Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, предмет и метод административного права




Общее понятие управления. Цель и элементы управления. Понятие государственного управления.

Управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей.

Управление обусловлено:

•наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управления (тот, кем управляют);

•существованием между объектом и субъектом прямой (отдание команд, распоряжений) и обратной связи (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления).

Управление сводится к управляющему воздействию субъекта на объект с целью:

-упорядочения системы;

-сохранения структуры системы;

-обеспечения функционирования системы.

Социальное управление в обществе подразделяется на два вида:

• государственное (управление делами государства);

• негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований и т. п.).

Признаки социального управления:

• социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей;

главное назначение социального управления - упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности;

• объектом воздействия социального управления являются поведение участников совместной деятельности, взаимоотношения между ними;

• социальное управление, регулируя поведение участников совместной деятельности, достигает этой цели в рамках общественных связей;

• базис социального управления

-соподчиненность воли участников управленческих отношений;

• механизм реализации социального управления олицетворяют субъекты управления (органы управления).

В процессе осуществления социального управления выполняются следующие функции:

• сбор и обработка информации;

• прогнозирование (научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных);

• планирование (определение направлений, целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения);

• организация (формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления);

координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;

• контроль и учет.

Государственное управление, в широком смысле слова, - управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти

(законодательной, исполнительной и судебной).

Государственное управление, в узком смысле слова, - исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.

Субъекты государственного управления –государственные органы и должностные лица, которые наделены государственно-властными полномочиями.

Объекты государственного управления- предприятия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий. Деятельность, осуществляемая субъектами государственного управления по отношению к объектам, называется исполнительно-распорядительной.

Государственное управление характеризуется следующими чертами:

• является организующей деятельностью;

•носит исполнительно-распорядительный характер;

• в процессе осуществления управленческой деятельности реализуются функции государства в социально-культурной, социально-политической, экономической сферах деятельности;

• осуществляется уполномоченными на то субъектами управления.

Функции государственного управления:

• разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов;

• установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни;

• управление учреждениями государственного сектора; регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора; обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления; осуществление государственного контроля и надзора за процессами, происходящими в управляемой и регулируемой сферах.

2. Понятие и признаки исполнительной власти, ее соотношение с государственным управлением. Государственное управление – это один из видов деятельности государственных органов РФ по осуществлению государственной власти, реализации государственно-властных полномочий.

Согласно ст. 10 и 11 Конституции РФ, государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей – на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Деятельность указанных органов по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственным управлением. После того, как юридически было закреплено разделение государственной власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную – вместо термина «государственное управление» стали употреблять термин «исполнительная власть».

Вместе с тем в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации часто называются органами, осуществляющими государственное управление. Хотя эти понятия весьма близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, что понятие «государственное управление» - шире понятия «исполнительная власть», т.к. некоторые управленческие функции выполняются и другими органами государственной власти наряду с их главными функциями. Так, органы судебной власти наряду с осуществлением правосудия – своей главной функцией – одновременно осуществляют при рассмотрении конкретных дел контроль за законностью актов органов исполнительной власти и внутреннее управление, выражающееся в руководстве деятельностью аппаратов судов и других судебных работников.

Характерные черты исполнительной власти:

исполнительная власть самостоятельна и независима;

1.Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующая с ее законодательной и судебной ветвями.

Исполнительная власть самостоятельна в функционально-компетенционном смысле. Ее функции прямо определяются ее наименованием: практическая реализация законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

2.является правоприменительной (организует исполнение требований закона) по своей сути;

3.осуществляет управленческую и распорядительную деятельность;

Распорядительная деятельность – это деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации.

4.субъекты исполнительной власти – это органы власти, которые действуют от имени государства и от своего имени. Однако сама исполнительная власть, как и само государственное управление, - это не система соответствующих государственных органов, а осуществляемая ими деятельность определенной функциональной направленности, в рамках которой и возникают административно регулируемые общественные отношения.

5.исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера. Данное качество в равной мере характеризовало и государственное управление, ибо и оно функционально действовало как средство исполнительства, реализуясь в регулируемых административным правом управленческих отношениях.

 

Итак, исполнительная власть – это категория политико-правовая, а государственное управление – это организационно-правовая категория. Соответственно, государственное управление – реальность, без которой государственно-властный механизм работать практически не может. По своему назначению государственное управление представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.

Административное право - отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.

Нормы административного права:

-устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении;

-регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами;

-определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления;

-регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сферах.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.

Предмет административного права - совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Метод правового регулирования - способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.

Для административного права характерны следующие методы правового регулирования:

•метод власти-подчинения или метод прямого распорядительства (отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому);

•метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления);

•метод согласования (этим методом регулируются отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении);

•метод равенства (субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора).

Суть методов административно-правового регулирования управленческих отношений заключается в следующем:

-установление определенного порядка действий

-предписание к действию в определенных условиях и надлежащим образом, предусмотренным соответствующей административно-правовой нормой;

-запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия;

-предоставление возможности выбора одного из предусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения;

-предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные административно-правовой нормой в условиях, определенных данной нормой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.