Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мифология и религия Древнего Египта




Культура и менталитет древних египтян.

Традиционализм. Отсюда представление – всё новое, лишь совершенствование старого. Очень много богов (в договоре Рамсеса с Хеттусили упомянута 1000). Ра (Гелиополь), Птах (Мемфис), Амон (Фивы). Очень синкретична, часто включает в себя иноземных божеств: Астарта, Анат. Много внимания фетишизму и тотемизму. Со временем – трансформация в более абстрактных (Нун – хаос) – отсюда попытка реформы Эхнатона. Культ фараона – близок к Осирису (смерть и возрождение). Очень важно - заупокойный культ. Из него видны основные ментальные установки. В человеке 3 части: физическое тело, «ка» – духовный двойник, «ба» – душа. Только когда все три в порядке тебе обеспенчено посмертное житьё. Отсюда – мумификация, причём по обязательному обряду и обязательно на Родине (Рассказ Синухета). Своеобразное представление о «предназначении». Ремесленник после смерти будет ремесленником, вельможа вельможей etc. Письменность. Различается по периодам, есть Древняя, наиболее крутая – Среднего царства. Остальное – новоегипетская, демотическая, коптская лишь подражают ей. Уже к III веку после (при коптском) египетский язык стал мёртвым. Вид – иероглифика пиктограмм, дальше большая абстракция и частичная замена символов на звуковые. Писали на гробницах, деревянных саркофагах и папирусе. В литературе – Синухет, очень много «поучений» и гимнов. Основные идеи: величие богов и фараона. Заупокойные храмы (Рамсеса II в Абу-Симбеле). Календарь похож на наш. 3 сезона по 4 месяца. В месяце обычно 30 дней. Основные математические действия (умножение, деление, дроби). Очень известны врачи (узко специализированные, лечили около 100 болезней).

 

Самобытна, так как цивилизация изолирована. Зато потом – обширные заимствования греками и многими другими (период эллинизма). Впрочем, Ладынин полагает, что не так уж эта цивилизация была и изолирована – просто, по его мнению, не было надобности в таких заимствованиях.

Влияние природных условий на формирование религии и мифологии: плодородная река, сезонные разливы, аграрные циклы, вокруг – недружелюбная пустыня и т.д. Столкновение человека и подавляющей его среды => ощущение ничтожности человека перед окружающей средой (ср. с политической системой).

Концепция культа. Боги создали людей, чтобы те им служили. Вообще-то боги не самые приятные существа. Если люди не служат им ревностно, боги начинают наказывать людей. У богов есть штат жрецов, жертвы, храмы, гимны.

Культ фараона как организатора системы ирригации, без которой всем не жить. Фараон – земное воплощение божества (от брака бога и земной женщины). При жизни отождествлялся с Хором, после смерти – с Осирисом. У фараона, как и у любого бога, был свой культ, храмы, жрецы, жертвоприношения. Сфинкс – фараоново скульптурное воплощение.

Боги бывают разные: как местные, так и общеегипетские. Токарев и Кузищин полагают, что местные боги – продукт эволюции тотемизма (отсюда - зооантропоморфизм). Им возражают (Ланге Г.О.), что культы эти были местные, а не родовые, поэтому о тотемизме и речи нет. У богов – свои культовые центры => как только правитель такого центра становится фараоном, так сразу соотв. бог становится особо почитаемым (ср. Фивы и Амон). Боги могут олицетворять как конкретные понятия (напр. Хапи – Нил), так и абстрактные (напр. Маат – справедливость). Хоть и конервативность, заимствования от ближайших соседей все ж были (в эпоху Среднего царства): Астарта - семитская богиня.

Организация пантеона. Огромное многообразие богов => потребность их как-то систематизировать. Лучше всего это удалось гелиопольским жрецам. Они выделили большую девятку, а остальных богов по мере возможности раскидали на триады богов: мать, отец и сын. Так: Осирис, Исида, Хор – абидосская триада, Амон Мут и Хонсу – фиванская триада. Но до конца упорядочить не удалось.

Космогония. По гелиопольской системе: сначала был бог Нун (первобытный водный хаос). Из него – бог Атум (позднее – Ра; первая твердь). Атум создает из себя Шу и Тефнут. У них - Геб и Нут, которые, в свою очередь, - Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Все они вместе – божественная девятка или Эннеада. А ваще-то всех создал Птах.

Главные боги: Ра (Гелиополь), Птах (Мемфис; бог-творец), Амон (Фивы; сперва – малозначительный региональный божок, потом – даже круче, чем Ра), Осирис (аграрный цикл, отец загробного мира), Исида (евонная телка и мама, покровительница любви и материнства), Хор (их сын, сивмол неба и света, покровитель фараона, в образе человекосокола, ока Хора, солнечного диска с соколиными крыльями), Тот (бог счета, в образе павиана), Сохмет (могущественная сила, богиня войны, чумы и др., в образе львицы), Хапи (Нил).

Религиозная реформа Эхнатона. Вместе с централизацией власти - и слияние функций разных богов в одном. Вот при Эхнатоне культ Атона стал преобладающим. Изображался в виде солнечного диска, от которого – дарующие руки-лучи. Важно, что Атон не имел родственников и никакого конкретного воплощения (претензия на монотеизм). Этот культ продержался только до смерти Эхнатона, после чего его имя начали стирать со всех заборов.

Загробный мир. После смерти – продолжение обычной земной жизни. Отсюда – спокойное отношение к смерти, мумификация (чтобы сохранить триаду «физическое тело – ка – ба»), росписи стен гробниц и очень репрезентативный инвентарь гробниц (туда клали все, что могло пригодиться для загробной, а значит – и для мирской жизни; то, что нельзя положить, рисовали на стенах). Этика проникает в религию лишь чуть-чуть (в одной из глав «Книги мертвых» описана процедура взвешивания сердца покойного => некая зависимость между тем, что чел. творит при жизни и тем, куда он попадает после ее конца), в основном же блаженство на том свете зависит не от земной жизни, а от качества погребального обряда.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.