Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и источники изучения истории




ТЕМА 2.

Подходы к изучению истории

Задачи изучения истории

1) восстановить путь развития человечества с целью прогнозов будущего;

2) попытка понять внутренний мир человека прошлого;

3) изучать исторические пути своей страны с целью осознания его специфики и выбора оптимального пути развития.

Для вузовского курса «Отечественная история» наиболее важна последняя задача.

Всё многообразие исторического прошлого различными исследователями чаще всего интерпретируется с точки зрения того или иного подхода.

Подход (историческая школа) Представители Основные идеи
1. Формационный подход (марксизм) Карл Маркс Фридрих Энгельс 1) основа общества – экономика 2) движущая сила истории – столкновение производительных сил (люди в процессе организации производства) и производственных отношений (тип общества – рабовладельческий, феодальный, капиталистический и т.д.) 3) все народы проходят одинаковые стадии развития.
2. Цивилизационный Н.Данилевский О. Шпенглер А. Тойнби 1) история мира – это процесс развития локальных цивилизаций (Египет, Индия, Китай, Европа, Россия и др.) 2) у каждой цивилизации свой экономический уклад, религия, социальная структура, форма власти 3) развитие цивилизации обеспечивает политическая и творческая элита
3. Теория этногенеза Л.Н. Гумилёв 1) субъекты истории – этносы (народы), живущие ок. 1500 лет 2) движущая сила развития этносов – пассионарность – энергия живого вещества, дающая способность к сверхнапряжению сил. Она – результат действия космических излучений на генофонд народа 3) чем больше в народе людей-пассионариев со знаком «плюс», тем больше у этого народа шансов стать великим.
4. Школа «Анналов» М. Блок Л. Февр Ф. Бродель 1) изучение общества как целостной системы без разделения на экономику, политику, культуру и т.д. 2) реконструкция менталитета человека прошлых эпох. Менталитет – общие психологические и мировоззренческие установки, определяющие поведение людей (понятия о жизни и смерти, отношение к труду, богатству, Богу, власти, своей стране и т.д.) 3) в центре внимания – среднестатистический представитель прошлого (средневековый крестьянин, городской буржуа раннекапиталистической Европы)

В современной исторической науке предпринимаются попытки совместить важнейшие подходы.

1. Методы исторического исследования:

Методнауки – это способ, путь исследования.

Методы истории:

1. Общенаучные – применяются во всех науках, естественных, точных и гуманитарных, в т.ч. и в истории:

а) анализ и синтез – разложение изучаемого процесса на составные части (анализ) с последующим соединением по-новому понятых составных частей в единое целое (синтез);

б) логический метод – установление причинно-следственных связей между явлениями в историческом процессе;

в) классификация – группировка фактов по определённым принципам и критериям

2. Специально-исторические методы:

а) хронологический – последовательное изложение событий

б) сравнительно - исторический – выделение исторических этапов и событий в одной или нескольких странах и их сравнение по разным параметрам (напр., сравнить русское и европейское Средневековье или этапы истории допетровской (Древняя Русь) и послепетровской (Петербургская империя) России и т.д.)

в) историческоемоделирование – создание теоретической модели для объяснения важнейших процессов в определённом обществе (напр., создание модели «идеальной» буржуазной революции и сравнение с ней реально происходивших буржуазных революций – Английской (17в.), Французской (18в.).

г) историзм – изучение исторических событий в контексте той эпохи, как специфических, обусловленных характером того времени, которое исследует учёный. Жестокость правителей, истовая религиозность людей Средневековья, радикальные способы реформирования (Пётр I, Сталин и т.д.) нужно изучать и судить не сами по себе, а с учётом конкретных исторических условий и эпох, в которых они происходили.

3. Методы других гуманитарных дисциплин:

а) статистика – количественные данные об обществе

б) психология – психология масс

в) ВИДы – вспомогательные исторические дисциплины:

- палеография – наука об особенностях древней письменности

- лингвистика – наука о языках

- геральдика – наука о гербах

- нумизматика – наука о монетах

- хронология – древние календари и системы летоисчисления

- метрология – системы мер и весов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.