Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основной вопрос философии




 

Философия занимается исследованием целого ряда проблем.

 

В центре же ее внимания находится вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы. "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, - писал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию". И это не случайно.

 

В окружающем нас мире нет ничего кроме двух качественно различных групп явлений: материальных и идеальных, физических и психических, объективных и субъективных. Поэтому философия, стремясь дать целостное представление о мире, не может обойти вопроса о взаимоотношении этих двух групп явлений, решения, с одной стороны, того, что первично: материальное или идеальное, физическое или психическое, объективное или субъективное, природа или сознание, с другой - способно ли человеческое мышление, сознание познать природу, материальную действительность, могут ли люди иметь правильное представление о мире, его закономерностях, могут ли они, опираясь на эти представления и закономерности, изменять окружающую действительность в нужном им направлении. Нельзя, следовательно, дать целостного представления о мире без решения проблемы взаимоотношения мышления и бытия.

 

Сам характер философских теорий и решение других философских проблем зависит от решения этого основного вопроса философии.

 

Современные буржуазные философы пытаются "устранить" основной вопрос философии. Семантики, например, подменяют вопрос об отношении сознания к внешнему миру вопросом об отношении между предложениями, об отношении между словесными выражениями понятий (Р. Карнап, А. Айэр и др.). Они игнорируют тот факт, что понятия черпают свое содержание из объективной действительности, являются отражением наиболее существенных сторон предметов и явлений мира. Английский философ Б. Рассел объявляет вопрос об отношении сознания к бытию псевдопроблемой, потому что, с его точки зрения, "дух" и "материя" представляют собой лишь логические построения, а не реально существующие, качественно отличные группы явлений мира. Ревизионисты (А. Лефевр, Р. Гароди, Я. Кубский и др.) пытаются доказать, что благодаря новым открытиям естествознания наши прежние представления о материи сделались якобы шаткими, и поэтому прежние суждения о взаимоотношении сознания и материи теряют свой смысл. Материя, по их словам, является своего рода иксом (неизвестным). Эти и подобные заявления буржуазных и ревизионистских философов ничего общего не имеют с действительностью.

 

Основной вопрос философии не выдуман кем-либо из философов, а возник закономерно. Необходимость его решения определялась развитием трудовой деятельности людей, их борьбой за овладение силами природы, а также потребностями общественно-политической борьбы и интересами самого научного познания. "Уже с того весьма отдаленного времени, - писал Энгельс, - когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, - уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру"*.

 

* Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 282.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.