Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы формирования компетенций




Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания: специфику индивидуального и группового психологического обследования детей дошкольного возраста для определения их психологической готовности к обучению в школе; особенности индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий, проводимых психологом с детьми дошкольного возраста для формирования психологической готовности детей к обучению в школе; специфику индивидуального консультирования родителей дошкольников и педагогов ДОУ по результатам диагностического обследования; особенности осуществления просветительской деятельности психолога ДОУ.
Умения: подбирать методы и методики для проведения диагностического обследования детей дошкольного возраста; обрабатывать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностического обследования; представлять полученные данные в устной и письменной форме; составлять программу коррекционной и развивающей деятельности с дошкольниками; осуществлять консультативную помощь родителям и педагогам ДОУ в создании развивающей среды и благоприятной семейной атмосферы.
Навыки: категориальным аппаратом психологии и педагогики; способностью самостоятельно работать с научной информацией; умением осуществлять функциональные обязанности психолога ДОУ.
Опыт деятельности: Компетенции, полученные в процессе изучения дисциплины востребованы в процессе прохождения бакалаврами учебных и педагогических практик, написания курсовых работ, будущей профессиональной деятельности
Раздел 1. Понятие психологическая готовность к школе
Раздел 2. Психология адаптации и дезадаптации ребенка к обучению в школе
Раздел 3. Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

 

Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)

«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%

Типовое контрольное задание

Вариант 1

Раздел 1. Понятие психологическая готовность к школе

1.Психологическая готовность к школе – это:

А) совокупность знаний, умений и навыков ребенка;

Б) стремление ребенка к новому социальному положению;

В) сложное образование, включающее высокий уровень развития интеллектуальной и мотивационной сферы, сферы произвольности и коммуникации;

Г) определенный уровень развития интеллектуальной сферы.

2.Внутренняя позиция школьника представляет собой:

А) субъективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых;

Б) объективное отражение субъективной системы отношений ребенка с миром взрослых;

В) объективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых;

Г) субъективное отражение субъективной системы отношений ребенка с миром взрослых.

3.К компонентам психологической готовности ребенка к обучению в школе не относится:

А) интеллектуальная готовность;

Б) личностная готовность;

В) социально-психологическая готовность;

Г) поведенческая готовность.

4.Интеллектуальная готовность ребенка к школе – это:

А) определенный уровень развития мыслительных процессов, речи, познавательная активность;

Б) способность обобщать и сравнивать предметы, высокий уровень развития речи, познавательные интересы;

В) способность устанавливать причинно-следственные связи, определенный уровень речевого развития, познавательные интересы и активность;

Г) определенный уровень развития мыслительных процессов.

5.Личностная готовность ребенка к школе – это:

А) произвольность поведения, соподчинение мотивов, волевые качества;

Б) сформированность предпосылок учебной деятельности;

В) умение понимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность;

Г) умение общаться со сверстниками.

6.Социально-психологическая готовность ребенка к школе – это:

А) умение общаться со взрослыми и сверстниками;

Б) соподчинение мотивов;

В) произвольность поведения;

Г) развитые волевые качества.

7.Понятие внутренняя позиция школьника в психологию было введено:

А) Л.С. Выготским;

Б) Д.Б. Элькониным;

В) В.В. Давыдовым;

Г) Л.И. Божович.

8.Центральным компонентом психологической готовности ребенка к обучению в школе является:

А) социально-психологическая готовность;

Б) личностная готовность;

В) интеллектуальная готовность;

Г) произвольность поведения.

9.Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия – это:

А) социально-психологическая готовность;

Б) личностная готовность;

В) интеллектуальная готовность;

Г) волевая готовность.

10.Уровень развития познавательных процессов и сформированность познавательного отношения к окружающему – это:

А) социально-психологическая готовность;

Б) личностная готовность;

В) интеллектуальная готовность;

Г) функциональная готовность.

11.Указала на роль общения в психологической готовности ребенка к школе:

А) Н.И. Гуткина;

Б) Е.Е. Кравцова;

В) Н.Г. Салмина;

Г) Л.И. Божович.

12.Согласно З.В. Мануйлентко дети только с … лет могут довольно длительно сохранять требуемую позу и не отвлекаться:

А) 6-7;

Б) 8-9;

В) 5-6;

Г) 9-10.

 

Раздел 2. Психология адаптации и дезадаптации ребенка к обучению в школе

13.Хорошей адаптации ребенка к школе способствуют:

А) социальные мотивы;

Б) игровые мотивы;

В) позиционные мотивы;

Г) оценочные мотивы.

14. Адаптация ребенка к школе значительно затруднена при мотивации:

А) социальной;

Б) игровой;

В) позиционной;

Г) оценочной.

15. Легкое усвоение учебного материала, глубокое и полное овладение содержания учебных программ – являются показателями... уровня адаптации ребенка к обучению в школе по А.Л. Венгеру:

А) высокого;

Б) среднего;

В) низкого.

16.К какому уровню школьной дезадаптации относится совокупность признаков: хорошая успеваемость, повышенная тревожность, заниженная самооценка, интерес к общению и развлечениям а не учебной деятельности:

А) дети «группы риска»;

Б) неустойчивая школьная дезадаптация;

В) устойчивая школьная дезадаптация.

17. Психогенные реакции, психогенные заболевания и психогенные особенности личности ребенка, нарушающие его субъективный и объективный статус в школе и семье, затрудняющие учебно-воспитательный процесс – это по мнению В.Е. Каган:

А) дезадаптация;

Б) школьная дезадаптация;

В) психогенная школьная дезадаптация.

18. Неудовлетворенность ребенка в общении со взрослымявляется … фактором психологической адаптации к школе:

А) позитивным;

Б) негативным.

19. Хорошо развитая речь и низкий уровень развития мышления характеризует вариант развития первоклассников, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школе по А.Л. Венгеру:

А) вербализм;

Б) интеллектуализм;

В) негативистическая демонстративность;

Г) хроническая неуспешность.

20. Высокий уровень развития логического мышления в сочетании со средним уровнем речевого развития и слабо развитым образным мышлением– это вариант развития первоклассников, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школе по А.Л. Венгеру:

А) вербализм;

Б) интеллектуализм;

В) негативистическая демонстративность;

Г) хроническая неуспешность.

21. Причиной дезадаптации ребенка к обучению в школе не является:

А) отрицательное отношение к ребенку учителя;

Б) отсутствие у ребенка познавательных и учебных интересов;

В) недостаточное психомоторное и интеллектуальное развитие ребенка;

Г) отсутствие у ребенка эмоциональных расстройств.

22. Укажите верное определение адаптации ребенка к обучению в школе:

А) перестройка познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному обучению;

Б) приспособление ребенка к новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизни;

В) процесс привыкания ребенка к требованиям и порядкам образовательного учреждения, к новому социальному окружению, новым условиям жизни;

Г) процесс вхождения детей в новую для них социальную ситуацию развития;

Д) все ответы верны.

23. Фрагментарное усвоение учебного материала, отсутствие интереса к самостоятельному выполнению учебных заданий; нерегулярная подготовка к учебным занятиям – являются показателями... уровня адаптации ребенка к обучению в школе по А.Л. Венгеру:

А) высокого;

Б) среднего;

В) низкого.

 

Раздел 3. Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

24.Ориентировочный тест школьной зрелости, предполагающий рисование мужской фигуры по памяти, срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек был разработан:

А) А. Керном - Я. Йирасеком;

Б) Н.И. Гуткиной;

В) Д.Б. Элькининым;

Г) оценочной.

25. Определение готовности к школьному обучению целесообразно в следующих случаях:

А) выявление особенностей психического развития детей с целью разработки индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

Б) выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;

В) распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их зоной ближайшего развития, что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

Г) все утверждения верны.

26.Автором методики «Узор» является:

А) Н.И. Гуткина;

Б) Д.Б. Эльконин;

В) А.Л. Венгер;

Г) Л.И. Цеханская.

27.Автором методики «Графический диктант» является:

А) Н.И. Гуткина;

Б) Д.Б. Эльконин;

В) А.Л. Венгер;

Г) Л.И. Цеханская.

28.Дошкольники, которые систематически готовятся к обучению в школе в ущерб традиционным детским видам деятельности, оказываются:

А) достаточно психически развиты и готовы к обучению в школе;

Б) недостаточно психически развиты;

В) не готовы к обучению в школе;

Г) недостаточно психически развиты и не готовы к обучению в школе.

29. Автором комплексной методики по определению психологической готовности к обучению в школе, включающей задания для диагностики детей для гимназических классов и классов общеобразовательной школы является:

А) Д.Б. Эльконин;

Б) Л.А. Ясюкова;

В) А. Керн - Я. Йирасек;

Г) Н.И. Гуткина.

30. Тест Бендлера входит в комплексную методику по определению психологической готовности к обучению в школе, созданную:

А) Д.Б. Эльконин;

Б) Н.И. Гуткиной;

В) Л.А. Ясюковой;

Г) Л.И. Божович.

 

Вариант 2

Раздел 1. Понятие психологическая готовность к школе

 

1.Психологическая готовность к школе – это:

А) сложное образование, включающее высокий уровень развития интеллектуальной и мотивационной сферы, сферы произвольности и коммуникации;

Б) стремление ребенка к новому социальному положению;

В) совокупность знаний, умений и навыков ребенка;

Г) определенный уровень развития интеллектуальной сферы.

2. Подход к интерпретации психологической готовности к обучению в школе, предполагающий учет закономерностей психического развития ребенка – это:

А) мотивационный;

Б) генетический;

В) возрастной;

Г) социальный.

3. Способность человека создавать и использовать системы знаков, символов, представляющие или замещающие реальные объекты и оперировать ими как реальными объектами – это:

А) зрительно-двигательная координация;

Б) семиотическая функция;

В) парасимпатическая функция;

Г) синапс.

4. Отношение ко взрослому, отношение к сверстнику и отношение к самому себе являются элементами … готовности к школе:

А) социально-психологической;

Б) личностной;

В) интеллектуальной;

Г) произвольности.

5. Внутренняя позиция школьника состоит из:

А) стремления занять новую позицию в обществе;

Б) стремления к общению со взрослыми;

В) познавательной потребности;

Г) стремления к физической активности.

6.Исследователи, представившие психологическую готовность к школе как структуру учебно-важных качестве:

А) Н.И. Гуткина, В.В. Назаренко;

Б) Л.С. Выготский, Л.И. Божович;

В) Н.И. Нижегорожцева, В.Д. Шадриков;

Г) Е.Е. Кравцова.

7. Уровень развития познавательных процессов и сформированность познавательного отношения к окружающему – это:

А) социально-психологическая готовность;

Б) личностная готовность;

В) функциональная готовность;

Г) интеллектуальная готовность.

8.Указала на роль общения в психологической готовности ребенка к школе:

А) Н.И. Гуткина;

Б) Л.И. Божович;

В) Н.Г. Салмина;

Г) Е.Е. Кравцова.

9.Уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, интеллектуальные и физические нагрузки не влияют негативно на развитие ребенка – это:

А) социально-психологическая готовность;

Б) личностная готовность;

В) интеллектуальная готовность;

Г) функциональная готовность.

10.Внутренняя позиция школьника является показателем:

А) социально-психологической готовности;

Б) личностной готовности;

В) интеллектуальной готовности;

Г) функциональной готовности.

11.Укажите исследователя, выделившего одним из основных показателей психологической готовности ребенка к школе сформированнность семиотической функции:

А) Н.И. Гуткина;

Б) Л.И. Божович;

В) Н.Г. Салмина;

Г) Е.Е. Кравцова.

12. Подход к интерпретации психологической готовности к обучению в школе, предполагающий объяснение ее особенностей развития на основе разнообразных видов деятельности – это:

А) мотивационный;

Б) генетический;

В) возрастной;

Г) социальный.

 

Раздел 2. Психология адаптации и дезадаптации ребенка к обучению в школе

13. Укажите верное определение адаптации ребенка к обучению в школе:

А) перестройка познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному обучению;

Б) приспособление ребенка к новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизни;

В) процесс привыкания ребенка к требованиям и порядкам образовательного учреждения, к новому социальному окружению, новым условиям жизни;

Г) процесс вхождения детей в новую для них социальную ситуацию развития;

Д) все ответы верны.

14. Академическая, социальная и личностная адаптации являются компонентами:

А) физиологической адаптации;

Б) социально-психологической адаптации;

В) психолого-педагогической адаптации.

15. Понимание учебного материала, если учитель его излагает подробно и наглядно; усвоение основного содержания учебной программы, самостоятельное решение типовых задач – являются показателями... уровня адаптации ребенка к обучению в школе по А.Л. Венгеру:

А) высокого;

Б) среднего;

В) низкого.

16. Фрагментарное усвоение учебного материала, отсутствие интереса к самостоятельному выполнению учебных заданий; нерегулярная подготовка к учебным занятиям – являются показателями... уровня адаптации ребенка к обучению в школе по А.Л. Венгеру:

А) высокого;

Б) среднего;

В) низкого.

17. Адекватная оценка ребенком своего положения в школе является … фактором психологической адаптации к школе:

А) позитивным;

Б) негативным.

18. Совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, в результате чего адаптация ребенка к школьным нормам затрудняется, а в крайних случаях становится невозможной – это:

А) дезадаптация;

Б) школьная дезадаптация;

В) психогенная школьная дезадаптация.

19. К проявлениям школьной дезадаптации не относится:

А) выраженные затруднения в освоении программы по всем предметам;

Б) высокая работоспособность;

В) затруднения в усвоении норм поведения в школе;

Г) неуверенность в своих силах и способностях.

20. Причиной дезадаптации ребенка к обучению в школе не является:

А) непринятие ребенка одноклассниками;

Б) конфликтный характер отношения в семье;

В) физическое нездоровье ребенка;

Г) наличие у родителей интереса к успехам ребенка.

21. К какому уровню школьной дезадаптации относится совокупность признаков: неуспеваемость по большинству предметов, отклоняющееся поведение, эмоциональный дискомфорт:

А) дети «группы риска»;

Б) неустойчивая школьная дезадаптация;

В) устойчивая школьная дезадаптация.

22. Повышенная тревожность детей из-за недостаточной подготовки к школе или в результате завышенных требований к ребенку, не соответствующих его возможностям, страх допустить ошибку и не соответствовать ожиданиям родителей – это вариант развития первоклассников, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школе по А.Л. Венгеру:

А) вербализм;

Б) интеллектуализм;

В) негативистическая демонстративность;

Г) хроническая неуспешность.

23. Стремление ребенка быть в центре внимания любой ценой– это вариант развития первоклассников, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школе по А.Л. Венгеру:

А) вербализм;

Б) интеллектуализм;

В) негативистическая демонстративность;

Г) хроническая неуспешность.

Раздел 3. Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

24.Автором методики «Рисование по точкам» является:

А) Н.И. Гуткина;

Б) Д.Б. Эльконин;

В) А.Л. Венгер;

Г) Л.И. Цеханская.

25.Автором методики «Почтальон» является:

А) Н.И. Гуткина;

Б) А.З. Зак;

В) А.Л. Венгер;

Г) Л.И. Цеханская.

26. Авторами комплексных методик диагностики психологической готовности к обучению в школе являются:

А) Н.И. Гуткина;

Б) А.З. Зак;

В) А.Л. Венгер;

Г) Л.А. Ясюкова.

27.Автором методики «Графический диктант» является:

А) Н.И. Гуткина;

Б) Л.И. Цеханская;

В) А.Л. Венгер;

Г) Д.Б. Эльконин.

28.Дошкольники, которые систематически готовятся к обучению в школе в ущерб традиционным детским видам деятельности, оказываются:

А) достаточно психически развиты и готовы к обучению в школе;

Б) недостаточно психически развиты и не готовы к обучению в школе;

В) не готовы к обучению в школе;

Г) недостаточно психически развиты.

29. Ориентировочный тест школьной зрелости, предполагающий рисование мужской фигуры по памяти, срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек был разработан:

А) Д.Б. Элькониным;

Б) Н.И. Гуткиной;

В) А. Керном - Я. Йирасеком;

Г) Л.И. Божович.

30. Методика Тулуз-Пьерона входит в комплексную методику определения психологической готовности дошкольников к обучению в школе разработанную:

А) Д.Б. Элькониным;

Б) Н.И. Гуткиной;

В) А. Керном - Я. Йирасеком;

Г) Л.А. Ясюковой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.135 сек.