Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Независимая рука всадника




Скован; 2 — подвижен.

Большого пальца на подвижность

сустава кисти:

жению выпрямления или растягивания. При этом, в отличие от больших пальцев, мизинцы должны находиться ближе к телу, за счет чего верхней части корпуса задается образец движения кнаружи. Когда кисти всадника сжаты в кулаки, он задает своему телу образец движения сгибания, поэтому он просто не сможет выпрямить верхнюю часть корпуса.

Две противоположные мышечные цепочки проходят по телу и встречаются в одном суставе. В этом месте находится критическая точка: этот сустав больше не может амортизировать движение в одном из направлений, и цепочки прерываются. В вышеописанном случае такой критической точкой чаще всего являет-


ся плечо или шейный отдел позвоночника. Таким образом, при верховой езде многие мелочи играют очень большую роль. А, как известно, в деле всякая мелочь может пригодиться.

Еще одна тонкость: разбор поводьев, сильно влияющий на характер верховой езды. Лучше всего возьмите один повод в руки и попробуйте сделать следующее: если вы зажмете повод в кулаке, то сустав кисти станет как каменный и тогда такая задача, как амортизация в нем движения, превратится в далекую и неисполнимую мечту. Повод следует держать между большим и указательным пальцем. Благодаря этому другие пальцы могут свободно взаимодействовать со ртом лошади, так как им не надо будет держать повод. В учебнике верховой езды по этому поводу написано: «Большой палец должен лежать на поводе подобно крыше» (рис. 5.19).

Откровенно говоря, я знаю очень мало всадников, которые обращают на это внимание. Однако постарайтесь понять разницу. Сожмите свою руку в кулак, так чтобы большой палец плашмя лежал сверху. Попробуйте теперь подвигать лу-чезапястный сустав в разных направлениях, и вы почувствуете, насколько он зажат. А теперь поменяйте положение большого пальца и прижмите его с такой же силой к указательному пальцу, — вы почувствуете, что ваш лучезапястный сустав уже может двигаться гораздо свободнее. Когда большой палец лежит плашмя, то мышца зажимает весь луче-запястный сустав. Вот еще одна «мелочь», имеющая серьезное последствие.

В главе о верхней части корпуса я предложила вам несколько упражнений, способствующих улучшению подвижности позвоночника. В принципе, они являются хорошей подготовкой для развития




Рис. 5.20. Сокращенная передняя мускулатура.


подвижности плечевого пояса и рук. В общее развитие движений первым всегда включается туловище и лишь потом — конечности. Но именно для плечевого пояса есть несколько очень важных упражнений на растяжение. Болезнь нашего времени — плохая осанка, особенно в положении сидя, часто приводит к тому, что плечевой пояс сдвигается вперед. Это означает, что в области затылочных мышц возникает длительное напряжение, поскольку в таком случае плечевой пояс как бы повисает на мышцах затылочной части вместо того, чтобы лежать на грудной клетке. Вследствие этого, происходит сокращение передних мышц, так как они постоянно «скучены» и недостаточно растянуты (рис. 5.20).

Следующие упражнения вам будет удобно делать либо у дверного косяка, либо у стены (рис. 5.21 и 5.22). При этом лучше


 




 


 


Рис. 5.21. Растягивание руки у стены в четыре этапа.


Рис. 5.22. Растягивание для вращения наружу.




регулярно выполнять их между делом в течение дня, чем запланировать для них время на вечер.

Встаньте боком к стене и отведите назад руку, которая находится ближе к ней. Ваше плечо должно касаться стены. Теперь попробуйте повернуть туловище от стены — вы почувствуете вращение (ротацию) в плече. Чтобы задействовать при этом все части мускулатуры, вам надо растягивать руку с разных позиций. Вы можете делать это упражнение, начиная с позиции, когда ваша рука находится внизу, до той позиции, когда она поднята вверх. Важно, чтобы туловище при этом оставалось плотно прижатым к стене. Задержите каждую позицию растяже-

Рис. 5.23. Отведение назад рук, сцепленных за большие пальцы.


ния на несколько мгновений и попробуйте сознательно направить свое дыхание в область растяжки. Это помогает расслаблению и растяжению мышц.

Чтобы улучшить вращение плеч наружу, встаньте снова боком к стене. Согните под прямым углом локоть, прижмите его к туловищу, а предплечье (но не руку) — к стене. Теперь снова поворачивайте туловище в сторону от стены. Предплечье при этом не должно отрываться от нее. Внимание: не хитрите, прижимая пальцы к стене, когда лучезапястный сустав при этом уже оторвался от нее.

Полезно также между делом сцепить за спиной большие пальцы и отводить их в таком положении все дальше назад за спину (рис. 5.23). При этом важно держать грудную клетку прямо и не помогать себе наклоном.

В заключение предложу вам еще одно упражнение на растяжение соединительной ткани в области шеи и ключицы. До тех пор, пока эти ткани зажаты, вы не сможете свободно выпрямляться.

Положите руку на противоположную вилочку ключицы. Другую руку положите сверху, чтобы увеличить тяжесть (рис. 5.24). А теперь сдвиньте руку по ключице вниз, растягивая при этом кожу, и оставьте руки лежать при таком легком натяжении. Затем начните поворачивать голову назад от ключицы по диагонали, и вы почувствуете напряжение ткани. Направление, в котором вы будете поворачивать голову, зависит от вашего индивидуального ощущения растяжения. Важно только, чтобы вы не начали вращать головой. Поверните голову сначала в одном направлении, затем верните ее в прежнее положение и попробуйте повернуть ее в другом направлении. Выполняя это упражнение, вы можете при




помощи дыхания улучшить и усилить растяжение.

Свободное и независимое положение плечевого пояса имеет немаловажное значение для хорошего самочувствия в повседневности. А тот, кто хорошо себя чувству-е т, будет лучше ездить верхом, не так ли?

5.6.

Решающую роль при определении квалификации всадника играет оценка положения и действия его рук. Одной из самых грубых ошибок, на которые могут указать всаднику, является грубая и жесткая рука. При этом всадники со временем понимают, что команды, подаваемые лошади при помощи повода, являются


наименее важными и всегда применяются только во взаимодействии с уклонами корпуса и действием шенкелей. Почему же так важно, чтобы всадник имел «мягкую» руку?

Необходимо подчеркнуть, что для хорошего всадника рот лошади является предметом особого отношения, поскольку лошадь, рот которой хоть раз был поврежден, уже никогда не возьмет трензель спокойно и безбоязненно.

Хорошего всадника всегда можно узнать по свободной руке. Как только корпус ездока по какой-то причине теряет равновесие, в конечностях происходят реакции, позволяющие его восстановить. При помощи рук можно особенно быстро вновь обрести потерянное равновесие. Поэтому можно сделать и обратное заключение: всадник с независимой рукой легко обретает и удерживает равновесие. В учении о верховой езде мягкую и постоянную связь руки и рта лошади принято называть упором в повод. Это означает, что рука всадника должна как бы настроиться на рот лошади, а не просто лежать на каком-либо определенном месте и действовать сама по себе. Если такая хорошая рука остается в покое, действует мягко, то это объясняется тем, что и лошадь подстроилась под всадника, он сам стал частью ее движения. Но при этом рука столь же мало остается неподвижной, как и сам всадник! Поэтому замечание тренера: «Не двигайте руками!» — звучит, как правило, парадоксально и приводит к прямо противоположному результату.

Вот почему распространенные упражнения для выработки правильной посадки, когда от учеников требуют держать руки свободно и как можно более спокойно на холке лошади, совершенно никуда не годятся. В этом случае даже у тренирован-




ного всадника колени будут подниматься вверх, а рука не научится чувствовать контакт со ртом лошади.

Мне хотелось бы предложить вам определенные этапы обучения и возможности проверки независимого положения руки, которые имеют значение не только для начинающих. Иногда именно опытному всаднику нужна помощь, чтобы в экстремальных ситуациях он не потерял головы и сумел сохранить спокойное положение рук.

Хорошо зарекомендовал себя небольшой ремешок впереди седла, который известен как страховочный ремень (рис. 5.25 и 5.26). Но маленькие кольца впереди седла оказываются недостаточно стабильными; если за них крепко ухватиться в действительно опасной ситуации, то можно быстро очутиться с ними в руках на опилках манежа. Так что если для тренировки посадки вы регулярно используете одно и то же седло, я советую вам попросить шорника сильнее закрепить этот ремешок на седле.

Теперь я хочу решительно опровергнуть широко распространенное заблуждение, что если держаться рукой за седло, то можно научиться правильно держать повод.


Обучение твердой посадке в седле, скорее способствует стабильности верхней части корпуса, чем независимому положению рук. О том, что условием для свободных действий рук всадника является находящийся в равновесии корпус, мне уже, надеюсь, не надо объяснять подробно.

Лучше всего ухватиться за страховочный ремешок двумя руками с обеих сторон и держать руки так, как будто бы вы хотите растянуть этот ремешок в стороны.

Вспомните еще раз об описанных мною выше мышечных цепочках и о том, как движение распространяется по ним. При легком предварительном напряжении руки вы задаете для своего тела образец движения растяжения (выпрямления). В результате ваши локти плотнее прилегают к корпусу, плечи слегка расправляются, лопатки отводятся назад, а грудная клетка поднимается. Если вы немного потянете ремешок вверх, то ваш корпус не должен отклониться назад, а вы должны почувствовать, как увеличивается давление на ваше основание посадки. Так, при помощи этого ремешка вы мо-




жете добиться правильной нагрузки на таз, который обеспечивает подключение всадника к движению лошади. Когда я работаю с трудными лошадьми, я подстраховываюсь и делаю свою посадку более стабильной при помощи этого ремешка, а когда посадка более устойчива, затрачивается меньше сил и отпадает необходимость в активной работе поводом.

Следует обращать внимание на то, чтобы обе руки равномерно натягивали страховочный ремешок. Не должно быть так, чтобы одна рука тянула, а другая дергала, или он был натянут слишком сильно или же, наоборот, болтался. В противном случае необходимо тренировать чувство равномерного натяжения повода в руке. Степень необходимости тянуть за этот ремешок зависит от того, насколько стабилен корпус всадника. Нетренированный всадник без такого натяжения будет держаться напряженно. Когда всадник совладает с этим, можно потребовать от него, чтобы он натягивал ремешки по направлениям вперед и вверх. Это совсем не простое движение, руки должны двигаться вперед, а туловище — не менять своего положения. Очень часто всадники наклоняются вперед вслед за руками и тем самым как бы выдергивают себя из седла.

Попробуйте сами спокойно выполнить все эти упражнения. Ведь не всегда следует тренировать посадку на корде; для езды будет полезно, если вы проедете пару кругов самостоятельно, сосредоточившись на своих руках. Захватите ремешок вместе с поводьями. Сделайте это либо только мизинцами, либо всей рукой. Обычно страховочный ремешок бывает слишком коротким. Если это так, то вам следует заранее позаботиться о более длинном ремешке, достать его где-нибудь или сделать самим. А потом опробуйте его не только на разных аллюрах, но и непосредственно в момент

Рис. 5.27. Тренировка независимого положения рук.

перехода на рысь, галоп, перед остановкой и пр. Например, довольно сложно равномерно натягивать ремешок по направлению вперед и вверх и одновременно поднимать лошадь в галоп. Очень многие всадники перед подъемом в галоп резко дергают внутренний повод, что не имеет ничего общего с предварительной полуодержкой. Такое воздействие поводом сковывает внутреннюю переднюю ногу лошади, и первый темп галопа не может быть непринужденным и свободным. В этом случае ремешок станет хорошей подмогой, поскольку всадник сразу почувствует, с какой силой он тянет повод назад.

Проверять себя при помощи ремешка можно и на облегченной рыси. Если вам удается равномерно натягивать его, то ваше движение на облегченной рыси остается сбалансированным и связанным с движениями лошади. Другая хорошая возможность в случае облегченной рыси — это похлопывание лошади в ритме ее движения (рис. 5.27). Похлопайте лошадь одной рукой наперекрест, одновременно





 


 


опускаясь в седло. При этом вы не должны нарушать ритм, когда будете менять руки. Вы можете несколько разнообразить это упражнение: положите только одну руку на шею лошади и вместо того, чтобы похлопывать, опускаясь в седло, слегка сдвигайте свою руку вниз. Другой рукой вы можете время от времени держаться за заднюю луку седла, но так, чтобы изменение положения вашего туловища и ног не влияло на движение лошади. Такие упражнения позволят вам достичь независимого положения рук относительно корпуса, а значит, в будущем вы сможете управлять лошадью осознанно и целенаправленно.

Итак, ваш корпус стабилен, ваша рука независима от него, и теперь речь пойдет о применении средств управления. К счастью, верховая езда представляет собой не застывшую схему, иначе некоторые всадники никогда не взяли бы повода в руки. Для следующего упражнения вам потребуется оголовье, по крайней мере, трензель с поводом, а также партнер, который поможет вам уяснить, что чувствует ло-


шадь при воздействии всадника поводом. Ваш партнер должен положить свои руки на трензель, как бы изображая рот лошади. А вы берете повод и устанавливаете мягкий, но постоянный контакт с воображаемым ртом лошади (рис. 5.28).

Немаловажной деталью является ширина повода: она должна быть примерно равна ширине нижней фаланги безымянного пальца (рис. 5.29). При этом надо обра-






 


 


Рис. 5.30. Правильный захват хлыста.


Рис. 5.31. Защемленный лучезапяс-тный сустав при неправильном захвате хлыста.


 


тить внимание на то, что сустав пальца расположен ниже, чем линия основания пальца. Вы можете сами легко нащупать этот сустав, сгибая и разгибая палец. Слишком широким поводом можно защемить палец, а слишком узкий трудно удержать. На это следует обратить особой внимание в случае предрасположенности к воспалению сухожильного влагалища предплечья (тендовагинит).

Но вернемся к воздействию на рот лошади трензелем. Итак, возьмитесь за повод и установите контакт с вашим партнером. Он наверняка скажет вам, что равномерное давление на трензель гораздо приятнее, чем постоянные рывки. Такое мягкое равномерное предварительное натя-


жение необходимо для того, чтобы лошадь могла воспринимать через трензель малейшие изменения движения. При верховой езде, конечно, предварительно натягивать повод таким образом должны не вы, а скорее, сама лошадь должна найти контакт с трензелем и опереться на него, как это описано в учении о верховой езде (рис. 5.32 и 5.33).

Продолжим наше упражнение. Теперь, когда вы уже взяли поводья и наладили предварительный контакт с вашим партнером, руки которого изображают рот лошади, попробуйте представить себе, что в одной руке у вас не повод, а губка, которую вы хотите отжать. Вы увидите, какого сильного воздействия можно до-






 


 


Рис. 5.32. Правильное

положение руки:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.