Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нефть и базы – устраняя препятствия




 

Пока Буш готовился к обеспечению своей победы на повторных выборах, стала видна определенная схема в военной и энергетической политике США. Вывод был очевиден. Внешняя и военная политика США теперь определялась одной целью – контролем над каждым крупным существующим или просто потенциальным месторождением нефти и над путями ее транзита во всем мире. Такой контроль был бы беспрецедентным. Единственная супердержава Соединенные Штаты имела бы власть решать: кто получает энергоносители, какое количество и по какой цене. Такая власть предоставила бы невообразимые возможности накануне кризиса нехватки нефти, который мог бы привести к катастрофическим последствиям для мировой экономики и социальной стабильности. Все выглядело так, что Вашингтон ввязался в войну того типа, который один из критиков называл ресурсными войнами.

Перед лицом неожиданной и неизбежной глобальной нехватки энергоносителей в таких регионах, как Китай и Индия, США как единственная в мире военная супердержава имела бы возможность диктовать свои условия экономического развития всему миру. Она обладала бы беспрецедентной властью позволять или запрещать доступ к самому экономически важному виду сырья – нефти. Чтобы суметь взять под контроль надвигающийся ресурсный кризис, Вашингтон должен был начать действовать задолго до того, как мир осознал, каковы ставки в этой игре. Дезинформация и обман должны были сыграть ключевую роль. В политике администрации Буша их хватало с избытком.

На Парижской конференции, посвященной пику нефтедобычи, в мае 2003 года выступил автор работ по ресурсным войнам Майкл Клэр. Он процитировал мало замеченное высказывание министра энергетики Буша Спенсера Абрахама на проходившем в марте 2001 года Национальном саммите по энергетике. Министр предупреждал: «В течение следующих двух десятилетий Америку ждет кризис нехватки энергоносителей. Неспособность ответить на этот вызов будет угрожать экономическому благополучию нашей страны, ослабит государственную безопасность и в буквальном смысле изменит наш образ жизни».

Ссылаясь на отчет по энергетике Чейни от 2001 года, Клэр отмечал: «Общей акцент ставится на устранение препятствий (будь то политические, экономические, юридические или логистические), которые бы помешали увеличению поставок зарубежной нефти в Соединенные Штаты». Он добавил, что «...энергетический план Чейни будет также иметь значительные последствия для политики США в сфере безопасности, а также в области размещения и использования вооруженных сил США».

В самом деле, такая перспектива внезапного ограничения объемов добычи нефти и газа, которое, возможно, случится к концу десятилетия, т. е. через пять-семь лет, могла бы объяснить одержимость идеей войны в Вашингтоне. Это же могло бы объяснить и то, почему такое уважаемое издание, как «Нью-Йорк Таймс», в январе 2003 года опубликовало большую статью Михаила Игнатьева, в которой он, описывая внешнюю политику Америки, призывал к строительству империи – вещь, ранее немыслимая для этой традиционно либеральной газеты.

Шаг за шагом в течение правления администрации Буша Соединенным Штатам удалось распространить свое военное присутствие в ранее невозможные уголки земного шара. Крах советской экономики создал возможности для расширения подконтрольного Вашингтону НАТО к самой двери России, прямо в «сердце мира», по выражению Бжезинского.

Говоря об осознанной связи между энергетической политикой Буша и его военной стратегией, Клэр отмечал: «...нельзя отрицать того, что главным приоритетом президента Буша стало усиление возможностей Америки по развертыванию военной мощи. При этом он следовал энергетической стратегии, влекущей за собой усиленную зависимость от поставок нефти из кризисных регионов с незатухающими конфликтами... С одной стороны, целью этой стратегии было взятие под контроль все больших объемов нефти, а с другой стороны, целью было усиление возможностей Америки вести боевые действия на этих самых территориях». В заключение Клер писал: «Эти цели слились в единую, целостную структуру, которая стала руководящим планом для американского мирового доминирования в XXI веке».

Благодаря иракской войне военные базы США были развернуты на территории ранее находившихся в сфере влияния СССР Узбекистана и Кыргызстана, а также в Афганистане. Военная дислокация в Афганистане позволяла войскам США контролировать большую часть южной Азии. Пакистан зависел от военного давления США. Теперь вся территория Персидского залива стала военным протекторатом США.

По мере усиления военного контроля в Ираке одна за другой при изрядной помощи Вашингтона стали падать костяшки энергетического домино по всему миру. Грузия, являющаяся ключевым трубопроводным маршрутом от Каспия до турецкого Джейхана, стала де-факто протекторатом США к началу 2004 года. Обучавшийся в США 36-летний юрист Михаил Саакашвили пришел к власти в результате «революции роз», чему способствовали Вашингтон вместе с «Фондом Сороса» вкупе с личным вмешательством Джеймса Бейкера, юридическая фирма которого одновременно представляла нефтяные интересы «Бритиш Петролеум» на Каспийском море.

В начале 2003 года, пока все следили за развитием ситуации в Ираке, Пентагон подготовил долгосрочное соглашение о военном базировании с двумя крохотными островами в Атлантике, Сан-Томе и Принсипи. Удачным образом эти острова находились в пределах досягаемости военного удара по стратегическим нефтяным месторождениям Западной Африки: от Марокко до Нигерии, Экваториальной Гвинеи и Анголы. Джордж Буш предпринял крайне необычный тур по Западной Африке, совпавший по времени с этим соглашением. Некоторые аналитики в Вашингтоне полагали, что вскоре до 25% всех нефтяных потребностей США будут обеспечиваться нефтью из Западной Африки. Они называли Гвинейский залив районом «жизненно важных интересов» США. В своем отчете по энергетической политике Чейни писал, что Африка «рассматривается в перспективе как один из самых быстрорастущих поставщиков нефти и газа для американского рынка». Без особого шума США вытесняли французов с того места, которое те традиционно занимали в различных нефтяных регионах Африки.

США начали вовлекать в свою орбиту и Ливию. В январе 2004 года Каддафи объявил об отказе от методов террора и открыл Ливию для зарубежных нефтяных инвестиций взамен на снятие санкций США. Говоря о потеплении отношений с Вашингтоном, Каддафи отметил: «Сейчас идет эпоха глобализации, и существует масса новых факторов, формирующих мир». Ливия все еще обладала значительными запасами нефти, и Вашингтон хотел их заполучить. Ливия уже заключала крупные сделки с японскими, итальянскими, французскими и другими иностранными компаниями, которых не связывали санкции США. К тому времени она уже подписала контракт с Китаем на строительство нефтяных и газовых трубопроводов. Но теперь все должно было измениться. Американские нефтяные компании были приглашены обратно. Каддафи задумался о том, как ему выжить в грядущих катаклизмах.

В январе 2004 года в Судане правительство в Хартуме подписало соглашение, которое разрешало совместную с повстанцами Дарфура разработку нефтяных месторождений на юге страны, чем завершило два десятилетия гражданской войны. За этой сделкой стоял Вашингтон. До этого Судан сотрудничал только с китайскими и европейскими нефтяными компаниями, а компании США подпадали под санкции Вашингтона и не присутствовали. Судан обладал значительными нефтяными запасами, и Вашингтон решил, что время пришло и для них.

Целью растущего военного присутствия США стала также нефть из Колумбии и соседней с ней Венесуэлы. Администрация Буша заявила, что потратит 98 млн. долларов на военное обучение и подготовку персонала в Колумбии. Это делалось не для того, чтобы остановить поток кокаина в Соединенные Штаты. Это делалось для защиты от партизанов из Революционных вооруженных сил Колумбии (ФАРК) и колумбийской Армии национального освобождения (НОАК), которые представляли угрозу большому нефтепроводу американской «Оксидентал Петролеум». Колумбия стала седьмым по величине поставщиком нефти для Соединенных Штатов. Когда президент Венесуэлы Уго Чавес попытался взять государственную нефтяную компанию под свой непосредственный контроль, администрация Буша попыталась осуществить в стране государственный переворот. В США нефтяной импорт из Венесуэлы, Колумбии и Эквадора превзошел по объему импорт нефти со всего Ближнего Востока. Аналогичным образом терроризм открыл двери новому, усиленному, военному присутствию США во владеющей нефтяными и газовыми месторождениями Индонезии.

Американский аналитик Золтан Гроссман отмечал: «В долгосрочной перспективе, как для американских военных стратегов, так и для врагов США, строительство новых баз может оказаться более важным, чем сами войны».

В конце своего первого президентского срока Джордж Буш-младший, новичок во внешнеполитических делах, руководил самым грандиозным развертыванием американской военной силы в ее истории. Военные базы, как никогда прежде, позволяли США контролировать стратегические маршруты энергоносителей по всей Евразии. США могли контролировать будущие энергетические связи между Японией, Китаем, Восточной Азией, Индией, Россией, а также Европейским Союзом. Бельгийский автор Мишель Колон сказал прямо: «Если вы хотите править миром, вам нужно контролировать нефть. Всю нефть. Везде». Как раз этим и занимался Вашингтон.

Когда после начала войны в Ираке в августе 2003 года зависимая от импорта энергоносителей Япония попыталась подписать долгосрочный контракт на разработку крупного нефтяного месторождения в Иране, Вашингтон воспрепятствовал этому, назвав в качестве причины ядерную программу Ирана. Токио понял намек. В октябре они уже лихорадочно пытались перекупить у Китая российскую нефть от ЮКОСа, как раз когда эта российская компания вела переговоры с Джорджем Бушем о продаже мажоритарного пакета акций «Шеврон Тексако». Нефтяной радар в Вашингтоне следил за всеми повсюду.

После оккупации Ирака стало очевидным, что Соединенные Штаты намериваются обеспечить тем или иным способом контроль над всеми крупными источниками нефти и газа, до которых они смогут добраться. Неудивительно, что многие стали задаваться вопросом о мотивах американского президента и его миссии по распространению свободы и демократии. Его предложение укреплять демократию на Ближнем Востоке путем удвоения финансирования «Национального фонда в поддержку демократии» едва ли могло кого-нибудь успокоить.

Непосредственно перед началом военной кампании в Ираке Анатоль Ливен анализировал, как США стремились к развязыванию войны. Сотрудник «Фонда Карнеги за международный мир» Ливен отмечал: «Основным и в целом одобренным планом является одностороннее мировое господство через абсолютное военное превосходство. Этот план последовательно поддерживался и разрабатывался группой интеллектуалов, близкой к Дику Чейни и Ричарду Перлу, с момента коллапса Советского Союза в начале 1990-х». Ливен напрямую связывал замысел группы Чейни со стратегическим вопросом о нефти: «Гарантированный и неограниченный доступ к дешевой нефти, полный контроль как можно ближе к ее источнику – это являлось единственным главным фактором для людей, собравшихся вокруг Чейни» (7).

 

«Всеобъемлющее доминирование»

 

Ставки в обеспечении военного контроля над иракской нефтью и всем Персидским заливом были настолько высоки, а возникающая в результате этого возможность контролировать экономическое будущее Евразии и других стран была настолько важной для новой имперской стратегии Америки, что администрация готова была пойти на риск.

Экономическая политика администрации Буша была простой: выиграть повторные выборы в 2004 году любой ценой. Бюджетный дефицит Вашингтона находился на ошеломляющем рубеже 500 миллиардов долларов. Дефицит торгового баланса был столь же огромен. Китайские, японские и восточно-азиатские экспортеры инвестировали сотни миллиардов долларов своего торгового профицита в ценные бумаги казначейства США и другие активы, страшась потерять рынок экспорта. В результате они впадали во все большую зависимость от США. Казалось, они попали в ловушку, из которой не видели выхода.

Несмотря на тревожные экономические данные, поступающие из Вашингтона, никто в Федеральной Резервной Системе или в администрации не казался озабоченным. Сейчас они контролировали самый главный источник мирового экономического роста – нефть. И контроль был не косвенный, через поддержку различных государственных режимов в богатых нефтью регионах, а прямой, посредством военной мощи. Крепко держа в кулаке мировые потоки нефти, они располагали истинным оружием массового уничтожения, средством для потенциального шантажа всего остального мира. Кто в таких условиях осмелился бы бросить вызов доллару?

Контраст между первым нефтяным кризисом в 1970-х и событиями после вторжения в Ирак был разительным. В 1973 году Билдербергский клуб в шведском Сальтшёбадене принял политику, целью которой являлось взвинчивание цен на нефть до такого уровня, который сделал бы рентабельной разработку месторождений в Северном море, Аляске и в других регионах, не входящих в ОПЕК. Этот первый нефтяной кризис помог продержаться долларовой системе какое-то время.

В 1970-х годах такие могущественные группы, как Билдербергский клуб и Трехсторонняя комиссия, смогли отсрочить последствия первого нефтяного кризиса для Европы, Японии и, в первую очередь, для Соединенных Штатов. Они сделали это, навязав систему МВФ большинству стран развивающегося мира, жестко подавляя любые национальные движения за экономическое развитие и самодостаточность.

Они назвали это «поддерживаемый» рост. Он поддерживал богатые страны из индустриального мира и долларовую систему более чем три десятилетия, накладывая на остальные страны «ограничения на рост». Из-за этого индустриальный мир прожил три лишних десятилетия с иллюзией об избыточной дешевой нефти, которая поддерживала уровень жизни, не имеющий прецедентов в истории. Цена за эту иллюзию, однако, была заплачена благополучием народов из когда-то развивавшихся стран от Африки до Латинской Америки и Азии. И только ограничивая стремление большей части остального мира к экономической стабильности и росту, маленькая группа стран, ведомая Соединенными Штатами, могла наслаждаться иллюзией процветания чуть дольше.

МВФ сыграл ключевую роль в претворении этой иллюзии в жизнь. Искусственно ослабляя индустриализацию на территории большей части планеты, Вашингтону удалось понизить мировой спрос на нефть, что тем самым позволило импорту дешевой нефти продолжать подпитывать искусственное процветание в США. Пик добычи нефти в Америке прошел в начале 1970-х годах. С тех пор американский образ жизни зависел от все возрастающего импорта зарубежной нефти.

С началом нового столетия стало невозможно и далее поддерживать иллюзию об избыточной и дешевой нефти. Методы МВФ или их эквиваленты впервые были испробованы на населении индустриального мира. С приближением мирового пика нефтедобычи США начали предпринимать односторонние меры для сохранения своей власти: отказ подписать Киотский протокол, отказ признать подсудность своих солдат и офицеров перед Международным судом ООН, вторжение в Ирак и все остальное.

Через тридцать лет после первого нефтяного кризиса самые крупные новые месторождения оставили позади период своей пиковой добычи. Вашингтон и крупнейшие британские и американские нефтяные гиганты больше не могли позволить себе роскошь рассчитывать на режимы, при которых государственные нефтяные компании работали просто как подрядчики. На повестку дня встал прямой контроль мировых запасов нефти и газа США и Британией. Они предпочитали называть это продвижением демократии на Ближнем Востоке. Все свидетельства указывали на то, что надвигается мировой абсолютный пик добычи нефти, и Вашингтон не желал ничего оставлять на волю случая. Если в 1973 году прозвенел тревожный звонок, то в 2003 году это был уже набат. На этот раз все было по-настоящему.

В начале нового тысячелетия Соединенные Штаты были практически монополистами в сфере военной технологии и мощи. Они управляли мировой резервной валютой и через нее могли контролировать активы большей части индустриального мира. Для этого у Пентагона был особый термин – «всеобъемлющее доминирование». Он означал, что США должны контролировать развитие ситуации в военной сфере, в экономике и политике по всему миру. Было похоже, что они к этому успешно приближались.

Критики односторонней гегемонии Америки рассматривали ее имперские устремления как следствие ее слабости, а не силы. Одним из них был Эммануэль Тод, советник президента Франции Жака Ширака. Он выдвигал проект альтернативной коалиции – между Европой с центром во Франции и Германии и Россией. Как раз против этой комбинации евразийских сухопутных держав предостерегали Бжезинский и Халфорд Макиндер. Но к началу 2004 года евразийская коалиция находилась в жалком состоянии замешательства, полная внутренних разногласий – Европейский Союз не мог договориться даже о Конституции. Казалось, на горизонте у Вашингтона не наблюдается серьезных соперников.

Покойный ученый Эдвард Сейд написал в «Аль Ахрам» сразу после вторжения в Ирак: «Каждая империя в своих официальных обращениях говорила, что она не такая, как все остальные, что ее обстоятельства особенные, что ее миссия – просвещать, цивилизовывать, нести порядок и демократию, и что она использует силу только в крайних случаях». Он не прожил достаточно долго, чтобы увидеть, окажутся ли верными его слова в Новом Американском Столетии (8).

 

Примечания к главе 13

(1) «Стратегическая энергетическая политика: вызовы XIX века». Хьюстон: Институт государственной политики Джеймса Бейкера и Совет по международным отношениям, апрель 2001. Доклад утверждает, что мир вошел в «новую энергетическую эпоху... зависимость от нефтяных запасов нестабильного Ближнего Востока может резко возрасти в течение следующих двух десятилетий...». Он также заявил, что задолго до начала второй войны «Ирак стал ключевым "производителем ОПЕК", который создает сложную ситуацию для правительства США». Эта исследовательская группа на высшем уровне рекомендовала Чейни и администрации Буша сформировать «всестороннюю энергетическую политику».

Информация о дочери ас-Сабаха из Кувейта и ее ложных свидетельских показаниях была подробно изложена в «Крисчен Сайенс Монитор» 6 сентября 2002 года в статье Тома Ригана «Размышляя о войне, берегитесь младенцев в инкубаторах».

Чейни Д. Осенняя речь на обеде. Лондонский институт нефти, 1999. Заявления О'Нила цитировались «Мид-Ист Реалити», Вашингтон, 10 января 2004 года. День спустя администрация Буша угрожала О'Нилу возможными преследованиями за якобы раскрытие засекреченного документа «План для пост-саддамовского Ирака», в котором детализировался контроль над иракской нефтяной промышленностью в послевоенный период. Белый Дом Буша, безусловно, не был доволен замечаниями О'Нила.

(2) «Перестраивание защиты Америки», Проект нового американского века, округ Вашингтон, сентябрь 2000. «Гардиан», «Клуб бывших президентов», авторы Оливер Буркеман и Юлиан Борджер, 31 октября 2001 года – одна из немногих опубликованных вещей, в которой обсуждается одна из наиболее влиятельных и тайных корпоративных групп в мире.

(3) Рашид Ахмед. Талибан: воинственный ислам, нефть и фундаментализм в Центральной Азии. Лондон: «Таурис и Ко», 2001.

Пилгер Дж. Американский рывок к глобальному доминированию // Пакистан Дейли Таймс, 15 декабря 2002.

«Ковер из золота» и роль «Юнокал» в Афганистане подробно освещаются в книге «Запрещенная правда: тайная нефтяная дипломатия между США и Талибаном», авторы Жан-Шарль Бризар и Дж. Даскье, издательство «Тандерс Муз Пресс/Нэйшн Пресс», Нью-Йорк, 2002. Связь между Карзаем и «Юнокал» упомянута в газете «Ле Монд» 13 декабря 2001.

Новости о подписании соглашения по афганскому трубопроводу между Пакистаном и Туркменистаном проходили на веб-странице after-words.org/grim 3 января 2003 года.

В статье «Связи Энрон-Чейни-Талибан?» Рона Каллари, опубликованной в 28 февраля 2002 года в «Альбин Монитор», содержится много подробностей о роли «Энрон» в переговорах о трубопроводе в Афганистане, прежде чем они были окончательно сорваны.

(4) Статья в «Гардиан» Майкла Мичера «Война с терроризмом является фикцией», Лондон, 6 сентября 2003. Автор этой статьи – давний высший член кабинета Блэра; статья была встречена глухим молчанием в средствах массовой информации США.

Сообщение об отзыве американской команды, разыскивавшей ОМУ, находится в статье Раймона Уайтейкера «Пауэлл взял назад обвинения Аль-Каиды как и охоту за саддамовским ОМУ (Индепендент», 11 января 2004).

Замечания Вулфовица рассматриваются в статье Джорджа Райта «Вулфовиц: Война в Ираке была за нефть», опубликованной в «Гардиан» 4 июня 2003.

Тимоти Гартен Эш в статье «Следующая остановка Сирия?» (Гардиан, 22 января 2004) отмечает призыв Буша удвоить финансирование Национального Фонда в поддержку демократии на Ближнем Востоке.

(5) Бжезинский Збигнев. Геостратегия для Евразии // Форин Аффэрс. Сентябрь/октябрь 1997.

Эймс Марк. Начало новой Холодной войны из-за нефти // Экзайл. 1 июня 2006.

Джонсон Чалмерс. Немезис: Последние Американской республики. Нью-Йорк, Метрополитэн Букс, 2007

(6) Кенней Дж.Ф. Соображения о последних прогнозах о неминуемом дефиците нефти оцененные с точки зрения современной науки о нефти. Лондон, специальное издание о будущем нефти Британского Института нефти, июнь 1996.

Краюшкин В.А., Чебаненко Т.Н., Клочко В.П., Дворянин Ю.С., Кенней Дж.Ф. Выкачивание и разработка нефтяных и газовых месторождений в Днепро-Донецком бассейне. Энергия, 2001, вып. 23/3, с. 44-47. Глава Управления общих оценок Пентагона Эндрю Маршалл, согласно сведенениям автора из первых рук, слишком поздно по-настоящему оценил знание американскими физиками русской абиотической работы в 2006 году, чтобы изменить краткосрочное стратегическое уравнение контроля над нефтью, встроенное в американскую стратегию военного контролирования нефти на Ближнем Востоке, в Африке и повсюду. Отказ США принять предложение ведущих российских ученых в области абиотической теории поделиться своей работой может войти в историю как один из величайших стратегических промахов во все времена.

Джордж Буш-младший. Замечания Президента на Собрании Ассоциации национальных губернаторов. Округ Вашингтон, 27 февраля 2006 года.

(7) Саймон Ромеро. Переворот на крошечных африканских островах отдается в нефтяных офисах Техаса // Нью-Йорк Таймс, 18 июля 2003.

Иран и Япония близки к подписанию договора, несмотря на давление США // Доу Джонс, 3 июля 2003.

Анатоль Ливен. Импульс для войны // Лондонское книжное обозрение. Октябрь 2002. Т. 24. № 13.

Уэйн Мадсен. Цель Большой нефти и Джеймса Бейкера – в Западной Сахаре // Вся Африка, 9 января 2003.

Нестабильность в Грузии связана с нефтью. Пакистан: «Давн Групп оф Ньюспейперс», 24 ноября 2003.

«Африканская нефть: Приоритет для национальной безопасности США» – статья, подготовленная Инициативной группой по африканской нефтяной политике и опубликованная Институтом передовых стратегических и политических исследований в Вашингтоне в январе 2002 года.

(8) Тодд Э. После Империи: Падение Американского Порядка. Нью-Йорк: Издательство «Коламбиа Юниверсити Пресс», 2003. Тодд доказывает, что американская международная политика продиктована экономической слабостью, а не силой.

Сайд Э. Введение в ориенталистику // Египет: еженедельник «Аль-Ахрам». 7-13 августа 2003.

 

Глава 14

НЕФТЬ, ВОЕННЫЕ БАЗЫ, «ЦВЕТНЫЕ» РЕВОЛЮЦИИ
И НОВЫЙ ЯДЕРНЫЙ АРМАГЕДДОН...

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.