Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Создание линейных программ. Знакомство с интегрированной средой разработки. Применение операторов CASE, IF, GOTO




Практическая работа № 2

Цель: ознакомиться с интегрированной средой разработки (ИСР) Pascal, закрепить навыки по созданию линейных программ. Изучить возможности по использованию условного оператора, операторов выбора и перехода для составления программ.

Вид работы: индивидуальный.

Время выполнения: 6 часов.

Теоретические сведения:

Практически все современные языки программирования снабжаются так называемыми интегрированными средами разработчика (Integrated Developer’s Environment - IDE), включающими в себя:

¾ средства подготовки исходных текстов программ, аналогичные стандартным текстовым редакторам, однако имеющие более широкие возможности именно для подготовки исходных текстов программ;

¾ встроенный компилятор;

¾ встроенный отладчик.

Для обеспечения диалога с ИСР используются операторы ввода/вывода. В Pascal к ним относятся:

Read(x1, x2, …, xn); Readln(x1, x2, …, xn); - операторы ввода;

Write(x1, x2, …, xn); Writeln(x1, x2, …, xn); - операторы вывода.

ln добавляется в том случае, если после совершения действия необходимо перейти на другую строку. x1, x2, …, xn – это переменные, значения которых вводятся с клавиатуры или выводятся на экран.

Любые переменные, используемые в программе, должны быть описаны в разделе Var, константы определяются через раздел описания констант Const. Например:

Const a=10; {целочисленная константа}

K=true; {логическая константа}

Var x, y, z: integer; {переменные целого типа}

W: char; {переменная символьного типа}

Условный оператор может использоваться в полной и краткой формах.

Полная форма имеет следующий вид:

if условие then оператор1

else оператор2;

Здесь оператор1 и оператор2 – простые или составные операторы. Составной оператор – это оператор, состоящий из двух и более операторов, он заключается в операторные скобки Begin End. Условие – любое логическое выражение. Перед else знак ”;” никогда не ставится. Если логическое выражение истинно, выполняется оператор1, если ложно, выполняется оператор2. В качестве оператора1, оператора2 могут быть также условные операторы.

Краткая форма условного оператора:

if условие then оператор;

Ветка else отсутствует.

Общий вид оператора перехода: GOTO n; где n – метка.

Оператор выбора CASE обеспечивает организацию разветвлений путем выбора одного из нескольких операторов. Селектором в операторе выбора является выражение, значение которого может принадлежать целому, символьному, логическому типам, либо типу, определяемому пользователем, а также перечисляемому или ограниченному. Общий вид записи оператора выбора:

CASE c of

N1: p1;

N2:p2;

nn: pn

else p

end;

где с – селектор, ni – константы, pi – операторы.

Ход работы:

1) откройте интегрированную среду разработки (ИСР) Pascal

2) изучите пункты меню “File”, “Edit”, “Run”, “Options”, “Windows”

3) запишите горячие клавиши следующих команд: сохранить, открыть, перейти в режим MS Dos, выход, отменить действие, вырезать, копировать, вставить, очистить, выполнить, перемещение окна и изменение размеров, полноэкранный режим, переход к следующему окну, список окон.

4) решите задачи и оформите листинги программ в тетради.

5) к третьей задаче составить алгоритм в виде блок-схемы.

Задания к работе:

Вариант №1

1. Обеспечить ввод чисел до тех пор, пока не введён ноль (использовать метку).

2. Вывести на экран письменное обозначение числа от 1 до 4 (использовать CASE). Например:

1 – “единица”

3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

Вариант №2

1. Обеспечить ввод пяти чисел с клавиатуры (использовать метку).

2. Вывести на экран письменное обозначение операции: сложение, умножение, деление, вычитание (использовать CASE). Например:

* – «умножение»

3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

 

Вариант №3

1. Определить чётно ли число. Предусмотреть возможность повторного ввода (использовать метку).

2. Вывести на экран письменное обозначение логической операции (использовать CASE). Например:

^ – «логическое умножение»

3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

 

Вариант №4

1. Определить положительно ли вводимое число. Предусмотреть возможность повторного ввода (использовать метку).

2. Введена буква, определите – русская или латинская? (использовать CASE). Например:

v или V– «латинская»

3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

 

Вариант №5

1. Обеспечить ввод символов и до тех пор, пока не введён символ ‘$’ (использовать метку).

2. Введена буква, определите – прописная или строчная? (использовать CASE). Например:

D - прописная

3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

Вариант №6

1. Определить отрицательно ли вводимое число. Предусмотреть возможность повторного ввода (использовать метку).

2. Реализовать эпизод из сказки: в зависимости от того, куда пойдёт герой (налево, прямо, направо) выдать соответствующее сообщение (использовать CASE).

3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

 

Вариант №7

1. С помощью метки обеспечить вывод на экран десяти чисел от 10 до 100 с шагом 10.

2. С клавиатуры вводится первая буква одной из символьных функций: ORD, CHR, SUCC или PRED. Выдать полное название функции и её назначение. Например:

O – определение кода символа (ORD)

3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

 

Вариант №8

1. Вывести на экран sin(x), где x изменяется от 0 до 2 с шагом 0,5 (использовать метку).

2. С клавиатуры вводится первая буква одной из тригонометрических функций: SIN, COS, TAN или ATAN. Выдать полное название функции и её назначение. Например:

S - вычисление синуса (SIN)

3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

Вариант №9

1. Используя метку, определите символы, коды которых изменяются от 100 до 107.

2. Выяснить, что введено с клавиатуры: буква, символ или цифра. Например:

Z - буква

3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

 

Вариант №10

1. Обеспечьте ввод чисел и вычисление их суммы до тех пор, пока не введена единица (использовать метку).

2. Придумайте систему обозначений денежных единиц. Пользователь вводит обозначение, а программа его расшифровывает. Например:

$ - доллар

3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

 

Контрольные вопросы:

1) Запишите полную и неполную формы ветвления на Pascal и в виде блок-схем.

2) Какого типа может быть селектор в операторе CASE?

3) Проверьте правильность написания операторов:

¾ If (a>12) and (b<3) then begin Writeln(a); S:=0;

¾ Case 5 of 1: writeln(‘Привет’); 2: read(и); 3: d=4;

 

Рекомендуемая литература:

1.Исаченко О.В. Программное обеспечение компьютерных систем: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М

2.Сальников Ю.Н. Программирование: Базовый курс: Учебное пособие/ Ю.П.Сальников.- М.: Маркет.

3.Лесневский А.С. Объектно- ориентированное программирование для начинающих:Учебное пособие - М.: БИНОМ.

4.Голицына О.Л. Языки программирования: Учебное пособие /О.Л.Голицына- М.:ФОРУМ; ИНФРА-М.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.