Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2 История электронного бизнеса




ЛЕКЦИЯ 2

Конец 70-х гг. Оливер Уайт иДжордж Плосл сформулировали концепцию MRP II, в которой с помощью математических методов моделирования наряду с планированием материальных ресурсов, через описание технологии производства, осуществляется планирование потребностей в производственных мощностях и рассчитываются исходные данные для формирования финансовых планов и бюджетов.

Оливера Уайт - родоначальник концепции MRP. Он продолжил свои разработки добавив к возможностям ранее созданной модели учет не только материальных ресурсов (сырья, комплектующих и т.п.), но и учет производственных, финансовых и трудовых ресурсов. Например, система класса MRP II может выявить нехватку в будущем тех или иных станков и рабочих должной квалификации для выполнения плана-графика производства. В качестве мер исправления ситуации могут потребоваться переобучение ряда сотрудников, введение 3-й смены на предприятии или закупка/аренда дополнительного оборудования на время пиковой производственной нагрузки. Аналогично система отслеживает наличие необходимого объема финансовых ресурсов для осуществления производственной деятельности.

1980 г. По аналогичным причинам, что и в случае «Americard» (облегчение процесса проникновения на международный рынок) MasterCharge становится MasterCard International. Начиная с данного момента и до настоящего времени платежные системы «VISA» и «MasterCard» являются доминирующими в сфере электронных платежных систем на основе пластиковых карт.

Начало 1980-х гг. В США появляются первые системы проведения банковских операций клиентов в закрытых электронных сетях с помощью специального ПО. Интернет-банкинг появится только в середине 1990-х гг.

12 августа 1981 г. Корпорация IBM официально представила свой первый персональный компьютер – IBM Personal Computer (IBM PC). Менее чем через четыре месяца после анонсирования IBM PC журнал Time назвал компьютер «Человеком 1981 года». Первый IBM PC был разработан подразделением IBM в котором работало 12 сотрудников (для сравнения: штат компании Microsoft в то время насчитывал 32 человека).

В течение всего одного месяца компания IBM сумела продать 241 683 компьютера IBM PC.

История создания IBM PC показательна – крупная компания имела достаточно ресурсов, но сочла нецелесообразным использовать их для реализации инновационного ИТ-проекта. Основные силы компании были сосредоточены на производстве больших промышленных компьютеров, деле, – уже успевшем превратиться в стабильный источник дохода с низкими показателями риска. Небольшой отдел, занятый разработкой персонального компьютера, был ограничен в средствах.

Разработку операционной системы поручили небольшой малоизвестной компании «Microsoft». Ее продукт «MS DOS» – однозадачная операционная система, которая имела простой текстовый интерфейс командной строки, не поддерживала разделение прав доступа и имела много других недостатков. Но ее достоинством была существенно дешевле по сравнению с UNIX-подобными системами которые могли разработать программисты IBM. Первый IBM PC был построен на дешевой элементной базе сторонних производителей. Для удобства ее интеграции были разработаны открытые протоколы взаимодействия.

Это стало решающим в судьбе нового продукта. Если ранее все комплектующие компьютера должны были иметь одного производителя, то к платформе IBM PC стало возможно подключить устройство любого производителя, поддерживавшее общие открытые протоколы. В результате развитие данной платформы перестало быть внутрикорпоративным делом одной компании. На вновьсозданный рынок вышли производители со всего мира. Это позволило в короткие сроки существенно расширить функциональные возможности компьютеров IBM PC вместе с их удешевлением.

Проект IBM PC был экспериментом на новом для компании рынке. В случаи его коммерческого успеха IBM планировала создать собственными силами и на собственной элементной базе более совершенный IBM PC/2 с операционной системой OS/2. Но к моменту их выхода на рынок менее производительная и защищенная платформа завоевала такое признание, что IBM PC/2 не получил широкого признания и оказался безперспективным.

Масштабы возникшего в результате рынка персональных компьютеров далеко не самое главное следствие из этого события, основное – это принципиальное изменение технологий производства, распределения и потребления, информационная и технологическая революции, инициированные рождением IBM PC.

Конец 1984 г. Ситибанк запустил первую систему «Клиент-Банк» (она называлась «Home Base»). Этой услугой могли пользоваться только жители Нью-Йорка.

1985 г. Американская Комиссия по ценным бумагам внедрила на рынке NASDAQ Систему выполнения малых ордеров (SOES). Это позволило мелким инвесторам получить доступ к биржевым торгам на рынке ценных бумаг. Следует отметить, что нововведение было весьма кстати – американский фондовый рынок в то время находился в состоянии стагнации. В1987 г. использование SOES было сделано обязательным для всех брокеров.

Апрель 1985 г. Корпорация Toshiba выпустила в продажу T1100, первый в мире IBM-совместимый ноутбук. T1100 был оборудован процессором Intel 80C88 с частотой 4,77 Мгц, имел 256 кб оперативной памяти и 3.5-дюймовый дисковод на 720 кб, жесткого диска у него не было. Первый ноутбук весил 4.1 кг. Он мог работать без дозарядки 2-3 часа. Цена этой модели тогда составляла $4000.

ДоT1100 переносные компьютеры производились в виде громоздких чемоданов, весили около 20 кг., использовали небольшие (5 дюймов) дисплеи на основе электронных лучевых трубок и для работы требовали подключения к электросети. Пример подобного компьютера вы можете видеть на рисунке.

Руководство Toshiba выделило средства на проект T1100 только под обещание его инициатора Ацутоси Нисида, что за год ему удастся продать 10 тыс. экземпляров – достаточно большой объем сбыта по тем временам.

С этой задачей Нисида справился уже к концу 1985 года. С этого времени началась история индустрии ноутбуков и возникли предпосылки появления мобильной коммерции. С Т1100 Toshiba смогла завоевать европейский и американский рынки. Корпорация Toshiba остается одним из лидеров мирового рынка ноутбуков и в настоящее время. А Ацутоси Нисида стал президентом корпорации.

1988 г. SABRE превратилась в GDS (Global Distribution System – глобальную распределительную систему), предназначенную для оказания путешественникам информационных услуг, резервирования мест и обработки транзакций. Система связывала более 30 тыс. агентов туристических бюро и 3 млн интерактивных клиентов с 400 авиакомпаниями, 50 фирмами по прокату автомобилей, 35 тыс. отелей и десятками железнодорожных и туристических компаний, в том числе, занимающихся перегоном транспортных средств и организацией круизов.

1989 г. В Нью-Джерси появился первый прообраз современного дилингового зала, где не было ни брокеров, ни экрана с котировками – только компьютеры. За компьютерами сидели трейдеры и передавали через электронный терминал ордера (поручения на совершение покупки или продажи акций) брокерам. Брокеры вводили ордера в рабочую станцию NASDAQ.

1989 г. Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee), работая в Европейском центре физики элементарных частиц (CERN) в Женеве разработал стандарт World Wide Web (WWW) – глобальную гипертекстовую систему. Работа в данном направлении привела к созданию протокола http, ставшего основным транспортным протоколом Интернета. Тим Бернерс-Ли бесплатно передал его в общественное пользование. Патентование протокола могло сделать автора одним из богатейших людей в мире, но в место единого международного стандарта в Интернете конкурировали бы различные протоколы (аналогично ситуации в сфере сотовой связи). Награды «нашли героя» значительно позже. В 2002 г. Тим Бернерс-Ли в числе других основателей Интернета был награжден премией принца Астурийского в области технических исследований, в 2003 г. он получил самую крупную премию – €1 млн. в области развития технологий – Millennium Technology Prize от Финского технологического фонда наград (Finnish Technology Award Foundation). Кроме того, журнал Time включил Тима Бернеса-Ли в двадцатку выдающихся мыслителей 20-го столетия. В 2004 г. Королева Великобритании Елизавета II произвела Тима Бернерса-Ли в Рыцари за «службу во благо глобального развития Интернета».

В рождественские каникулы 1990 г. Тим Бернерс-Ли разработал первый браузер для Интернета. Браузер «WWW» стал прародителем всех современных интернет-браузеров.

1990 г. Начинается процесс превращения Интернета из сети, ориентированной на нужды военного ведомства и ученых США, в открытую глобальную сеть и часть мировой экономики. До 1990 года коммерческое использование Интернета было запрещено соответствующим регламентом, который определялся Национальным научным фондом США (National Science Foundation, NSF). Однако в 1990 году к поддержанию и использованию Интернета были допущены крупные частные корпорации. В дальнейшем правительство США передало функции административного управления Интернетом, находившиеся в распоряжении федеральных структур, в руки частных лиц. Это способствовало расширению круга коммерческих поставщиков и потребителей услуг Интернета, который вскоре связал между собой миллионы компьютеров и сотни миллионов людей во всем мире.

Начало 1990-х гг. Получает продолжение начавшееся с середины 60-х годов развитие систем управления ресурсами предприятия (MRP, MRP II). Появляются первые ERP-системы – системы планирования ресурсов предприятия. Если предыдущие классы систем были ориентированы на производственные предприятия, то ERP-системы не имеют отраслевых ограничений, наделены способностями финансового анализа, бизнес-интелекта и т.п.

1992 г. Конгресс США одобрил коммерциализацию сети Интернет.

Конец 1992 г. Группа сотрудников NCSA (национальный центр США по применению суперкомпьютерных вычислений), возглавляемая Марком Эндриссеном (Marc Andreessen), начала разработку веб-браузера, позволяющего перемещаться по Интернету при помощи мыши и получившего название «Мозаик» (первый браузер для Интернета был создан в 1990-м году и работал только с текстом). Браузер «Мозаик» радикально повышал уровень общения пользователя с Сетью, делая ее доступной любому человеку. Он устранял существовавший до этого технологический барьер – пользователю не требовались специфические технические знания и навыки.

«Мозаик» мог работать на большинстве типов рабочих станций и персональных компьютеров и распространялся бесплатно, что создало прецедент бесплатной раздачи ПО. Вышеперечисленные факторы сделали Сеть исключительно популярной: за несколько месяцев после создания «Мозаик» число используемых экземпляров программы превысило миллион, а трафик Интернета вырос в 10 тыс. раз.

В Mosaic появились поддержка звука и видео, закладки и список недавно посещенных страниц, а также многие другие уже привычные всем возможности. На программном коде Mosaic основан Internet Explorer - самый массовый на сегодня веб-браузер. Надо отметить, что к моменту создания веб-браузера Mosaic в Интернете действовало более 600 веб-сайтов, а число хостов насчитывало около 2 млн. Т.о. за несколько месяцев браузер установили на свои компьютеры примерно 50% пользователей по всему миру.

Что касается роста трафика в Интернете в 10 тыс. раз: относительно быстро эти количественные изменения приведут к качественным изменениям процессов общественной жизни, в том числе экономических процессов.

1993 г. голландским математиком Дэвидом Чаумом (David Chaum) были изобретены механизмы практической реализации электронных денег.

26 октября 1993 г. В Меморандуме Президента США для Глав Исполнительных Органов Власти и Президентского Совета «Рационализация процесса закупок посредством электронной торговли» впервые был поставлен вопрос о создании электронной системы закупок продукции для государственных нужд. Государственные заказчики являются в совокупности самыми крупными покупателями продукции и заказчиками услуг. Создание систем электронной торговли для осуществления закупок для государственных нужд позволяет автоматизировать эти процессы, значительно уменьшить издержки государственных заказчиков, сократить потери и злоупотребления.

Март 1994. Первый официально зарегистрированный факт рассылки спама. Американская юридическая компания Canter and Siegel отправила незатребованную рекламу своих услуг для людей, желающих участвовать в лотерее US Green Card. Вызывая всеобщее возмущение технологии рассылки спама в ряде случаев, к сожалению, являются экономически эффективными. Это обстоятельство затрудняет борьбу с данным явлением.

25 октября 1994. На сайте hotwired.com начал демонстрироваться первый баннер. Его демонстрация была частью кроссмедийной рекламной кампании: в основном кампанию «You will» компания AT&T вела на телевидении. Через 10 лет только в США на интернет-рекламу потратили почти 10 миллиардов долларов – больше чем на наружную рекламу.

Как и многие другие технологии традиционной экономики реклама, перейдя в среду Интернета и став интернет-рекламой, приобрела новые, не существовавшие у нее ранее качества. Современные баннеры интерактивны – они позволяют выбрать интересующие пользователя характеристики продукта, а возможно и инициировать осуществление экономической транзакции. При помощи технологий персонализации и профайлинга современная интернет-реклама приобрела персональный характер (что противоречит классическому определению рекламы, как неперсонифицированного представления товаров, услуг или предприятия, адресованного массовому клиенту и имеющего характер убеждения).

Октябрь 1994 г. Начала предлагать свои услуги по оплате товара компания First Virtual – первая электронная платежная система в Интернете.

1994 г. на сервере Infoseek впервые предложили возможность размещения поисковой рекламы. В дальнейшем на этот вид рекламы придется значительная часть оборота рынка интернет-рекламы и она станет основным источником дохода поисковых систем.

1994 г. Аспиранты Стенфордского университета Джерри Янг (Jerry Yang) и Дэвид Фило (David Filo) создали каталог ресурсов Интернета «Yahoo!». До этого времени удобных средств поиска и классификации ресурсов Интернета не существовало. Первоначально сайт содержал около сотни ссылок на другие веб-ресурсы и находился на компьютере, стоявшем в трейлере во дворе Стенфордского университета, кабель от сервера был протянут в один из корпусов университета, где он и подключался к Интернету. К концу 1994 года Yahoo! стал безусловным лидером среди каталогов с иерархической организацией. Сотрудничество начинающей компании предложил руководитель Netscape Марк Эндрессен. В день выпуска акций Yahoo! на фондовый рынок (12 апреля 1996 года) их цена достигла 33 долл. при номинальной цене в 12 долл. за штуку. В настоящее время рыночная капитализация Yahoo! составляет десятки млрд. долл.

1994 г. Джефф Бизос (Jeff Bezos), начинавший свою карьеру в должности программиста, основал компанию Amazon. 16 июля 1995 г. интернет-магазин Amazon открыл свой веб-сайт. В начале работы Бизосу самому приходилось сколачивать книжные полки и паковать книги, которые покупали через его магазин, столами для комплектации заказов служили двери, лежащие на двух досках. Оборот магазина за первую неделю работы составил 5 тыс. долл., через месяц на Amazon.com покупали книги не только американцы, но и жители еще 45 стран мира, а к Рождеству объем продаж достиг 1 млн. долл. Активная маркетинговая политика (создание технологий персонализации, упрощения процесса покупки и т.д.) позволила предприятию занять лидирующие позиции в данном сегменте рынка, обеспечивая годовой рост оборота на несколько порядков. До настоящего момента Amazon является самым крупным интернет-магазином в мире.

История создания первого интернет-магазина окутана легендами. С определенной долей уверенности можно утверждать, что идея использовать Интернет для продажи товаров родилась у Джеффа Бизоса когда он ехал в поезде из Нью-Йорка в Сиэтл и читал периодические издания. В газетах и журналах того времени активно обсуждалась тема бурного роста аудитории глобальной компьютерной сети. Это легко объяснимо, достаточно вспомнить некоторые из рассмотренных нами ранее событий: освобождение Интернета от государственного контроля и снятие запрета на его коммерциализацию, разработка веб-браузеров и т.д.

Джефф понимает, что этой аудитории можно предложить товары и услуги. На чистом листе бумаги он записывает все возможные варианты названий товаров. До прибытия на конечную станцию своего путешествия он вычеркивает те товары, которые сложно будет продавать по Интернету. Например, в силу того, что они требуют примерки как одежда или не могут долго сохранять в неизменности свои потребительские свойства как продукты питания. В списке остаются книги, аудио и видео-кассеты и диски. Таким стал ассортимент первого интернет-магазина.

Предложенная Джеффом Бизосом бизнес-модель была основана на приеме заказов от пользователей Интернета на сайте Amazon, заказе этих товаров у оптовых поставщиков и пересылке заказанных товаров пользователям. Первоначально собственных товарных запасов у интернет-магазина не было.

Интересно, что первоначально склад интернет-магазина располагался в гараже, а упаковывались книги на снятой с петель и поставленной на табуретки двери. Этот факт подтверждает правило постиндустриальной экономики где главным становится обладание не материальными ценностями, а бизнес-идеями и высокотехнологичными инструментами их реализации.

Конец 1994 г. Появилась первая дебетовая электронная платежная система – NetCash.

1995 г. На рынке FOREX появляются системы интернет-трейдинга. Эти системы работают круглосуточно и, обеспечивая интернет-брокерам снижение накладных расходов на обслуживание частных инвесторов, вызывают резкий рост инвестиций от частных лиц. В настоящее время суточный мировой оборот таких электронных торгов достигает 3–4 триллионов долл.

1995 г. 90% всех банковских платежей в США проводилось в электронной форме: по подсчетам National Automated Clearing House Association, в электронной форме совершалось транзакций на $533 трлн., 73 трлн. долл. – чеками и лишь 2,2 трлн. долл. – наличными.

4 сентября 1995 г. открылся интернет-аукцион еВау, созданный, как некоммерческий проект программистом Пьером Омидьяром (Pierre Omidyar). За первые 24 часа на сайт не зашел ни один посетитель. Через несколько недель на продажу было выставлено несколько лотов, в том числе склад в штате Айдахо и «роллс-ройс» 1937 года. В 1996 г. темпы роста числа продавцов и покупателей достигали 70% в месяц. Через 10 лет в среднем каждые две минуты через еВау продавалось по одному кольцу с бриллиантом, каждую минуту по трое часов, пять дамских сумочек и одному автомобилю. Оборот составлял десятки миллиардов долларов.

Первым товаром, проданным на еВау, была сломанная лазерная указка Пьера Омидьяра. Она была приобретена за $14.83. После торгов, Омидьяр связался с победителем по электронной почте для того, чтобы уточнить: понятно ли ему, что лазерная указка сломана. В ответном письме победитель торгов пояснил: «Я коллекционер сломанных лазерных указок».

В различное время на аукционе еВау были проданы: калифорнийский город Бриджвиль; 340-летняя рукопись пьесы Шекспира «Prince of Tyre», спасенная во время большого пожара в 1666 в Лондоне; курорт Даймонд Лаке в западном Кентуки (США); подводная лодка времен II Мировой Войны и авианосец.

Вопросы для самоконтроля

1. До какого года коммерческое использование Интернета было запрещено соответствующим регламентом, который определялся Национальным научным фондом США?

2. Когда открылся первый интернет-аукцион?

3. Каков был ассортимент первого интернет-магазина?

4. Какова профессиональная принадлежность разработчика механизмов практической реализации системы электронных денег?

5. Каковы этапы процесса превращения Интернета из сети, ориентированной на нужды военного ведомства и ученых США, в открытую глобальную сеть и часть мировой экономики?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.