Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как начало культурной эволюции




Глава1. РОЛЬ СЛОВА В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 1. ЯЗЫК КАК СИСТЕМЫ КОДОВ

 

Возникновение языка в истории человечества привело к глобальным изменениям в истории развития человека, общества, культуры. Именно язык предоставил человеку возможность выделиться из биологического состояния, развить сознание, мышление, создать культуру, духовные и материальные ценности, сформировать качественно новые отношения в обществе. От произнесения элементарных членораздельных звуков до сложных высказываний, создания науки и произведений искусства и литературы, в которых выражалось отношение к себе самому, ближнему и всему миру, человек прошел долгий путь культурной эволюции, каждый этап которой все более и более утверждал неограниченные возможности человеческого познания, веру в человеческий разум. А все началось с простого слова…

Известный ученый И.П.Павлов назвал речь второй сигнальной системой, которая характерна только для такого вида, как человек. «Животные и примитивные люди, до тех пор пока эти последние не развились в настоящих людей и не приблизились к нашему состоянию, сносятся и сносились с окружающим миром только при помощи тех впечатлений, которые они получали от каждого отдельного раздражения в виде всевозможных ощущений – зрительных, звуковых, температурных и т.д. Затем, когда наконец появился человек, то эти первые сигналы действительности, которыми мы постоянно ориентируемся, заменили в значительной степени словесными… Понятное дело, что на основе впечатлений от действительности, на основе этих первых сигналов ее у нас развивались вторичные сигналы в виде слов» (И.П.Павлов). Вторичная сигнальная система связана с абстрактным мышлением, с образованием общих понятий и слов. «Огромное преимущество человека над животным заключается в возможности иметь общие понятия, которые образовались при помощи слова… Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов» (И.П.Павлов). «Язык – не природное, не биологическое явление, его существование и развитие не подчинено законам природы; физические признаки (например, расовые) не имеют отношения к языку; языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных» (А. Реформатский).

Сама природа позаботилась о человеке, наградив его развитым артикуляционным аппаратом, что было необходимо для произнесения членораздельных звуков. Исследования американских антропологов определили, что у неандертальцев, живших примерно в то же время, что и homo sapiens, по-разному устроена внутренняя часть верхней челюсти. Так, у неандертальцев, также как и у приматов, внутреннее основание верхней челюсти прямое, гортань имела такую длину, при которой произносить членораздельные звуки было невозможно. У homo sapiens внутренняя часть верхней челюсти имела вогнутую форму, что увеличило длину гортани. Это способствовало возможности произносить членораздельные звуки, и, соответственно, развитию речи. Развитие речи способствовало развитию общения, передаче практического опыта последующим поколениям. Именно поэтому, как считают ученые-антропологи, homo sapiens удалось не только выжить, но и развиваться. Возникновение речи, как утверждают антропологи, является началом культурной эволюции в истории человечества. Язык выступает как специфическое средство хранения и передачи информации, социального опыта, норм и традиций культуры, через которое осуществляется преемственность поколений и исторических эпох.

Возникновение языка явилось насущной потребностью в истории человечества. Общественный труд – важный вид деятельности в жизни человека. Разделение общественного труда в соответствии с его функциями вызывало к жизни новые формы поведения. Теперь уже поведение человека определяли не элементарные биологические мотивы и связанные с ними инстинктивные цели. Именно общественный труд, разделение его функций изменили поведение человека в сообществе ему подобных, вызвали появление общественных мотивов поведения. В связи с данными факторами у человека создаются новые сложные мотивы для действий и формируются те специфически человеческие формы психической деятельности, при которых исходные мотивы и цели вызывают определенные действия, осуществляемые специальными, соответствующими им операциями.

В процессе общественно разделенного труда у людей появилась необходимость общения, обозначения определенной трудовой ситуации, в которой участвовали члены сообщества. Для формирования общения был необходим элемент общения, которым в человеческом общении стал язык, возникший как необходимость в ситуации общественного труда.

Теория сознательно-намеренного изобретения языка утверждает: язык создан человеком силою разума и воли. «Язык и слово, в обширнейшем смысле, есть способность выражать понятия членораздельными звуками; язык, в теснейшем смысле, есть содержание, собрание всех членораздельных звуков, которые какой-либо народ, по общему соглашению, употребляет для взаимного сообщения, понятий»[2]. Дар слова дан человеку как «естественный и необходимый», а вот язык «есть нечто искусственное, произвольное, зависящее от людей»; «следствие договора, заключенного членами общества для сохранения общего единогласия»[3].

Таким образом, первым решающим фактором, определившим переход человека от животного состояния к осмысленной деятельности, является общественный труд и разделение его функций, вторым – возникновение языка. Посредством слова в языке создается код, в котором отражается человеческий опыт.

Формирование и развитие языка – процесс сложный и длительный. На первых порах общение было связано с жестами и с нечленораздельными звуками, значение которых зависело от практической ситуации, действия. Рождение языка привело к тому, что постепенно возникла целая система кодов, все более и более усложняющаяся в связи с развитием языка. Так, сначала система кодов обозначала предметы и действия; затем стала выделять признаки предметов и действий и их соотношения, и много позднее в языке образовались сложные синтаксические коды целых предложений, которые могли формулировать сложные формы высказываний.

Возникнув из труда, предметного действия и трудового общения, слово как знак, обозначающий предмет, в те времена еще не отделялось от практики, имело симпрактический характер. Развитие языка привело к отделению его от трудовой практики, что означало выделение речи как самостоятельной деятельности, наполняющей язык и его элементы – слова, которые стали самостоятельной системой кодов. Язык, связанный первоначально с практикой, вплетенный в практику и имевший симпрактический характер, отделившись от практики, сам стал заключать в себе систему кодов, достаточных для передачи любой информации. Этот путь эмансипации слова от симпрактического контекста можно назвать переходом к языку как к синсемантической системе, т.е. системе знаков, связанных друг с другом по значению и образующих систему кодов, которые можно понимать, не зная ситуации.

Таким образом, язык, возникнув как необходимый элемент для организации общественно разделенного труда, первоначально связанный с практикой, отделился от практики и стал самостоятельным явлением в культуре человечества, чтосыграло решающую роль для дальнейшего развития сознательной творческой деятельности человека.

Исследования «языка» животных указывают на его отличие от языка человека. «Язык» животных является лишь набором знаков, выражающих аффективные состояния. И «декодирование» этих знаков есть вовсе не расшифровка объективных кодов, а вовлечение других животных в соответствующие сопереживания. «Язык» животных не является средством обозначения предметов и абстрагирования свойств и поэтому не может рассматриваться как средство, формирующее отвлеченное мышление. Человек отличается от животных наличием языка как системы кодов, обозначающих предметы и их отношения, с помощью которых предметы вводятся в определенные системы или категории. Эта система кодов ведет к формированию отвлеченного мышления, к формированию «категориального» сознания, т.е. именно язык предоставил возможность для развития мышления и сознания. Это играет решающую роль в психологическом рассмотрении слова как элемента, формирующего сознание: проблема сознания и отвлеченного мышления рассматривается в психологии в тесной связи с проблемой языка.

Известный психолог А.А.Леонтьев, обращаясь к высказыванию К.Маркса и Ф.Энгельса, в котором труд, сознание и общение определяются как триединая природа процесса исторического развития человека и человечества, отмечает, что ни одна из этих категорий не может быть «выключена» из общего процесса развития: развитие труда невозможно без эволюции сознания и общения; развитие сознания связано с развитием, усложнением, дифференциацией трудовой деятельности и появлением специфического, основного средства общения – языка; наконец, развитие общения понятно только в свете развития трудовой деятельности и эволюции сознания[4].

Язык как система знаков служит средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется человеком познание мира и самого себя, происходит становления самосознания личности. В результате общественной истории язык стал решающим орудием человеческого познания. Познание – это обусловленный законами общественного развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения и восприятия действительности, целью которого является получение адекватных знаний о мире, процесс накопления знаний, активное отношение человека к миру. В процессе познания выделяются две ступени – чувственное и рациональное (интеллектуальное).

На чувственной ступени мир познается посредством анализаторов (органов чувств). Основные формы такого познания – ощущения, восприятия и представления – являются чувственными образами конкретных предметов реального мира, результатами их воздействия на наши органы чувств. Благодаря возникновению языка человек совершает переход от чувственного познания к рациональному. Рациональное познание обладает рядом характеристик, отличающих его от чувственного. Особенностями рационального познания являются его обобщенность (на данной ступени познается общее у разнородных предметов, законы, которым они подчиняются), абстрактность (человеческое мышление не только отражает реальный мир, но и творит собственный мир – мир абстрактных объектов), активный и целенаправленный характер. Главная отличительная особенность рационального познания состоит в том, что его инструментом служит язык, поэтому оно называется вербальным (т.е. словесным).

Язык – это знаковая система, предназначенная для фиксации, хранения, переработки и передачи информации. Различаются естественные и искусственные языки. Естественные языки возникли как средство общения между людьми, их формирование и развитие представляют собой длительный исторический процесс и происходит в основном стихийно. К числу естественных языков относятся такие разговорные языки как русский, английский, китайский и др., т.е. это язык того или другого народа, который используется им в общении. Искусственные языки сознательно создаются человеком для решения определенных задач. Примерами искусственных языков являются язык химических формул, язык знаков и символов, которые применяются в математике, физике и других науках. Языки естественных и гуманитарных наук относятся к частично искусственным, поскольку любая наука основное теоретическое содержание излагает на естественном языке (русском, французском и др.), включая в него терминологию и символику, которые являются по преимуществу интернациональной. Искусственные языки вторичны в отношении естественного языка. Они возникают на базе естественного языка и могут функционировать только в связи с ним.

 

§ 2. СЛОВО КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ЯЗЫКА

 

Основным элементом языка является слово, обозначающее вещи, выделяющее признаки, действия, отношения, объединяющее объекты в определенные системы.«Виды слов соответствуют действительности, воспринимаемой нашими чувствами: имена существительные – предметам; имена прилагательные – конкретному бытию, качеству предметов; предлоги и союзы – связям и отношениям, существующим между предметами; глаголы – процессам, происходящим между предметами. Предложение содержит высказывания, вопросы и т.д. о наблюдаемом или переживаемом в мире»[5]. Слово представляет собой определенныйзнак (символ). Знаком называется материальный объект, который для некоторого интерпретатора (субъекта) выступает в качестве представителя какого-то другого предмета. Важнейшими характеристиками знаков являются смыслы и значения. Значением слова (экстенсионалом) называется предмет, представляемый данным знаком. Смыслом знака (интенсионалом) называют информацию о репрезентируемом предмете, которую содержит сам знак или которая связывается с этим знаком в процессе человеческого общения или познания. Основная функция языка состоит в том, что он репрезентирует (представляет) какой-то предмет для интерпретатора. Ситуация употребления знака включает в себя три компонента: 1) сам знак; 2) предмет, репрезентируемый знаком; 3) интерпретатора, использующего знак. Репрезентируемые знаками предметы могут иметь различную природу. Языковыми знаками в естественных языках являются произнесенные вслух или написанные значимые слова и словосочетания, в искусственных – значимые символы.

Основная функция слова – его обозначающая роль. Слово обозначает предмет, действие, качество или отношение. Человек, не обладающий развитым языком, воспринимал только те предметы окружающего мира, которые видел непосредственно перед собой. Слово, которым человек обозначил предметы окружающего мира, дало ему возможность оперировать этими предметами и тогда, когда человек эти предметы непосредственно перед собой не видел, но видел их только мысленно, как некий образ предмета, созданный словом. У человека появилось два мира – мир реальных предметов и мир предметов, не явленных непосредственно перед ним, но обозначенных посредством слова как образ, объект, отношение, качество, которыми человек оперирует теперь мысленно. У человека благодаря слову начинает развиваться воображение. Слово – это особая форма отражения действительности. Слово удваивает мир, т.е. создает некий мир, существующий в воображении. Человек управляет этим воображаемым миром, произвольно вызывая образы независимо от их реального наличия. Он может управлять не только своим восприятием, представлением, но и своей памятью и действиями, т.к. произнося слово, человек мысленно выполняет действие, оперирует вещами при их отсутствии, совершает умственные действия, умственные эксперименты над вещами. Таким образом, с появлением языка как системы кодов, обозначающих предметы, действия, качества, отношения, человек получает новое измерение сознания, у него создаются доступные для управления субъективные образы объективного мира, т.е. представления, которыми он может оперировать даже в отсутствии наглядных восприятий. Поэтому удвоение мира посредством слова – это не копирование реального мира. Человек создает мир культуры, принципиально отличный от окружающей действительности. Посредством слова становится возможными передача опыта от индивида к индивиду и обеспечение возможности усвоения этого опыта путем передачи информации, накопившейся в течение многих поколений.

Язык является важнейшим средством формирования познавательных процессов и сознания человека. Слово может не только замещать предмет и обозначать действия, качества или отношения, но и анализировать предметы, обобщать их, выстраивать воспринимаемый материал в определенную систему. Слово и предложение как основные формы языка являются не только формой отражения действительности и выражения мысли в речевой форме. Слово – важнейший шаг перехода от чувственного познания к рациональному, это важнейшее орудие формирования сознания. Овладение системой языка обеспечивает тот скачок от чувственного познания к рациональному, который является самым существенным событием в эволюции психической жизни.

Благодаря слову человек может проникнуть в глубь вещей, выйти за пределы непосредственного впечатления, организовать свое целенаправленное поведение, вскрыть сложные связи и отношения, недоступные непосредственному восприятию, передать информацию другому человеку, что является мощным стимулом умственного развития.

Наличие языка и его сложных логико-грамматических структур позволяет человеку делать выводы на основе логических рассуждений, не обращаясь каждый раз к своему непосредственному чувственному опыту. В процессе пользования языком человек смог осуществить операцию вывода, не опираясь на непосредственные впечатления и ограничиваясь теми средствами, которыми располагает сам язык. Это свойство языка создает возможность сложнейших форм дискурсивного (индуктивного и дедуктивного) мышления, которые являются основными формами продуктивной интеллектуальной деятельности человека. Эта особенность решающим образом отличает сознательную деятельность человека от психических процессов животного. Владея речью, человек оказывается в состоянии делать выводы не только из непосредственных впечатлений, но и из общечеловеческого опыта поколений. Именно возможностью делать логические выводы, не обращаясь каждый раз к данным непосредственного, чувственного опыта, характеризуется продуктивное мышление человека, возникшее благодаря языку.

«Язык, – подчеркивает В.Гумбольт, – есть не дело, не мертвое произведение, а деятельность, т.е. самый процесс производства. Поэтому его истинное определение может быть только генетическое: язык есть вечно повторяющееся усилие (работа) духа сделать членораздельный звук выражением мысли. Это – определение не языка, а речи, как она каждый раз произносится; но, собственно говоря, только совокупность таких актов речи есть язык. … В языке образуется запас слов и система правил, посредством коих он в течение тысячелетий становится самостоятельной силой. … Язык есть орган, образующий мысль»[6].

Язык, как отмечает Л.С.Выготский, исполняет как будто две совершенно различные функции: с одной стороны, он служит средством социальной координации опыта отдельных людей, с другой – самым важным орудием нашей мысли.

Психологи, рассматривая язык в его связи с мышлением и сознанием, различают в слове три элемента: звук, значение и образ. Всякое слово в момент своего возникновения имеет образ, т.е. наглядную и понятную всем мотивировку смысла. Слово не только значит, но и показывает, почему оно значит. Постепенно, в процессе роста и развития языка, образ умирает, и слово сохраняет только смысл и звук.

Слово всегда относится не к одному какому-нибудь отдельному предмету, но к целой группе или к целому классу предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение, значение слова представляет собой обобщение. Но обобщение есть чрезвычайно словесный акт мысли, отражающий действительность совершенно иначе, чем она отражается в непосредственных ощущениях и восприятиях. Как отмечает Л.С.Выготский, значение слова, его обобщение представляют собой акт мышления в собственном смысле слова. «Но значение представляет собой неотъемлемую часть слова как такового, оно принадлежит царству речи в такой же мере, как и царству мысли. Слово без значения не слово, но звук пустой. Значение может рассматриваться и как явление, речевое по своей природе, и как явление, относящееся к области мышления. Значение слова есть речь и мышление в одно и то же время, потому что оно есть единица речевого мышления. Значение слова – не только единство мышления и речи, но и единство обобщения и общения, коммуникации и мышления»[7]. Язык есть материальная оболочка мысли, ее словесное выражение.

В языкознании слово рассматривается с точки зрения звукового состава, значения, морфологического строения, словообразовательного характера, происхождения, принадлежности к какой-либо части речи, роли в предложении, стилистической функции, участия в той или иной парадигме, т.е. системе форм, отражающей видоизменения слова по присущим ему категориям.

Язык представляет собой сложноорганизованное целое, систему систем, определенные элементы которой в известных границах самостоятельны и входят в целое с помощью ряда опосредований, связывающих единицы языка между собой. Каждая единица знаковой системы, обладая определенной самостоятельностью, в то же время является частицей целого, т.е. всей системы. Языковые единицы объединяются на определенных уровнях. Так, фонемы (звуки речи) образуют фонемный уровень и составляют морфемы; морфемы (части слова) – морфемный уровень, из них составляются слова; слова, из которых составляются предложения, образуют лексический уровень. Единицами языка называют образующие его важнейшие компоненты: словарный состав (лексика) и единицы грамматического строя языка (важнейшие элементы словообразовательных, морфологических и синтаксических конструкций). Системность языка выражается в наличии в каждом языке, помимо словаря, также синтаксиса и семантики. Синтаксические правила языка устанавливают способы образования сложных выражений из простых. Эти правила определяют строение знаков, способы образования из них сложных знаковых систем. Семантические правила связывают язык с описываемой им областью действительности. Они фиксируют отношения между знаками и теми объектами, которые обозначаются или указываются ими. Задача данных правил – определить способы придания значений выражениям языка.

Слова создают речевую конструкцию. Как единица языка слово характеризуется цельностью, определяющейся цельностью его семантики (значения), цельнооформленностью (строением) и воспроизводимостью. Ему присуща лексико-грамматическая соотнесенность (принадлежность к определенной части речи). Слово в целом имеет относительно самостоятельное лексическое и грамматическое значение. Лексическое значение – это значение слова (его содержательная сторона), которое соотносит слово с конкретным понятием и делает его знаком данного понятия. Лексическое значение индивидуально: каждому слову присуще свое значение. Лексическое значение может иметь оценочный характер (положительный, отрицательный). Слово может иметь два или более лексических значений, т.е. может быть многозначным. Грамматическое значение слова – это обобщенное значение, свойственное ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций, которое находит регулярное языковое выражение. Грамматическое значение соотносит слово с определенной частью речи и внутри нее с определенной грамматической категорией (рода, числа, падежа и т.д.).

Различие понятия и значения слова заключается в следующих аспектах. Понятие – это логическая категория. Понятия – это мысль, которая посредством указания на некоторый признак выделяет из универсума и собирает в класс (обобщает) все предметы, обладающие этим признаком. В языке понятия выражаются посредством универсалий – одной из разновидностей описательных терминов. Множество предметов, обладающих всеми характеристиками, входящими в определение содержания понятия, называется объемом данного понятия. В процессе образования понятий важную роль играет отвлечение (абстрагирование) и обобщение. Понятие включает не все, а лишь существенные признаки предмета, содержит в себе знание его общих признаков, которые присущи предмету при самых разных условиях.

Слово – лингвистическая категория. Значение выполняет смысловую функцию слова в качестве компонента определенной лексической системы. Значение слова охватывает все многообразие известных признаков и раскрывает их в имеющихся понятиях. Слово служит для наименования и обозначения объекта или предмета в самых разных ситуациях и связях. Оно может иметь основное и производное, прямое, переносное и замещающее значение. Значение слова не сводится полностью к понятию. Это языковое выражение понятия, его реализация средствами определенной языковой системы; понятие – это логическое значение слова, развертывание мысли относительно того, что являет язык, слово. Слово является формой существования понятия.

 

КРАТКИЕ ИТОГИ ТЕМЫ

 

1. Язык, возникнув как необходимый элемент для организации общественно разделенного труда, первоначально связанный с практикой, отделился от практики и стал самостоятельным явлением в культуре человечества. Язык располагает такими возможностями, при которых развивались сложнейшие формы дискурсивного мышления, являющиеся основными формами продуктивной интеллектуальной деятельности человека.

2. На основе языка развивается сознание и мышление.С помощью языка человек смог выйти за пределы чувственного опыта, выделить признаки предметов и явлений окружающего мира, сформулировать известные ему обобщения или категории. Язык орудие человеческого познания. Язык это система кодов (знаков, символов).Основным элементом языка является слово. Слово – это особая форма отражения действительности. Слово имеет относительно самостоятельное лексическое и грамматическое значение.

3. Возникновение языка является началом культурной эволюции в истории человечества. Язык в культуре – это средство социального общения, средство высказывания и понимания. Благодаря языку у человека развивается сознание, мышление, творческая деятельность. Язык выполняет различные функции, но первоначальной функцией человеческой речи является коммуникативная. На основе языка формируется регулирующая функция речи человека.

 

Глава2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.