Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Под руководством преподавателя




В соответствии с Госстандартом к будущим юристам-профессионалам предъявляются требования, обеспечение выполнения которых связано в большой степени с конституционным правом. Юрист должен уметь толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты, и этому можно научиться только в совокупности изучая теоретический материал и активно работая на практикумах. При изучении всех тем следует не только использовать материал рекомендованных учебников, но и проблемных журнальных статей.

После каждой темы практических занятий предлагается список литературы, которая рекомендована по теме и большая часть которой имеется в библиотеке РАП.

К числу основных организационных форм обучения по курсу «Конституционное право России» относятся: лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная подготовка.

Изучение темы начинается с внимательного прослушивания и конспектирования лекции. Следует помнить, что лекция не может быть заменена никаким учебником и иным материалом. Лекция предполагает доведение самых последних данных науки, порой даже неопубликованных, но известных преподавателю. Но и это не главное. Живая речь преподавателя, его вид, поведение, общение со студентами оживляют положения учебника, научных публикаций, делают их интереснее, понятнее, привлекательнее и убедительнее. В лекции преподаватель может оперировать фактами из жизни, личным пониманием и отношением к излагаемому, наука «оживает» в речи преподавателя, предстает в эмоциональном и доступном виде. Кроме того, лекция предполагает вопросы со стороны студентов, объяснение сложных для первичного восприятия проблем. Живое общение не может заменить текст.

Лекция – это логически стройное, системное, глубокое и ясное изложение учебного материала. Назначение лекции в учебном процессе не в том, чтобы предоставить всю информацию по теме, а чтобы помочь освоить фундаментальные проблемы курса, овладеть методами научного познания, предложить новейшие достижения научной мысли. В учебном процессе лекция выполняет методологическую, организационную и информационную функции.

Все другие формы учебных занятий – семинары, контрольные работы, курсовое и дипломное проектирование, консультации, зачеты и экзамены – связаны с лекцией, опираются на фундаментальные положения и выводы.

При проведении лекционных занятий рекомендуется:

– давать под запись или транслировать на экране, с помощью проектора, содержание основных вопросов темы, – оно должно быть кратким, четким и понятным;

– ориентировать студентов в дальнейшем самостоятельном поиске необходимой информации для подготовки к семинарским занятиям в различных источниках (источниках права, учебных, научных, справочных, методических источниках).

В структуре лекции выделяют три части: введение, основное содержание и заключение.

Во введении устанавливается связь темы с пройденным материалом, определяются цели, задачи лекции, формулируется план лекции. Список информационных источников можно предложить во введении, а можно представить в конце лекции. Лектор должен быть краток и выразителен. На введение отводится 5–8 минут.

В основном содержании отражаются ключевые идеи, теория вопроса. По возможности излагаются различные точки зрения. Представляются оценочные суждения лектора. Формулируются выводы после каждой логической части.

В третьей части лекции – заключении – делаются обобщения и выводы в целом по теме. Идет презентация будущего лекционного материала. Преподаватель определяет направления самостоятельной работы студентов.

Семинар – это групповое практическое занятие под руководством преподавателя, которое обеспечивает создание личных образовательных продуктов. В ходе практического занятия обучающийся закрепляет знания, учится стандартным процедурам и поисковой деятельности при решении задач и упражнений, учится точно и доказательно выражать свои мысли, вести дискуссию на языке конкретной науки.

Семинарские занятия целесообразно проводить с использованием:

– персональных компьютеров или их аналогов (ноутбуки, нэтбуки, планшетные компьютеры, мобильные устройства)

– справочно-поисковых систем «Консультантплюс» или «Гарант»,

– интернет-ресурсов (официальные сайты органов государственной власти, организаций, учреждений; справочные источники; библиотечные ресурсы; специальные информационные ресурсы и др.).

Семинарские занятия могут содержать до 30% практической составляющей, в качестве которой могут использоваться:

– решение задач;

– обсуждение проблемных вопросов или подготовленных обучающимися докладов;

– составление документов;

– поиск и анализ информации в источниках права, научных, справочных, учебных, методических источниках;

– моделирование ситуаций практической действительности.

Функции преподавателя на семинаре:

1) оказание помощи студентам при подготовке семинара – составление плана, подбор литературы, определение индивидуальных заданий;

2) анализ и оценка ответов студентов;

3) развитие навыков работы с текстом, решение стандартных и нестандартных задач;

4) использование различных методов обучения в соответствии с образовательными целями и опытом студентов;

5) создание дружелюбной, творческой атмосферы.

В учебном процессе семинар выполняет определенные функции, прежде всего – познавательную. Он ориентирован на получение знаний, на основе которых осуществляется самопознание человека, деятельностное отношение к природному и социальному миру, его преобразование. На семинаре студент получает дополнительную информацию, углубляет, систематизирует, обобщает материал, учится вырабатывать ценностные суждения об идеях, решениях. Преподаватель должен научить студентов думать, рассуждать, логически мыслить, а не просто пересказывать текст.

Еще одна функция семинара – контрольная. Посредством педагогического контроля проверяются результаты обучения. Во время практического занятия определяется степень усвоения материала студентами. Основная форма организации контроля в структуре обучения – опрос. Опыт показывает, что при редком опрашивании учащиеся перестают готовиться к занятиям, запускают материал. Постоянный доброжелательный контакт стимулирует систематическую подготовку к занятиям, приобретение новых знаний, навыков.

Преподаватель готовит группу к семинару и сам готовится.

Первый этап состоит из вступительного слова преподавателя, где определяется цель, задачи, значимость темы, форма проведения занятия.

Второй этап – основное время семинарского занятия – предполагает обсуждение проблем темы. В арсенале преподавателя должны быть разнообразные вопросы, пробуждающие интерес к семинару. Это и информационные, и вызывающие дискуссию, и вопросы-подсказки. Педагог организует логические переходы от одного вопроса к другому.

Третий этап предполагает подведение итогов, обобщение результатов, исправление ошибок, оценку работы обучающихся. Целесообразно в конце занятия, в рамках каждой изучаемой темы обсуждать вопросы применения получаемых знаний, умений и навыков в дальнейшей практической деятельности.

Форму проведения семинарского занятия определяет преподаватель. Выбор формы проведения зависит от образовательных целей, задач конкретной темы, индивидуального стиля преподавания, опыта слушателей.

Распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы.

Посредством опроса обогащается язык, развивается речь, мышление, способность к анализу, обобщениям, оцениванию. Опрос позволяет регулировать усвоение учебного материала, подготавливает почву для последующего восприятия знаний. Преподаватель проверяет собственную работу, правильность применяемых методов.

Самостоятельная работа обучающихся по дидактической сути представляет собой комплекс условий обучения, организуемых преподавателем и направленных на самоподготовку студентов. Учебная деятельность протекает без непосредственного участия преподавателя.

Значительное количество времени требуется уделить самоподготовке. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов могут быть общего и частного характера. Самостоятельная работа предполагает выработанные навыки самоконтроля, например, первая степень самоконтроля предусматривает выявление в лекционном, хрестоматийном, нормативном материале понятий, законодательных норм, разъяснений государственных органов, отдельных положений судебных актов и др., вторая степень самоконтроля предназначена для проверки умения устанавливать взаимосвязь между основным и дополнительным материалом, третья степень самоконтроля направлена на воспроизводство ответа.

Значимость самостоятельной работы возрастает. Постоянно растет объем информации, что требует ее регулярного осмысления. Происходит не только ускоренный рост информации, но и качественное ее изменение. Преподаватель, отслеживая новые знания на рынке книжной продукции, выбирает и рекомендует обучающимся издания как в рамках учебного курса, так и для общего интеллектуального развития. Преподаватель совместно со студентами создает из отдельных элементов систему знаний по учебной дисциплине, привлекая по возможности информацию по другим смежным дисциплинам.

Основными видами самостоятельной работы являются:

1) самостоятельная работа с литературой;

2) подготовка к семинарам, зачетам и экзаменам;

3) подготовка курсовых и контрольных работ;

4) подготовка научных докладов для студенческих конференций.

Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня знаний, умений и навыков обучающихся; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся ипринятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

▪ на занятиях в виде устных и письменных опросов;

▪ по результатам решения задач;

▪ по результатам проведения рубежного контроля уровня усвоения знаний (с помощью тестовых заданий или контрольных вопросов);

▪ по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;

▪ по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов.

В качестве оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации целесообразно использовать тестовые задания.

Тест – это контрольное задание, отражающее степень усвоения деятельности определенного уровня в сочетании с определенной системой измерения и оценки качества усвоения.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ, может осуществляться поэтапно, и, служит основанием для предварительной и промежуточной аттестации по дисциплине.

Предварительная аттестация обучающихся проводитсяпреподавателемв целях подведения промежуточных итогов текущей успеваемости, анализа состояния учебной работы обучающихся, выявления неуспевающих, оперативной ликвидации задолженностей.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня знаний, умений и навыков обучающихся по дисциплине требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки в форме экзамена.

Экзамен проводится в ходе семестра, после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена определяется кафедрой. Оценка по результатам экзамена носит дифференцированный характер – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.