Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В 3-м свободном положении без подъема на полупальцы




В 3-м свободном положении с подъемом на полупальцы и двумя последующими ударами полупальцами

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 3-е свободное, правая нога впереди. Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) — одновременно с подъемом на полупальцы левой ноги правая, отделившись от пола, открывается в сторону не выше 35°; носок вытянут.

«Раз» — правая нога опускается на пол, на всю стопу в небольшое полуприседание. Одновременно левая, сгибаясь в колене, отде­ляется от пола и со свободной стопой подводится сзади к щи­колотке правой.

«И» — удар в пол полупальцами левой ноги в 3-м свободном положении позади правой.

«Два» — левая нога одновременно с ударом полупальцами в пол ставится в 3-е свободное положение позади правой.

«И» — пауза.

При продолжении движения одновременно с открыванием правой ноги в сторону левая, оставаясь на полупальцах, вытягивается в колене.

 

Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног —3-е свободное, правая нога впереди. Руки —в 1-м основном положении. Голова повернута по ходу дви­жения.

«Раз» — небольшой шаг правой ногой в сторону - вправо на всю стопу или на ребро каблука. Колени обеих ног свободны.

«И» — левая нога, слегка сгибаясь в колене, отделяется от пола и опускается на полупальцы сзади правой ноги в 3-е основное положение с одновременным небольшим полуприседанием на обеих ногах. При продолжении движения одновременно с шагом правой ноги в сторону левая нога, оставаясь на полупальцах, вытягивается в колене.

При продолжении движения одновременно с шагом правой ноги в сторону левая нога, оставаясь на полупальцах, вытягивается в колене. В припаданиях из 3-го свободного положения шаг в сторону у девушек короче, чем у парней. Все виды припаданий хорошо со­четаются с притопами, шагами, различными дробными движени­ями, «гармошкой», «елочкой» и рядом других элементов.

«Ковырялочка»

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног - 1-е свободное.

Руки — в 1-м основном положении.

1) Без подскоков

«И» (затакт)—одновременно с поворотом корпуса влево на ле­вой ноге на низких полупальцах правая, сгибая*сь в колене в прямом положении с вытянутым носком, делает сильный взмах от колена назад-вправо. Голова поворачивается вправо по на­правлению к правой ноге, взгляд направлен через плечо на стопу правой ноги.

«Раз» — правая нога, полусогнутая в колене, которое направлено влево, опускается носком в пол; пятка направлена вправо. По­ложение корпуса и головы не меняется.

«И» — одновременно со скользящим движением на низких полу­пальцах левой ноги, свободной в колене, корпус и голова пово­рачиваются к правой ноге. Одновременно с поворотом корпуса правая нога, вытягиваясь в колене, поднимается вперед на 45°; стопа «сокращена».

«Два» — правая нога, вытянутая в колене, опускается на пол на ребро каблука в ту точку, где раньше находился носок; подъем сокращен, носок направлен вверх. Колено левой опорной ноги в этот момент может быть вытянуто или полусогнуто. Взгляд направлен на носок правой ноги или прямо перед собой.

«И» — пауза.

При продолжении движения с другой ноги центр тяжести пере­носится на правую ногу, которая переходит с ребра каблука на полную стопу. Левая, сгибаясь в колене, делает взмах влево.

2) С подскоком

«Раз» — одновременно с легким подскоком на левой ноге, полу­согнутой в колене, и поворотом корпуса влево правая, сгибаясь в колене в прямом положении с вытянутым носком, делает силь­ный взмах от колена назад-вправо. Голова поворачивается впра­во по направлению к правой ноге, взгляд направлен через плечо на стопу правой ноги.

«И» — правая нога, полусогнутая в колене, опускается не выво-ротно носком в пол; колено направлено влево, стопа вправо. Корпус и голова сохраняют прежнее положение.

«Два» — одновременно с легким подскоком на левой ноге, полу­согнутой в колене, корпус и голова поворачиваются вправо, к правой ноге. Одновременно с поворотом корпуса правая нога, вытягиваясь в колене, поднимается вперед на 45°; стопа сильно сокращена, носок направлен вверх.

«И» — вытянутая в колене правая нога опускается на пол на реб­ро каблука в ту точку, где раньше находился носок. Стопа «со­кращена», носок направлен вверх. Колено левой опорной ноги в этот момент может быть вытянуто или полусогнуто. Руки от­крываются в 3-е основное положение. Положение корпуса не меняется, взгляд может быть направлен на носок правой ноги, или голова поворачивается влево. Исполнитель всем видом как бы говорит: смотрите, каков я, какой я ловкий.

При продолжении движения с другой ноги делается легкий под­скок на правой ноге, центр тяжести переносится на правую ногу, а левая делает взмах от колена назад.

При исполнении «ковырялочки» девушкой носок и каблук уда­ряют об пол ближе к опорной ноге, чем у парней.

Каждый из двух описанных выше видов «ковырялочек» чаще все­го выполняется или с тремя мягкими переступаниями, или с тремя притопами, которые занимают еще 1 такт.

Вот описание продолжения движения «ковырялочки с подскоком».

«Раз» — мягкое переступание или притоп всей стопой правой ноги около левой в 1-м свободном положении; колено чуть присогну-то. Левая, присогнутая в колене, приподнимается над полом; подъем свободный, колено направлено вперед.

«И» — мягкое переступание или притоп всей стопой левой ноги в 1-м свободном положении; колено чуть присогнуто. Правая, присогнутая в колене, приподнимается над полом; подъем сво­бодный, колено направлено вперед.

«Два» — мягкое переступание или притоп всей стопой правой ноги в 1-м свободном положении; колено чуть присогнуто. Руки при исполнении этого движения переводятся из 3-го в 1-е основное положение.

«И» — пауза.

При продолжении движения делается легкий подскок на правой ноге и «ковырялочка с подскоком» выполняется с другой ноги.

Сочетание «ковырялочки» с переступаниями или с притопами при­дает ей нужный, русский характер исполнения. «Ковырялочка» очень хорошо комбинируется с «гармошкой», при­паданием, «моталочкой», с различными дробями, присядками и другими основными элементами русского танца.

«Моталочки»

Эта группа элементов основана на движении ног от колена впе­ред-назад, вправо-влево, от себя — к себе («мотать», «шаркать» ногами), при этом ударяют в пол полупальцами или ребром каб­лука, реже всей стопой. Движение можно выполнять одной ногой подряд и поочередно то одной, то другой ногой, без подскоков или с небольшими подскоками на опорной ноге — на полной стопе или на полупальцах.

Если выполнять движение ногами («мотать») поочередно от себя — к себе одной, а затем от себя — к себе другой ногой, то такое сочетание движений ног называется «моталочкой».

1) С подскоком на полупальцах

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки —в 1-м основном положении.

«Раз» — одновременно с небольшим подскоком на полупальцах левой ноги, присогнутой в колене, правая, сгибаясь в колене, поднимается в прямом положении назад со свободной стопой.

«И» — правая нога, опускаясь, делает в прямом положении ма­зок полупальцами по полу и поднимается вперед не ниже 45° с вытянутым коленом и стопой.

«Два» — с небольшого подскока на полупальцах левая присогну-тая нога вытягивается в колене. Положение правой ноги не меняется.

«И» — правая нога, опускаясь в перекрещенном положении, дела­ет мазок полупальцами по полу около носка левой, как бы под­бивая ее, слегка сгибается в колене и опускается на низкие полупальцы на место левой. Левая, сгибаясь в колене, подни­мается в прямом положении назад со свободной стопой.

При продолжении движения оно повторяется с другой ноги.

«Моталочка» исполняется парнями резко, лихо, девушками — иг­риво и даже лирично. Большую роль в раскрытии характера игра­ют корпус и руки. Вот как могут исполнять девушки описанную нами выше «моталочку» с подскоками на полупальцах.

Корпус на счёт «раз» — «и» поворачивается вправо левым пле­чом вперед, на счет «два» — «и» остается в том же положении. Или же корпус на счет «раз» — «и» поворачивается влево. Пра­вое плечо вместе с правой ногой направлено вперед и на счет «два» — «и» остается в том же положении. В первом варианте левое плечо и нога, вытянутая вперед, разноименны.

Руки во всех трех описанных вариантах «моталочки» раскрыты в стороны и согнуты в локтях почти под прямым углом. Необхо­димо следить за тем, чтобы локти и кисти рук находились на од­ном уровне, в одной плоскости. Большой и указательный пальцы обеих рук держатся за концы косынки, лежащей на плечах, а остальные пальцы соединены и слегка согнуты. Ладони поверну­ты вниз, в пол. Такое же положение рук можно сохранять и в том случае, когда косынки нет. При исполнении «моталочки» с таким положением рук как с косынкой, так и без нее локти и кисти делают небольшое игривое движение вверх и вниз в такт исполняемому движению.

2) С подскоком на всей стопе

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 3-м основном положении.

«Раз» — левая нога, присогнутая в колене, делает небольшой под­скок и опускается на всю стопу. Правая, сгибаясь в колене, поднимается в прямом положении назад со свободной стопой.

«И» — правая нога, опускаясь, делает в прямом положении удар — мазок ребром каблука или всей стопой по полу и, вытя­гиваясь в колене, поднимается вперед на 45° с сокращенной стопой.

«Два» — небольшой подскок на всей стопе левой ноги, присогну­той в колене. Положение правой ноги не меняется.

«И» — правая нога делает в перекрещенном положении скользя­щий удар ребром каблука или полупальцами по полу около носка левой, как бы подбивая ее, слегка сгибается в колене и опускается на всю стопу на место левой. Левая, сгибаясь в ко­лене, поднимается в прямом положении назад со свободной сто­пой.

«Моталочку» с подскоком на всей стопе чаще всего исполняют парни.

Это движение может исполняться и с акцентом — ударом всей стопой в пол на счет «раз» каждого такта. Руки подчеркивают движение, резко раскрываясь в момент акцента через 4-е основ­ное положение в исходное.

«Моталочка» может выполняться на месте, а также с продвиже­нием вперед или в сторону, которое происходит в момент под­скока.

Руки могут находиться во всех основных положениях.

Иногда при исполнении «моталочки» ноги не перекрещиваются, а двигаются поочередно вперед-назад параллельно друг другу.

«Маятник» и «моталочка» хорошо комбинируются с дробями, «ковырялочками», «хлопушками», «веревочкой» и другими элемен­тами.

 

«Хлопушки»

Для русской народной пляски исстари характерен ударный зву­ковой аккомпанемент: бубен, трещотка, трензель, колотушка, ру­бель, ложки и разного рода хлопки в ладоши, называемые лето­писцами «битием в долони», «рукоплесканием». «Не поет, так свищет, не пляшет, так прихлопывает», — говорит­ся в народной поговорке о хлопках. Но кроме хлопков в ладоши в русской пляске существовали еще различные удары ладонями по корпусу, бедру, голенищу сапога и т. д. В старину это называли «плесканием». «В летописных изображениях плясок, — пишет К. Голейзовский, — встречается термин, похожий на «рукоплеска­ние»,— «плескание». Само собой разумеется, если бы оно не от­личалось от «битья в ладони», оно не получило бы у летописцев самостоятельного названия. «Плескание» характеризует не столь­ко рукоплескание, сколько удары ладонью по телу». Со временем хлопки в ладони, соединившись с «плесканием», до­стигли виртуозного характера и из аккомпанемента превратились в существенную часть самой пляски, главным образом мужской, и получили название «хлопушки».

«Хлопушки» являются одним из основных и очень распространен­ных элементов русского народного танца. Они состоят из различ­ного количества и разнообразных сочетаний из хлопков и ударов. Хлопок делается ладонью одной руки о ладонь другой, а удар — ладонью по голенищу, бедру или подошве и т. д.

Хлопок и удар выполняются на сильную или слабую долю такта. При выполне­нии «хлопушек» как удар, так и хлопок должны быть сильными и четкими, а ладонь при этом крепкой и напряженной. При ис­полнении «хлопушек» локти отведены от корпуса, после удара или хлопка руки быстро и широко разводятся в стороны, локти не должны быть «привязаны» к корпусу, они не прикасаются к нему.

«Хлопушки» сложны по исполнению, богаты и разнообразны по ритмическому орнаменту. Исполняются они сильно, четко, в сред­нем и быстром темпах. Они хорошо сочетаются и комбинируются почти со всеми элементами русского танца.

Хотя «хлопушки» в основном характерны для мужской пляски, в некоторых плясках, например в саратовской «Карачанке» и ря­де волжских кадрилей, «хлопушки» встречаются и у девушек. Ис­полняются они в таком случае в паре с парнем или с девушкой. «Хлопушки», исполняемые девушками, мягче, тише, медленнее, чем у парней. Интересно, что мягкость девичьего испол­нения «хлопушек» передается парню, и его лихой жест смягчается.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.