий для самостоятельной работы по разделу «Медико-педа­гогические основы развития логопедии» могут выражаться:

а) в виде устных выступлений студентов на семинарских и
практических занятиях;

б) в виде докладов на студенческих научных конференциях;

в) в виде конспектов по персоналиям (по отдельным работам
авторов);

г) в виде тематических рефератов (обобщения и сравнения
взглядов разных авторов на одни вопросы и проблемы);

д) в виде курсовых и конкурсных работ.

Литература: учебники, учебные пособия, монографии

Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной систе­мы. — М, 1980.

Арутюнян Л.З. Комплексная система устойчивой нормализа­ции речи заикающихся.— М., 1990.

Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. — М., 1975.

Бадалян Л.О. Невропатология. — М., 1982.

Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. — М, 1964.

Бейн Э.С, Бурлакова М.К.., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией.— М., 1982.

Бейн Э.С. Речь и афазия. — М., 1997.

Беккер К.-П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем./ Под ред. Н.А. Власовой. — М, 1981.

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. — М., 2001.

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание: Хрестома­тия.— М, 2001.

Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. — М., 1989.

Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися до­школьниками. — М., 1959.

Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. —М., 1983.

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М, 1985.

Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. — Л., 1991.

Воспитание и обучение детей с расстройствами речи./ Под ред. С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова. — М., 1968.

Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. в шести томах/ Гл. ред. А.В. Запорожец.— М., 1982.

Выготский Л.С. Проблемы дефектологии/ Сост. Т.М. Лифанова. — М., 1995.

Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.

Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и под­ростков.— М., 1989.

Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и преду­преждение дисграфии у детей.— М., 1972.

Жинкин М.И. Механизмы речи. — М., 1958.

Жукова Н.С, МастюковаЕ.М., Филичева Т.Б. Преодоление за­держки речевого развития у дошкольников. — М., 1973.

Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М., 1994.

Зайцева ГЛ. Жестовая речь. Дактилология. — М., 2000.

Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте: Пер. с чешс­кого. — М., 1962.

Зикеев А.Г Развитие речи слабослышащих учащихся. — М., 1976.

ИпполитоваА.Г. Открытая ринолалия. —М., 1983.

Каше Г.А. Формирование произношения у детей с общим не­доразвитием речи. — М., 1962.

Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сб. программ нормативных курсов для вузов./ Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 2000.

КоберникГ.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефекто­логия.— Киев, 1984.

Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. — Л., 1994.

Коррекционная педагогика. Основы воспитания и обучения де­тей с отклонениями в развитии./ Под ред. Б.П. Пузанова. — М., 1999.

Куссмауль А. Расстройства речи. Опыт патологии речи. — Киев, 1879.

Лалаева Р.И. Нарушения процесса овладения чтением у школьников. — М., 1983.

Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психичес­кого развития. — М., 1990.

Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у млад­ших школьников. — СПб., 1998.

Лапшин В.А., ПузановБ.П. Основы дефектологии. — М., 1991.

Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. — М., 1951.

Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М, 1961.

Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М, 2002.

ЛурияА.Р. Очерки психофизиологии письма. — М., 1950.

ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.

ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.

ЛурияА.Р. Основные проблемы нейролингвистики. —М., 1975.

ЛурияА.Р. Язык и сознание. — М, 1998.

Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественно-научные ос­новы коррекционной педагогики / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 2000.

Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубе­жом. — М., 1996.

Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом.— М., 1985,

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. — М., 1997.

Мастюкова Е.М., МосковкинаА.Г. Основы генетики. Клинико-генетические основы педагогики и специальной психологии/ Под ред. В.И. Селиверстова, Б.П. Пузанова.— М, 2001.

Мастюкова Е.М., МосковкинаА.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 2003.

Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава, 1965.

Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у де­тей с нарушениями слуха / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 2002.

Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и пато­логия органов слуха и речи у детей / Под ред. В.И. Селиверсто­ва. — М, 2001.

Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Леви­ной. — М., 1968.

Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонть­ев. — М, 1974.

Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевс­кого.— М., вып. I— 1960; вып. II— 1963; вып. III— 1967; вып. IV— 1975.

Петрова В.Г. Развитие речи у учащихся вспомогательной шко­лы.—М., 1977.

Пискунов М.А. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия. —М., 1962.

Платонов КМ. Слово как физиологический и лечебный фак­тор. — М., 1962.

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997.

. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. — М., 1997.

Практикум по детской логопедии / Под ред. В.И. Селиверсто­ва. — М., 1995.

Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпи­девского. — М., 1969.

Pay Е.Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими не­достатки слуха и речи.— М., 1950.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодо­ление у младших школьников.— М., 1995.

Селиверстов В.И. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления: Методические разработки к спец. курсу «История логопедии»: Вып. 1. — М., 1983.

Селиверстов В.И, Гаубих Ю.Г. Педагогические истоки логопе­дии: Методические разработки к спец. курсу «История логопе­дии». Вып. 2.—М., 1984.

Селиверстов В.И. и др. Речевые игры с детьми. — М„ 1994.

Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. — М., 2000.

Семенова К.А. Детские церебральные параличи. — М., 1968.

Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реа­билитационная терапия детских церебральных параличей. — М., 1972.

Синяк В.А., Pay Е.Ф. Логопедия, — М., 1970

Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М, 2001.

Специальная дошкольная педагогика и психология. Сб. про­грамм нормативных курсов для вузов / Под ред. В.И. Селиверсто­ва.— М, 2001.

Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. — М., 2000.

Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского.— М, 2003.

Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. — Киев, 1981.

Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. — М., 1968.

Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тя­желыми нарушениями речи.— М, 1980.

Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при на­рушениях голоса. — М., 1984.

Тяпугин Н.П. Заикание. — М., 1966.

Филичева Т.Е., Чевелева НА. Логопедическая работа в специ­альном детском саду.— М., 1987.

Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопе­дии. — М., 1989.

Филичева Т.Е. Особенности формирования речи у детей дош­кольного возраста. — М., 1999.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произноше­ния. — М, 1981.

Хватцев М.Е. Недостатки речи у школьников. — М., 1958.

Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959.

Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — М., 1961.

Хрестоматия по логопедии. В 2-х томах / Под ред. Л.С. Волко­вой и В.И. Селиверстова.— М., 1997.

ЦветковаЛ.С, Глозман Ж.М. Аграмматизм при афазии. — М., 1978.

Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация боль­ных. Речь и интеллектуальная деятельность. — М, 1985.

ЦветковаЛ. С. Афазия и восстановительное обучение.—М, 1988.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М, 2000.

Чевелева НА. Исправление речи у заикающихся дошкольни­ков. —-М., 1965.

Чевелева НА. Исправление заикания у школьников в процес­се обучения. — М, 1978.

Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппара­та. — М., 1969.

Шкловский В.М. Заикание. — М., 1994.

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (пути специ­ального обучения) / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1961.

Ястребова А.Н. Коррекция заикания у учащихся общеобразо­вательной школы. — М., 1962.

Ястребова АН. Коррекция нарушений речи у учащихся обще­образовательной школы.— М., 1984.

 


 

 

 

 


 


 


 

 


 


 


 

 


 

 


 


 


 


 

 

 

 

 


 

 

 

 


 

 


 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.