Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речевая деятельность




«Чтобы полноценно общаться, - пишет А.А. Леонтьев, - человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения. Он должен, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения будет нарушено, то оно будет неэффективным».

Коммуникативные умения, выделенные А.А. Леонтьевым, носят обобщенный характер. Они точно соотносятся с четырьмя основными этапами речевой деятельности.

«Понятие деятельности, - отмечает А.А. Леонтьев, - необходимо связано с понятием мотива. Деятельность без мотива не бывает». Все, что мы делаем, мы делаем почему-либо и ради чего-либо. С этой точки зрения речевое высказывание может быть соотнесено с понятием «деятельность» лишь некоторыми оговорками: речь – не самоцель, собственно речевого мотива обычные высказывания не имеют. Побуждением к речевому акту в естественных условиях жизни всегда является что-либо, лежащее за пределами языка. Мы говорим не для того, чтобы сказать, а для того, чтобы что-либо сообщить, каким-либо образом на кого-либо воздействовать, проявить внимание к кому-либо и пр. Другими словами, мотив речи заключен не в самой речи, а в деятельности более высокого ранга – деятельности общения, и, следовательно, говорить о речи как о деятельности мы можем лишь в том случае, если рассматриваем ее в рамках коммуникации.

Любая деятельность включает в себя систему действий. Подобно тому как понятие деятельности соотносится с понятием мотива, понятие действия соотносится с понятием цели. Речевое действие имеет собственную промежуточную цель, подчиненную мотиву той коммуникативной деятельности, в рамках которой речь рассматривается.

Поясним сказанное примером. Допустим, мы хотим поздравить близкого нам человека с какой-либо радостью. Это мотив нашей деятельности, мотив, порождаемый характером наших взаимоотношений, т.е. взятый из области деятельности общения. Но человека этого нет рядом с нами, и мы пишем ему поздравительную открытку (речевое действие), стараясь так составить текст (речевая цель), чтобы передать в нем нашу радость за него (цель подчинена мотиву).

«Способы осуществления действия мы называем операциями». Каждое действие, помимо цели, имеет свой операционный состав. Если понятие действия соотносится с целью, то понятие операции соотносится с условиями действия. Изменяются условия, в которых протекает действие, - изменяются и способы осуществления действия, т.е. операции.

Способ осуществления действия весьма подвижен и зависит от условий общения. Структура же у всех действий одна и та же. Она включает в себя четыре фазы: ориентировку, планирование, реализацию и контроль.

Именно такую динамическую структуру имеет любое речевое высказывание.

Речевые действия и связанные с ними умения выделяются в соответствии с двумя речевыми процессами:

а) созданием высказывания, устного или письменного, т.е. с процессами говорения или письма;

б) восприятием речи, т.е. со слушанием и чтением.

Речевая деятельность является ведущим средством формирования умений и навыков. Она представляет собой словесное воспроизведение человеком наблюдаемых и выполняемых действий, а также идеальное воспроизведение образа действия, которое требуется совершить.

Для того чтобы стать более эффективным средством формирования умений и навыков, сама речевая деятельность во всех ее видах должна быть сформирована как умения и навыки: умение слушать – говорить, читать – писать, понимать.

Коммуникативные умения – более или менее совершенные способы выполнения каких-либо речевых действий, основанные на знаниях и навыках, приобретенных человеком в процессе деятельности.

Умение – это подготовленность к выполнению действий, а навык – автоматизированное звено деятельности.

Навык не может вырабатываться без длительных упражнений, т.е. повторения действий.

Умение может появиться и без большого числа упражнений. Для умения важно понимание того, что требуется, знание способа выполнения действия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.