Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы Петра I. а) нарастало экономическое и военное отставание России от передовых европейских стран, что представляло угрозу национальному суверенитету; б) служилое




РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

ТЕМА 13.

1. Предпосылки реформ:

а) нарастало экономическое и военное отставание России от передовых европейских стран, что представляло угрозу национальному суверенитету; б) служилое сословие по своему социально-политическому и культурному уровню не соответствовало требованиям общественного развития страны, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах; в) социальная нестабильность порождала необходимость укрепления позиций правящего класса, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии; г) необходимо было добиться выхода к морю.

2. Военная реформа. Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море Петр принял решение о создании мощного флота. Кроме того, он организовал в 1697 г. Великое посольство в Европу в целях приглашения на русскую службу специалистов, закупки вооружения, ознакомления с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы.

Толчком к проведению военной реформы стало неудачное начало Северной войны. Были изменены принципы комплектования и организации армии. Вместо дворянского ополчения и стрелецкого войска начинает создаваться регулярная армия. Вводятся рекрутские наборы. Рекруты набирались из крестьян (1 от 200 чел) и служили 25 лет. Для подготовки офицерского корпуса создаются специальные «школы. Возникает гвардия. Был создан сильный военно-морской флот.

3. Реформы управления. Реформа системы государственного управления, предпринятая Петром I, объясняется необходимостью создания нового государственного аппарата, отвечавшего духу времени и способного эффективно осуществлять руководство модернизирующимся обществом. В ходе губернской реформы 1708—1710 гг. страна была разделена на 8 губерний (позже — 11) во главе с генерал-губернаторами и губернаторами, назначавшимися царем из числа особо доверенных лиц. Губернаторы сосредоточили в своих руках высшие военные и гражданские функции и всю полноту судебной власти на местах. С1719 г. губернии стали делиться на 50 провинций, а последние — на уезды.

В 1711 г. создаются 12 коллегий центральных органов власти, каждые из которых занимался своей сферой гос. управления: Военная, Иностранная, Берг- (угольная промышленность и металлургия), Юстиц-коллегия и др. Решение в коллегия согласно регламента принимались в ходе обсуждения (коллегиально).

В 1711 г. создается Сенат. В 1718 г. на смену приказам стали приходить коллегии. Ведущими стали Военная, Адмиралтейская и Иностранная. В 1721 г. была создана Духовная коллегия, вскоре переименованная в Синод, организованный по образцу светских коллегий во главе с чиновником — обер-прокурором, назначаемым царем. В результате этой реформы церковь полностью подчинялась государству, превратившись по сути дела в часть его бюрократического аппарата. Структура и функции новых органов власти вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний, штатного расписания были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий.

В 1722 г. принята Табель о рангах — государственный закон, определяющий порядок прохождения службы и устанавливающий иерархию служебных разрядов. Теперь принцип занятия той или иной государственной должности по знатности заменялся бюрократическим. Продвижение по служебной лестнице зависело от выслуги, образования, а в итоге — от личных способностей дворянина. Все должности разделялись на 14 рангов — от 1-го высшего, например, канцлера в гражданской службе, до 14-го низшего — коллежского регистратора. При Петре чиновник уже с 14-го ранга получал личное, а с 8-го (коллежский асессор) — потомственное дворянство. Это давало возможность наиболее способным представителям низов продвигаться вверх по социальной лестнице.

4. Социально-экономические преобразования. Промышленность пережила наиболее существенные сдвиги в связи с военными потребностями России и активной политикой государства, сумевшего мобилизовать природные и человеческие ресурсы страны. Было начато освоение нового промышленного района — Урала, ставшего вскоре центром металлургии. Легкая промышленность развивалась за счет строительства мануфактур, выпускавших продукцию для военных нужд и, в значительно меньшей степени, для внутреннего рынка. Всего в стране было основано около 200 мануфактур. Особенностью российской промышленности было то, что она создавалась преимущественно за счет казны и долгое время находилась под непосредственным государственным контролем. Другой особенностью промышленности было использование крепостнического труда на мануфактурах. На вспомогательные работы привлекались государственные крестьяне, приписываемые целыми деревнями к тому или иному заводу и обязанные в течение 2—3 месяцев исполнять там свои повинности. А в 1721 г. Петр разрешил мануфактуристам покупать к заводам крепостных крестьян, которых стали называть «посессионными».

Выросло значение внешней торговли. Силовыми методами царь начал переводить торговлю из Архангельска на Балтийское море, что вызвало разорение многих купеческих фамилий. В 1724 г. в России был введен таможенный протекционистский тариф, призванный оградить русскую промышленность от иностранной конкуренции и содействовать установлению активного торгового баланса. На экспорт вводились низкие пошлины, чтобы стимулировать продажу русских товаров на внешних рынках. На ввоз устанавливалась высокая пошлина, если эта продукция производилась в России, и низкая, если она не производилась и была необходима для отечественной промышленности (краски, шерсть, сахар-сырец и др.).

5. Итоги реформ. В результате преобразований были созданы мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в крупную державу. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.

Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой.

Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы. Однако дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, обособлялось от национальной традиции и ее хранителя — русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубокий социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и мощь последующих социальных потрясений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.