Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурентная политика организации




Рыночная конкуренция является системой отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров или услуг. Главной движущей силой рыночной экономики является конкуренция. Конкуренция (от латинского competentia) - столкновения в результате каких-либо действий, экономическое соперничество, борьба за потребителя. В конкурентной борьбе существует две сферы влияния: товар и потребитель.

Сущность конкуренции находит свое проявление в важнейшей характеристике - конкурентоспособности. Как экономическая категория конкурентоспособность означает способность субъекта опережать своего соперника в достижении определенных целей на конкурентном рынке.

Конкурентоспособность является результатом, фиксирующим наличие конкурентных преимуществ, и имеют различные интерпретации в зависимости от объекта, к которому они применяются (рис. 8.1)

Конкурентоспособность товара - способность отвечать запросам покупателей по сравнению с аналогичными товарами, представленными на рынке.

Конкурентоспособность фирмы - возможность эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка.

 

 

Рис. 8.1 - Согласованные пирамиды иерархических структур конкурентных преимуществ и конкурентоспособности

 

Конкурентоспособность экономики - рассматривают как концентрированное, комплексное выражение возможностей, реализованных в товарах и услугах, успешно противостоящих конкурирующим товарам как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Понятие конкурентоспособности товара, фирмы, страны базирования - взаимосвязаны.

Существуют различные подходы к классификации конкурентоспособности:

- По территориально-географическому признаку;

- По масштабу экономических объектов (товар, фирма, отрасль, национальная экономика);

- По временному проявлению (текущая, на определенную дату, на перспективу).

В дальнейшем рассмотрении темы определят, что конкурентоспособность товара (услуги) является условием конкурентоспособности фирмы, а конкурентоспособность фирмы является условием конкурентоспособности отрасли, а далее - конкурентоспособности национальной экономики в целом.

Стратегия конкуренции является комбинацией конечной цели фирмы и средств, которыми она стремится достичь своей цели (рис. 8.2) [1].

 

 

 

Рис. 8.2 - Колесо стратегии конкуренции (цель, определение политики конкуренции; достижение прибыли, рост доли рынка и другие)

 

Кроме того, формирование стратегии конкуренции предусматривает учет четырех основных факторов, определяющих границы успешной деятельности компании (рис. 8.3) [1].

Одной из самых известных в мировой науке концепции отраслевой конкуренции является теория пяти сил конкуренции М. Портера. Он исходит из того, что доходность и привлекательность отрасли и фирмы определяют не характером продукции и не уровнем используемой технологии, а структурой отрасли, т.е. основными конкурентными силами (рис.8.4).

 

Рис. 8.3 - «Поле» формирования стратегии конкуренции

 

 

Рис. 8.4 - Пять сил конкуренции по М. Портеру

 

Типы конкурентов характеризует матрица «товары-конкуренты» (рис.8.5) [1].

Рис. 8.5 - Типы конкурентов

 

Стратегию конкуренции описывают как наступательные или оборонительные действия, направленные на создание устойчивого положения в отрасли, с целью успешного преодоления пяти факторов конкуренции, и, следовательно, обеспечение максимальной отдачи от капиталовложений фирмы.

Потенциально успешные общие стратегические подходы: наименьшие совокупные затраты; дифференциация; сосредоточения (рис. 8.6).

Варианты стратегического выбора фирмы могут различаться последующим стратегическими показателями: специализация; идентификация марки; прямой и непрямой маркетинг; подбор канала распределения; качество изделия; лидерство в технологии; вертикальная интеграция; положение по уровню затрат; сервис; ценовая политика; рычаги влияния; отношения с родительской компанией; отношения с правительством и тому подобное.

 

Рис. 8.6 - Общая стратегия

 

В условиях перехода к рыночной экономике все больше и больше фирм предпочитают качество, а через него - влияют на конкурентоспособность. Но надо помнить, что конкуренция - самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, в т.ч. и качества. Фирмы сами разрабатывают методы управления качеством, но все же предпочтение отдается экономическим методам: государственному регулированию; содействию развития конкуренции; антимонопольному законодательству; созданию эффективного механизма правовой защиты национальных потребителей.

Таким образом, государственное регулирование обязательно имеет место при разработке методов управления качеством. Но особое место занимает недобросовестная конкуренция и защита от нее (Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности») [2]. Недобросовестную конкуренцию осуществляют в трех направлениях: первое - связанно с типичным производством «под фирму», второе - с неправдивой информацией, которая может повредить деловой репутации или собственности; третье - связанно с коммерческой и государственной тайной.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.