Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции социологии права 2 страница




 

Заслуга исторической школы права заключается в том, что ее представители впервые попытались ввести в теорию права элемент историзма, отсутствовавший в построениях теоретиков «общественного договора». Однако этот историзм имеет существенный изъян: суб станцией права становится нечто иррациональное, ту манное и романтизированное, само по себе выходящее за рамки теоретического рассмотрения — национальный дух. Такая посылка с необходимостью влекла за собой общую консервативную направленность этой концеп ции. Так, согласно Гуго, назначение права состоит в том, чтобы сохранять государственный порядок, каким бы консервативным он ни был. Если позитивное право соответствует народному духу, то оно должно уважать ся как нечто данное свыше и непогрешимое, и ценность закона только в точности его соответствия духу нации. Опираясь на эти принципы, представители исторической школы выступали апологетами крепостного права, фео дальной зависимости, монархической государственности.

 

Генри Мэн (1822—1888), автор труда «Древнее пра во», был родоначальником юридической этнологии и сравнительного права. Будучи колониальным чиновни ком в Индии, он приобрел большие познания в тради ционном индусском праве и имел эмпирическую почву для сравнения современной ему английской и индус ской правовых систем. Сопоставляя право в более развитых и менее развитых обществах, Мэн пришел к идее эволюционного развития правовых систем. Отправ ным пунктом эволюции, по его мнению, являются тра диции и обычаи. Сгруппировав и сопоставив факты, изучив римское, германское, славянское, ирландское, индусское право, он проследил правовую эволюцию раз личных обществ.

 

На эволюционистские представления Мэна оказала заметное влияние теория его современника Дарвина. Как и Дарвин, Мэн проявляет в своем подходе детер министские тенденции, рассматривая эволюцию права как единый для всех обществ, имеющий свои законо мерности процесс, развивающийся постепенно, без скачков и резких переходов. Это процесс медленной трансформации древних правовых институтов, базиру ющихся на традиции, по направлению к институтам современного права. Такое направление развития права «от статуса к договору» является, по мнению Мэна, основной закономерностью правовой эволюции. Эта формула получила в истории правоведения название «закон Мэна». Правовая эволюция, согласно Мэну, про ходит три стадии. На первой стадии право отождествляется людьми со сверхъестественным предопределе нием, далее функцию права выполняет обычай, наконец, третья стадия состоит в формировании закона. Динамика общественного и правового развития опре деляется взаимодействием двух противонаправленных тенденций: с одной стороны, общество и правовая сис тема неуклонно тяготеют к развитию, с другой стороны, человеческая природа неизменна и в силу своей неизменности сопротивляется развитию. Многие обще ства останавливаются в своем развитии на той или иной стадии. Такие общества Мэн называет статическими в отличие от прогрессирующих, обладающих сознатель ным стремлением меняться в лучшую сторону, совер шенствоваться.

 

Статических обществ, согласно Мэну, в мире подав ляющее большинство. Для них характерна семейная зависимость и фиксированный правовой статус. Инди вид обязан подчиняться семейным обычаям, а сфера приложения закона очень узка. Закон адресуется только главе семьи, а члены ее подчиняются его власти на основе традиции.

 

К числу прогрессирующих обществ относятся раз витые в правовом отношении страны Европы и Амери ки. Они отличаются идущим в них процессом посте пенной индивидуализации семейной зависимости. В этих обществах закон адресуется не семье, а индивиду, ко торый наделяется всей полнотой ответственности перед обществом и свободы, т.е. становится субъектом гражданского права.

 

Английский либерализм. Виднейшими представи телями английского либерализма являются Иеремия Бентам (1748-1832) и Джон Стюарт Милль (1806- 1873). И. Бентам известен как родоначальник теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально-фило софских идей Гоббса, Локка, Юма, французских материалистов XVIII века (Гельвеция, Гольбаха). Социаль но-правовой утилитаризм Бентама покоится на четы рех главных постулатах:

 

• смысл всякой деятельности — в стремлении полу чать удовольствие и избегать страданий;

 

• все социальные явления должны оцениваться с точки зрения их полезности;

 

• нравственно то, что наиболее полезно для боль шинства людей;

 

• цель развития человечества заключается в гар монизации общества и обеспечении максимального сча стья для максимального количества людей..

 

Политико-правовые взгляды Бентама изложены в его работах «Принципы законодательства», «Фрагмент о правительстве», «Руководящие начала конституцион ного кодекса для всех государств», «Деонтология, или Наука о морали» и др. Утилитаризм Бентама проявил ся в его резком неприятии метафизического подхода к праву, каковым он считал теории естественного права. Французская Декларация прав человека и граждани на, согласно Бентаму, представляет собой «метафизи ческое произведение», все идеи которого можно клас сифицировать на три группы:

 

а) невразумительные,

 

б) ложные,

 

в) одновременно и невразумительные и ложные.

 

Он утверждает, что «эти естественные, неотчужда емые и священные права никогда не существовали... они несовместны с сохранением какой бы то ни было конституции... граждане, требуя их, просили бы только анархии...» Само слово «право», как считает Бентам, должно быть вытеснено из употребления словом «за кон». Под правом в собственном смысле он понимает метафизическую конструкцию, не имеющую реального аналога в социальной практике, своего рода «ложное понятие», лишенное прагматического смысла. «Мета физическое» понятие права для него противостоит ре алистически-утилитарному понятию закона: «В этом противозаконном смысле слово право является величай шим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства... Вместо того, чтобы обсуждать законы по их последствиям, вместо того, чтобы определить, хороши они или дурны, эти фанатики рассматривают их в отношении к этому мнимому естественному праву, т.е. они заменяют суждения опыта всеми химерами своего воображения». Бентама справедливо называют одним из пионеров позитивизма в юридической науке Нового времени.

 

В силу своей позитивистской позиции Бентам кри тически относился и к теории общественного договора, которую также считал метафизической и разрушитель ной для общества и законности. В его представлении договорная теория чревата революционными потрясениями и анархией, поскольку обосновывает правомерность расторжения несправедливого договора с целью заключения нового. Задача закона и права для Бента- ма иная — защита стабильности общества, необходи мой для реализации счастья индивидов. Оптимальным социальным устройством Бентам считает демократи ческое, со строгим разделением ветвей власти, но, од нако, с сохранением их взаимной зависимости. Будучи твердым приверженцем демократически-республи канского строя, Бентам выступал за введение в Англии однопалатной парламентской системы и упразднение палаты лордов.

 

С точки зрения Бентама, демократизировать следу ет не только организацию непосредственно государствен ной власти. Демократизации подлежит в целом вся по литическая система общества. Он требует расшире ния избирательного права, включая предоставление из бирательного права также и женщинам. Бентам наде ялся, что институты демократии дадут возможность эффективного контроля над деятельностью законодательной и исполнительной властей.

 

Некоторые идея Бентама оказали глубокое влияние на развитие правовой науки. В частности, соотнесение законодательства с социальными целями и балансом интересов способствовало становлению социологичес кой школы права. С другой стороны, бентамовский подход к вопросу о соотношении естественного права и закона предвосхищал юридико-позитивистскую школу права.

 

Джон Стюарт Милль (1806—1873) известен своими произведениями «О свободе», «Представительное прав ление», «Основы политической экономии». Его творче ство на раннем этапе развивалось в русле утилитариз ма, однако впоследствии Милль несколько изменил свои взгляды. Осознав, что идея прагматического стремле ния к удовольствию является недостаточной для обо снования принципов права и из реализации личных ин тересов вовсе необязательно складывается общее бла годенствие и счастье, он пришел к пониманию того, что помимо стремления каждого человека к счастью необ ходимо и согласование индивидуальных интересов и интересов общества в целом. Тем самым Милль пере ходит от понятия прагматического интереса к понятию нравственности. Исходным пунктом его либерально- демократических взглядов является требование инди видуальной свободы как основы нравственности. Ин дивидуальная свобода, согласно Миллю, связана с от ветственностью, самостоятельностью действий и неза висимостью. Ее необходимыми проявлениями должны быть свобода слова, мысли и мнения, свобода выбора и целеполагания. Она должна охраняться от тирании го-. сударства и деспотизма общественного мнения.

 

Однако демократическое государство согласно Миллю должно не только обеспечивать свободу граждан, но и сохранять незыблемость социального порядка. По его словам, «власть, которая не умеет заставить пови новаться своим приказаниям, не управляет». Порядок составляет необходимое условие прогресса, равно как и свобода. Порядок и свобода — это также две взаимосвязанные стороны функционирования жизнеспособного государства. Демократия, народное представитель ство рассматриваются им как оптимальная форма правления. Задачами государства являются защита ин дивидуальной свободы, содействие росту благосостояния подданных, нравственное воспитание народа. Цель его— помогать, а не препятствовать прогрессу. Особое внимание Милль уделяет проблеме правильного ус тройства и функционирования государственного меха низма. Он — сторонник жесткого разделения властей, особенно законодательной и исполнительной. Законода тельная власть должна, по его мнению, выполнять так же функцию контроля за деятельностью исполнитель ной власти, пресекать злоупотребления чиновников. Со своей стороны, исполнительная власть должна контролировать исполнение законов и бороться с нарушения ми в этой области.

 

Рудольф фон Иеринг (1818—1892), немецкий юрист, является одним из наиболее известных правоведов сво его времени. В отличие от представителей историчес кой школы он более реалистичен в оценке природы права. По его мнению, истоки права — в непрекраща ющейся борьбе индивидов и групп за свои интересы. Нормы права отражают и фиксируют реально суще ствующие потребности и интересы. «Где могло бы су ществовать право, которое вышло бы не из деятельнос ти силы и энергии индивидуалов и начала которого не терялись бы в темной глубине физической силы? Мечом основан римский мир, и меч или копье являются древ нейшим символом римского права», — писал Р. Иеринг 1.

 

1 Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. СПб., 1875. Ч. 1. С. 95; Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881. Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1907.

 

Реалистическая концепция права у Иеринга достаточ но социологична: он стремится видеть в праве не абст рактную логическую конструкцию, а живую составля ющую социальной динамики. Для него отправным пун ктом исследования правовых отношений являются эм пирические факты. В духе популярного в то время орга ницизма он рассматривает право по аналогии с живым организмом, который развивается и растет. Поэтому, считает Иеринг, в отношении права следует придер живаться сочетания двух подходов — исторического и функционального. Исторический подход позволяет рас сматривать право в развитии, а функциональный— с точки зрения выполняемых им в обществе функций. Функции права тесно связаны с целями его существо вания. В своем труде «Цель в праве» (1872 — 1883; рус. пер., т. 1, 1881) Иеринг развивает телеологическую трактовку права. Поскольку право существует с определенной целью, получается, что оно сознательно и целенаправленно создано неким субъектом. Этот субъект, творящий право и реализующий в нем свои цели, — общество. Согласно Иерингу, общество пред ставляет собой сферу совместного целеполагания и деятельности людей. Посредующим звеном между обще ством и правом является государство, воплощающее публичную власть. Право рассматривается Иерингом как непосредственное порождение государства, его придаток и необходимое дополнение. Поэтому оно не автономно: «Право без власти есть пустой звук, ли шенный всякой реальности, ибо только власть, которая, проводит в жизнь нормы права, делает право тем, что оно есть». Первичная цель существования права как придатка государства — ограничение притязаний ин дивидов в борьбе за реализацию своих интересов. Иеринг считает, что изначально назначение права в обществе состоит только в ограничении и принуждении индивидов со стороны государства. Сама же государ ственная власть стоит над правом. Однако впоследствии формируется вторая сторона права — контроль над властью в интересах укрепления правопорядка. Тем не менее приоритет принадлежит власти, а не праву, и если необходимо на благо обществу нарушить букву закона, то власть обязана пожертвовать правом в пользу общества.

 

Уголовно-правовые исследования. Можно рассмат ривать как элемент предыстории юридической социологии произведения, посвященные проблематике уго ловных преступлений, организации системы наказаний. В них затрагивались подлинно социальные вопросы, они давали почву и основу для широких и реалистических социальных обобщений. Примером таких работ может служить трактат итальянца Чезаре Беккариа (1738 — 1794) «О преступлениях и наказаниях». В нем содер жалась критика существовавшей в тогдашнем обще стве системы наказания преступников и требование ее гуманизации. В то время, как и задолго до него, жесто кость и изощренность наказания была широко распро страненной в обществе нормой и поощрялась властями. В ходу были изуверские способы казни, примене ние жестоких пыток при проведении дознания. Жесто кость рассматривалась как нормальная мера устра шения, необходимая для поддержания в обществе порядка.

 

Идеи Беккариа резко контрастировали с общей ат мосферой отношения к преступникам и подозреваемым. Он утверждал, например, что предупреждение преступ ления предпочтительнее, чем наказание. Наказание не должно быть несоразмерно жестоким: жестокость на казания являет дурной пример для населения. Бекка риа отстаивает мысль, что смысл системы наказаний — не в устрашении, а в гуманизации и облагораживании общества. Будучи сторонником договорной теории про исхождения права и государства, Беккариа выводит из нее и происхождение наказаний. Заключая общественный договор, люди передают государству право нака зывать за совершенные преступления. Такое наказа ние, согласно Беккариа, должно быть незамедлительным, неотвратимым и соразмерным наказуемой вине. Смысл воздаяния за содеянное в том, чтобы остальные члены общества понимали, что наказание за наруше ние закона неизбежно. Эффективность наказания не в его жестокости, считал Беккариа, а в его профилакти ческом влиянии на общество. Он пишет: «Цель наказа ния заключается не в наказании и мучении человека... Цель наказания заключается только в том, чтобы вос препятствовать виновному вновь принести вред обще ству и удержать других от совершения того же» 1.

 

Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995. С. 106.

 

Работа Беккариа оказала значительное влияние на умы того времени, послужила началом научного изуче ния преступности и наказания. Некоторые просвещен ные монархи предприняли попытки реформ системы наказания на основе его концепции.

 

Большое влияние на формирование юридической со циологии оказало творчество итальянского криминоло га Энрико Ферри (1856-1929) и французского социо лога и психолога Габриэля Тарда (1843—1904). Ферри рассматривал криминологические исследования как отрасль социол ии. Будучи последователем основопо ложника социологии О. Конта, Ферри заимствовал у него позитивный метод, который применил в кримино логии. Он считал, что им создана новая наука — уго ловная социология, которая «представляет собой пере ворот в науке о преступлениях и наказаниях — переход от силлогистического доктринерства, основанного исключительно на логическом мышлении, к научному мышлению, опирающемуся на позитивное наблюдение действительности, — мышлению, которое утилизирует как данные антропологии, психологии, уголовной ста тистики, так и данные уголовного права и тюремных систем, становится той систематической наукой, кото рую я назвал «уголовной социологией». Из приведенного отрывка ясно, что Ферри оценивал классическую школу уголовного права как страдающую априориз мом и недостатком позитивного наблюдения. Действи тельно, представления классической школы восходили к метафизическим постулатам договорной теории права, согласно которой человек от природы, «естествен ным образом», обладает свободной волей, направлен ной к добру. Согласно тезису Руссо, человек по приро де добр. Отсюда делался вывод, что преступление со вершается по неведению или недомыслию, и наказание научает преступника впредь считаться с законом. Фер ри же на основании практических наблюдений прихо дит к выводу, что в действительности преступники, как правило, не раскаиваются благодаря наказанию, а рас сматривают его просто как неудачу и совершают но вые преступления. Согласно Ферри, преступность нуж но изучать как социальное явление. Его определение преступления близко к социологическому понятию де виации: преступны те «деяния, которые, вызванные ин дивидуальными побуждениями, нарушают жизненные условия и противоречат установившейся морали, су ществующей в данном народе в данный исторический момент». Причины преступности он видел в сочетании действия трех факторов: антропологического (как и Ломброзо, Ферри считает, что существует антрополо гический тип преступника), фактора физической среды и социального — плотности населения, злоупотребле ний спиртным, моральной атмосферы в обществе, ре лигиозности, политического строя, развитости производ ства, типа правления, особенностей судебной и право вой системы в целом. По мнению Ферри, преступность в том или ином обществе подчиняется закону «насыще ния преступности», суть которого сформулирована им так: «Подобно тому, как определенное количество дан ного вещества растворяется только в определенном количестве воды при определенной температуре, точно так же определенное число преступлений может быть совершено только в определенной общественной среде и при определенных физических и индивидуальных ус ловиях». Общество не может освободиться от преступ ности, ибо последняя представляет собой одно из звень ев социальной борьбы за выживание. Оно должно толь ко стараться свести преступность к возможному для этого конкретного общества минимуму. Будучи социалистом, Ферри считал, что при социализме будет иско ренено подавляющее большинство видов преступлений. Тем не менее, и в социалистическом обществе побе дить преступность до конца не удастся, поскольку ос танутся люди с наследственной склонностью к совер шению преступлений 1.

 

1 Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000. С. 262.

 

Г. Тард принадлежал к психологической школе кри минологии. Наиболее известна его работа «Законы под ражания» (1890). Наряду с ней пользуются научным при знанием такие его книги, как «Общественное мнение и толпа» (1902), «Социальные этюды» (1902), «Философия наказания» (1905), «Сравнительная преступность» (1907), «Преступники и преступление» (1906) и др.

 

Социальные явления и, в частности, преступность Тард объяснял действием психологической потребнос ти в подражании. Работая окружным мировым судьей и директором отдела криминальной статистики, он убе дился, что подражание играет важную роль в челове ческом поведении. Социальное поведение, по его мне нию, представляет собой целиком и полностью подра жание образцам, впервые явленным выдающимися людьми. Человеку, считал Тард, свойственно подражать тем, кто его окружает. Социальные отношения и связи определяют поведение индивида через механизм под ражания. Как говорит Тард, «обшество — это подра жание, а подражание — своего рода гипнотизм». Пре ступники, как и все остальные люди, подражают в своем поведении тем, кто их окружает. Преступность имеет социальную природу и представления о том, что является преступным деянием, а что — дозволенным, оп ределяются спецификой общества и исторической эпо хой. «Система преступлений и порока, — пишет Тард — меняется вместе с ходом истории» 1. Для того чтобы изучить и понять преступление, необходимо обратить ся к его социальным причинам. Чтобы предотвратить преступление, необходимо устранить его причины. В от личие от Ломброзо и Ферри, Тард, хотя и признает су ществование «преступного типа личности», обладаю щего врожденными физическими и психическими чер тами преступника, не считает наличие таких черт у индивида фатальной обреченностью его на совершение преступлений уже хотя бы потому, что понятие нормы и отклонения от нее относительно и в другом обществе или в другую эпоху такой тип человека не считался бы преступным.

 

1 Тард Г. Сравнительная преступность. М., 1907. С. 33.

 

Согласно теории Ломброзо преступный тип личнос ти определяется наличием дикарских, атавистических черт в облике и характере. В противоположность Лом брозо Тард считает, что преступник, несмотря на то, что его поступки и образ мыслей антисоциальны по своему характеру, представляет собой вполне социаль ное существо, порожденное данным конкретным обще ством и погруженное в специфическую социальную среду. Эта преступная социальная среда отличается от какой-либо другой принятыми в ней обычаями, нра вами, неписаными правилами, специфическим язы ком — преступным жаргоном. Преступники, как и все другие категории людей, тяготеют к объединению в со общества и организации — банды, группировки, ма фию, имеющие собственную организационную струк туру, лидеров, дисциплину. Существует преступная субкультура — татуировки, песни, литература. Таким образом, по мнению Тарда, мир преступников — это часть социального мира. На основе теории подражания Тард разработал криминологическую концепцию обучения, выделив три основные закономерности подра жательного процесса:

 

• индивиды, находящиеся в непосредственном об щении, быстро перенимают друг у друга поведенчес кие стереотипы;

 

• подражание пронизывает все общество, причем младшие подражают старшим, бедные — богатым, ни жестоящие — вышестоящим;

 

• воспринятые через подражание поведенческие сте реотипы или вытесняют прежние, или усиливают их дей ствие, накладываясь на них. Часто старые модели ста новятся предпосылкой для усвоения новых, например, привычка употреблять алкоголь часто дополняется при вычкой к наркотикам. Подражание служит основой фор мирования личности преступника-рецидивиста. Техни чески сложные преступления требуют специальных на выков, на приобретение которых требуется длительное время. Поэтому длительное нахождение в преступной среде позволяет молодым преступникам посредством подражания овладевать криминальным ремеслом.

 

Отдельного разговора заслуживает вклад Тарда в изучение психологии толпы и, в частности, причин пре ступлений, совершаемых толпой. Традиционной пробле мой криминологии были индивидуальная преступность, ее причины и способы борьбы с нею. Однако на рубеже XIX — XX веков интерес исследователей стала привле кать толпа как совокупный субъект преступлений. Тард рассматривает толпу как особое временное социаль ное образование, несводимое к простой сумме состав ляющих ее индивидов. Он отмечает закономерность: со циальная ассоциация любого уровня всегда оказывает ся ниже по совокупным интеллектуальным и духовным качествам, чем образующие ее люди. В силу этой зако номерности, считает Тард, объединение людей в толпу само по себе снижает на время уровень их сознатель ности и высвобождает низменные инстинкты, агрессив ные влечения. Когда образуется толпа, «собрание ум ственно совершенно здоровых людей превращается в единого сумасшедшего». Действия толпы основаны на инстинкте подражания. Объединение людей вызывает у них эйфорию безнаказанности, превосходства над беззащитными одиночками. Толпа эмоционально неустойчива, внушаема, в ней чувства одного моментально передаются всем. Тард создал типологию толпы, выде лив:

 

• выжидающую толпу — людей, собравшихся в ожи дании какого-то интересного или пугающего события;

 

• внимающую — толпу, слушающую выступление вождя или оратора;

 

• манифестирующую толпу — толпу на демонстрации или митинге;

 

• действующую толпу, охваченную единым поры вом (это веселая и добродушная толпа на массовых праздниках и карнавалах или разъяренная, полная ненависти толпа погромщиков или поджигателей).

Тарда называли одним из самых авторитетных и вы дающихся авторов того времени в области социологии и социальной психологии. Однако теория подражания подвергалась и серьезной критике, в частности, со сто роны Н.К- Михайловского, Э. Дюркгейма.

2.2. Роль основоположников социологии А. Кетле, О. Конта, Г. Спенсера в процессе становления социологии права

 

Особая роль в развитии моральной, или социальной, статистики принадлежит бельгийскому ученому-есте ствоиспытателю и математику Адольфу Кетле (1796— 1874). Свои идеи он изложил в работе «Социальная физика, или опыт исследования о развитии человечес ких способностей» (1835). С помощью теории вероятности он хотел разработать науку об обществе, имеющую статистическое и естественнонаучное обоснование, ко торую он назвал «социальной физикой». Кетле уста навливал определенные статистические закономернос ти событий и действий и соотносил их с состоянием об щества таким образом, чтобы можно было понять зако ны человеческого общества и сформулировать их как социальные типы.

 

Так, из статистического факта наличия устойчивых числовых корреляций между видами преступлений, полом, происхождением, возрастом, местом прожива ния и другими характеристиками преступника Кетле делал вывод о том, что некоторое количество и некото рые виды преступлений сопровождают общество с не обходимостью закона природы. Стало афоризмом ут верждение Кетле, прозвучавшее в его докладе в 1831 году, о том, что «общество подготавливает пре ступления, а преступник есть только орудие».

 

Совершенно аналогичным образом действовал позднее Эмиль Дюркгейм, хотя и со значительно мень шим упором на количественную сторону и даже математизацию. Социальные типы у Кетле являются чисто статистическими закономерностями, а у Дюркгейма — теоретическими конструкциями на основе статистичес ких закономерностей.

 

В «Социальной физике» Кетле выводит основной за кон существования преступности в обществе: «Суще ствует бюджет, который выплачивается поистине с ужа сающей аккуратностью и правильностью. Это — бюд жет тюрем, рудников и эшафотов. Мы можем с полной достоверностью предвидеть, сколько человек запачка ют свои руки кровью ближнего, сколько будет подло гов, отравлений, мы можем это сделать с такой точностью, с какой мы предсказываем количество смертных случаев и рождений в ближайший год» 1. Согласно «За кону Кетле», в обществе всегда наличествует постоян ный уровень преступности (правда, с его точки зрения этот уровень неизменен лишь в рамках определенных условий, перемены в социальных условиях меняют по казатели преступности).

 

Устойчивые статистические характеристики пре ступности Кетле называет «таблицами преступности». В этих таблицах показана «склонность» к совершению преступлений различных возрастных групп населения. Так, по словам А. Кетле, если миллион людей от 25 до 30 лет совершили вдвое больше убийств, чем миллион людей от 40 до 50 лет, то это позволяет утверждать, «что у первых склонность к убийству вдвое сильней, чем у последних». Кетле вывел общую закономерность преступности: «Склонность к преступлению возраста ет довольно быстро, по мере достижения зрелого возра ста, и затем, достигнув своего максимума, она уменьшается до конца жизни» (например, во Франции мак симум относился к 24-летнему возрасту, в Бельгии — к 22-летнему)» 2.

 

1 Цит. по: Райхесберг Н. М. Адольф Кетле (его жизнь и научная деятельность). СПб., 1894. С. 66.

 

2 См.: Кетле А. Социальная система и законы, ею управляющие. СПб., 1866. С. 89.

 

Среди частных закономерностей преступ ности А. Кетле выявил, что у мужчин максимум склон ности к преступлениям наступает раньше, чем у женщин, на один год и вчетверо «сильнее».

 

Огюст Конт (1798—1857), современник Кетле, высо ко ценил математику, но его «социальная физика» (он принял этот термин) не имела ничего общего со стати стикой. Он считал, что социология, самая молодая из позитивных наук, хотя и строится на методах предше ствующих наук, имеет свой специфический метод — сравнительно-исторический. К тому же Конт отдавал себе отчет в том, что теория и эмпирика взаимно обус ловливают друг друга и потому чисто эмпирического метода быть не может. Во всяком случае, сам Конт однозначно склонялся к теории. Конкуренция между эмпирико-статистической наукой об обществе и теоре тико-концептуальной социологией продолжала суще ствовать как определенный аспект соотношения тео рии и практики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.