Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические материалы для подготовки инвестиционного проекта




СХЕМА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Иерархия инвестиционных целей:

1. Прибыльность инвестиционного проекта (норма прибыли на инвестиции). Капитальные вложения осуществляются только случае, когда расчетная прибыль достигает определенного, заранее задаваемого минимума.

2. Рост фирмы путем увеличения оборота и доли контролируемого рынка.

3. Поддержание высокой репутации фирмы среди потребителей и сохранение контролируемой доли рынка.

4. Достижение высокой производительности труда.

5. Производство новой продукции.

Инвестиционный проект состоит из трех фаз (инвестиционный цикл):

1. Прединвестиционная фаза (предварительные исследования до окончательного принятия инвестиционного решения).

2. Инвестиционная фаза (проектирование, договор, подряд, строительство).

3. Производственная (фаза хозяйственной деятельности).

СХЕМА ЦИКЛА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

ПРЕДИНВЕСТИЦИОННАЯ ФАЗА
Стадия 1. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Этап 1.1. Определение инвестиционных возможностей.
Интегральная оценка, исходя из существующих сравниваемых проектов.
Цели: начало мобилизации инвестиционных фондов путем снабжения информацией об обнаруженных инвестиционных возможностях потенциальных инвесторов. Анализу подлежат:

· природные ресурсы;

· потенциальный спрос на товары;

· статьи импорта для замещения внутренним производством;

· влияние на окружающую среду;

· возможные взаимосвязи с другими секторами национальной и зарубежной экономики;

· возможности диверсификации;

· общая инвестиционная конъюнктура;

· промышленная политика;

· возможности экспорта;

· обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами.

Этап 1.2. Анализ общих возможностей (макроподход)
Цель: привлечение внимания к конкретным инвестиционным предложениям.
Три типа анализа:

1. региональный (цель - определение возможностей конкретного региона);

2. отраслевой (цель - выявление возможностей ограниченного сектора экономики);

3. ресурсный (цель - поиск возможностей, связанных с использованием природных ресурсов, промышленной продукции).
Этап 1.3. Анализ возможностей конкретного проекта (микроподход)
Цели: стимулирование реакции потенциального инвестора для превращения идеи проекта в ясно выраженное инвестиционное предложение (выборочный список продуктов с данными по каждому продукту, дополненный информацией об организационных и юридических процедурах).
Стадия 2. ПОДГОТОВКА ОБОСНОВАНИЯ
Этап 2.1. Предварительное обоснование. Цели:

1. Определение (подтверждение или опровержение) 4-х критериев:

o инвестиционные возможности столь многообещающи, что решение об инвестировании может быть принято уже на основании информации, полученной на предварительной стадии;

o какие-то аспекты проекта имеют решающее значение для его эффективности и требуют глубокого изучения посредством функциональных или вспомогательных исследований (см. ниже Этап 2.2);

o имеющейся информации достаточно, чтобы определить, является ли идея проекта нежизнеспособной или она достаточно привлекательна для инвестора;

o состояние окружающей среды в месте предполагаемого размещения производства и потенциальное воздействие на нее проектируемого производственного процесса соответствует национальным стандартам.

2. Обзор имеющихся альтернатив по главным компонентам обоснования (см. Технико-экономическое обоснование).
Этап 2.2. Вспомогательные (функциональные) исследования. Цели: Более детальная проработка какого-либо конкретного аспекта проекта. Классификация исследований:

· исследование рынка товаров, которые будут производиться, включая прогнозирование спроса на рынке с учетом проникновения на рынок;

· изучение рынка сырья и материалов, охватывающее уровень доступности, существующие и прогнозируемые изменения цен на эти материалы;

· лабораторные и экспериментальные испытания, необходимые для пригодности конкретных видов сырья;

· изучение мест размещения производства;

· анализ техногенного и экономического воздействия на окружающую среду (оценка текущего состояния окружающей среды на территории; оценка малоотходных, ресурсосберегающих или природоохранных технологий; определение альтернативных площадок, источников и видов сырья);

· исследование оптимальных масштабов производства, связанных с выбором альтернативных технологий, с определением соответствующих инвестиционных и производственных издержек и цены на проектируемую продукцию;

· выбор оборудования с учетом числа и возможностей поставщиков и объемов соответствующих затрат на альтернативной основе. Заказ оборудования осуществляется обычно в течение инвестиционной фазы.

Этап 2.3. Технико-экономическое обоснование.
Цель: Принятие окончательного решения о том, имеются ли коммерческие, технические, экономические и экологические предпосылки для осуществления проекта и следует ли его переводить в инвестиционную фазу.
Стадия 3. ОЦЕНКА ПРОЕКТА И РЕШЕНИЕ ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ
Этап 3.1. Оценочный отчет
Цели: Фиксация окончательного решения об инвестировании, принятого лицами, поддерживающими проект. Оценка проекта проводится национальными или международными банковскими или иными кредитными организациями по техническому, рыночному, управленческому, организационному, финансовому и др. аспектам.
Этап 3.2. Поддержка инвестиционных проектов Цели:

· Определение потенциальных источников финансирования.

· Создание специализированных национальных органов стимулирования и развития.

· Организационные мероприятия.
II. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ФАЗА
Стадия 1. СОЗДАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО, ФИНАНСОВОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО БАЗИСА. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИИ

Этап 1.1. Подготовка учредительных документов.
Этап 1.2. Выбор организационной структуры управления.
Этап 1.3. Приобретение технологии.

· Стадия 2. ДЕТАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. КОНТРАКТАЦИЯ
Этап 2.1. Подготовка территории строительства.
Этап 2.2. Окончательный выбор технологии и оборудования.
Этап 2.3. Строительное планирование.
Этап 2.4. Календарное планирование сроков производственного строительства.
Этап 2.5. Подготовка проектов, технической документации, рабочих чертежей, схем и проч.
Этап 2.6. Тендеринг (объявление торгов).
Этап 2.7. Оценка предложений.
Этап 2.8. Переговоры и контрактация (подписание контрактов) между инвестором и финансирующими, консультационными, проектными организациями, поставщиками сырья.
Стадия 3. СТРОИТЕЛЬСТВО
Этап 3.1. Покупка или аренда земли.
Этап 3.2. Строительно-монтажные работы по обустройству промплощадки. Создание производственной инфраструктуры (здания и сооружения, коммуникации (тепло, газ, электричество, вода и канализация, сжатый воздух, пар). Монтаж и наладка оборудования в соответствии с программой и графиком.
Этап 3.3. Сдача в эксплуатацию.
Стадия 4. ПРЕДПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МАРКЕТИНГ
Этап 4.1. Маркетинговые приготовления для подготовки рынка к продуктам и новому имени.
Этап 4.2. Обеспечение критического уровня поставок (маркетинг поставок).
Стадия 5. НАБОР И ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
Стадия 6. ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
III. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФАЗА.
Хозяйственная деятельность предприятия.

СХЕМА ОБЩИХ ЗАТРАТ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
Структура затрат:
1. Группы затрат.
1.1. Подгруппы затрат.
1.1.1. Перечень затрат.
1.1.1.1. Компоненты затрат.
1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РАСХОДЫ
1.1. РАСХОДЫ НА ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА
(1.1.1 + 1.1.2 = сумма основных средств)
1.1.1. Расходы инвестирования в основной капитал
1.1.1.1. Стоимость земельного участка (покупка или улучшение), расходы по подготовке производственной площадки.
1.1.1.2. Стоимость строительства.
1.1.1.3. Стоимость приобретаемого оборудования и его монтажа.
1.1.1.4. Прочие основные средства, в том числе затраты на поставку, упаковку, транспортировку продукции.
1.1.2. Предпроизводственные и послепроиэводственные расходы
1.1.2.1. Предварительные затраты на организацию выпуска ценных бумаг (затраты на регистрацию компании, включая оплату юридических документов, необходимых для выпуска ценных бумаг, а также затраты по выпуску акций; затраты на выпуск проспектов, предварительную рекламу и др.).
1.1.2.2. Инвестиции в подготовительные работы (затраты на прединвестиционные исследования, в том числе подготовку ТЭО, оплату консультационных услуг по выполнению прединвестиционных исследований).
1.1.2.3. Прочие затраты (заработная плата и социальные выплаты персоналу, занятому в подготовке производства; оплата деловых поездок; предварительные издержки по маркетингу; создание сети снабжения; возведение временных сооружений на время строительства; затраты на подготовку кадров; оплата технологии и "ноу-хау").
1.2. РАСХОДЫ НА ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ. (1.2.1-1.2.2 = чистый оборотный капитал)
1.2.1. Текущие активы
1.2.1.1. Запасы (производственных материалов, запасных частей, незавершенное производство, готовая продукция).
1.2.1.2. Дебиторская задолженность (сумма долгов, причитающихся компании по коммерческому кредиту, предоставленному покупателям ее товаров).
1.2.1.3. Денежная наличность.
1.2.2. Кредиторская задолженность
Сумма долгов, которые компания обязана уплатить по коммерческому кредиту, предоставленному ей поставщиками продукции (сырья, материалов, полуфабрикатов, оборудования и финансовых кредитов).
2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ
2.1. ЗАВОДСКИЕ РАСХОДЫ
2.1.1. Материальные Затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, электроэнергию (для производственных нужд).
2.1.2. Трудовые Затраты на оплату труда производственного персонала (заработная плата, премиальные, оплата сверхурочной работы, социальные выплаты).
2.1.3. Заводские накладные расходы
Расходы на ремонт используемого и неиспользуемого оборудования, затраты на топливо и энергию по освещению и отоплению производственных помещений, уборку и ремонт производственных помещений, вывоз и утилизацию производственных отходов, расходы на технику безопасности, затраты на экологию и др.).
2.2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ

· оплата труда административного аппарата;

· оплата долгосрочных консультативных услуг;

· накладные расходы (освещение, отопление, уборка и ремонт помещений административного аппарата, оплата средств связи и др.).
2.3. АМОРТИЗАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ
Амортизационные отчисления.

· 2.4. ИЗДЕРЖКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

· рентные платежи;

· выплата, пени, штрафов и др.
3. СБЫТОВЫЕ РАСХОДЫ (ИЗДЕРЖКИ МАРКЕТИНГА)
3.1. ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ
3.1.1. Маркировка, упаковка и хранение готовой продукции
3.1.2. Издержки по продажам: реклама; оплата торговых посредников; комиссионные и др.
3.1.3. Транспортные издержки

3.2. КОСВЕННЫЕ РАСХОДЫ: оплата персонала; затраты на исследование рынка и др.
ПОДГОТОВКА ОБОСНОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
Включает три этапа:

· Предварительное обоснование

· Вспомогательные исследования

· Технико-экономическое обоснование
Предварительное обоснование включает следующие разделы:

· сведения о предпосылках и история вопроса;

· возможные стратегии осуществления проекта или деятельности фирмы; рамки проекта в связи с анализом рынка и концепцией маркетинга;

· сырье и вспомогательные материалы;

· месторасположение, размещение и оборудование;

· проектная документация и технология, производственная программа и производственная мощность, выбор производственного процесса и проектно-конструкторского решения;

· структура управления и накладные расходы: общие заводские, управленческие, маркетинговые;

· трудовые ресурсы, управленческий персонал, затраты на рабочую силу, потребность в обучении и связанные с этим затраты;

· график реализации проекта;

· финансовый анализ: инвестиционные, производственные и маркетинговые затраты (с оценкой достоверности данных и предположений структуры затрат);

· расчет движения денежной наличности и анализ коммерческой рентабельности;

· финансирование проекта, оценка рисков;

· экономический анализ: определение экономических последствий (в рамках проекта).

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (ТЭО) ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА (схема)
1. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА
1.1. Идея проекта
1.1.1. Соответствие идеи проекта существующей системе экономических взаимоотношений в стране.
1.1.2. Соответствие идеи уровню экономического развития страны.

1.2. Перечень спонсоров
Причины заинтересованности спонсоров в реализации проекта
1.3. Сведения о проекте
1.3.1. Основные характеристики проекта.
1.3.2. Цели проекта и предварительная основная стратегия проекта.
1.3.3. Географический ареал и доля на рынке (внутреннем, внешнем), рыночная ниша.
1.3.4. Тип размещения (рыночная или ресурсная ориентация).
1.3.5. Экономическая политика поддержки проекта.
1.3.6. Продукция и ее структура, мощности предприятия.
1.3.7. Контуры экономической, промышленной, финансовой, социальной политики.
1.3.8. Национальные, отраслевые и подготовительные факторы, благоприятные для проекта.
1.3.9. Наименование, адрес, финансовые возможности, роль в проекте организатора или инициатора проекта.
2. АНАЛИЗ РЫНКА И СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА
2.1. Общеэкономический анализ
2.1.1. Общие экономические показатели, имеющие отношение к спросу на продукцию, предусмотренную проектом (население, темпы роста населения, душевой доход и потребление, общеэкономические показатели и др.).
2.1.2. Государственная политика, практика и законодательство в сфере, связанной с потреблением, производством, импортом и экспортом продукции, предусмотренной проектом, ограничения по стандартам, обязательства, налоги, субсидии, кредитный контроль и регулирование зарубежных связей.
2.1.3. Существующий уровень национального производства проектируемой продукции, включая производство для внутреннего потребления.
2.1.4. Существующий уровень импорта.
2.1.5. Производство и импорт замещающей продукции.
2.1.6. Данные о предельных затратах и дополняющих продуктах.
2.1.7. Цели производства, поставленные в национальных экономических планах и имеющие отношение к проектируемой продукции.
2.1.8. Существующий уровень экспорта.
2.1.9. Данные о поведении, привычках и реакции индивидуальных и групповых потребителей, а также о торговой практике.
2.2. Исследование рынка
2.2.1. Оценка емкости рынка.
2.2.2. Прогноз изменения емкости рынка в будущем.
2.2.3. Оценка возможности выхода на рынки других стран.
2.2.4. Оценка импорта конкурирующей продукции.
2.3. Основы проектной стратегии
2.3.1. Цели проекта (замещение импорта, использование имеющихся ресурсов, проникновение на международный рынок и др.).
2.3.2. Стратегия проекта (средства и действия для достижения целей):
Три варианта: лидерство в издержках; ориентация на ограниченную группу покупателей; занятие рыночной ниши.
2.4. Основная концепция маркетинга
2.4.1. Стратегии маркетинга. Четыре варианта:

· проникновение на рынок;

· развитие рынка;

· развитие продукта;

· диверсификация.
2.4.2. Оперативные мероприятия - сбор, обработка и систематическая оценка информации о рынке и рыночной среде (спрос и конкуренция, поведение клиентов и нужды потребителей, изучение конкурирующих продуктов, анализ инструментов маркетинга и других факторов, связанных с рынком).
2.4.3. Цели в области сбыта (оборот; доля рынка; репутация фирмы; прибыль).
2.5. Расходы и доходы маркетинга
2.5.1. Расходы:

· определение цен реализации продукции (внутренние издержки производства и сбыта; реакция клиентов на различные цены - ценовая эластичность; ценовая политика конкурентов);

· продвижение продукции (реклама, связи с общественностью, индивидуальная продажа, стимулирование сбыта, политика в отношении торговой марки);

· послепродажное обслуживание продукции.
2.5.2. Оценка доходов с учетом следующих аспектов:

· оптимальная производственная мощность;

· подходящая технология (технологическая концепция);

· технически целесообразная производственная программа;

· альтернативная стратегия маркетинга с прогнозируемым периодом продаж с учетом характера и типа продукции.
3. СЫРЬЕ И КОМПЛЕКТУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
3.1. Классификация сырьевых ресурсов и комплектующих материалов
3.1.1. Минеральные ресурсы (детальная информация о запасах и физико-химических свойствах ресурсов).

3.1.2. Обработанные промышленные материалы (возможность взаимозаменяемых полуфабрикатов; возможность использования полуфабрикатов с различной степенью обработки в зависимости от характера технологического цикла будущего проекта).
3.1.3. Вспомогательные материалы (потребность в электроэнергии, топливе, водо- и пароснабжении, сжатом воздухе, упаковочные материалы) - общая оценка потребностей с учетом выбора места расположения, технологии и производственной мощности проекта, источников снабжения и возможных узких мест с учетом издержек на охрану окружающей среды - для корректировки инвестиций в здания, сооружения, машины и оборудование.
3.1.4. Запасные части.
3.2. Спецификация потребности в материалах
3.2.1. Создание специальных диаграмм технологических потоков, показывающих, каким образом и на какой стадии производственного процесса происходит потребление тех или иных материалов.
3.2.2. Детальный анализ на отдельной диаграмме каждой стадии технологического потока (с учетом особенностей применяемого оборудования, стандартов, технологических норм).
3.3. Доступность ресурсов
3.3.1. Общая потребность в материалах и комплектующих изделиях.
3.3.2. Источники снабжения (внутренние, внешние, их расположение).
3.3.3. Транспортировка материалов и возможные транспортные издержки.
3.3.4. Оценка альтернативных вариантов конечного использования поставляемых материалов и возможное влияние такого использования на степень их доступности.
3.4. Стратегия поставок, расходы на сырье и комплектующие
3.4.1. Цели стратегии (минимизация издержек, минимизация риска и оптимизация деловых отношений с поставщиками).
3.4.2. Программа поставок - основа определения издержек:

· определение источников снабжения и поставщиков;

· соглашения и договора;

· средства транспортировки;

· хранение;

· оценка риска срыва поставок.
4. МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
4.1. Анализ месторасположения и окружающей среды
4.1.1. Разработка альтернативных вариантов с учетом:

· экологической обстановки, географических условий;

· экологического воздействия проекта;

· государственной социально-экономической политики, стимулов и ограничений;

· инфраструктуры района реализации проекта.
4.2. Окончательный выбор расположения, выбор строительной площадки, оценка расходов
4.2.1. Выбор производственной площадки из нескольких вариантов с учетом:

· природных условий;

· экологического воздействия (ограничения, стандарты),

· социально-экономической условий (ограничения, льготы, требования);

· местной инфраструктуры в районе производственной площадки;

· стратегических аспектов;

· стоимости земли;

· стоимости подготовки производственной площадки.
5. ИНЖЕНЕРНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА И ТЕХНОЛОГИЯ
5.1. Производственная программа и производственная мощность
5.1.1. Разработка предварительной производственной программы с учетом рыночных и ресурсных ограничений для различных уровней производства при минимальном уровне цен (после определения предполагаемого объема продаж разрабатывается детальная производственная программа).
5.1.2. Определение потребности в материалах и рабочей силе (составление балансов материальных и трудовых ресурсов) для различных стадий производства и различного уровня загрузки производственной мощности.

· 5.1.3. Производственная мощность:

· номинальная максимальная (ориентир для определения реальной степени загрузки производственной мощности);

· вероятная нормальная производственная мощность (оптимальный уровень производства с учетом взаимодействия технологии, доступности ресурсов, инвестиций и производственных издержек).
5.2. Выбор технологии, приобретение и передача технологии: детальный план и инженерные основы проекта
5.2.1. Проработка альтернативных вариантов технологий и "ноу-хау" с учетом характера и потребностей рынка, наличия ресурсов, экологическими факторами, стратегии реализации проекта.
5.2.2. Выбор технологии на основе оценки возможного влияния на окружающую среду, экономику и социальную среду.
Оценка по этапам:

· формулировка проблемы;

· описание технологии, прогноз развития технологии;

· описание социальной сферы, прогноз социальной сферы;

· анализ технологической политики;

· оценка результатов.
5.2.3. Источники получения технологии ("ноу-хау"):
а) лицензирование;
б) приобретение полного права на технологию;
в) совместное владение правом использования технологии.
Пути адаптации к действующему производству.
5.2.4. Разработка предварительного и детального плана реализации проекта - основы для финансового обеспечения и калькуляции всех издержек.
5.3. Выбор оборудования, строительные работы, потребности в ремонте и замене. Оценка инвестиционных издержек
5.3.1. Составление списка необходимого оборудования с разбивкой по группам (технологическое, механическое, электротехническое, инструмент, контрольно-измерительное и автоматика, транспортное, конвейерное и др.).
5.3.2. Составление списка запасных частей, научного оборудования, приборов.
5.3.3. Разработка предварительного плана строительно-монтажных работ.
5.3.4. Определение потребностей в ремонтных работах с учетом имеющихся возможностей.
5.3.5. Первоначальный расчет стоимости строительства на основе удельных издержек (на 1 кв.м. площади).
6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ
6.1. Организация и управление предприятием
6.1.1. Этапы разработки организационной структуры:

· определение коммерческих целей и задач;

· идентификация функций, необходимых для достижения поставленных целей;

· группировка необходимых целей;

· разработка организационной структуры;

· подготовка программ обучения и набора персонала.

6.1.2. Разработка организационной структуры (3 уровня):

· верхний уровень управления (долгосрочное стратегическое, экономическое и бюджетное планирование, контроль и координация деятельности);

· средний уровень управления (планирование и контроль над различными проектными функциями: сбыт, производство, финансирование, снабжение и др.);

· нижний уровень управления (ежедневный контроль над текущими операциями).
6.2. Организационное проектирование
6.2.1. Создание административных подразделений (общего управления, финансов и финансового контроля, управления персоналом, маркетинга и сбыта, снабжения, транспортировки и хранения, производственного, экономических расчетов, оценки качества и др.).
6.3. Накладные расходы
6.3.1. Первоначальный расчет накладных расходов - калькуляция издержек.
7. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
7.1. Определение потребности в трудовых ресурсах
7.1.1. Классификация трудовых ресурсов:

· по категориям (управленческий и производственный персонал, квалифицированные и неквалифицированные рабочие);

· по функциональным признакам (генеральные управляющие, производственные управляющие, административный персонал, операторы установок, шоферы и др.).


7.1.2. Определение потребности в высшем управленческом персонале - на стадии формулирования идеи проекта.
7.1.3. Определение потребности в рабочей силе, исходя из социально-экономических особенности региона реализации проекта (мобильность рабочей силы, возможность использования женского труда и др.).
7.1.4. Разработка программ подготовки и переподготовки кадров на этапе проектирования и строительства объекта (производства) (издержки от 10 до 15% инвестиционных расходов).
7.2. Определение (оценка) расходов
Оценка расходов по найму, подготовке и переподготовке кадров.
8. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
8.1. Цели процесса реализации проекта, этапы процесса реализации проекта
8.1.1. Этапы процесса реализации:

· формирование группы по осуществлению проекта;

· образование компании;

· финансовое планирование;

· создание организационных структур;

· приобретение и передача технологии;

· набор трудовых ресурсов;

· технологическое проектирование;

· предварительная оценка контрактов (договоров);

· подготовка тендерных документов;

· тендер, открытие торгов, оценка торгов;

· переговоры и заключение контрактов (договоров);

· детальное технологическое проектирование;

· приобретение земельного участка (аренда);

· строительные работы;

· монтаж оборудования;

· приобретение материалов (сырья, полуфабрикатов, комплектующих и др.);

· предварительный маркетинг;

· сдача объектов в эксплуатацию;

· начало производства продукции.
8.2. График реализации
Разработка графика реализации: от создания специальной группы по осуществлению проекта до проведения предэксплуатационных испытаний оборудования и всего производства.
8.3. Расчет затрат
Постоянный мониторинг затрат на всех этапах.
9. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИЙ
9.1. Цели и задачи финансового анализа
9.1.1. Анализ и оценка затрат, результатов и будущего чистого дохода, выраженных в финансовых категориях.
9.1.2. Методические принципы (анализ надежности проектной информации; анализ структуры и значимости издержек и проектируемого дохода для определения важнейших факторов, оказывающих решающее влияние на осуществимость инвестиций; определение и оценка ежегодных и кумулятивных финансовых чистых доходов, выраженных в категориях прибыльности, эффективности и объемов инвестиций; учет фактора времени в ценах, стоимости капитала; процесс принятия инвестиционных решений в условиях неопределенности (учет предпринимательского риска).
9.1.3. Объекты финансового анализа (определение наиболее привлекательного альтернативного проекта в условиях сложившегося уровня неопределенности; выявление важнейших факторов и возможных стратегий для управления и контроля за соответствующими рисками; определение структуры и объема необходимых финансовых ресурсов для реализации и эксплуатации проекта, вариантов их приобретения по наиболее низкой цене и наиболее эффективных вариантов их использования).
9.2. Анализ затрат
9.2.1. Классификация затрат.
9.2.2. Оценка затрат.
9.3. Методы экономической оценки инвестиционных проектов
9.3.1. Традиционные:

· метод определения срока окупаемости;

· метод определения простой нормы прибыли.
9.3.2. Дисконтные:

· метод чистого дисконтированного дохода (ЧДД);

· метод внутренней нормы дохода (ВНД);

· метод дисконтированного периода окупаемости (ДПО).
9.3.3. Оценка инвестиционного проекта по нескольким методам и выбор оптимального метода.
9.4. Финансирование проекта
9.4.1. Оценка потребностей в финансировании:

· предварительная (до разработки ТЭО);

· окончательная (после выбора месторасположения, определения производственной мощности, расчета затрат на подготовку участка, строительство, приобретение технологий и оборудования).

9.4.2. Акционерный капитал (выпуск обычных и привилегированных акций).
9.4.3. Заемный капитал:

· краткосрочные и долгосрочные займы под оборотный капитал (коммерческие банки и поставщики различных видов сырья и материалов);

· долгосрочные займы (национальные, государственные и международные финансовые институты);

· под финансирование новых проектов;

· лизинговое финансирование под оборудование (лизинговые компании, банки, агентства промышленного развития).
9.5. Финансовые и экономические показатели деятельности производства
9.5.1. Финансовые показатели:

· коэффициент задолженности;

· показатель текущей задолженности;

· показатель покрытия долгосрочного долга;

· показатель отношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности.
9.5.2. Экономические показатели:

· показатель капитал/продукт (маржинальный коэффициент);

· показатель чистого дисконтированного дохода;

· показатель текущей прибыльности инвестиций;

· показатель эффективной занятости.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС-ПЛАН ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ПРОЕКТУ
1.1. Наименование проекта.
1.2. Описание проекта.
1.2.1. Содержание проекта (сделать краткое описание проекта и указать, связан ли он с созданием нового предприятия, реконструкцией или расширением уже существующего производства с указанием мощности по выпуску новой продукции, внедрением разработок и т.п.).
1.2.2. Цель проекта (расширение рынка сбыта, освоение нового рынка, улучшение качества продукции, снижение ее себестоимости и т.п.).
1.2.3. Краткое изложение схемы, этапов и сроков реализации проекта.
1.3. Место реализации проекта.
1.4. Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления проекта, в том числе имеющиеся в наличии у инициатора проекта и дополнительно требуемые (указать источники полученных средств) (руб., USD).
1.5. Предполагаемый объем продаж на внутренний рынок и на экспорт в натуральном и стоимостном выражении с разбивкой по годам.
1.6. Срок окупаемости проекта, включая время на освоение капитальных вложений.
1.7. Чистая прибыль от реализации проекта (за срок, на который берется кредит).
1.8. Сумма инвестиционных затрат.
1.9. Рентабельность проекта: чистая прибыль от реализации проекта (за срок, на который взят кредит) (сумма инвестиционных затрат).
1.10. Предпочтительная организационно-правовая форма реализации проекта (создание акционерного общества, реализация в рамках существующего предприятия и т.п.).
1.11. Предполагаемая форма участия инвестора в проекте (в последовательности по степени предпочтительности: участие в акционерном капитале, предоставление кредита, лизинг, компенсационная сделка и т.п.).
1.12. Максимальная доля, предоставляемая инвестору в акционерном капитале предприятия-реципиента.
1.13. Предполагаемая процентная ставка за кредит.
1.14. Срок и график его погашения.
1.15. Предполагаемая форма гарантии по кредиту: (залог, банковская гарантия, государственная гарантия с указанием имеющихся решений).
2. ОПИСАНИЕ ТОВАРА
2.1. Наименование товара и его спецификация (тип, размер, вес, срок службы и т.п.).
2.2. Назначение и области применения (с указанием возможного спектра модификаций).
2.3. Основные особенности и отличия проекта, которые могут обеспечить его коммерческий успех, технический, экономический и социальный эффект.
2.4. Технические и эстетические характеристики в сопоставлении с аналогами.
2.5. Патентная ситуация проекта (защищенность товара: наличие отечественных и зарубежных патентов, "ноу-хау", лицензий, публикаций, возможность патентования в других странах).
2.6. Структура изделия, ключевые проблемы (кратко описывается структурная схема изделия с выделением элементов, содержащих новые решения. Выделяются ключевые проблемы создания данных элементов, напр. требования к качеству используемых материалов и т.п.).
2.7. Факторы технической неопределенности получения результата и меры ее снижения.
3. ОЦЕНКА РЫНКА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
3.1. Потребители (население, предприятия, учреждения и т.п.).
3.2. Предполагаемые рынки и их емкость (указать, в какие регионы России, страны, каким конкретно потребителям предполагается поставлять продукцию. Потенциальный платежеспособный спрос на внутреннем и внешнем рынке, степень его удовлетворения в настоящее время, примерная доля рынка, которую предполагается охватить).
3.3. Конкуренция (наличие и краткая характеристика конкурирующих фирм - как отечественных, так и зарубежных).
3.4. Предполагаемая цена товара и динамика ее изменения по годам (на внутреннем и внешнем рынках) (руб., USD).
3.5. Каналы и объем сбыта.
3.5.1. Каналы сбыта (в случае отсутствия собственной сбытовой сети должны быть представлены документы, подтверждающие возможность сбыта: подписанные контракты на поставку продукции или протоколы о намерениях с организациями соответствующего профиля и др.).
3.5.2. Объем сбыта:
а) новой продукции: на внутреннем рынке, на внешнем рынке (тыс.штук /тыс.долл.США)
б) продукции, выпускаемой в настоящее время (пункт заполняется для проектов, предусматривающих расширение или модернизацию существующего производства): на внутреннем рынке, на внешнем рынке
3.6. Степень использования мощностей.
3.7. Факторы коммерческого риска и основные маркетинговые мероприятия (какие сложности видятся на пути реализации товара, какие меры будут предприняты для их преодоления, какие планируются мероприятия с целью реализовать товар, завоевать рынок).
4. СОСТОЯНИЕ РАБОТ ПО ПРОЕКТУ И ВОЗМОЖНОСТИ (ПЛАН) ПРОИЗВОДСТВА
4.1. Степень освоения предлагаемой к производству продукции (научно-техническая разработка, лабораторный, опытный, опытно-промышленный образец, рабочее проектирование, мелкосерийное производство и т.п.).
4.2. Наличие документации по проекту (прединвестиционного технико-экономического исследования, бизнес-плана, проектно-конструкторской, проектно-сметной документации, договоров, других юридических документов и т.п.).
4.3. Правовое обеспечение проекта (наличие разрешительной документации на право осуществления проекта, актов землеотвода, разрешения на строительство, договоров на аренду зданий, наличие лицензии на вид деятельности, экспортных квот и др. юридических документов).
4.4. Выполненные работы по проекту (объемы средств, уже вложенных в реализацию проекта, наличие контракта с консалтинговой фирмой на разработку ТЭО, бизнес-плана и др.).
4.5. Наличие производственных площадей (общая площадь земельного участка, производственная площадь).
4.6. Необходимые закупки оборудования (технологического, вспомогательного и др., наличие договоров с поставщиками, их адреса, телефоны).
4.7. Характеристика сырьевой базы (обеспеченность разведанными запасами, качество сырья, наличие лицензии на разработку месторождений и т.п.).
4.8. Инфраструктура производства.
4.8.1. Главные источники энергии, достаточно ли энергии и воды.
4.8.2. Транспорт (вид транспорта; состояние транспорта, подъездных путей; расстояние до ж/д станции, аэропорта внутреннего и международного; название столицы республики, края, области и расстояние до нее).
4.8.3. Экологическая обстановка в городе, районе. Возможность получения справки об экологической экспертизе в случае осуществления проекта.
4.8.4. Сведения о городе, районе (население, основные предприятия, развитость сферы обслуживания и т.п.). Карта города, района, области.
4.9. Обеспеченность трудовыми ресурсами (возможность привлечения требуемых специалистов, наличие жилья для них и др.).
4.10. Основные поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий: названия организаций (с указанием адресов, телефонов, имен руководителей) и их краткая характеристика; порядок взаимодействия и взаиморасчетов с соисполнителями, кооперационные связи; транспортная схема; наличие договоров с поставщиками.
4.11. Календарный график реализации проекта (срок проектирования строительства, получения опытной партии, срок начала серийного производства и т.д. по каждому этапу работ).
4.12. Важнейшие мероприятия по реализации проекта.
4.13. Ближайшие мероприятия по реализации проекта.
4.14. Ограничения по проекту и возможные меры по преодолению узких мест.
5. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
5.1. Себестоимость товара (расчет с разбивкой по статьям затрат и динамика их изменения по периодам)
5.2. Расходы и доходы, их структура и финансовые потоки (с поквартальным, помесячным и/или понедельным графиком инвестиционных ресурсов в зависимости от долгосрочности проекта)

6. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ПРОЕКТ
6.1. Полное наименование предприятия.
6.2. Отрасль, подотрасль, профильная продукция предприятия.
6.3. Организационно-правовая форма собственности.
6.4. Дата и место создания.
6.5. В соответствии с каким законом создано предприятие и каким законом регулируется его деятельность в настоящее время.
6.6. Уставный капитал (уставный фонд) и структура активов.
6.7. Учредители и распределение акций между акционерами.
6.8. Состав лиц, распределяющих прибыли и активы.
6.9. Организационная структура предприятия, дочерний компании.
6.10. Адрес предприятия (юридический, почтовый).
6.11. Банковские реквизиты.
6.12. Ф.И.0., телефоны, факсы директора, его заместителей, главного бухгалтера, руководителя проекта.
6.13. Характеристика лиц (собственников, менеджеров), отвечающих за результаты работы предприятия и реализацию проекта (год рождения, статус на предприятии, образование и квалификация, какие учебные заведения окончил, предыдущие три должности и места работы, срок работы в каждой должности, срок работы на фирме, участие в капитале фирмы).
6.14. Характеристика имеющихся материальных ресурсов.
6.14.1. Здания и сооружения (количество, площадь, занимаемая каждым из них, назначение, дата постройки, состояние).
6.14.2. Объекты социальной инфраструктуры, находящейся на балансе.
6.14.3. Балансовая и остаточная стоимость фондов, в т.ч. зданий, сооружений, оборудования (страна и фирма-изготовитель, дата поставки, дата изготовления).
6.14.4. Доля импортного оборудования.
6.14.5. Степень износа оборудования: а) отечественного; б) импортного.
6.14.6. Доли оборудования с износом: а) более 70%; б) от 50 до 70%; в) до 30%.
6.14.7. Характеристика незавершенного строительства (наименование построек, степень завершенности, их балансовая стоимость).
6.15. Кадры (количество работающих, в т.ч. по категориям. Средний возраст работающих, средний образовательный уровень. Текучесть за последние 2 года).
6.16. Характеристика научно-технического уровня производства (описание технологии, на каких еще заводах применяется данная технология; владение патентами, конкурентоспособность применяемых конструкторских решений, наличие собственных НИИ, КБ).
6.17. Объемы продаж за последние три года в натуральном и стоимостном выражении на внутренний рынок и на экспорт.
6.18. Финансовое состояние предприятия: имеются ли материалы аудиторских заключений;

оборот за последние три года,. чистая прибыль за последние три года,. в качестве приложений к данному разделу представляются сводный баланс за последние два года и за последний квартал.
6.19. Иная информация, не нашедшая отражения в предыдущих разделах (расположение в свободной экономической зоне, отношение местных властей к проекту, краткая историческая справка о предприятии).
7. ДАННЫЕ О РАЗРАБОТЧИКАХ ПРОЕКТА
7.1. Организация - разработчик проекта (наименование, адрес, телефон, факс, телекс, краткая аннотация, характеризующая опыт работы в области инвестиционного проектирования).
7.2. Адрес (юридический, почтовый.
7.3. Руководитель проекта (Ф.И.0., телефон, факс, телекс, краткая аннотация, характеризующая личный опыт работы в области инвестиционного проектирования).
8. МАТЕРИАЛЫ ИМЕЮЩИХСЯ ЭКСПЕРТНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО ПРОЕКТУ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.