Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияния наследственности и среды на развитие отдельных когнитивных способностей

а) восприятие

Изучена наследуемость отдельных показателей восприятия. Хорошо известны аномалии восприятия цвета, например красного и зеленого (дальтонизм), который детерминирован геном, локализованным в Х-хромосоме, что проявляется в родословной наследованием «крест – накрест»: от матери – к сыну и от отца к дочери. Поскольку ген дальтонизмарецессивный, то болезнь проявляется, только в отсутствии соответствующего доминантного гена (кодирующего нормальное цветовосприятие). Поэтому, болеют данным заболеванием чаще мужчины, а носителями являются женщины.

Цветовая слепотанеспособность различать красный и зелёный цвет (дальтонизм), красный и синий или синий и зелёный. Мутация в генах, кодирующих фоторецепторы, вызывают нарушение восприятия цвета.

В настоящее время дальтонизм неизлечим. Однако разработана технология лечения дальтонизма за счет внедрения в клетки сетчатки недостающих генов с помощью методов генной инженерии с использованием в качестве вектора вирусных частиц. В 2009г. в Nature появилась публикация об успешном испытании этой технологии на обезьянах, многие из которых от природы плохо различают цвета.

 

Другим примером генетически обусловленного восприятия – является восприятие вкуса – способность индивидов чувствовать или нет вкус фенилтиокарбамида.

 

Также примером генетической детерминации восприятия – является музыкальный слух – способность некоторых людей различать тоны различной высоты. В таких случаях говорят о хороших музыкальных способностях. Другие люди по генетическим причинам неспособны различать тоны звуков, именно это называется отсутствием музыкального слуха.

Глухота — полное отсутствие слуха или такое его понижение, при котором невозможно разборчивое восприятие речи. Это потеря илирезкое снижение слуха, при котором невозможно самостоятельное овладение устной речью.

б) память

Специальные психогенетические исследования памяти не проводились. Однако кратковременная память измеряется рядом тестов на интеллект (тест Векслера, тест Амтхауэра), поэтому измерение памяти осуществлялось в комплексных исследованиях интеллекта. Показатели наследуемости кратковременной памяти оказались сравнительно небольшими: в пределах 20-39 %. Все остальное место занимают факторы среды. Однако следует учесть тот факт, что в анализируемых работах принимали участие нормальные испытуемые, чьи когнитивные способности, в общем, лежат в пределах нормы. Именно в пределах этой нормы генетическая детерминация памяти невелика. Однако следует учесть, что эти самые нормы довольно жестко предопределены генетически.

В психологии давно установлено, что объем памяти человека может лежать в пределах 5 – 9 единиц информации. Скажем так, от среды будет зависеть, сдвинется ли объем памяти конкретного человека к 5 или к 9 единицам. А сами пределы являются генетически предопределенными. Кстати, в психологии также известны случаи уникальной памяти (феномен Ш., изученный А.Р. Лурией), однако в этом случае способность запоминать абсолютно все появилась у Ш. в раннем детстве (и как можно предположить явилась следствием уникального сочетания генов), и никаких специальных усилий по развитию памяти он не предпринимал. В то же время большинство специальных методик по развитию памяти вряд ли могут значительно увеличить ее объем.

в) мышление

Специальных психогенетических исследований мышления также не проводилось, однако большинство комплексных тестов на интеллект включают в себя субтесты, диагностирующие именно особенности мышления, поэтому, анализируя результаты этих субтестов можно многое сказать о развитии мышления у человека.

В обзоре Р. Николс делает следующий вывод. Общие способности (общий интеллект) в большей степени определятся генетически, чем специальные способности (отдельные характеристики мышления). Вербальный интеллект в большей степени предопределен генетически, чем невербальный. Н. Дэниэл приводит следующие данные. Вербальный интеллект на 78 % определяется генетическими факторами, а невербальный – на 49 %.

Проводились исследования различных показателей мышления: пространственных, математических, способностей к рассуждению, беглости речи и др.

1. Сильнее всего от генов зависит речевая способность к фонетическому анализу слов – 80 %.

2. На второе место можно поставить беглость речи и ряд других вербальных характеристик60-70 %.

3. Третье место занимают способности к анализу пространственных отношений – 65 %.

4. Математические способности наследуются на 50-60 %.

5. Общая вербальная способность, произношение, словарный запас, идентификация слов и букв, понимание слов и фраз определяются генами на 50 %.

6. Сенсомоторные способности на 30-40 %.

Однако по поводу математических и пространственных способностей данные – противоречивы. Разные авторы называют различные цифры.

Существуют также различия мыслительных способностей, связанные с полом. Большинство авторов считают, что вербальные способности большее развитие получают у женщин, а пространственные и математические у мужчин.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Программная реализация задачи | Теоретические сведения. Методические указания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.