Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И ее роль в современном обществе




ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Тема 1.

 

 

1. Возникновение и развитие экономической теории. Основные направления и школы экономической теории.

2. Предмет экономической теории и его структура.

Микроэкономика и макроэкономика.

3. Методы и функции экономической теории. Использование экономической теории в экономической политике и хозяйственной практике.

4. Проблема выбора в экономике. Экономические потребности. Экономические ресурсы. Граница производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек.

5. Основные цели функционирования экономики. Экономический рост.

 

 

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономическим проблемам как важнейшей стороне жизни человека всегда уделялось серьёзное внимание. Экономическая теория как наука является результатом длительного исторического развития. В своём развитии она прошла три этапа: 1 – Универсализация. 2 - Дифференциация. 3 - Интеграция.

В эпоху античности и средневековья экономические знания входили в общие правила поведения людей. На протяжении почти двух тысячелетий обсуждались вопросы этики и общего учения о справедливости, в частности вопросы о допустимости торговли, о «справедливой цене».

С развитием производства накапливался опыт и знания не только по изготовлению различных продуктов, но и по организации производства. Всё это фиксировалось в виде разного рода заповедей и правил поведения

(египетские папирусы, таблицы царя Хаммурапи, древнеиндийские Веды,

сочинения Платона, Ксенофонта, Аристотеля и другие).

В III веке до н.э. древнегреческий учёный Аристотель ввёл термин

«экономия», который использовался в одном и том же значении, что и термин «экономика». Этот термин переводился, как ойкономия («ойкос» - дом, «номос» - правило, закон) и в целом означал правила ведения домашнего хозяйства. Это свод наставлений по управлению хозяйством: внутри «дома» и между «домами» - поместьями. В течение длительного


 

 

исторического периода слово «экономия» концентрировало всю совокупность накопленных и фиксированных знаний о правилах организации и ведения хозяйства. Экономическая наука превратилась в науку о законах развития хозяйства.

Образование централизованных государств потребовало определения правил ведения уже не отдельных хозяйств, а общенационального, государственного хозяйства. Понятие экономия превращается в политическую экономию. В то время слова «политика» и «государство» были тождественными словами. Впервые этот термин ввёл французский экономист Антуан Монкретьен (представитель школы меркантилизма) в

1615 г. в своей работе «Трактат политической экономии».

Особенности экономических знаний древнего мира и феодализма:

- они составляли единую, нерасчленённую науку (включали анализ проблем торговли, выпуска денег, налогообложения и т.д.);

- экономическими вопросами занимались учёные-универсалы (философы, писатели, ученые в области естественных наук, религиозные деятели, т.е. наиболее образованные люди того времени).

Начало этапа дифференциации (выделения в самостоятельную сферу знаний) связано с эпохой первоначального накопления капитала (период разложения феодального строя и зарождения капитализма – XVI – XVII века).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.